Многофункциональное методическое пособие "Волшебный калейдоскоп"
учебно-методическое пособие по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Синдеева Екатерина Петровна

Игру принято называть основной формой деятельности дошкольника. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие эмоциональные и интеллектуальные потребности, складывается характер.

   В дошкольной педагогике дидактическая игра рассматривается, как многоплановое педагогическое явление, которое выступает и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством гармоничного развития личности ребенка.

   Дидактические игры имеют в своей основе интеллектуальные действия, связанные с конкретными мыслительными операциями: сравнение, классификация, обобщение, выделение признака, системный осмысленный поиск по условию, исключение лишнего и т.д.

А задача педагога создать благоприятные условия для игровой деятельности ребёнка. Для этого необходимо систематически обновлять игровой уголок в группе новыми дидактическими играми и многофункциональными дидактическими пособиями. Одно из таких пособий мы сделали своими руками, его можно использовать на индивидуальных, подгрупповых занятиях и в самостоятельных играх детей. Это многофункциональное пособие «Занимательный калейдоскоп».

Дидактическое пособие «Занимательный калейдоскоп» можно использовать во время: совместной деятельности взрослого и детей, во время режимных моментов; непосредственно образовательной деятельности; самостоятельной деятельности детей.

Конструкция дидактического пособия «Занимательный калейдоскоп» состоит из: игрового поля, оформленного в виде круга, разделенного на семь частей - секторов (каждый сектор круга соответствует цвету радуги), в центре круга находится кружок. На секторах и кружке расположены «липучки» для карточек.

Цель: Обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Данное пособие можно использовать во всех образовательных областях при проведении тематических недель. Мы приведем только несколько примеров.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет образования

администрации Балаковского муниципального района

Муниципальное казенное учреждение

«Организационно – методический центр учреждений образования

Балаковского муниципального района Саратовской области»

(МКУ ОМЦ)

                                                                  Ярмарка методических идей

среди педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений БМР

Многофункциональное дидактическое пособие

«Занимательный калейдоскоп»

Воспитатели МАДОУ детский сад № 64:

Рамзаева И. В.

Синдеева Е. П.

г. Балаково 2014 г.

Многофункциональное дидактическое пособие «Занимательный калейдоскоп»

Игру принято называть основной формой деятельности дошкольника. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие эмоциональные и интеллектуальные потребности, складывается характер.

   В дошкольной педагогике дидактическая игра рассматривается, как многоплановое педагогическое явление, которое выступает и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством гармоничного развития личности ребенка.

   Дидактические игры имеют в своей основе интеллектуальные действия, связанные с конкретными мыслительными операциями: сравнение, классификация, обобщение, выделение признака, системный осмысленный поиск по условию, исключение лишнего и т.д.

А задача педагога создать благоприятные условия для игровой деятельности ребёнка. Для этого необходимо систематически обновлять игровой уголок в группе новыми дидактическими играми и многофункциональными дидактическими пособиями. Одно из таких пособий мы сделали своими руками, его можно использовать на индивидуальных, подгрупповых занятиях и в самостоятельных играх детей. Это многофункциональное пособие «Занимательный калейдоскоп».

Дидактическое пособие «Занимательный калейдоскоп» можно использовать во время: совместной деятельности взрослого и детей, во время режимных моментов; непосредственно образовательной деятельности; самостоятельной деятельности детей.

Конструкция дидактического пособия «Занимательный калейдоскоп» состоит из: игрового поля, оформленного в виде круга, разделенного на семь частей - секторов (каждый сектор круга соответствует цвету радуги), в центре круга находится кружок. На секторах и кружке расположены «липучки» для карточек.

Цель: Обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Данное пособие можно использовать во всех образовательных областях при проведении тематических недель. Мы приведем только несколько примеров.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».

Дидактическая игра «Кому что нужно».

Цель: Формировать представления детей о разных профессиях, а также соответствующими атрибутами.

Задачи: Способствовать закреплению названий предметов, принадлежащих данной профессии; развитию логического мышления, связной речи дошкольников; развитию познавательного интереса и уважения к труду. Обеспечить развитие мелкой моторики рук.

Ход игры.

Вариант 1. В игре участвуют от 1 до 3 человек. Ведущий прикрепляет в центральный кружок карточку с изображением человека какой-либо профессии. Играющие рассматривают картинку с изображением профессии и ищут карточки с предметами, принадлежащих данной профессии, прикрепляют их на сектора. Ребенок объясняет свой выбор. Выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки или допустил, минимальное количество неточностей.

