НОД по речевому развитию "Лошадь с жеребенком"
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) на тему
Цель: Способствовать развитию детей составлять описательный рассказ по картине "Лошадь с жеребенком".
Методы организации образовательной деятельности
Задачи | Образовательная область |
Связная речь | помочь детям самостоятельно составлять описательный рассказ по картине; включать в слова наиболее точные слова для обозначения цвета, величины, использовать антонимы для сравнения лошади и жеребенка (большой – маленький, сильный – слабый, длинный – короткий) |
Звуковая культура речи | Упражнять в умении произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса. |
Грамматический строй речи | Закреплять умения составлять предложения из заданных слов, самостоятельно менять их порядок; упражнять в «чтении» предложения после каждой перестановки слов. |
Материал к занятию | Картина «лошадь с жеребенком», из серии домашние животные |
Предшествующая работа | Экскурсия в ОПХ «Заречное» на конный двор, Загадывание загадок по теме, рассматривание иллюстраций «кто пасется на лугу?»
|
Подготовка к НОД | Занятие проводиться в проветренном групповом помещении. Впереди ставятся на подставку картина, дети садятся за столы по два человека |
Условия и средства реализации | Методы: словестный, наглядный. Приемы: рассматривание, разговор. Форма: создание педагогической ситуации |
Форма записи результатов наблюдения хода НОД
Структурные компоненты занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Начало занятия 9-35 Организационный момент
Объявление темы | Воспитатель загадывает загадку «Овса поела – и снова за дело»! - Почему вы думаете, что это лошадь? Потом воспитатель показывает картину «Лошадь с жеребенком». - Ребята посмотрите внимательно и скажите мне, кто изображен на этой картине?
| Это лошадь!
Влад. «потому что лошадь ест овес»
Настя. « на этой картине нарисована лошадь с жеребенком» |
Основная часть
Подвижная игра «Конь»
СКОРОГОВОРКА
Игра «какое слово заблудилось?»
Анализ деятельности 10-05 начало анализа 10-10 конец анализа
|
-А кто мне скажет, какая лошадь?
Артем скажи нам пожалуйста, а какая у лошади шерсть?
Правильно, у лошади красивая длинная голова, стоячие уши, между ушами челка, большие красивые глаза, длинная шея, на шее грива. - а сейчас давайте сравним лошадь и жеребенка. Чем они отличаются?
- А чем они похожи?
Какую пользу приносит лошадь?
- Ребята, а сейчас составьте рассказ по картине. Сравните лошадь и жеребенка. Ребята послушайте, как интересносоставила рассказывает Дина по картине «Лошадь с жеребенком».
Выслушав ответы двух детей, воспитатель читает рассказ К.Д. Ушинского «лошадка. Задает вопросы: - Ребята, как описывается в рассказе конь?
- Какими словами заканчивается рассказ?
Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот,
На ветру играет гривой Пышной, сказочно красивой, Быстро на седло вскочу,
Не поеду - полечу, Цок - цок - цок, Цок - цок– цок Там за дальнею рекой Помашу тебе рукой.
Воспитатель произносит скороговорку «От топота копыт пыль по полю летит». Уточняет у детей. - О ком здесь говориться? Предлагает повторить скороговорку медленно, быстро, еще быстрее; затем тихо, еще тише, шепотом
Педагог вызывает пять детей и дает каждому слово «очень», «лошадь», «есть», «овес», любит». Предлагает по очереди назвать слова. Спрашивает детей: - Ребята получилось предложение? Правильно, не получилось, потому что слова «заблудились». - Давайте поставим слова по порядку. Чтобы получилось предложение. - Что надо сделать?
Когда получается предложение, воспитатель еще раз повторяет его. Затем дает задание из этих же слов составить другое предложение.
Пальчиковая гимнастика «Еду – еду» Еду – еду к бабе, к деду На лошадке в красной шапке По ровной дорожке. На одной ножке. В старом лапоточке По рытвинам, по кочкам, Все прямо и прямо. А потом вдруг в яму!
