КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОЛЬКЛОРУ НА ТЕМУ: «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - ПЕРЕВЁРТЫШИ»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Цель:
Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью устного народного творчества; вызвать желание слушать, знать и самому пересказывать произведения фольклора; познакомить с понятием устного народного творчества; воспитывать интерес к творчеству своего народа, желание творить самим.
Материал:
Игрушки – корова, снегурочка, лебеди, кукла Алёнушка, козлёнок и т.п., иллюстрации к русским народным потешкам; набор загадок и картинок – отгадок к ним; запись русской народной песни « На зелёном лугу».
Воспитатель предлагает всем вместе пройтись по комнате. Обращает внимание детей на игрушку- репку, выясняет из какой она сказки. Прогулка продолжается. Поочередно находят кукол: Снегурочку, Аленушку, игрушку – корову – и все вместе решают из какой сказки пришли эти герои. Воспитатель надевает на руку персонажей сказки Деда и Бабку ( из кукольного театра). Дети вместе с воспитателем решают, в каких сказках живут эти герои ( «Снегурочка», «гуси – лебеди», «хаврошечка», «сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Воспитатель подчеркивает, что все эти сказки – русские народные, и объясняет, что это значит.
- Жила – была в деревне бабушка Арина. Совсем уже старенькой стала: в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает. Вот выросла её внучка Машенька, у неё своя дочка родилась – Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки да и сама ещё что – нибудь придумывает, что бы сказка интересней стала. А тут уже и Катюша подросла, совсем взрослой стала, замуж вышла за доброго молодца, свои детки у неё народились. Она им мамины и бабушкины сказки рассказывает, да ёщё и сама присочинит, чтобы интересней было. Вот так – от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам – и переходили сказки. Потому-то их и называют народными. А сочинял сказки народ русский- вот и получились русские народные сказки, да до того интересные, что и мы с вами их очень слушать любим. Но не только сказки народ русский складывал. Послушайте загадки, которые я вам загадаю, да найдите – ка на своём столе отгадку:
Летит – воет
Сидит – землю роет (жук).
*******
Кто свой дом на себе носит? (улитка)
********
Летит – жужжит
Как сядет – молчит (пчела)
********
Кланяется, кланяется,
Придет домой растянется ( топор).
******
Не крапива, а жжется,
Не солнце, а печет (печка)
- Загадки эти, тоже русский народ придумал, поэтому о них тоже можно сказать, что они русские народные. А еще на Руси всегда любили песни. Когда я была маленькой мне бабушка пела:
Баю – баюшки – баю, не ложися на краю,
Придёт серенький волчок Люду схватит за бочок.
И потащит во лесок, под ракитовый кусток,
Закопает во песок, а там пташки поют,
Людочке спать не дают.
А вам мамы и бабушки какие песни поют ( предлагая детям спеть).
- Все эти песни тоже придумал народ. Но не только колыбельные – были еще песни хороводные. Воспитатель приглашает встать всех в хоровод « На зелёном лугу».затем он предлагает детям пройтись по комнате, в разных метах которой расставлены иллюстрации к русским народным потешкам и почитать потешки. Еще раз напоминает, что потешки – это небольшие стихи, которые русский народ придумывал, что бы развлекать, потешать детей ( потеха – потешать – потешки). А теперь сядьте поудобнее вокруг меня и послушайте, что я вам прочту:
Жив – здоров – лежу в больнице.
Сыт по горло – есть хочу,
Хоть корову проглочу.
Воспитатель спрашивает, почему дети смеются, и разбирает перевёртыш построчно, находя в нем противоречия, вот такие забавные стишки народ назвал, перевёртышами, потому что все в них перевернуто. А ведь мы с вами тоже перевертыши придумывать умеем. Правда, они у нас еще не складные. Предлагает детям придумать несколько перевёртышей ( по методике Д. Родари, в обработке А. Страунинг).
- Скажите наоборот:
«Щенок лежит на коврике»; «Маша ест за столом, а Мурка под столом».
- Вот какие мы с вами сочинители! Так же и русские люди придумывали сказки, потешки, загадки, песенки, перевертыши. Это и называется устным народным творчеством. Устное- потому что ничего не записывали, т.к. писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не рот, а уста. И получалось – устное. Народное – потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось – устное народное творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)
Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)...
Конспект интегрированного занятия для средней группы «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)
Закрепление знаний детей о порядковом счёте, о количественном счёте используя различные анализаторы, о сравнении чисел. Закрепление знаний о цифрах и геометрических фигурах, о величине предметов, испо...
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему "Устное народное творчество",
Занятие направлено на ознакомление детей младшей группы с русским народным фольклором в интересной игровой форме....
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Устное народное творчество»
Цель: приобщать детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству, развивать речь детей средствами фольклора.Социально-коммуникативное развитиеЗадачи:Развиват...
Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема: "Устное народное творчество. Сказки"
Приобщить детей к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи....
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Устное народное творчество»
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: Устное народное творчество"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в младшей группе на тему «Устное народное творчество. По следам фольклора»
laquo;Устное народное творчество. По следам фольклора»Цель: приобщение детей к устному народному творчеству....