конспект нод по развитию речи для детей 3-5 лет "Путешествие по сказкам"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Рахматалиева Хамида Айткалеевна

Занятие расчитано для детей 2 младшей - средней группы. С помощью демонстрационного материала (иллюстрации сказок: "Репка", "Курочка ряба", "Теремок") дети вспоминают героев сказок, а так же названия сказок и выявляют героя, который "живет" во всех сказках, вспоминают знакомую сказку "О глупом мышонке", с помощью шапок - инсценируют сказку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в разновозрастной

 2-й младшей – средней группе

«Путешествие по сказкам»

Цель: совершенствовать познавательную активность детей.

Задачи:

Обучающие:

- расширять знания детей о сказках, пополнять словарный запас, вспоминая знакомые сказки; называть животных

- формировать умение инсценировать знакомую сказку.

Воспитательные: 

- воспитывать умение оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам героев, подражать им;

- воспитывать желание оказывать помощь сказочному персонажу.

Развивающие: 

- Развивать внимание, память, логическое мышление, слуховое восприятие, речь; умение свободного общения со взрослыми и детьми.

Интеграция образовательных областей: познание,  коммуникация, социализация, физическая культура.

Оборудование: плакат в центре знак вопроса в кружке и от него отходят лучиками иллюстрации из трех сказок; шапки - маски героев сказки «Глупый мышонок» - мышка, утка, жаба, лошадь, свинья, курица, щука, кошка. 

 Предварительная работа: Непрерывная непосредственно образовательная деятельность, направленная на получение новых знаний, накопление опыта; чтение сказок: «курочка ряба», «Теремок», «Репка»,  рассматривание иллюстраций.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Создание проблемной ситуации

 Дети сидят полукругом на стульчиках. Перед ними висит плакат с изображением: знак вопроса в кружке и от него отходят лучиками иллюстрации из трех сказок. 
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста на этот плакат, вот какая загадка (показываю на знак вопроса), которую я не могу отгадать. Вы мне поможете? На этом рисунке под знаком вопросика спрятался герой очень многих сказок. Он встречается во всех этих трех сказках и мы сегодня постараемся угадать, кто же это такой. 
Посмотрите на первый рисунок, какая это сказка? 
Дети: Это репка 
Воспитатель: Правильно, ребята! А какие герои нам встречаются в «Репке»? 
Дети: Дедушка, бабушка, внучка, Жучка, кот и мышка. 
Воспитатель: Правильно! А что за сказка изображена на этом рисунке? Что это за домик? 
Дети: Теремок! 
Воспитатель: Правильно! А какие герои встречаются в этой сказке? 
Дети: Муха, комар, мышка, лягушка, лиса, заяц и медведь. 
Воспитатель: Молодцы! Вы всех героев назвали! И третья сказка на этом рисунке. Кто догадался, что это за птица? 
Дети: Курочка. 
Воспитатель: Я согласна. Какую сказку мы знаем про Курочку? 
Дети: Курочка Ряба 
Воспитатель: Кто помнит героев этой сказки, их там совсем немного. 
Дети: Курочка Ряба, дед, баба и мышка. 
Воспитатель: Молодцы. Какая у вас хорошая память! Вы так хорошо знаете эти сказки и их героев. А, какой герой встречается во всех этих сказках?

Дети: Это мышка! 
Воспитатель: Конечно, а точнее, мышонок. Давайте откроем кружок и убедимся. (открываем модель с изображением мышонка) .А это точно мышонок? А какой мышонок?

Дети: Он серый, маленький, у него длинная мордочка, тоненький хвостик. 
Воспитатель: Правильно. А, что же любит мышонок? (сыр, зернышки).

Физкультминутка:  вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне) . 
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами) . 
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони) . 
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»)
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой) . 
Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту) . 

2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, наш мышонок почему-то дрожит, как- будто, он чего-то испугался. Что случилось, мышонок? Ребята, он шепчет мне на ушко, что он только что сбежал от кошки из одной какой-то сказки. Кстати, а ведь мы недавно читали одну сказку про мышонка, кто помнит ее название? 
Дети: «Глупый мышонок». 
Воспитатель: Правильно. Но, как мы помним, в этой сказке много персонажей, а у нас только один – Мышонок, и ему очень грустно. Давайте вспомним  других героев, и попробуем их изобразить. 
Воспитатель: скажи - те, кто появился первым в сказке? 
Ребенок: Мышка – мать. 
-Правильно, мышка- мать.
Воспитатель: Я буду мышка – мать (надеваю шапку – маску)

Пела ночью мышка в норке:
- Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Отвечает ей мышонок:
- Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!

