Конспект занятия "Прогулка в осенний лес"
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Фатихова Лилия Миннахматовна

Конспект занятия для старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka_v_osenniy_les.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в психическом развитии детей №63 «Подснежник»»

План – конспект

  непосредственной образовательной

деятельности  в старшей группе детей с ЗПР на тему: «Прогулка в осенний лес»

Учитель-логопед:  Фатихова Лилия

 Миннахматовна

Республика Татарстан

г. Нижнекамск, 2014 г.

Используемая образовательная программа:

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  2. Программа воспитания и обучения в детском саду /под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. -  М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009. – 208с.

Профессиональная программа:

 - Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 частях. Часть 1. Первый  год обучения (старшая группа). М.: Альфа, 1993.

- Подготовка к школе детей с ЗПР. Книга 1. Под общей редакцией С.Г. Шевченко;

- Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической работе для детей с ОНР (с 4 до 7 лет) Нищева Н.В., Санкт-Питербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006..

Тема занятия:  Составление рассказа по сюжетной картине «Ранняя осень».

Дидактическое обеспечение:  5 мячей среднего размера, разноцветные бумажные листья с разных деревьев, силуэты осенних деревьев, предметные картинки для игры «Четвертый лишний», картина «Ранняя осень» (Круглый год. Серия демонстрационных картин. – СПб, ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005), ноутбук, запись фрагмента «Времена года» П.И. Чайковского.

Предварительная работа:   Прогулка в парк, наблюдение за осенними изменениями в природе. Формирование умения различать деревья по характерным особенностям ствола, ветвей, листьев, коры. Разучивание упражнения «Осенью».

Цели:

Коррекционно-образовательные: Учить составлять последовательный рассказ по сюжетной картине, упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе в именительном падеже, составлении простых распространенных предложений, расширять словарь по теме «Осень».

Коррекционно-развивающие: развитие длительного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.  Воспитание у детей любви и бережного отношения к природе.

Структура занятия:

  1. Вводная часть (3 минуты).

Цель: Создание эмоционального положительного фона. Собрать и активизировать внимание детей, настроить на дальнейшую деятельность.

- приветствие;

- сообщение темы.

1. Упражнение «Перешагни через лужи».

Цель: Формирование умения ходить с перешагиванием через предметы.

2. Пальчиковая гимнастика «Дует ветер».

Цель: Развитие мелкой моторики

3. Артикуляционная гимнастика.

Цель: совершенствование артикуляционной моторики.

  1. Основная часть (20 минут).

Цель: реализация задач программного содержания.

  1. Презентация «Осень».

Цель: Закрепить знания о приметах осени.

  1. Рассматривание картины «Ранняя осень». Коллективное составление рассказа детьми.

Цель: расширение представлений об осенних изменениях в природе. Развитие связной речи.

  1. Самостоятельные рассказы детей по плану.

              Цель: закрепить навык составления рассказа по картине у детей.

 

  1. Динамическая пауза. Координация речи с движением «Осенью».
  2. Дидактическая упражнение «Расскажи какой лист?»

Цель: пополнение пассивного словаря относительными прилагательными.

  1. Упражнение «Четвертый лишний»

Цель: развитие зрительного внимания и восприятия, мышления и связной речи.

  1. Заключительная часть (2-3 минуты).

Цель: подведение итогов занятия, педагогическая оценка деятельности детей.

Используемые методы и приемы:

Наглядные: рассматривание картины, презентация Power Point.

Практические: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, подвижные игровые упражнения, упражнение.

Словесные: вопросы, наводящие вопросы; план рассказа, коллективное составление рассказа детьми; образец рассказа педагога.

Используемая литература: 

  1. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
  2. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения  в старшей  логопедической группе / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д , 2010.  

Ход занятия:

  1. Вводная часть.
  1. Упражнение «Перешагни через лужу».

- Ребята, сегодня я вас приглашаю   в осенний лес. Дорога у нас будет трудная, длинная (логопед приглашает детей пройти в кабинет, по дороге в кабинет разложены на равном расстоянии друг от друга 5 мячей). Представьте себе, что это не мячи, а лужи и вам нужно перешагивать через них, чтобы добраться до места. Поставьте руки на пояс. Шагайте, высоко поднимая колени (дети идут, перешагивая через мячи; логопед следит за правильностью выполнения упражнения и поддерживает детей, если они в этом нуждаются).

