Использование речевых игр в режиме дня
материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Известно, что речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дош-кольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельнос-ти, игра снимает напряжение, обычно возникающее во время занятий. У детей, увлеченных игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_rechevyh_igr_v_rezhime_dnya_sentyabr_nsportalnoyabr.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование речевых игр
в режиме дня.
(подготовительная к школе группа)
Из опыта работы
воспитателя Репиной Е.В.
2015 г.
Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Именно через общение с другими человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии речь ребенка имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и основных психических про-цессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у де-тей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема разви
тия речи детей является одной из актуальных.
Известно, что речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дош-кольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельнос-ти, игра снимает напряжение, обычно возникающее во время занятий. У детей, увлеченных игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность.
Дидактические речевые игры использую для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменение и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, раз-вивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры исполь-зую для развития как видовых, так и родовых понятий, освоения слов в их обобщенных значениях. В этих играх дети попадают в ситуации, ког-да они вынуждены использовать приобретенные речевые знания и сло-варь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играю-щих.
Ряд игр, которые можно использовать в различных режимных мо-ментах в течение дня.
Итак, утро. В группе несколько ребят, которые всегда приходят раньше других. Провожу игру «Путешествие по группе». Ставлю целью научить детей находить предметы, в названии которых есть заданный звук. Чтобы запомнить, кто какие предметы нашел, предлагаю класть фишку на найденный предмет. У каждого ребенка несколько фишек одинакового цвета. Так же часто использую игру «Цепочка слов», где учу детей выделять последний звук в слове и подбирать слова на этот звук. На столе раскладываем картинки, называем, выделяя голосом пос-ледний звук (н-р, луК ). Предлагаю найти картинку, название которой начинается со звука К. Игра заканчивается, когда все картинки будут ра-
-1-
зобраны игроками.
Для проведения утренней гимнастики или подвижных игр стараюсь поднять детям настроение и вызвать спортивный заряд бодрости. В этом помогают короткие стишки-кричалки – речевки. Произнесение речевок не требует ребят выразительного чтения, зато учит четко и громко вы-крикивать слова. А уж что-что, а покричать наши детки просто обожают.
Сон играл со мною в прятки,
Но не выдержал зарядки.
Вновь я ловок и силен,
Я зарядкой заряжен!
Мы зарядку любим очень.
Каждый быть здоровым хочет,
Сильным, смелым вырастать,
И в игре не отставать!
Перед завтраком обычно выдается минутка, когда дети уже помыли руки – самое время для пальчиковой гимнастики. Известно, что дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, лучше гово-рят, обладают хорошей памятью, быстрее учатся писать, а веселые сти-хи, сопровождающие каждое движение, способствуют развитию речи.
«Домик».
Под грибом – шалашик-домик,
(соединяем ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
(ладошки, с разведенными пальчиками к носу. Пошевелить)
Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком по ладони)
В колокольчик позвоним.
(пальцы рук собрать в щепотку, потрясти кистями)
Двери нам откроет гномик
(сомкнутые ладошки развести от себя)
Станет звать в шалашик-домик
(сжимать и разжимать кисти рук движениями к себе)
В домике дощатый пол.
(ладони ребром друг к другу)
А на нем дубовый стол.
(левая рука в кулаке опускается на правую ладонь)
Рядом стул с высокой спинкой,
-2-
(направить левую ладонь вверх, к ее нижней части приставить ку-лачок правой руки)
На столе тарелка с вилкой.
(положить на колени левую руку ладонью вверх, правую ладонью вниз, поджать большой палец, другие растопырить)
И блины горой стоят –
(свести вмести кончики пальцев обеих рук, покачать вперед назад)
Угощенье для ребят!
(ладошки развести от себя в приглашающем жесте).
В образовательной деятельности речевые игры,которые мы называ-ем физкультминутки, также имеют большое значение. Как известно, внимание детей короткое, они устают от сидения, поэтому им нужно расслабляться. Ребята проговаривают текст вместе со мной и сопровож-дют его движениями:
Мы веселые ребята,любим мы играть. (прыжки на месте)
Как приятно и полезно мячик покатать. (покачали руками)
Покидать его руками, (имитация броска с левой руки на правую)
Попинать его ногами.
Постучать об стенку, (имитация броска из-за головы)
Подкинуть на коленку. (поднимание колен)
Ах, какой хороший мяч! (руки вверх, прыжки)
За спиной его не прячь! (руки завести за спину, движения корпу-сом ).
После занятий ребята попросили разрешения сыграть в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Предлагаю сыграть как вариант в игру «Прода
вец и покупатель».
«Продавец и покупатель»
Цель: развитие словаря и фразовой речи.
Оборудование: коробки с горохом, мукой, различной крупой.
Описание игры.
Один ребенок – продавец. Перед ним несколько коробок, в каждой разный вид продуктов питания. Покупатель приходит, просит отпустить ему товар. Продавец предлагает найти его. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужный ему товар. (Предварительно дети ознакомились с продуктами и издаваемыми ими звуками).
По ходу сюжетно-ролевой игры прислушиваюсь к диалогам меж-ду «покупателями» и «продавцом». У некоторых детей несогласован-
-3-
ность слов в предложениях (Давид З., Данил Б., Никита М., Лера З.). По окнчанию игры предлагаю навести порядок и еще поиграть.
Игра «Незнайкины ошибки»
Цель: развитие слухового внимания, умения согласовывать слова в предложениях.
Приношу куклу и рассказываю детям историю о том, как Незнайка ходил в осенний лес. Ему там так понравилось, что он решил поделить-ся своими впечатлениями со своими друзьями, но допустил в рассказе ошибки. Нужно помочь Незнайке исправить их.
