"День звуков и букв" (подготовительная группа).
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Цель: продолжить знакомство с буквами и звуками, различать гласные и согласные звуки; развивать монологическую и диалогическую речь, мышление, воображение; воспитывать бережное отношение друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_bukv_i_zvukov.doc | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
День звуков и букв
Цель: продолжить знакомство с буквами и звуками, различать гласные и согласные звуки; развивать монологическую и диалогическую речь, мышление, воображение; воспитывать бережное отношение друг к другу.
Сюрпризный момент
В гости приходит Незнайка и здоровается с детьми:
-Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас в удивительный мир звуков и букв.
Рассказ о истории возникновения письменности
Давным-давно, когда люди, жили в пещерах, носили вместо одежды звериные шкуры, охотились на мамонтов и саблезубых тигров, все что с ними происходило, они изображали на стенах пещеры рисунками. Такая наскальная живопись сохранилась до сих пор в разных местах нашей планеты. Это было очень трудно, изображать все в картинках, и человек делал картинки более простыми.
Таким образом, были придуманы буквы и письменность. А как вы думаете, чем писали люди в Давние времена? (Ответы) Раньше писали гусиными перьями (показывает перо).
– Потом им на смену пришли другие инструменты. Чем можно писать сейчас? (ответы детей: кистью, пером, карандашом, фломастером).
Артикуляционная гимнастика
Игра «Узнай звук по артикуляции».
У, И, О, У, А, И, У, О, У.
Артикуляционная гимнастика.
1. Улыбка;
2. Трубочка;
3. Чередование улыбки и трубочки.
Дыхательная гимнастика «Дирижер».
Руки поднимаем – делаем глубокий вдох.
Руки опускаем – выдох.
Выдох медленный, плавный.
Игра «Хлопни - постучи» на развитие фонематического слуха.
Когда услышите звук [а], хлопните в ладоши, когда услышите [и] постучите по парте.
У, А, И, А, У, О, И, О, У, И, А, У, О, О, И, У, Ы, Э.
Составление слов из букв, данных в беспорядке.
о, к, т, р – крот
л, с, о, к, и – ослик
к, н, о, а – окна
л, д, о, а, к – лодка
Продуктивная деятельность: Рисование
Тема: «Моя буква»
Цели:
- учить детей заполнять все пространство буквы (с которой начинается имя), используя разнообразные средства графики: линию, точку, штрих, пятно;
- развивать цветовое восприятие, творческую активность;
- закреплять технику рисования фломастерами;
- воспитывать самостоятельность в выборе средств выразительности, настойчивость в достижении положительного результата работы.
Словарная работа: наскальная живопись, алеф, дельта, инициал, точка, линия, штрих, пятно.
Воспитатель: – Мы с вами будем украшать инициал. Инициал – это первая буква вашего имени (Спросить у нескольких детей, какая первая буква их имени?) Самое главное, ребята, что мы не просто украсим инициал, а превратим его в красивую картинку для шкафчика, этим мы украсим интерьер вашей раздевалки. Поэтому необходимо очень постараться! Но прежде чем приступить к работе сделаем разминку.
1, 2, 3, 4, 5.
Будем буквы украшать.
А чтоб было интересней,
Все покружимся на месте.
Руки вверх, руки вниз,
Приседай не ленись!
– Ребята, подумайте, какая буква будет изображать ваш инициал, и возьмите на столе нужную вам букву (заготовки меток с инициалами лежат на отдельном столе). Проходите, пожалуйста, на свои рабочие места. Не забывайте о правильной осанке. Давайте вспомним правила работы фломастерами (дети проговаривают правила: на фломастер нельзя сильно нажимать, необходимо плотно закрывать фломастер колпачком)
Молодцы, теперь будем украшать инициал рисунком, а помогут вам средства выразительности графики. Какие? (Ответы детей: точка, линия, штрих, цветное пятно). (В процессе рисования проводится индивидуальная работа.)
– Ребятки, завершаем работу. Отложите фломастеры, вы украсили инициалы. Всем не терпится увидеть, что же у вас получилось. Давайте украсим ваши шкафы новыми картинками – буквами и разместим инициалы на шкафчиках, (прикрепляем картинки на шкафы, если занятие проводится вне группы, то работы можно расположить на специально организованном пространстве).