- Молодцы. Ловко выполнили задание, перешагнули через лужи и не промочили ножки.

          2.  Пальчиковая гимнастика «Дует ветер».

- А теперь дети давайте покажем, как у нас сильно дует ветер (дети повторяют за логопедом)

Дует, дует ветер

Дует, задувает

Энергичные взмахи руками

          Желтые листочки

           С дерева срывает

Имитация срывания листочков.

          Падают листочки

Прямо нам под ножки

Наклон вперед, руки касаются ног

Ветер по лесу летал

Плавные волнообразные движения ладонями

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с Березки золотой,

Вот последний лист с осинки

Загибают по одному пальчику на обеих руках

Ветер бросил на тропинку.

(Н. Нищева)

Спокойно укладывают ладони на стол.

3. Артикуляционная гимнастика.

- А теперь, ребята, давайте подойдем к реченьке. Вот посмотрите, это речка (логопед показывает на зеркало, дети садятся перед зеркалом, логопед сидит позади детей так, чтобы они хорошо видели его лицо в зеркале, все упражнения выполняются вместе с детьми).  

- Сядьте правильно, спину держите прямо. Руки положите на колени. Давайте улыбнемся реченьке. Вот так (выполняют перед зеркалом упражнение «Улыбка» 3-4 раза).

- Отдохнули немного? Давайте теперь попьем водички, вытягиваем вперед округленные губки (выполняют вместе с логопедом упражнение «Хоботок»).

-  Молодцы, а теперь давайте сначала улыбнемся реченьке, а затем попьем воды (выполняем поочередно упражнение «Улыбка – Хоботок»).

- А теперь давайте язычок наш отдохнет. Положите на нижнюю губу расслабленный язычок (дети выполняют упражнение «Лопаточка»).

II. Основная часть.

  1. Презентация Power Point «Осень».

Логопед читает стихотворение «Листопад».

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки елочки темнеют,

А между кленами синеют,

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной

За лето высох он от солнца.

                      И. Бунин.

Стихотворение читается под фон записи фрагмента    П.И. Чайковского «Времена года».

- Вот мы и пришли. Посмотрите, как красиво в осеннем лесу, все деревья в желтом уборе, много листьев…      

           2.   Рассматривание картины «Ранняя осень»   

               - Ребята, посмотрите еще раз на осенний лес (перед детьми картина «Ранняя осень»). Давайте мы расскажем о нем (детям дается 1 минута для свободного рассмотрения картины). Кого вы видите? Начните ответ со слов «Мы видим». (Мы видим детей).

               -  Где находятся дети? (Они пришли в  лес)

               -  В какой лес пришли дети? (Дети пришли в осенний лес)

               - Как вы догадались?  (В лесу на деревьях разноцветные листья, на земле желтая трава. В траве растут грибы.).

               -  Что делают девочки? (Девочки собирают листья)

              -  Что делает мальчик в красной куртке? (Наблюдает за белочкой)

               - Что делает другой мальчик? (Другой мальчик хочет погладить ёжика)

               -  Как вы думаете, детям понравился осенний лес? Обратите внимание на их лица.  (У детей веселые лица. Им очень нравится в осеннем лесу)  

              - Вы очень хорошо отвечали на мои вопросы. А теперь давайте попробуем  рассказать о картине целиком.

    3. Самостоятельные рассказы детей по плану.

     1) Сначала вы расскажете, кого вы видите на картине, где они находятся?

    2) Затем опишите осенний лес.

    3) Потом расскажете, что делают дети.

    4) И, наконец, объясните, почему детям понравилось в осеннем лесу.

 (Логопед дает детям 2 минуты для подготовки к рассказу).

 -  Петя, расскажи нам о картине.  (Мы видим на картине детей. Они пришли в осенний лес. В лесу на деревьях разноцветные листья, на земле желтая трава. В траве растут грибы. Девочки собирают листья. Один мальчик наблюдает за белочкой, а другой – за ёжиком. Детям интересно гулять в осеннем лесу.).