Ребята понравилась вам игра с пальчиками? - О ком мы с вами сегодня беседовали? Воспитатель при оценке выделяет те рассказы, в которых дети дали интересные описания и сравнения лошади с жеребенком, обращает внимание на использование определений. | Настя. «Большая, длинноногая, быстрая, красивая, шустрая, сильная». Артем. « коричневая, гладкая, блестящая, короткая ».
Кирилл. « Лошадь большая и сильная, а жеребенок маленький и слабый» Полина. « у лошади длинный хвост, а у жеребенка короткий». Рома. «Шерсть у лошади и жеребенка гладкая, блестящая, короткая. У лошади и жеребенка шерсть одного цвета, коричневая».
Степа. « лошадь перевозит тяжелый груз, катает людей на дальние растояния»
Рассказ Дианы.(6 л) На картине нарисована лошадь с жеребенком, они домашние животные, любят, есть овес и сено, они приносят пользу человеку, пашут поля, возят людей на дальние расстояния. Жеребенок очень похож окраской на свою маму лошадь, они коричневого цвета. Лошадь большая и сильная, а жеребенок маленький и слабый, поэтому лошадь всегда защищает своего жеребенка. Рассказ Геннадия. (5л 6 м) Я вижу на картине, лошадь и жеребенок пасутся на поле, они едят травку, и пьют речную воду, у жеребенка гладкая блестящая шерсть, а у лошади длинная красивая грива и большие глаза.
Степан. « Грива на шее волной сзади хвост трубой, меж ушей челка» Аня. « шерсть серебром отливает, во рту удила, на спине седло, подковы стальные».
Поля. «Конь бежит, земля дрожит, изо рта пена, из ноздрей пар валит»
(руки за спиной сцеплены в замок) (ритмичные, поочередные поднимания согнутых в коленях ног) (покачивания головой, затем наклоны в стороны) (подскоки на месте)
(руки полусогнуты в локтях перед собой)
(подскоки на месте)
О лошади!
Хоровые и индивидуальные ответы
Почему то не получилось!
Поля. «переставить слова» Дети предлагают различные перестановки слов. Каждый раз читают новый вариант.
Кирилл. «Лошади очень любит есть овес». Степа. « Очень любят лошади есть овес». Дина. « овес очень любят есть лошади
Пальчики сжимать и разжимать. Соединить кисти вместе и сделать лодочку.
Сжимать ладошки в кулаки Одну ладошку оставить выпрямленной а другую сжать в кулак.
ДА!
О лошади и жеребенке, по картине, домашние животные. |
Результаты наблюдений НОД.
Наименование МБДОУ, возрастная группа | МБДОУ «Ильинский детский сад» старшая группа |
ФИО воспитателя, категория | Черепенина Нина Константиновна |
Количество детей на занятии | 11 детей Полина. Рома. Артем. Геннадий. Степан. Настя .Настя . Аня .Владик . Кирилл. Дина . |
Место проведения НОД | Групповая комната |
Дата наблюдения НОД | 04.09.14год |
Тема, программное содержание (цели, задачи) |
«Лошадь с жеребенком»- домашние животные. Связная речь - Учить составлять описательный рассказ по картине; включать в слова наиболее точные слова для обозначения цвета, величины, использовать антонимы для сравнения лошади и жеребенка (большой – маленький, сильный – слабый, длинный – короткий). Звуковая культура речи - Упражнять в умении произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса. Грамматический строй речи - Закреплять умения составлять предложения из заданных слов, самостоятельно менять их порядок; упражнять в «чтении» предложения после каждой перестановки слов.