Рассматриваем работы:
– Понравилось вам украшать буквы? Как называется первая буква вашего имени? (Ответы: инициал)
– Ребята, становитесь рядом со мной, и рассмотрим ваши инициалы. Посмотрите, так много хороших работ, что я даже теряюсь, какую выбрать. А какой инициал вам нравится? (выбираем одну из картинок) Как вы думаете, кто автор этой работы?
– Аня? Как вы догадались? (Потому, что буква «А»)
– Аня, расскажи нам, с помощью чего ты украсила свою букву (ребенок рассказывает, какими предметами украшал свою букву). Ребята, а какие Анюта использовала в своей работе средства выразительности?
– А чтобы ты еще хотел добавить в свою работу? (По аналогичной схеме рассматриваем ещё пару работ.)
Молодцы ребята, вы выполнили свое задание, инициалы получились яркие, интересные, разнообразные, все очень постарались. Замечательно, что вы использовали разные средства выразительности графики в своих работах!
Дидактические игры
“Едем, летим, плывем”
Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.
На рисунке шесть картинок, изображающих транспорт: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай (рис. 4).
- Назови все предметы одним словом. (Транспорт.)
- Скажи, сколько слогов в этих словах? (Во всех словах, кроме слова “трамвай”, по три слога.) Какой звук встречается во всех этих словах (в начале, середине, конце слова)? (Звук “Т” встречается в начале слов “троллейбус”, “теплоход”, “трамвай”, в середине слов “вертолет”, “автобус”, в конце слов “вертолет”, “самолет”.)
— Составь предложение с любым словом (“Самолет летит быстро”).
— Скажи, что летает? (Самолет, вертолет.) Что едет? (Автобус, троллейбус, трамвай.) Что плывет? (Теплоход.)
— Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: Т—С (троллейбус), А—С (автобус), С—Т (самолет), В—Т (вертолет), М—О (метро), Т—И (такси).
Старшие дошкольники учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение: “Зайчик-зайчик, где гулял?” (На полянке танцевал.) “Где ты, белочка, скакала?” (Я орешки собирала.) “Эй, зверята, где вы были?” (Мы грибы ежам носили.) Они приучаются изменять громкость голоса, темп речи, в зависимости от условий общения, от содержания высказывания. Детям предлагают произнести скороговорки или двустишия, придуманные ими самими, не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и скорости (медленно, умеренно, быстро). Эти задания могут выполняться параллельно и варьироваться (например, произнести фразу громко и медленно, шепотом и быстро). Специальные задания побуждают детей пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение необходимо им при построении связного высказывания.
Со старшими дошкольниками продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (“дерево”, “металл”, “пластмасса”, “стекло”), широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.
“Что вы видите вокруг?”
Цель: уточнить представления детей о названии предметов.
- Назови предметы, которые ты видишь вокруг. Как мы отличаем один предмет от другого? (За столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят.)
— Если перед тобой будут стоять две девочки, обе в красных платьях, с белыми бантиками. Как мы их различаем? (По именам.)
— Что означают слова... “мяч”, “кукла”, “ручка”?
— У меня в руке... ручка. Что ею делают? (Пишут.) У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом? (Их держат руками.) Что значит слово “ручка”, обозначающая этот предмет? (Ею пишут.) А что обозначает слово “ручка” (показываем на дверную ручку)? (“Ею открывают и закрывают дверь”.)
— Можешь ли ты назвать слова, которые ничего не обозначают? Послушай стихотворение Ирины Токмаковой “Плим”:
Ложка — это ложка. А я придумал слово.
Ложкой суп едят. Смешное слово — плим.
Кошка — это кошка. Я повторяю снова —
У кошки семь котят. Плим, плим, плим.
Тряпка — это тряпка. Вот прыгает и скачет —
Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим.
Шапка — это шапка. И ничего не значит
Оделся и пошел. Плим, плим, плим.
— Придумай и ты такие слова, которые ничего не значат (трам-татам, тутуру).
Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формированию умений использовать их в своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (веселый мальчик — радостный; поезд идет — движется; Маша и Саша — дети, друзья), к определенной ситуации (на дне рождения веселятся, радуются), к изолированному слову (умный — толковый; старый — ветхий), дети обучаются точности словоупотребления, в зависимости от контекста. Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит), дети осознают оттенки значений глаголов.
“Скажи, какое”
Цель: называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.
- Когда мы хотим рассказать о предмете, какой он, какие слова называем?