Воспитатель: кого же, мышка позвала в няньки?

Дети: утку

- Кто у нас будет утка? (надеваю шапку – маску утки). Какую песню утка пела мышонку?

- кря – кря - кря, усни, малютка, дам тебе я червяка. Ребята, понравилась ли эта песенка мышонку? (нет)
- Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!
- Кого следующего позвала мышка в няньки? (жабу)
- Приходи к нам, тетя жаба, нашу детку покачать. Выбираем жабу (надеваю шапку – маску жабы). Какую песенку спела жаба?
- Ква- ква- ква, не надо плакать, дам тебе я комара.

Воспитатель: понравилось такая песенка мышонке? (то же нет).
- Приходи к нам, тетя лошадь, нашу детку покачать.
- И- го-го! - поет лошадка.
Спи, мышонок, сладко-сладко, дам тебе овса мешок.
Воспитатель: ребята, но и эта нянька не понравилась нашему мышонку, кто же следующий попробует поняньчить нашу малютку? (свинья).  

- Приходи к нам, тетя свинка, нашу детку покачать.
Выбираем желающего – надеваю шапку - маску Какую песенку пела свинья?

- хрю-хрю, успокойся, говорю. Понравилась нянька мышонку? (нет). Кого еще позвала мышка – мать? (курицу)

- Приходи к нам, тетя клуша,
Нашу детку покачать. Закудахтала наседка:
- Куд - куда! Не бойся, детка! Ой, наша курочка тоже не понравилась нашей малютке.
- Приходи к нам, тетя щука, нашу детку покачать.

-А, что же пела щука? Умеет щука петь песенки? (нет), верно, рыба не умеет петь песни, она только открывает рот (ребенок показывает – открывает рот). Наш мышонок ничего не услышал, и ему такая нянька то же не понравилась.

Воспитатель: кого еще позвала мышка в няньки? (кошку)
- Приходи к нам, тетя кошка, нашу детку покачать.
Стала петь мышонку кошка:
- Мяу-мяу, спи, мой крошка! Мяу-мяу, ляжем спать, Мяу-мяу, на кровать. Ребята понравилась эта песенка мышонку? (да)
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Голосок твой так хорош.
Очень сладко ты поешь!
Ребята, а для того, чтобы кошка не съела нашего мышонка, давайте подарим ей любимое лакомство. Что она любит? (давайте)
Воспитатель выкладывает на стол муляжи: сосиска,  виноград, перец.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что выберет наша кошка? (сосиску)
Воспитатель: Конечно, вы правы. А почему она выберет сосиску? потому что кошки не едят овощи и фрукты. 
Воспитатель: Молодцы! 
3. Итог. 
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а вам понравилась сказка? А о чем рассказывает эта сказка? (что не надо делать? как надо себя вести) 
- О том, чтобы мы всегда слушались маму; чтобы мы не капризничали; о том, что некрасиво быть грубым, невежливым. 
Воспитатель: Правильно. Надо любить свою мамочку. Маму не заменит никто. А этот Мышонок пусть останется и поживет пока у нас в группе. Мы за ним будем ухаживать и заботиться о нем.

http://s60.radikal.ru/i170/1306/39/0a4209f55e51.jpg

http://www.kobook.com.ua/images/product_images/original_images/68905_0.jpg

http://crosti.ru/patterns/00/09/1f/df456dc9a8/img597983-2.jpg

http://cs625727.vk.me/v625727214/1e2f4/ZDHtmB8muNM.jpg

http://player.myshared.ru/603153/data/images/img6.pnghttp://cs419616.vk.me/v419616843/9cc4/ye2SfM7xsCM.jpg

http://img2.second.by/u2/sp/17207/22004496704073_600.jpg



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в разновозрастной

 2-й младшей – средней группе

«Путешествие по сказкам»

Цель: совершенствовать познавательную активность детей.

Задачи:

Обучающие:

- расширять знания детей о сказках, пополнять словарный запас, вспоминая знакомые сказки; называть животных

- формировать умение инсценировать знакомую сказку.