- Молодец, Петя, у тебя получился хороший рассказ.  Каждый из вас составит свой рассказ потом. (При затруднении логопед предлагает детям образец рассказа).

4.  Динамическая пауза. Координация речи с движением «Осенью».         

 - Ребята, в осеннем лесу так весело, давайте с вами поиграем в игру «Осенью». Встаем лицом в круг.

 

Вдруг закрыли небо тучи

Поднимаются на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки

Начал капать дождь колючий

Прыгают на носочках, держат руки на поясе

Долго дождик будет плакать

Разведет повсюду слякоть

Приседают, держат руки на поясе

Грязь и лужи на дороге

Поднимай повыше ноги.

Идут по кругу,

высоко поднимая колени

- Молодцы, хорошо повеселились.

5. Дидактическое упражнение «Расскажи какой лист?»  

- Ребята посмотрите, сколько листьев опало, целый осенний ковер. Давайте расскажем про эти листочки. Надо рассказать какого он цвета и с какого дерева.  (На полу разбросаны разноцветные листья с разных деревьев, и стоят силуэты осенних деревьев). Вот посмотрите, это желтый березовый листок.

 -  Юлиана, какой у тебя листочек? (Я взяла красный лист осины) Это красный осиновый листок.

 -  Саша, у тебя какой листочек? (У меня коричневый листок дуба). Правильно, это коричневый дубовый листок.

 -  Мария, у тебя какой  листок? (У меня оранжевый листок клена). Верно, это оранжевый кленовый листок.

 - Очень хорошо. А теперь давайте поиграем с осенними листочками. Встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте ее от лица. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек. (Упражнение выполняется 3-4 раза по команде логопеда. Логопед следит за тем, чтобы дети не надували щеки и не поднимали плечи).

6. Игра «Четвертый лишний».

 - А сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний».  (Перед детьми выставляются картинки: зонт, резиновые сапоги, плащ-дождевик, спасательный круг) Посмотрите на картинки и подумайте, которая из них лишняя? (Лишний спасательный круг).

- Почему?  (Он нужен летом, на пляже).

- Верно, а все остальные предметы нам нужны осенью.  (Аналогично проводится работа с 2-3-мя комплектами картинок).

 III. Заключительная часть.

 - Ребята, а теперь нам пора возвращаться. Давайте, вспомним, чем мы сегодня занимались? (Перешагивали через лужи, любовались на речку , составляли рассказ по картине про осенний лес,  собирали листочки, играли с ними,  играли в игру «Четвертый лишний»).  

- Что вам больше понравилось? (собирать листочки, играть в осеннем лесу).

 - Молодцы, ребята, хорошо позанимались сегодня и Саша, и Маша, и Юлиана. Петя составил красивый рассказ про осенний лес. Все – молодцы!

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на осеннюю тематику «Осень продолжается!»

Систематизировать и дополнить знания детей об осенних дарах природы....

Конспект интегрированного занятия "Осень, осень в гости просим"

В конспекте представлен материал по уточнению представлений детей среднего дошкольного возраста о характерных признаках осени и осенних явлениях....

Конспект занятия Дары осени.Золотая осень смешанная дошкольная группа

Цель:• Развитие речи,• Логического мышления• Закрепление знания об овощах, фруктах.Задачи:• Закрепить обобщающие понятия овощи и фрукты, знания о полезных свойствах овощей и фрукто...

Конспект НОД«Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени с опорой на картинки – символы».

Учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой»; учить составлять описательный рассказ об осени с опорой на картинки-...

Методическая разработка: конспекта игрового досуга «Осень, осень в гости просим» для детей имеющих с интеллектуальные нарушения.

методическая разработка: конспекта игрового досуга  для детей разновозрастной  группы с интеллектуальными нарушениями «Осень, осень в гости просим» проведенного учителем-дефектол...

Конспект по ФЭМП «Осень. Деревья осенью»

Активизация интереса к математике в процессе организованной образовательной деятельности....