— Послушай стихотворение М.Щеловановой “Утро”:
Какое сегодня утро? Сегодня не будет солнца,
Сегодня плохое утро, Сегодня не будет солнца,
Сегодня скучное утро Сегодня будет хмурый,
И, кажется, будет дождь. Серый, пасмурный день.
- Почему же плохое утро? — Почему же не будет солнца?
- Сегодня хорошее утро, Наверное, будет солнце,
- Сегодня веселое утро Обязательно будет солнце
- И тучи уходят прочь. И прохладная синяя тень.
- О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре.) Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый.) Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова, близкие по смыслу (дождливый, грустный, скучный, неприветливый). А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите слова, близкие по смыслу (веселое, радостное, голубое,
- безоблачное). Что еще может быть хмурым? (Настроение, погода, небо, человек.) Что может быть солнечным?
— Есть еще слова, которые называют, что делает человек, что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (Грустит, печалится, расстроился, обиделся.)
— А есть такие слова и выражения, которые выражают смысл не совсем точно. Я слышала, как другие дети говорили: “Папа, иди шепотом”, “Это я проснул сестричку”, “Я ботинки наизнанку надел”. Можно ли так сказать? Как надо сказать правильно?
“Найди точное слово”
Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.
- Узнай, о каком предмете я говорю: “Круглое, сладкое, румяное — что это?” Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме.
— Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный... (еще какой?). Сахар сладкий, а лимон... (кислый). Весной погода теплая, а зимой... (холодная).
— Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.
— Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона... (летает), рыба... (плавает), кузнечик... (прыгает), уж... (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух... (кукарекает), тигр... (рычит), мышь... (пищит), корова... (мычит).
— Помоги мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д.Чиарди “Прощальная игра”:
Скажу я слово высоко, Скажу тебе я слово трус,
А ты ответишь... (низко). Ответишь ты... (храбрец).
Скажу я слово далеко, Теперь начало я скажу —
А ты ответишь... (близко). Ну, отвечай... (конец).
— Теперь можешь придумать слова, противоположные по значению.
Старшие дошкольники могут различать слова, отражающие характер движения (бежать — мчаться; пришел — приплелся) или значение прилагательных оценочного характера (умный — рассудительный; старый — дряхлый; робкий — трусливый).
Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами, вследствие которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). Они подбирают слова, противоположные по смыслу к словосочетаниям (старый дом — новый, старый человек — молодой), к изолированным словам (легкий — тяжелый), или заканчивают предложение, начатое педагогом: “Один теряет, другой... (находит)”.
«Волшебные палочки»
Цель: запоминать буквы, учиться выкладывать буквы из палочек, учиться преобразовывать буквы.
Возраст: с 4 лет.
Что вам понадобится: счетные палочки.
Как играть?
Самый простой способ - выкладывание букв из палочек по образцу или без образца (по представлению). Когда ребенок научится выкладывать буквы из палочек самостоятельно, можете переходить на более сложный уровень игры. Например, составьте из палочек фигуру, напоминающую дверь.
Попросите ребенка убрать 2 палочки так, чтобы получилась буква П, затем восстановите фигуру, попросите опять убрать 2 палочки, но уже так, чтобы получилась буква Н. Такая игра нравится детям, они чувствуют себя "волшебниками". Не забудьте подыграть своему ребенку, чтобы от выполнения заданий он получал максимум удовольствия.
В следующий раз из фигуры "Дверь" предложите ребенку сделать и другие буквы: убрать 1 палочку так, чтобы получилась буква Б; убрать 2 палочки так, чтобы получилась буква Е; убрать 2 палочки так, чтобы получилась буква Р; убрать 4 палочки так, чтобы получилась буква Г.
Волшебные превращения могут происходить и с еще одной фигурой, она напоминает окно.
Из этой волшебной фигуры можно сделать следующие буквы: букву Ф (если убрать 4 палочки), букву Ю (если убрать 3 палочки), букву Ш (если убрать 4 палочки).
Варианты:
Предложите ребенку выполнить цепочку преобразований букв, составленных из "волшебных" палочек: из буквы Б сделать букву Ь; из буквы Ь сделать букву В; из буквы В сделать букву Р; из буквы Р сделать Ф, а из буквы Ф сделать Я.
«Веревочные буковки»
Цель: запоминать буквы, учиться выкладывать буквы из веревочек, развивать мелкую моторику.
