"Речевые игры в коррекционной работе с детьми"
материал по развитию речи на тему

Горбачева Таисия Петровна

Дошкольный возраст, как известно, период интересного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирование полноценной личности, подготовка к обучению в школе.

… Чтобы научить говорить, надо говорить» М.Р.Львов.

       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_avgustovkoy_konferentsii_2013g.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

     

Городская августовская конференция
«Задачи муниципальной системы образования в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Секция дошкольных работников «Стратегия развития дошкольного образования в контексте современных государственных стандартов»

Воспитатель МКДОУ «ЦРР – Д/С №27

 «Теремок» логопедической группы «Березка»

Глущенко Галина Николаевна 

Элиста, 2013г.

Дошкольный возраст, как известно, период интересного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирование полноценной личности, подготовка к обучению в школе.

… Чтобы научить говорить, надо говорить» М.Р.Львов.

       В ряду задач стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе.

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

    Игра  является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

 Сейчас вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связанно с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером, и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

   Психологи утверждают: дошкольный возраст – сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирование культуры речевого общения.

   Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения. Характер дидактической игры определяется речевыми функциями, содержанием и средствами общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

   Недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, её плавности – всё это влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре.      

    Игровая деятельность с речевой патологией складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательного повседневного руководства ею. Без специально организованного обучения, игра самостоятельно не возникает. Игры и упражнения, в которых проблемный ребенок действует путем проб и примерения, развивают у него внимание к свойствам и отношением к предметам, умение учитывать эти свойства в практических ситуациях. В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие. Игры оказывают большое внимание на формирование целостного восприятия.

   Д/игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют составление связных высказываний, развивают объяснительную речь. Д/игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Д/игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектике, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Для развития лексико – грамматической стороны речи были использованы игры на обогащение активного и пассивного словаря детей по разным темам (Животные, овощи и др.), на формирование грамматических понятий, а именно, морфологии: «надо сказать по – другому». Для каждого ребенка составлена индивидуальная программа для формирования лексико – грамматического строя посредством д/игры. По данному плану проводились игры с детьми индивидуально, как в первую половину дня, так и после обеда, между занятиями, в утренние часы, во время самостоятельной игровой деятельности, а также включались во все занятия. Необходимо совмещать работу проводимую в д/с с индивидуальной работой в семье, т.е. необходима преемственность в работе д/с и семьи.

Активизация речевой деятельности в целом невозможна без активизации её основных компонентов, поэтому большое внимание следует уделять словесным играм, цель которых – обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и,  главное , развитие умения использовать уже имеющиеся средство речевой деятельности. Ценность таких игр – в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют её, что стимулирует их собственную речевую активность. Н-р: Кто быстрее, Пара к паре, Домашние животные, Закончи предложение,

Магазин игрушек: Описание игры. Воспитатель  предлагает детям поиграть «в магазин». Воспитатель (или ребенок) — продавец, дети — покупатели.Взрослый  создает разные ситуации, предлагая детям подходить по одному или парами, и сам подходит к «продавцу» за покупкой.

Примерные ситуации:

«Я хочу купить мяч, а для своей сестренки (братишки, маленькой соседки) — мячик».

«Мы хотим купить самолет, а для малыша в другой группе — самолетик».

Накорми великана: Описание игры Кот в сапогах принес Великану продукты. Какие — перечисляет воспитатель  или ребенок, прикрепляя их изображения около фигуры Великана на ковролине.

Воспитатель.  Что это?

Дети. Конфета, яйцо, орех, пряник, торт, сосиска, котлета, помидор, банан и т. д.

Великан не наелся, требует много еды. Педагог  просит детей помочь Коту в сапогах накормить Великана. Дети образуют существительные множественного числа от предложенных воспитателем  существительных единственного числа, обозначающих продукты питания.

— Что принес Кот в сапогах?

— Конфеты, яйца, орехи, сосиски, лимоны, торты, вишни, яблоки, грушиит. д. (Дети прикрепляют картинки к ковролину)

Что у мальчика в чемоданах: Описание игры. Мальчик отправился в путешествие. Он собрал одежду и обувь и упаковал их в чемоданы.

Педагог. Что у мальчика в чемоданах?

Дети составляют предложения и прикрепляют картинки к ковролину

Дети. У мальчика в чемодане рубашка (спортивный костюм, шорты, пиджак, трусы, майка, носки, брюки, шапочка, ботинки, кроссовки, сандалии).

Шкатулка сказок: Описание игры.

1-й вариант. Дети вынимают из «волшебного сундучка» пары картинок, прикрепляют их к ковролину и называют пары слов.

2-й вариант. «Кто самый внимательный?»

Цель. Развитие слухового внимания и слухового восприятия.

Воспитатель . Снимите с ковролина и возьмите себе ту картинку, которую я назову.

Воспитатель  тихо произносит слова: бант, тортик, стаканчик, кувшин, зонтик, цветочек, мяч и т. д.

Таким образом доказано, что д/игра является эффективным средством формирования лексико – грамматического строя речи детей, может повсеместно применятся на занятиях, в разных видах деятельности, в режимных моментах воспитателем и родителями дома. И при систематической организации с детьми данных игр значительно повышается уровень развития речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Речевые игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Представлены игры, которые используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях. По утверждению Л.А.Венгера и С.В. Мухиной: «…дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте», пос...

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в кружке оздоровительно-речевой направленности «Речевичок-здоровячок» в работе с детьми с нарушением зрения Сценарий мастер-класса: занятие «Путешествие гномиков»

Представленный материал содержит сценарий занятия в кружке "Речевичок-здоровячок" с детьми среднего дошкольного возраста с нарушением зрения. Заняти построено на используются здоровьесберегающих техно...

Консультация для родителей "Речевые игры в работе с детьми"

Для родителей детей младшего, среднего, старшего возраста...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ Тема: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМТема: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Использование игры в работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Речь – это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способнос...