Воспитательные: 

- воспитывать умение оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам героев, подражать им;

- воспитывать желание оказывать помощь сказочному персонажу.

Развивающие: 

- Развивать внимание, память, логическое мышление, слуховое восприятие, речь; умение свободного общения со взрослыми и детьми.

Интеграция образовательных областей: познание,  коммуникация, социализация, физическая культура.

Оборудование: плакат в центре знак вопроса в кружке и от него отходят лучиками иллюстрации из трех сказок; шапки - маски героев сказки «Глупый мышонок» - мышка, утка, жаба, лошадь, свинья, курица, щука, кошка. 

 Предварительная работа: Непрерывная непосредственно образовательная деятельность, направленная на получение новых знаний, накопление опыта; чтение сказок: «курочка ряба», «Теремок», «Репка»,  рассматривание иллюстраций.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Создание проблемной ситуации

 Дети сидят полукругом на стульчиках. Перед ними висит плакат с изображением: знак вопроса в кружке и от него отходят лучиками иллюстрации из трех сказок. 
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста на этот плакат, вот какая загадка (показываю на знак вопроса), которую я не могу отгадать. Вы мне поможете? На этом рисунке под знаком вопросика спрятался герой очень многих сказок. Он встречается во всех этих трех сказках и мы сегодня постараемся угадать, кто же это такой. 
Посмотрите на первый рисунок, какая это сказка? 
Дети: Это репка 
Воспитатель: Правильно, ребята! А какие герои нам встречаются в «Репке»? 
Дети: Дедушка, бабушка, внучка, Жучка, кот и мышка. 
Воспитатель: Правильно! А что за сказка изображена на этом рисунке? Что это за домик? 
Дети: Теремок! 
Воспитатель: Правильно! А какие герои встречаются в этой сказке? 
Дети: Муха, комар, мышка, лягушка, лиса, заяц и медведь. 
Воспитатель: Молодцы! Вы всех героев назвали! И третья сказка на этом рисунке. Кто догадался, что это за птица? 
Дети: Курочка. 
Воспитатель: Я согласна. Какую сказку мы знаем про Курочку? 
Дети: Курочка Ряба 
Воспитатель: Кто помнит героев этой сказки, их там совсем немного. 
Дети: Курочка Ряба, дед, баба и мышка. 
Воспитатель: Молодцы. Какая у вас хорошая память! Вы так хорошо знаете эти сказки и их героев. А, какой герой встречается во всех этих сказках?

Дети: Это мышка! 
Воспитатель: Конечно, а точнее, мышонок. Давайте откроем кружок и убедимся. (открываем модель с изображением мышонка) .А это точно мышонок? А какой мышонок?

Дети: Он серый, маленький, у него длинная мордочка, тоненький хвостик. 
Воспитатель: Правильно. А, что же любит мышонок? (сыр, зернышки).

Физкультминутка:  вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне) . 
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами) . 
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони) . 
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»)
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой) . 
Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту) . 

2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, наш мышонок почему-то дрожит, как- будто, он чего-то испугался. Что случилось, мышонок? Ребята, он шепчет мне на ушко, что он только что сбежал от кошки из одной какой-то сказки. Кстати, а ведь мы недавно читали одну сказку про мышонка, кто помнит ее название? 
Дети: «Глупый мышонок». 
Воспитатель: Правильно. Но, как мы помним, в этой сказке много персонажей, а у нас только один – Мышонок, и ему очень грустно. Давайте вспомним  других героев, и попробуем их изобразить. 
Воспитатель: скажи - те, кто появился первым в сказке? 
Ребенок: Мышка – мать. 
-Правильно, мышка- мать.
Воспитатель: Я буду мышка – мать (надеваю шапку – маску)

Пела ночью мышка в норке:
- Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Отвечает ей мышонок:
- Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!

Воспитатель: кого же, мышка позвала в няньки?

Дети: утку

- Кто у нас будет утка? (надеваю шапку – маску утки). Какую песню утка пела мышонку?

- кря – кря - кря, усни, малютка, дам тебе я червяка. Ребята, понравилась ли эта песенка мышонку? (нет)
- Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!
- Кого следующего позвала мышка в няньки? (жабу)
- Приходи к нам, тетя жаба, нашу детку покачать. Выбираем жабу (надеваю шапку – маску жабы). Какую песенку спела жаба?
- Ква- ква- ква, не надо плакать, дам тебе я комара.