Возраст: с 4-5 лет.
Что вам понадобится: цветной картон, кусочки разного рода веревочек (тесьма, толстые нитки для вязания), простой карандаш, клей ПВА (желательно в бутылке с носиком-дозатором), платок или шарфик.
Как играть?
Расскажите ребенку, что будете вместе с ним делать необычные буквы. Поинтересуйтесь, какую букву он хотел бы сделать, или предложите букву сами - новую, а возможно, и ту, которую ребенок пока плохо выучил. На листе картона нарисуйте простым карандашом выбранную букву. Дайте ребенку клей, пусть малыш нанесет клей по контуру - "напишет клеем" букву. Пока клей не высох, наложите на контур веревочку. Если веревочка длинна для этой буквы, отрежьте остатки. Дайте поделке подсохнуть.
Предложите ребенку ощупать необычную букву, "запомнить ее руками".
Сделайте несколько таких букв, пусть ребенок узнает их с завязанными глазами на ощупь, находит одну букву из нескольких предложенных по вашему заданию. Ограничьте ощупывание буквы, водите рукой ребенка только по одному фрагменту буквы, предлагая отгадать ее.
Вариант:
Изготовленные для этой игры буквы вы можете использовать позднее для составления из них слогов и слов. Завяжите ребенку глаза платком или шарфиком, разложите перед ним буквы задуманного слова (не более 3-4 букв), пусть он ощупает веревочные буковки и составит из них слово.
«Умные кубики»
Цель: запоминать буквы, учиться выкладывать буквы из кубиков, учиться преобразовывать буквы.
Возраст: с 3-4 лет.
Что вам понадобится: кубики.
Как играть?
Для игры подойдут любые кубики одинакового размера - как без рисунка, так и с рисунками (в том числе от игр типа "Составь картинку"). Самый простой способ - выкладывание букв из кубиков по образцу или без образца (по представлению). Конечно, так можно выкладывать не все буквы, а только те, которые не содержат круглых или полукруглых элементов. Например: Е, Ё, Н, Г, Т, Ш, Ц, Щ, Ч, М, У, И.
Вариант:
Когда ребенок потренируется в выкладывании букв из кубиков, можно предлагать ему преобразовывать сложенные из кубиков буквы. Интересно будет сделать из буквы Т букву Г, убрав лишний кубик, передвинуть один кубик в букве Н так, чтобы получилась буква П, "превращать" Е в Ё, а Щ в Ш или Ц.
«Фантазеры, или на что похожа буква»
Цель: запоминать буквы, развивать фантазию
Возраст: с 3-4 лет.
Что вам понадобится: бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, гуашь.
Как играть?
Для того чтобы ребенок легче запоминал букву, полезно сравнивать буквы с разными предметами из окружающей обстановки. Напишите букву и попросите ребенка придумать, на что она похожа. Сами дорисуйте букву до предмета или предложите ребенку сделать это. Постарайтесь, чтобы рисунок был ярким и забавным.
Ниже описаны некоторые наиболее частые сравнения букв с разными предметами или их частями.
А - лесенка, ствол дерева с дуплом, крыша дома.
Б - барабан и палочки, кенгуру.
В - очки, крендель, бабочка, которая сложила крылья.
Г - коса, семафор.
Д - домик, легковой автомобиль.
Е - сломанная расческа.
Ё - ежик несет два яблока на спине.
Ж - жук, снежинка.
3 - змейка, птица в полете.
И - дерево, а рядом гора, иголка с ниткой.
Й - рядом дерево и гора, птица над ними.
К - птичка с открытым клювом, крокодил открыл пасть.
Л - развязались ленточки в косе.
М - две горы, майка, качели, сломанная скамейка.
Н - носилки, кроватка.
О - лицо, солнышко, тарелка, пирог.
П - качели, ворота.
Р - ромашка.
С - сушка, ухо слона.
Т - молоток.
У - уши зайца.
Ф - филин, человек, поставивший руки на пояс.
X - вертушка, акробат.
Ц - котенок или щенок лежат на спинке, лапками вверх.
Ч - флажок, вешалка, перевернутый стул.
Ш - ежик.
Щ - щетка.
Ь - ключ.
Ы - лыжи и лыжные палки рядом.
Ъ - поварешка.
Э - эхо.
Ю - юла, ветка с яблоком.
