Путешествие в Страну Звуков
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Речевое развлечение для детей старшей коррекционной группы на тему "Понятие о звуке".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_zvukov.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад № 64»
План-конспект
интегрированной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Тема: Понятие о звуке. Речевое развлечение в старшей группе для детей с ТНР: «Путешествие в Страну Звуков на ковре- самолете».
Составила:
учитель-логопед Лычакова Т.Ф.
Ноябрь 2014 г.
ЗАДАЧИ:
Речевое направление : Дать понятие о звуке и звуковой структуре слова.Учить выделять начальный гласный звук в слове и конечный согласный. Развивать фонематический слух , зрительное и фонематическое восприятие.Обогащать словарь детей новыми словами: пиктограмма, древний, пещера, пешеходы, паутинка. Развивать диалогическую форму речи. Стимулировать собственные высказывания детей.
Познавательное направление: Дать представление о древних людях , способах их общения.
Совершенствовать способы и приемы обследования предметов ( на мокром песке можно рисовать)Развивать слуховое внимание и память при воспроизведении неречевых звуков. Развитие мышления, воображения, творческих способностей.
Социально – коммуникативное направление: Совершенствование коммуникативных навыков.Развивать активность, инициативу, самостоятельность в игре. Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание. Развивать способность слушать стихотворный текст, эмоционально реагировать на его содержание. Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Физическое направление: Развитие координации и точности действий, способности поддерживать равновесие. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве.
Предупреждение утомляемости детей,удовлетворение потребности детского организма в двигательной активности. Стимуляция проприоцептивных ощущений. Развитие артикуляционной и мелкой моторики активизация биологически активных зон.
Коррекционное направление : Развитие произвольности и самоконтроля. Снятие психо-эмоционального напряжения. Коррекция страха темноты, преодоление неуверенности в себе. Развитие волевой регуляции.
Материалы: листы бумаги, ножницы, мяч, книга, ковер, небольшой плоский камешек с пиктограммой, игрушки- предметы: волк, мышка, лиса, жук, мак, дом, белые квадратики по количеству детей ( 4 шт. на каждого ребенка), машина-игрушка, картинки ( ослик, индюк, утка, аист, баран, жук, кот, петух, мак, дом), схемы слов, дорожка из полиэтилена 40 х 100 см, темное покрывало, 3 больших стула, 3 « ладошки» из цветного картона: красная, желтая, синяя, чайные ложки( 2штуки на ребенка), аудиозаписи голосов животных.
Этапы НОД | Действия педагога | Действия воспитанников |
Организационный момент «Слушай и отгадывай» Включение в игровую ситуацию | Предлагает детям отгадывать различные звуки с закрытыми глазами. Показывает камень с пиктограммой. Предлагает отправиться в путешествие | Закрывают глаза , слушают звуки, отгадывают Дети отгадывают пиктограмму. |
Артикуляционная гимнастика | Читает стихи и показывает упражнения | Дети выполняют упражнения. |
Знакомство с понятием « звук» | Рассказывает о девочке из Страны Звуков, представляет ее детям | Дети определяют по звукам животных, соединяют звуки в слова. Выкладывают звуковые схемы слов. |
Динамическая пауза | По инициативе детей выполняются действия по тексту | Имитируют движения по тексту. |
Пальчиковая гимнастика « Здравствуй» | По инициативе детей выполняются движения с пальчиками | Дети выполняют действия по тексту |
Выделение начального гласного звука в слове. Игра « Умная машина» | Предлагает детям определить первый звук в названиях животных | Дети называют первые гласные звуки в названиях животных |
Выделение конечного согласного звука в слове. Игра «Паутинка» (преодоление неуверенности в себе Игра « Темная пещера»( коррекция страха темноты) Игра « Кричалки, шепталки, молчалки» ( развитие наблюдательности, умение действовать оп правилам, развитие волевой регуляции) | Предлагает найти пропавшие звуки в конце слов, проглоченных Дракошей- Звукоедиком. Предлагает пройти по мостику- паутинке, поиграть в игру, зайти в темную пещеру и найти там пропавшие звуки. Просит детей вернуть звуки в звуковую схему слов | Выполняют игровые задания |
Закрепление понятия «звук». Игра « Узнай слово» | Предлагает девочке Янсон произносить слова протяжно. | Дети узнают и называют слова |
Самомассаж ложками (стимуляция дозревание корковых отделов речедвигательной системы, улучшение качества артикуляционных движений) | Предлагает вернуться домой . В дороге выполнить самомассаж лица чайными ложками. Показывает действия и читает при этом стихи | Дети выполняют упражнения самомассажа. |
Оценка деятельности детей в течение НОД | Комментирует оценку деятельности детей, предлагает сюрприз | Делятся впечптлениями. |
Организационный момент.