«Я ходил в осенний лес. Там я видел серый заяц. Потом заметил рыжая белка. Повстречал я колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка грызла шишка. Ёжик бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес».
А мы гулять пойдем? Да, уже пора на прогулку. Во время одевания почему бы мне не использовать загадки про одежду и обувь.
Не галстук он , не воротник, Странный зверь:
А шею обнимать привык. Две лапы впереди,
Но не всегда, а лишь тогда, Мех снаружи,
Когда бывают холода. Да пусто внутри.
(Шарф) (Куртка,пальто)
Если мы отпустим руки,
Он удержит наши брюки. (Ремень)
Предлагаю вынести на прогулку те игрушки и предметы, о кото-рых говорится в загадках (мячи, скакалки и др. игрушки).
Кинешь в речку – не тонет, Что за птица? Не синица,
Бьёшь об стенку – не стонет, Не орел и не баклан.
Будешь оземь кидать – Это маленькая птица
Станет кверху летать. Называется … (Волан)
Ядра в ствол ей заряжают Вглубь трубы всмотрись:как в сказке,
И в солдатиков стреляют. Там в узор сложились краски.
Вот военная игрушка. Трубочка – не микроскоп.
Догадались? Это …(Пушка) А цветной …(Калейдоскоп)
На участке, во время прогулки тоже использую игры для развития связной речи, например, игра «Хорошо – плохо», где знакомлю детей с противоречиями окружающего мира. Задаю тему обсуждения. Дети, пе-редавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо и плохо.
Я: «Дождь». Дети: «Дождь – это хорошо:смывает пыль с деревьев, полезен для земли и растений, но плохо: намочит нас, бывает холодным»
Ребятам очень нравятся подвижные речевые игры. Например, по теме «Осень» провела игру «Листья» для развития координации и речи.
Листья осенние тихо кружатся, (кружимся на цыпочках)
Листья нам под ноги тихо ложатся. (приседаем)
И под ногами шуршат, шелестят, (движения руками)
Будто опять закружиться хотят. (поднимаемся, кружимся и разбегаемся в рссыпную по участку)
Игра «Два брата»
Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов – ищ-, -ик-.
Для этой игры рисую на песке палочкой двух человечков,говорю:
– Слушайте, ребята, историю про двух братьев. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был высокий и толстый. У каждого брата был свой дом. У Ика был маленький домик, а у Ища – большой домище. У Ика был носик, а у Ища – носище. Предла-гаю детям подумать, что могло быть у каждого из братьев в их облике, доме, и дорисовать палочками на песке.
Игра «Улиточка»
Цель: развитие слухового внимания.
Описание игры. Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашива-ет: «Улиточка,улиточка,
Высунь-ка рога,
Дам тебе я сахару,
Кусочек пирога.
Угадай, кто я?»
Тот, чей голос улиточка узнала, сам становится улиткой.
По мере освоения детьми умения отгадывать загадки, их все шире включаю в повторяющиеся изо дня в день режимные процессы. Напри-мер,дежурным предлагаю попросить у няни и разложить в туалетной комнате то, что «гладко, душисто и моет чисто». Аналогично можно загадывать загадки о полотенце, зеркале, предметах туалета.
Дети знают, что перед едой нужно мыть руки, но будет интереснее, если этот процесс сопровождать словами:
Мыли, мыли руки с мылом,
Мыли теплою водой,
Мыли, мыли, мыли, мыли –
Бело-набело отмыли.
Руки надо с мылом мыть,
Рукава нельзя мочить,
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит.
Во второй половине дня по желанию детей отвожу время для му-зыкальных попевок, детского словотворчества, а также театральных игр. Речевые игры на выбор.
Игра «Черный ящик»
Цель: активизация словарного запаса, развитие мышления, умения выстраивать в уме логическую цепочку.
Описание игры. Предлагаю ребятам угадать, что лежит у меня в этом загадочном черном ящике. Дети постепенно определяют, что там лежит, задавая вопросы об определенных свойствах предмета: «Это игрушка? Она деревянная? Её катают?» И так далее.
Игра «Художник»
Цель: Развитие внимания, памяти, связной речи.
Описание игры. Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает определенного ребенка, стараясь, чтобы никто этого не заметил. Потом отворачивается и по памяти дает словесный портрет. Остальные дети угадывают, кого из них он «нарисовал».
Игра «Только веселые слова»
Цель: расширение словарного запаса, ознакомление с окружаю-щим миром, развитие сосредоточенности и памяти.
Описание игры. Играем в кругу. Нужно назвать по очереди, до-пустим, только веселые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Воздушный шарик» и т.д., пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и назвать только круглые слова, зелёные, колючие и т.д.
В вечерние часы перед уходом детей домой предлагаю различные дидактические настольные игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование работы по использованию здоровьесберегающих технологий в режиме дня
Планирование работы по использованию здоровьесберегающих технологий в режиме дня...
мультимедийная презентация на тему: "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В РЕЖИМЕ ДНЯ"
Наглядный учебный материал для педагогов и родителей...
Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня
Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня...
Консультация для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня»
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается нормативными документами, которые я пользуюсь в своей...
План тематической проверки «Непрерывность организации образовательной деятельности по речевому развитию в режиме дня»
План тематической проверки «Непрерывность организации образовательной деятельности по речевому развитию в режиме дня»...
Использование речевых игр в режиме дня с детьми.
Решение задач развития речи происходит в течение всего дня пребывания ребёнка в детском саду. Помимо специально организованной непосредственно образовательной деятельности большая работа идёт в режимн...
Презентация для педагогов "Использование речевых игр в режиме дня"
Добрый день уважаемые коллеги! Хочу вам представить презентацию на тему: Использование речевых игр в режиме дня«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение:Игра...