Я - человек с рюкзаком за плечами, петушок.
Будет очень хорошо, если ваш ребенок увидит буквы и в других предметах окружающего мира или в образах животных и людей.
«Волшебный мешочек»
Цель: запоминать буквы, учиться придумывать слово на заданную букву.
Возраст: с 3- 4 лет.
Что вам понадобится: буквы из набора (пластмассовые или магнитные), мешочек.
Как играть?
Для игры может подойти непрозрачный полиэтиленовый мешочек или подарочный пакет.
В мешочек сложите известные ребенку буквы. Предлагайте вынимать буквы по одной, отгадывать их на ощупь, придумывать слово, начинающееся на эту букву. Если ребенок, вынимая букву, ошибается в названии, исправьте его, а букву опустите обратно в мешочек. Когда ребенок снова достанет эту букву, он уже назовет ее правильно.
Можно положить в мешочек и новые для ребенка буквы, но их должно быть не более 1-3 за 1 игру.
После нескольких игр с волшебным мешочком для поддержания интереса к игре положите в мешочек несколько мелких предметов. Это могут быть: скрепка, колпачок от фломастера, пуговица, пробка от пластиковой бутылки, счетная палочка, цифра из набора, геометрическая фигурка и т. п.
Вариант:
Предложите ребенку придумывать слова, которые заканчиваются на букву из мешочка. Не используйте для этого задания буквы Б, Д, В, Г, Ж, 3, т. к. в конце слова они слышатся по другому. Можете придумывать слова, в которых есть выпавшая буква (независимо от ее места в слове).
Закрепление знаний о гласных звуках
Ребята, помогите Незнайке вернуть букву на место и прочитать слова.
У детей карточки с заданием. На карточке изображѐн Незнайка и
записаны слова:
р_к л_к
м_к б_к
с_д с_к
шк_ф г_сь
м_рт вн_к
В слова первого столбика дети вставляют гласный «А», в слова второго –
гласный «У».
- С какими звуками и буквами вы сейчас работали? Что вы знаете о звуках
«А» и «У»? Проговорите их перед зеркалом.
Учащиеся проговаривают гласные, следя за их артикуляцией перед зеркалом.
Дети отвечают, что при произношении данных звуков губы и зубы раскрыты,
воздушная струя не встречает преграды на своѐм пути, вспоминают, что это
гласные звуки. Соотносят их с нужными символами (Звук «А» с
изображением квадратика, «У» - с изображением маленького кружка).
В течение занятия учащиеся получают фишки за правильные ответы.
Физкультминутки
«Снежинки»
На поляну, на лужок,
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок.
Кружатся снежинки,
Белые пушинки.
* * *
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.
Ветер дует иногда,
Только это не беда.
Наклоняются цветочки,
Опускаются листочки.
А потом опять встают
И по прежнему цветут.
* * *
Художественное слово
Веселый алфавит
В стройный алфавитный ряд встали буквы все подряд,
Словно в сказке про царя, 33 богатыря.
Есть особые друзья, например, как «А» и «Я».
Позовёшь погромче – «Я»! Тут как тут примчится «А».
Если долго тянешь – «Ё», то в ответ услышишь – «О».
Вслед за пухлой букой «Ю» прибежит худая «У».
Прозвучит за буквой «Е» непременно буква «Э».
Дружат буквы, посмотри, «Ы» спешит за буквой «И».
Эти буквы, между прочим, можно петь с утра до ночи.
Звуки сами плавно льются, буквы гласными зовутся.
Говорим мы звуками, ну а пишем - буквами.
Если знаешь, как сказать, то попробуй написать!
В кабинете у врача рот откроем, скажем – «А».
Заблудившись же в лесу, мы добавим букву «У» и получится «АУ».
Рот открывши широко, пропоём мы букву «О».
Если ж кто-то занемог,
С буквой «Х» он скажет «ОХ»!
Удивляясь, вслед за «А», добавляем «Х» всегда.
Скоро скажет твой отец - «АХ», какой ты молодец!
Если требуют ответ, будешь кушать или нет?
К букве «Д» прибавив «А», быстро соглашайся – «ДА»!
Ветер в поле воет «У», а корова вторит «МУ».
В этом звуке без проблем мы узнаем букву «М».
Стали «М» и «У» друзьями, поменяем их местами
И увидим, в этот раз, «УМ» получится у нас!
