Консультация для родителей "Речевые игры в работе с детьми"
консультация
Для родителей детей младшего, среднего, старшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей "Речевые игры в работе с детьми" | 747.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Речевые игры в работе с детьми»
У большинства родителей возникают вопросы: «Почему у моего ребенка нарушена речь? Что делать?» Самые распространенные причины: наследственность (нарушения речи, интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития, тугоухость и др.), осложнения во время беременности (болезни, резус-конфликт, сахарный диабет и др.), проблемы во время родов (асфиксии, обвитие пуповиной, травмы и др.), проблемы в послеродовом периоде (серьезные болезни до 3 лет жизни: менингит, энцефалит и т. д.)
Все это может повлиять на развитие речи ребенка. Для полноценного восприятия речи ребенок должен хорошо слышать и видеть артикуляционный аппарат говорящего, у него должны хорошо функционировать язык, губы, щеки, голосовые связки. Когда мы говорим, нервные импульсы от коры головного мозга идут к периферии нервной системы и поступают к речевому центру, возникает речь. Таким образом, за речь отвечает не только язык, но и целая система: кора головного мозга, проводящие пути в виде нервных импульсов и органы артикуляции. Звуки, слова, предложения появятся у ребенка, которому мама поет колыбельные, читает стихи. Так создается речевая среда.
Часто у родителей возникает вопрос: «Когда надо заниматься с логопедом?» Рассмотрим нормы развития речи по годам жизни ребенка. К концу первого года он должен уметь произносить около 10 простых слов: «мама», «баба», «папа», «дай» и т.п. К концу второго года словарь достигает 200 слов. К трем годам появляются фраза и предложение, текст.
К четырем годам дети должны произносить все звуки, кроме шипящих и сонорных. Ребенок может рассказывать короткие стихи, сказки, вести беседу. К пяти годам ребенок в норме произносить все звуки.
С учетом возраста наших детей все упражнения для развития речи должны выполняться в доступной для них деятельности. Игра служит основным видом
деятельности дошкольников.
Вашему вниманию, уважаемые родители, предлагаются игры на выработку речевого дыхания, развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики и фонематического слуха.
- Упражнения на дыхание
Для правильной речи необходимо речевое дыхание. В его формировании нам помогут следующие упражнения.
- «Кошка»
Вдох через нос, выдох через рот с поворотом корпуса.
- «Насос»
Вдох через нос, выдох через рот с наклоном корпуса вперед.
- «Шарик»
Вдох через нос, «надуваем шарик» в области живота, выдыхаем через рот.
У каждого дома есть игрушки для развития дыхания. Это дудки, вертушки, свистки, воздушные шарики, мыльные пузыри.
Особенно важно выполнять дыхательную гимнастику детям с заиканием, с носовым оттенком речи, слабым речевым выдохом.
- Артикуляционная гимнастика
Большую роль в развитии звукопроизношения играет артикуляционная гимнастика. Для постановки каждого звука существуют специальные комплексы упражнений. Предлагаем комплекс упражнений для постановки звука [Р].
- Упражнение «Маляр»
Гладить нёбо «широким» языком назад – вперед с широко открытым ртом.
- Упражнение «Лошадка»
Пощелкать языком, широко открывая рот.
- Упражнение «Индюк»
Высунуть язык и произнести: «бл-бл-бл-бл», ударяясь кончиком языка о верхнюю губу.
- Упражнение «Дятел»
Громко произносить звук [Д] отрывисто, твердо, длительно: д-д-д-д-д.
Дети с удовольствием выполняют эти упражнения. Можно придумывать сними сказки. Некоторые дети не могут выполнить разные упражнения. В этом случае применяется логопедический массаж или медикаментозное лечение.
- Упражнения на развитие мелкой моторики
- Пальчиковая гимнастика «Замок»
На двери висит замок.
Быстро соединить пальцы в «замок» и разъединить их.
Кто его открыть бы смог? Потянули!
Тянут пальцы в замке в разные стороны, но не разъединяют.
Покрутили!