|
Описать гигиенические, педагогические и эстетические условия проводимого занятия | Воспитатель проводил с детьми предварительную работу. Чтение художественной литературы. Загадывание загадок на тему домашние животные, экскурсия на конюшню, дидактическая игра «угадай по голосу, чья мама». Проветрить помещение перед занятием 5 мин, влажная уборка (помощник воспитателя) приготовить иллюстрации к теме, расставить столы ,
|
Описать подготовленность оборудования (наглядный материал его расположение | Приготовить иллюстрации к теме, расставить столы , назначить дежурных, дает указания и советы оценивая работу детей (воспитатель). (приложение ) |
Приемы организации детей на занятии. Создание интереса, постановка цели,сюрпризность. | Для того чтобы детям было интересно выполнять задания, воспитатель начинает занятие с интересной занимательной загадки. Далее предусматриваются более сложные задания |
Зафиксировать длительность каждой части занятия | Начало занятия 5 минут Основная часть 25 мин Анализ 5 мин |
Проследить как в каждой части занятия воспитателем решаются задачи программного содержания | Произнося скороговорку, дети часто нарушают плавность речи, так как, добирают воздух, заканчивают длинное предложение на воздухе. Поэтому воспитатель следит за их дыханием, и упражнять в негромком произношении звуков. Развитию речевого,дыхание воспитатель способствует проговариванию скороговорок. В начале, воспитатель напоминает текст, затем дети несколько раз проговаривают его хором в разном темпе. После этого воспитатель приступает к индивидуальным упражнениям ( проговаривание в быстром темпе) |
Речь воспитателя, руководство речевой деятельностью детей | Речь воспитателя доступная для детей, четкая, эмоциональная. Характеризуя предмет, ребенок называет цвет, размер и другие отличительные признаки, что способствует появлению в его речи предложений с однородными членами. Воспитатель отметил это. Дети редко используют придаточные предложения. По этому при анализе их высказывании воспитатель просит повторить сложно подчиненные предложения, составленные детьми( Ответ Гены мне понравился. Послушайте его еще раз). Воспитатель берет на заметку тех, кто допускает ошибки и выявляет причину затруднений (ребенок не дифференцирует звуки, не успевает работать в заданном темпе, что очень важно для будущего школьника) |
Показать методы и приемы обучения (постановка цели , сообщение задания, объяснение), приемы активизации детей, приемы руководства речевой деятельностью детей | На занятиях используются специальные игры и упражнения на формирование звуковой культуры речи. При обучении монологической речи воспитатель учит связно рассказывать. Воспитатель включает 2-3 вопроса побуждающих детей воспроизвести отрывки, содержащие более интересные описания |
Результаты самостоятельной деятельности детей (рассказы детей) |
|
Приемы индивидуальной работы в течении всего занятия | Дети составляют рассказы по картине с последовательно развивающимся действием. Рассматривая картину, они с удовольствием выстраивают в определенной последовательности и комментируют свои действия, употребляя значительное число сложных предложений. Сюжетная картина побуждает детей к составлению творческих рассказов, активизируют их воображение. Дети проявляют словестное творчество |
Анализ речевой деятельности детей, участие детей в анализе | В анализе участвовали все дети. При обсуждении дети давали развернутые ответы, при анализе их рассказывании повторяют сложноподчиненные предложения, составленные детьми. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассматривание картины "Лошадь с жеребенком"
Уточнение знаний о домашних животных....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста. «Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком».
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо речевому развитиюс детьми старшего дошкольного возраста.«Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком»....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности "Составление рассказа по картине "Лошадь с жеребенком" по образовательной области "Речевое развитие"
Данный материал можно использовать на занятии по развитию речи....
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Составление рассказа по картинке «Лошадь с жеребенком»
В конспекте выдержанны все этапы, подробно расписан диалог воспитателя с детьми....
Речевой материал " Жеребенок"
Авторское стихотворение "Жеребенок" Можно использовать как логопеду, так и воспитателю на физ. минутках....
Речевой материал " Жеребенок"
Авторское стихотворение "Жеребенок" исползуется для развития общей моторики, артикуляционной. Для обогощения словаря и фразовой речи....