Плакала корова – «МУ»! Молоко отдать кому?
Изогнувшись буквой «Я» ей ответил котик – «МЯУ»!
Мне, ведь мы с тобой родня, в центре «МУ» найдёшь меня!
Откровенно говоря, нет главнее буквы «Я».
Потому что про себя говорим, её твердя.
Но чтоб Я не зазнавался, кто-то очень постарался.
Посмотри-ка в алфавит, - «Я» последнею стоит.
Чистоговорки
Звуки М, П, Б
1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.
2. Уп-уп-уп-уп — я готовлю папе суп.
3. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.
4. Мама Милу в ванне мыла.
5. Петя пилил пилой пень.
6. Любят бананы все обезьяны.
Звуки Т, Д, Н
1. Та-та-та, та-та-та- хвост пушистый у кота.
2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду — дети бегают в саду.
3. Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.
4. Собака Том сторожит дом.
5. Дарья дарит Дине дыни.
6. Няня нянчит Надю с Ниной.
Звуки К, Г, Х, Й
1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.
2. Га-га-га у козы рога.
3. Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.
4. Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.
5. На горе гогочут гуси.
6. Хомячку на ухо села муха.
Звуки Ф, В
1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.
2. Ву-ву-ву - в лесу видели сову.
3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
4. Наш Филат не бывает виноват.
Звук С(сь).
1. У Сони сани с горки едут сами.
2. Сеня в лесу встретил лису.
3. У нас газ погас.
4. Су-су-су-су — тихо осенью в лесу.
5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.
Звук З
1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.
2. У Зины козлик в корзине.
3. Лиза купила Зине корзину в магазине.
4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.
5. У Зины звонок звенит звонко.
6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.
Звук Ц
1. Цы-цы-цы- есть хотят птенцы.
2. Из колодца вода льется.
3. Не велика птица синица, да умница.
4. Цу-цу-цу — дали нам по огурцу.
5. Цыпленок пьет из блюдца воду.
6. Слава поставил цветы на подоконник.
7. Цы-цы-цы- мы помыли огурцы.
8. Нет конца у моего кольца.
Звук Ш
1. Нашей Маше дали мало каши.
Звук Ж
1. Жа-жа-жа убежали два ежа.
2. Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.
3. Хорош пирожок, внутри творожок.
Звук Ч
1. Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.
2. Чу-чу-чу — врач идет к грачу.
3. Шубка овечки греет лучше печки.
4. У четырех черепах по четыре черепашонка.
Звук Щ
1. Ща-ща-ща- Коля ходит без плаща.
2. Щи-щи-щи- ищем мы щавель на щи.
3. Для ухи нужны лещи, а щавель — на щи.
Звук Л (Ль)
1. Лу-лу-лу- наточил Толя пилу
2. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!
3. Дед Данила делил дыню.
4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.
Звук Р (рь)
1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.
2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.
3. У меня на кармашке маки и ромашки.
Загадки про алфавит
С этой буквы начинаются
«Арбуз» и «Альманах».
Она нам всем встречается
Почти во всех словах. (Буква «а»)
«БараБан», «Баранка», «Бак», —
Без этой буквы им никак.
Известно мне да и тебе,
Что эта буква — ... (буква «б»)
«Волк», «Волшебник» и «Вполне»
Все слова на… (букву «в»)
Если букву потерять,
Гусь не сможет ГоГотать,
Гавкать пес цепной не сможет.
Что за буква? Кто поможет? (Буква «г»)
«Дом», «Дневник» и даже «Два»,
«Девочка», «Доска», «Дрова»
Эту букву точно знают
И в себя ее включают.
Есть еще в «беДе», в «балДе»
Эта буква —... (буква «д»)
Блеет козлик:
«Ме» да «ме»,
Знает только
«Эм» и... («е»)
Еж под елкой задремал,
Кто-то зверя обокрал:
Вместо «Ёжика» лишь «жик»
Возле деревца лежит.
Там, где клены у леска,
Стала «Ёлка» просто «лка».
Ну же? Кто из вас узнал,
Что за букву ёж проспал? (Буква «ё»)
Эта буква есть в словах
«Жимолость», «Жара», «Жираф».
А в словах «ЖуЖЖит» и «ЖЖет»
Несколько тех букв живет. (Буква «ж»)
«Заяц», «Зяблик», «Золотой»,
«Зуб», «Зеленка» и «Зимой»...
