Консультация для родителей "Речевые игры в работе с детьми"
консультация

Гаевская Светлана Алексеевна

Для родителей детей младшего, среднего, старшего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Речевые игры в работе с детьми»

   У большинства родителей возникают вопросы: «Почему у моего ребенка нарушена речь? Что делать?» Самые распространенные причины: наследственность (нарушения речи, интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития, тугоухость и др.), осложнения во время беременности (болезни, резус-конфликт, сахарный диабет и др.), проблемы во время родов (асфиксии, обвитие пуповиной, травмы и др.), проблемы в послеродовом периоде (серьезные болезни до 3 лет жизни: менингит, энцефалит и т. д.)

     Все это может повлиять на развитие речи ребенка. Для полноценного восприятия речи ребенок должен хорошо слышать и видеть артикуляционный аппарат говорящего, у него должны хорошо функционировать язык, губы, щеки, голосовые связки. Когда мы говорим, нервные импульсы от коры головного мозга идут к периферии нервной системы и поступают к речевому центру, возникает речь. Таким образом, за речь отвечает не только язык, но и целая система: кора головного мозга, проводящие пути в виде нервных импульсов и органы артикуляции. Звуки, слова, предложения появятся у ребенка, которому мама поет колыбельные, читает стихи. Так создается речевая среда.

   Часто у родителей возникает вопрос: «Когда надо заниматься с логопедом?» Рассмотрим нормы развития речи по годам жизни ребенка. К концу первого года он должен уметь произносить около 10 простых слов: «мама», «баба», «папа», «дай» и т.п. К концу второго года словарь достигает 200 слов. К трем годам появляются фраза и предложение, текст.

    К четырем годам дети должны произносить все звуки, кроме шипящих и сонорных. Ребенок может рассказывать короткие стихи, сказки, вести беседу. К пяти годам ребенок в норме произносить все звуки.

     С учетом возраста наших детей все упражнения для развития речи должны выполняться в доступной для них деятельности. Игра служит основным видом

деятельности дошкольников.

      Вашему вниманию, уважаемые родители, предлагаются игры на выработку речевого дыхания, развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики и фонематического слуха.

Картинки по запросу картинка детские ладошки

  • Упражнения на дыхание

      Для правильной речи необходимо речевое дыхание. В его формировании нам помогут следующие упражнения.

  • «Кошка»ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу картинка кошка для детей

Вдох через нос, выдох через рот с поворотом корпуса.

Картинки по запросу картинка насос для детей

  • «Насос»

         

Вдох через нос, выдох через рот с наклоном корпуса вперед.Картинки по запросу картинка воздушный шар для детей

  • «Шарик»

Вдох через нос, «надуваем шарик» в области живота, выдыхаем через рот.

               

У каждого дома есть игрушки для развития дыхания. Это дудки, вертушки,    свистки, воздушные шарики, мыльные пузыри.

               Особенно важно выполнять дыхательную гимнастику детям с заиканием, с носовым оттенком речи, слабым речевым выдохом.

  • Артикуляционная гимнастика

     Большую роль в развитии звукопроизношения играет артикуляционная гимнастика. Для постановки каждого звука существуют специальные комплексы упражнений. Предлагаем комплекс упражнений для постановки звука [Р].

  • Упражнение «Маляр»ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу картинка маляра для детей

Гладить нёбо «широким» языком назад – вперед с широко открытым ртом.

  •           Упражнение «Лошадка»ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу картинка лошадка для детей

Пощелкать языком, широко открывая рот.

  • Упражнение «Индюк»ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу картинка индюка для детей

Высунуть язык и произнести: «бл-бл-бл-бл», ударяясь кончиком языка о верхнюю губу.

  • Упражнение «Дятел»ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу картинка дятла для детей

Громко произносить звук [Д] отрывисто, твердо, длительно: д-д-д-д-д.

              Дети с удовольствием выполняют эти упражнения. Можно придумывать сними сказки. Некоторые дети не могут выполнить разные упражнения. В этом случае применяется логопедический массаж или медикаментозное лечение.

  • Упражнения на развитие мелкой моторики
  • Пальчиковая гимнастика «Замок»ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу замок навесной рисунок

На двери висит замок.

Быстро соединить пальцы в «замок» и разъединить их.

Кто его открыть бы смог? Потянули!