Воспитатель: понравилось такая песенка мышонке? (то же нет).
- Приходи к нам, тетя лошадь, нашу детку покачать.
- И- го-го! - поет лошадка.
Спи, мышонок, сладко-сладко, дам тебе овса мешок.
Воспитатель: ребята, но и эта нянька не понравилась нашему мышонку, кто же следующий попробует поняньчить нашу малютку? (свинья).  

- Приходи к нам, тетя свинка, нашу детку покачать.
Выбираем желающего – надеваю шапку - маску Какую песенку пела свинья?

- хрю-хрю, успокойся, говорю. Понравилась нянька мышонку? (нет). Кого еще позвала мышка – мать? (курицу)

- Приходи к нам, тетя клуша,
Нашу детку покачать. Закудахтала наседка:
- Куд - куда! Не бойся, детка! Ой, наша курочка тоже не понравилась нашей малютке.
- Приходи к нам, тетя щука, нашу детку покачать.

-А, что же пела щука? Умеет щука петь песенки? (нет), верно, рыба не умеет петь песни, она только открывает рот (ребенок показывает – открывает рот). Наш мышонок ничего не услышал, и ему такая нянька то же не понравилась.

Воспитатель: кого еще позвала мышка в няньки? (кошку)
- Приходи к нам, тетя кошка, нашу детку покачать.
Стала петь мышонку кошка:
- Мяу-мяу, спи, мой крошка! Мяу-мяу, ляжем спать, Мяу-мяу, на кровать. Ребята понравилась эта песенка мышонку? (да)
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Голосок твой так хорош.
Очень сладко ты поешь!
Ребята, а для того, чтобы кошка не съела нашего мышонка, давайте подарим ей любимое лакомство. Что она любит? (давайте)
Воспитатель выкладывает на стол муляжи: сосиска,  виноград, перец.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что выберет наша кошка? (сосиску)
Воспитатель: Конечно, вы правы. А почему она выберет сосиску? потому что кошки не едят овощи и фрукты. 
Воспитатель: Молодцы! 
3. Итог. 
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а вам понравилась сказка? А о чем рассказывает эта сказка? (что не надо делать? как надо себя вести) 
- О том, чтобы мы всегда слушались маму; чтобы мы не капризничали; о том, что некрасиво быть грубым, невежливым. 
Воспитатель: Правильно. Надо любить свою мамочку. Маму не заменит никто. А этот Мышонок пусть останется и поживет пока у нас в группе. Мы за ним будем ухаживать и заботиться о нем.

http://s60.radikal.ru/i170/1306/39/0a4209f55e51.jpg

http://www.kobook.com.ua/images/product_images/original_images/68905_0.jpg

http://crosti.ru/patterns/00/09/1f/df456dc9a8/img597983-2.jpg

http://cs625727.vk.me/v625727214/1e2f4/ZDHtmB8muNM.jpg

http://player.myshared.ru/603153/data/images/img6.pnghttp://cs419616.vk.me/v419616843/9cc4/ye2SfM7xsCM.jpg

http://img2.second.by/u2/sp/17207/22004496704073_600.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ сказки "Как лисичка бычка обидела"

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»....

Презентация конспекта НОД по развитию речи для детей младшей группы на тему "Сказка о глупом мышонке"

Цель:владение устной речью, умение выражать свои мысли, построение речевых высказыванийЗадачи:•Познакомить детей с новой авторской сказкой, привлечь детей к новому ее исполнению.•Учить отвечать на воп...

Конспект НОД по развитию речи для детей группы раннего возраста по сказке «Репка»

Конспект НОД по развитию речи для детей группы раннего возраста по сказке «Репка»...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка»

Данный материал поможет научить детей составлять сказку на предложенную тему и изображать её на бумаге, передавая особенности сказочного жанра. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к...

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по сказке "Заяц - хваста"

Конспект НОД по обучению рассказыванию сказок с помощью рамок-планов...

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы "Путешествие в сказку"

Данный конспект разработан для того, чтобы способствовать развитию диалогической и монологической речи; воспитанию интереса к явлениям погоды; закреплению знаний о диких, домашних животных и птицах; з...

Конспект НОД по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста . Пересказ сказки Ш.Перро"Красная Шапочка"

Пересказ сказки Ш.Перро."Красная Шапочка"с помощью конструктора сказок "Карты Проппа"...