Что слова объединяет?
Может, кто-то отгадает? (Буква «з»)
Первая в словах «Игла»,
«Иволга», «Индюк», «Икра». (Буква «и»)
Иволга Иглой Играла,
Укололась, плакать стала.
Плачет иволга: «И-и»,
Плачет только буквой... («и»)
Шляпу буква надевала
И иначе зваться стала.
Превратилась буква «И»
В букву новую, смотри! (Буква «й»)
«Крот», «Качели» и «Клюка»
Начинаются на... («к»)
«Карандаш», «Кирпич», «КирКа»
— Все содержат букву... («к»)
Со стремянкой буква схожа.
Лить, Лепить, Листать поможет.
Без нее не будет Лета,
Что за буква, дети, это? (Буква «л»)
«Мед», «Малина», «Макраме»
Начинаются на... («м»)
«Нитки», «Нос» и слово «Нет»
С этой буквы начинаются,
А еще она в «коНфете»,
«НожНицах» и «дНе» встречается. (Буква «н»)
«ОблакО», «Очки», «Оса»,
«НОж», «кулОн» и «кОлбаса»...
Знают дети все давно,
Что с баранкой схожа... («о»)
Знает каждый ученик:
Эта буква, как турник —
Перекладина, две ножки.
Есть в словах «Птенец» и «Плошка»,
А еще «Пенал», «Панно»
Начинаются с нее. (Буква «п»)
Эта буква нам важна:
Слову «Родина» нужна,
«Речь Родная», «Русский» тоже
Без нее прожить не сможет.
Буква нужная, поверь!
Эта буква —... (буква «р»)
«Скатерть», «Стол», «Салфетка», «Слон»,
«Стул», «Сапожник» и «Салон»,
«Сон», «Симфония», «Страна»,
«Символ», «Сеть», «Стакан», «Стена».
Что за буква это, дети,
Встретилась нам в строчках этих? (Буква «с»)
Тень упала на Трюмо,
Таракан смотрел в окно.
«Таракан», «Трюмо» и «Тень»
Начинаются на... («т»)
«Улыбка», «Устрица», «Удод», —
В них буква общая живет. (Буква «у»)
«Фантик», «Филин» и «Фуражка»,
«Фрукт», «Фундук» и даже «Фляжка», —
Все содержат букву эту,
Я скажу вам по секрету. (Буква «ф»)
В «Хлебе», «Хне» живет она,
«Хрюшке» и «Хорьку» нужна.
Буква хороша, лиха,
Эта буква — ... (буква «х»)
Встречается в «Цепи», «лиЦе»,
Такая буква —... (буква «ц»)
«Чудо», «чайник», «чебурашка»,
«Чепчик», «чин», «чалма» и «чашка»
Первой эту букву ставят,
Дружат с нею, любят, славят.
Есть в «руЧье» она, в «парЧе».
Эта буква — ... (буква «ч»)
Шар воздуШный, чуть дыШа,
Я рисую не спеШа.
А на нем кота, мыШа.
С ними букву — букву... («ш»)
«Щетка», «Щука», «Щит», «Щавель»...
Что в них общего? Проверь.
И, конечно, вы узнали
Букву общую в начале.
Что за буква? Назови.
Хором дружно: раз, два, три! (Буква «щ»)
В словах «подЪезд»,
«Объявление», «сЪезд»
Перед корнем он стоит,
Приставку от корня отделит. (Буква «ъ»)
Буква для мягкости ставится,
И в названии «мягкий» встречается.
Брат он твердому знаку.
Что это за буква, ребята? (Буква «ъ»)
«Эвкалипт» и «Экскаватор»,
«Эра», «Эдик» и «Экватор».
Это разные слова,
Буква первая — одна.
Все слова сейчас прочтите,
Букву первую скажите. (Буква «э»)
«Юла», «Юпитер», «Юг», «Юннат».
Кто мне ответит из ребят,
Какая буква чаще всех
Встречается в названьях тех?
Ну, отвечать я вам велю!
Конечно, это... (буква «ю»)
Яблоко Янтарное Я сорвал в саду,
С Яблоней ветвистою Я живу в ладу.
Потому и Яблоки ем частенько Я,
«Яблоко» и «Яблоня» — слова на букву... («я»)
Упражнения на смешанные звуки
Стоит воз овса, возле воза овца.