Двигают сцепленными пальцами из стороны в сторону.
Постучали!
Пальцы в «замке», стучат основаниями ладоней друг о друга.
И – открыли!
Расцепляют пальцы.
- Самомассаж «Ладошка»
Моя ладошка – это пруд,
По ней кораблики плывут.
Медленно водить согнутыми пальцами по ладони другой руки.
Моя ладошка, как лужок,
А сверху падает снежок.
Дотрагиваться кончиками пальцев до ладони другой руки.
Моя ладошка, как тетрадь,
В тетради можно рисовать.
Указательным пальцем «рисовать» солнышко на ладони и др.
Моя ладошка, как окно,
Его помыть пора давно.
Тереть ладонь пальцами, сжатыми в кулак.
Моя ладошка, как дорожка,
А по дорожке ходят кошки.
Осторожно «ходить» указательными и средними пальцами обеих рук по любой поверхности.
Массаж можно делать не только руками, но и предметами. Для этого подойдут шишки, грецкие орехи, различные массажные шарики и мячики с шипами, карандаши. Сжимать предметы в правой руке, затем в левой, катать их между ладонями медленно, а затем быстро.
Чтобы речь развивалась, такой массаж желательно сопровождать проговариванием текста.
- Самомассаж «Ёжики»
Катать предметы между ладонями.
Ёжики, ёжики,
Наточили, наточили,
Ножики, ножики.
А можно отрабатывать звуки. Например:
Ра-ра-ра – на лице жара.
Ла-ла-ла – у меня пила.
Сжимать предметы в ладони на слоги 3 раза, затем перекладывать их в другую руку и сжимать их также 3 раза.
- Игры на развитие фонематического слуха
Детям младшего возраста нужно слушать и распознавать разные звуки (шум транспорта, улицы, голоса, звучащие игрушки, звуки разных предметов в действии). С детьми постарше можно играть в игры со звуками речи, словами.
- «Услышь слово»
Взрослый произносит определенное слово, а ребенок хлопает в ладоши, когда услышит это слово. Можно использовать песок или воду, ребенок прячет руки на заданное слово в песок или в воду.
- «Цепочка слов»
Нужно придумать слово на последний звук предыдущего слова (шар – роза – апельсин – нос – слон … и т. д.)
Памятка для родителей «Правила красивой речи»
Уважаемые родители, помните!
Развитие речи – главное в дошкольном возрасте.
Для этого нужно:
- выполнять пальчиковую гимнастику, зарядку для языка, а для детей с нарушениями речи эти упражнения необходимо делать ежедневно и многократно;
- повторять звуки и слова, четко проговаривая их глядя ребенку в лицо;
- читать стихи и сказки.
Следите за своей речью, не сюсюкайте с ребенком, не допускайте ненормативных выражений. Отвечайте на все вопросы детей, но конкретно и коротко. Помните, что дети, как губка, впитывают все, что слышат от взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОО на тему: «Игры в работе с детьми с ОНР»
Консультация для педагогов ДОО на тему:«Игры в работе с детьми с ОНР».Процесс формирования у дошкольников связной речи изначально сложен и при отсутствии явной патологии в психическом и речевом развит...
Консультация «Спортивные игры в работе с детьми по развитию физических качеств и приобщению к занятиям спортом»
Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются...
Презентация "Консультация для педагогов: Сюжетно - ролевая игра в работе с детьми раннего возраста"
Презентация для воспитателей групп раннего возраста...
Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры в работе с детьми раннего возраста»
Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры в работе с детьми раннего возраста»...
Консультация : Дидактические игры в работе с детьми дошкольного возраста.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом ...
Консультация для воспитателей "КОММУНИКАТИВНО-ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ"
ФГОС дошкольного образования ориентирует педагогов на развитие у детей таких качеств как коммуникабельность, активность, самостоятельность, инициативность. Музыкальная деятельность дает возможность эф...
Консультация для педагогов "Игры в работе с детьми с ТНР"
Консультация для педагогов "Игры в работе с детьми с ТНР"...