- Ребята, давайте поиграем в игру « Слушай и отгадывай» Закройте глаза и отгадайте , что я делаю .( Хлопаю в ладоши, рву бумагу, режу бумагу ножницами, играю с мячом, листаю книгу)
-Вы хлопаете в ладоши, рвете бумагу. Режете бумагу ножницами, играете с мячом и….
-Как вы узнали, что я делала, вы же не видели?
- Мы слышали.
- Правильно, вы слышали звуки.
Введение в игровую ситуацию.
- Ребята, сегодня утром я нашла у себя этот камешек .На нем рисунки – пиктограмма.
Так в древности писали люди, они еще не знали букв. Давайте попробуем узнать , что тут написано. (Разбираем пиктограмму)
-А ведь это приглашение в сказочную страну Звуков. Давайте мы в нее отправимся на волшебном ковре – самолете. Занимайте места на ковре.
Артикуляционная гимнастика.
Если в сказку всем сердцем поверить,
(приоткрыть рот)
В мир волшебный раскроются двери !
Вы туда без труда попадете
( удерживать широкий расслабленный язык на нижней губе : « лопаточка»)
На волшебном ковре- самолете,
На летучем большом корабле
( поднять боковые края и кончик языка : « чашечка»),
Или с Бабой Ягой на метле,
( кончик узкого языка ритмично движется вправо – влево : « часики»
На плоту по молочной реке
( широкий расслабленный язычок : « лопаточка»)
И верхом на Коньке – Горбунке,
( поцокать языком : « лошадка»)
Можно в сказку влететь на Жар- птице,
( широкий язык движется вверх- вниз: « качели»)
Можно на Колобке закатиться,,
( круговые движения кончиком языка вокруг губ)
Можно въехать , как слон на еже.
( покусать кончик языка).
Ой! Мы, кажется, в сказке уже….
Знакомство с понятием « звук». « Путешествие в древние времена сказочной Страны звуков».
-Давным –давно на земле жили древние люди. Жили они в пещерах, охотились на древних животных., но говорить не умели
Нас встречает девочка по имени Янсон. Она живет в лесу, в своем племени. Янсон любознательная, внимательная, умная. Это она нам прислала приглашение. Янсон любит гулять по лугам и лесам, прислушивается к разным звукам. По издаваемому звуку она может определить животное.
-Давайте вместе с Янсон отгадаем животных.( Запись звуков животных)
_Как шипит змея? Ш-ш-ш.
_ Как фыркает ежик? Ф-ф-ф
- Как воет волк? У-у-у.
- Как звенит комар? З-з-з
- Как жужжит жук? Ж-ж-ж
-Как долбит дятел? Д-д-д.
- Давайте вместе с Янсон поучимся соединять звуки, чтобы из них получились слова.
- Шшшууум, дддыыым, Получились слова.
- Слова состоят из звуков. Чтобы услышать звуки в слове, надо произнести слово протяжно.
- У Янсон есть волшебная веточка. Она касается веточкой предмета и слово протяжно звучит.
« Вы молчите, я молчу,
И веточка молчит.
Предмета веточка коснется-
Сразу слово зазвучит.»
(Янсон касается веточкой предметов-волка, лисы, мака, жука,. Дети протягивают слова)
- Вместо звука Янсон рисовала веточкой на песке квадратик ( Янсон выкладывает белый квадрат-звук на пол)
- Слово « жук» Янсон записала так( выкладывает 3 белых квадратика)
- И мы с вами будем обозначать звук квадратиком.( Дети выкладывают из квадратиков слова: мак, сок, дом, жук)
Динамическая пауза.