Собака сидит на цепи.
Заглянет солнце и к нам в оконце.
На круше у Шура жил журавль.
Кошка спит, а мышку видит.
Ежик лежит под ёлкой.
Лёжа хлеба не добудешь.
Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
Мальчик чистит лошадку щеткой.
Щенок играет с мячом.
Са-ша-ша- Соня моет малыша.
Ас-аш-аш — под сосной стоит шалаш.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
Вымыли мышки миски для мишки.
Ча-ца-ца- стоит мальчик у крыльца.
Ца-ча-ча растет птенчик у грача.
У волчицы волчата, у курицы и цапли- цыплята.
Девочка пьет чай из чашки.
Ща-са-са- под кустом сидит лиса.
У гусыни усов ищи-не ищи- не сыщешь.
Щи да каша -пищи наша. Всякой вещи свое место.
Рыбу ловит рыболов.
Весь в реку ушел улов.
Вкусная халва, мастеру хвала.
Римма и Тима шли мимо тира.
Можно и самому придумать шутливые фразы, типа:
"да-да-да - в огороде лебеда",
"ду-ду-ду - растут яблоки в саду",
"ша-ша-ша - принесли домой ерша"
"ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"
"жа-жа-жа - есть иголки у ежа"
"чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"
"жу-жу-жу - я на солнышке лежу" ... и так далее.
Считалки
Коко-Моко яйца слопал
И спасибо не сказал
Сел на лошадь и удрал.
Приезжает он с войны
Мама где мои штаны?
А штаны на улице
Исклевали курицы.
Курица пошла в аптеку
И сказала: ку-ка-ре-ку!
Дайте мыло и духи,
Чтоб не дрались Пе-ту-хи.
***
Тише, мыши! Кот на крыше.
А котята — ещё выше!
Кот пошёл за молоком,
А котята — кувырком,
Кот пришёл без молока,
А котята: — Ха-ха-ха!
***
Шла машина тёмным лесом
За каким-то интересом.
Инти-инти-интирес,
Выходи на букву «эс»!
Список литературы:
- Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для педагогов и родителей. – М.: «Аквариум», 1995 год.
- Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для педагогов и родителей. – СПб.: «Дельта», 1997 год.
- Занимательное азбуковедение: материалы для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Автор – составитель Г.П. Попова, В.И. Усачёва. – Волгоград: Учитель, 2005 год.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: пособие для педагогов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 год.
- Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6 – 7 лет. Автор – составитель Т.Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет. – Волгоград: Учитель, 2002 год.
- Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. Программа «Из детства – в отрочество». М.: Просвещение, 2007.
- Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 6-7 лет. - М.: Вдадос, 2001, с.124.
- Егорова О. В. Звуки. – М.: Гном, 2012, с.32
- Андрианова Т. М., Андрианова И. Л. «В мире букв и звуков», М.: Астрель, 2013 год, с.96
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект группового досугового занятия "Гласные и согласные звуки и буквы", подготовительная к школе группа.
Конспект занятия -путешествия. Цели: Развитие умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами.Совершенствование навыков звукового анализа в процессе выделения глас...
Дидактическая игра "Наряди букву" (подготовительная группа)
Цель игры: коррекция звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи, слоговой структуры слова; развитие фонематических процессов. Задачи: закреплять поставленные звуки в словах; закреплят...
Самоанализ проведения открытого ООД по теме «В поисках затерянных букв» ( подготовительная группа)
Самоанализ проведения открытого ООД по теме "В поисках затерянных букв"...
Логопедическое занятие-презентация на тему: "Гласные буквы" подготовительная группа
Логопедическое занятие направлено на закрепление зрительных образов гласных букв, на формирование умения читать сочетания гласных букв, формирование звукового анализа и синтеза, слухового вниман...
Конспект открытого ООД по подготовке к обучению грамоте на тему: «В стране волшебных букв» подготовительная группа
МДОУ – детский сад №48 «Снежинка»д. Малеевка Конспект открытого ООД по подготовке к обучению грамоте на тему: «В стране волшебных букв»подготовител...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (ОО «Речевое развитие») по теме: «Путешествие по стране звуков и букв» подготовительная к школе группа
образовательная деятельность через маршрутную игру...
Конспект НОД по обучению грамоте «В мире звуков и букв» (подготовительная группа)
Конспект НОД по обучению грамоте "В мире звуков и букв"....