Тянут пальцы в замке в разные стороны, но не разъединяют.

Покрутили!

Двигают сцепленными пальцами из стороны в сторону.

Постучали!

Пальцы в «замке», стучат основаниями ладоней друг о друга.

И – открыли!

Расцепляют пальцы.

  • Самомассаж «Ладошка»ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу картинка детские ладошки

Моя ладошка – это пруд,

              По ней кораблики плывут.

    Медленно водить согнутыми пальцами по ладони другой руки.

              Моя ладошка, как лужок,

               А сверху падает снежок.

    Дотрагиваться кончиками пальцев до ладони другой руки.

               Моя ладошка, как тетрадь,Картинки по запросу картинка детские ладошки

               В тетради можно рисовать.

     Указательным пальцем «рисовать» солнышко на ладони и др.

               Моя ладошка, как окно,

               Его помыть пора давно.

     Тереть ладонь пальцами, сжатыми в кулак.

               Моя ладошка, как дорожка,

               А по дорожке ходят кошки.

     Осторожно «ходить» указательными и средними пальцами обеих рук по любой поверхности.

 Массаж можно делать не только руками, но и предметами. Для этого подойдут шишки, грецкие орехи, различные массажные шарики и мячики с шипами, карандаши. Сжимать предметы в правой руке, затем в левой, катать их между ладонями медленно, а затем быстро.

                   ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу массажные мячики картинки                    Картинки по запросу картинки шишки и грецкие орехи

             Чтобы речь развивалась, такой массаж желательно сопровождать проговариванием текста.

  • Самомассаж «Ёжики»

Катать предметы между ладонями.

Ёжики, ёжики,

Наточили, наточили,

Ножики, ножики.

              А можно отрабатывать звуки. Например:

Ра-ра-ра – на лице жара.

Ла-ла-ла – у меня пила.

              Сжимать предметы в ладони на слоги 3 раза, затем перекладывать их в другую руку и сжимать их также 3 раза.

  • Игры на развитие фонематического слуха

             Детям младшего возраста нужно слушать и распознавать разные звуки (шум транспорта, улицы, голоса, звучащие игрушки, звуки разных предметов в действии). С детьми постарше можно играть в игры со звуками речи, словами.

Картинки по запросу звучащие игрушки картинки

  • «Услышь слово»

             Взрослый произносит определенное слово, а ребенок хлопает в ладоши, когда услышит это слово. Можно использовать песок или воду, ребенок прячет руки на заданное слово в песок или в воду.

  • «Цепочка слов»

             Нужно придумать слово на последний звук предыдущего слова (шар – роза – апельсин – нос – слон … и т. д.)

Памятка для родителей «Правила красивой речи»

Уважаемые родители, помните!

Развитие речи – главное в дошкольном возрасте.

Для этого нужно:

  • выполнять пальчиковую гимнастику, зарядку для языка, а для детей с нарушениями речи эти упражнения необходимо делать ежедневно и многократно;
  • повторять звуки и слова, четко проговаривая их глядя ребенку в лицо;
  • читать стихи и сказки.

              Следите за своей речью, не сюсюкайте с ребенком, не допускайте ненормативных выражений. Отвечайте на все вопросы детей, но конкретно и коротко. Помните, что дети, как губка, впитывают все, что слышат от взрослых.

Картинки по запросу картинки родители идут за руку с детьми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОО на тему: «Игры в работе с детьми с ОНР»

Консультация для педагогов ДОО на тему:«Игры в работе с детьми с ОНР».Процесс формирования у дошкольников связной речи изначально сложен и при отсутствии явной патологии в психическом и речевом развит...

Консультация «Спортивные игры в работе с детьми по развитию физических качеств и приобщению к занятиям спортом»

     Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются...

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры в работе с детьми раннего возраста»

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры в работе с детьми раннего возраста»...

Консультация : Дидактические игры в работе с детьми дошкольного возраста.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом ...

Консультация для воспитателей "КОММУНИКАТИВНО-ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ"

ФГОС дошкольного образования ориентирует педагогов на развитие у детей таких качеств как коммуникабельность, активность, самостоятельность, инициативность. Музыкальная деятельность дает возможность эф...

Консультация для педагогов "Игры в работе с детьми с ТНР"

Консультация для педагогов "Игры в работе с детьми с ТНР"...