- Давайте немного отдохнем .( Ребенок проводит упражнения с речевым сопровождением)
Перед нами луг широкий,
А над нами лес высокий.
А над нами сосны, ели
Головами зашумели.
Грянул гром ( хлопок)
Побежали быстро в дом.
Пальчиковая гимнастика. « Здравствуй»
« Здравствуй , солнце золотое!
Здравствуй , небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!»
Выделение начального гласного звука в слове.
- Мы сейчас поиграем в игру « Умная машина». Умная машина сигналит пешеходам первым звуком их названия. Волку --В, мышке –М.
- Как сигналит машина ослику -, аисту --, индюку -- , утке -- ?
Выделение конечного согласного звука в слове.
- У Янсон есть друг Дракоша- Звукоедик. Его так зовут потому , что он любит проглатывать звуки в словах. Он прячет звуки в пещере , где живет.
Чтобы попасть в пещеру , нужно пройти по мостику –паутинке, стараясь не упасть с него.
Потом нужно забраться в пещеру , достать звук, обозначенный белым квадратом и вернуть звук на место в звуковую схему слова ( бара. . индю. , пету. , ко. , жу. . ма. .)
Дети проходят по тканевой дорожке , которую держат двое взрослых на высоте 6 см от пола.
- Мы подошли к пещере дракона.Может быть Дракоша в пещере? Давайте проверим.
Игра « Кричалки, шепталки, молчалки» . Показываю детям 3 картонные ладошки- красную, желтую, синюю.
- Внимательно следите за ладошками, которые я буду показывать. Если увидите красную ладошку—можно прыгать и кричать, желтую—можно только шептать, медленно передвигаться, если покажу синюю—нужно замереть на месте.
( показываю ладошки, дети выполняют правила)
- Вот мы свами пошумели , пошептали, помолчали. В пещере тихо, Дракоши там нет. По очереди заходим в пещеру, достаем звуки-квадратики и возвращаем их на место в схемы слов. ( Дети выполняют задание)
Закрепление понятия « звук». Игра « Узнай слово»
- Из чего состоят слова? ( из звуков)
-- Янсон соединяет звуки в слова и произносит их протяжно. Какие слова у нее получились? ( Янсон проговаривает : сссооок, нннооос)
- Произнося слова протяжно и внимательно прислушиваясь вы научитесь слышать все звуки в слове.
- А сейчас нам пора возвращаться домой. Попрощаемся с Янсон. Пройдите на наш волшебный ковер самолет .Мы прилетим в детский сад к обеду .Чем мы будем есть суп?(ложками) Чтобы не скучать в пути – выполним самомассаж ложками .
Дети вместе с логопедом выполняют упражнения самомассажа ложками.
Итог. – Вот мы и прилетели домой в детский сад. Вы хорошо поработали, все старались и за это вас ждет сюрприз. Закройте глаза , вытяните вперед правую руку.( каждому ребенку в руку кладется конфета).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ГРАМОТЕ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗВУКОВ» (ЗВУКИ [З] И [Зь] )
Использование программы "Школа 2100 "Детский сад 2100""...
Конспект индивидуального занятия на этапе автоматизации звука «Путешествие по стране звука «С»
На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это прои...
Индивидуальное занятие по автоматизации звука"Р"."Путешествие по стране звуков"
В увлекательной игровой форме проходит процесс автоматизации звука....
Индивидуальное занятие "Автоматизация звука "Л" в словах и предложениях. Путешествие в страну звука "Л".
Занятие по автоматизации звука [Л] проходит в занимательной форме - путешествия. Ребёнок путешествует по стране звука "Л" вместе с пчёлкой Стеллой. Для Стеллы ребёнок на протяжении в...
Путешествие в страну звуков и букв. Звуки З и С.
Конспект занятия...
«Звук И. Путешествие в страну звуков с Винни Пухом и Осликом Иа»
«Звук И. Путешествие в страну звуковс Винни Пухом и Осликом Иа»...
Презентация к занятию Звуковая культура речи. Дифференциация звуков Р_Л. "Путешествие по сказочной стране звуков"
Занятие по развитию речи для детей старшего возраста...