Вариант 2. Игру можно использовать индивидуально с ребенком. Ребенок самостоятельно выбирает любую карточку с изображением профессии, прикрепляет ее в кружок, рассказывает воспитателю о ней. Затем из маленьких карточек он выбирает те, на которых изображены предметы принадлежащих данной профессии и прикрепляет их на сектора.

Дидактическая игра «Хорошо – плохо».

Цель: Способствовать развитию умения отличать хорошее поведение от плохого.

Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.

Ребенку предлагается определить, «что хорошо, а что плохо», объяснить свое решение. В центральный кружок помещается смайлик улыбающегося или грустного человека, на секторах прикрепляются соответствующие картинки.

Образовательная область «Познавательное развитие»

«7 дней недели»

Цель: Обеспечить закрепление знаний детей дней недели, классифицировать их на рабочие и выходные дни, закрепление знаний цифр от 1 до 7, развивать речь, память, внимание.

Игры - путешествие во времени, служат для закрепления знаний детей дней недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются сектором определённого цвета. Наблюдение проводится несколько недель, это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник - первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда - середина недели, четверг - четвертый день, пятница - пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности.

Дидактическая игра: «Дни недели»

Цель: выучить названия дней недели и порядок следования, обеспечить закрепление понятия вчера, сегодня, завтра.

Оборудование: «человечки» разных цветов с цифрами.

Ход игры:

- Кто первым приходит в дом недели?

- Понедельник красный человечек в красный цвет покрасил дом, ели человечки помидоры и болтали всякий вздор.

- Второй в дом недели приходит Вторник. В этот день все вокруг стало оранжевым все вдруг. Ели человечки на обед семь оранжевых конфет.

- Третий в дом недели приходит Среда. Этот человечек любит все желтое, он и нарядился в желтый наряд. Желтый цвет есть в яйце, в цыпленке, в масле, что лежит в масленке, в каждом спелом колоске, в солнце, в сыре и в песке.

- Четвертый в дом недели приходит Четверг. Этот человечек любит все зеленое. Цвет зеленый, цвет весенний. Цвет природы оживления.

- Пятый в дом недели приходит Пятница. Этот человечек любит все голубое. Он сверкает голубым, словно речка изо льдин. Бледно – синею поземкой, и сосулькой сладко – звонкой.

- Шестой в дом недели приходит Суббота. Этот человечек нарядился в синий наряд. Он любит все синее.  Синие, синие васильки необыкновенной красоты.

- Седьмой в дом недели приходит Воскресенье. Воскресенье седьмой человечек в фиолетовый цвет раскрасил дом. Они любят баклажан и сливы. С ними они довольны и счастливы.

Варианты игр для закрепления знаний дней недели

Первый вариант.

 "Какого человечка не стало".

Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одного человечка. Дети открывают глаз и отгадывают, какой человечек убежал.

Второй вариант.

Дети закрывают глаза, воспитатель меняет порядок следования человечков. Дети открывают глаза и расставляют их в правильной последовательности.

Третий вариант.

Учим вместе с детьми вчера и завтра, если сегодня понедельник, вчера и завтра, если сегодня вторник и т. д.

Дидактическая игра «Перелетные и зимующие птицы»

Цель: Обобщение и расширение представлений детей о перелётных и зимующих птицах.

Задачи: Развивать умения различать и классифицировать птиц по группам; способствовать развитию мелкой моторики рук. Пробудить у детей бережное и заботливое отношение к птицам и родной природе.

В центральный кружок помещается значок «зима» или «лето», дети должны расположить по секторам соответствующие картинки. Можно загадать загадки о птицах.

По такому принципу можно поиграть на разные темы. Например: «Домашние и дикие животные», «Посуда» (Кухонная, столовая), «Транспорт» (воздушный, наземный, подземный) и др.

Образовательная область «Речевое развитие».

Дидактическая игра «Составь рассказ по картинкам»

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности по секторам, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ. 

Цель: Формировать умение составлять рассказ по серии картинок

Задачи: Способствовать развитию умения у детей последовательно и логично составлять рассказ, стараясь правильно строить предложение. Развивать речь, интонацию, правильное звукопроизношение.

Дидактическая игра:

«Расставь картинки в правильной последовательности»,

Дидактическая игра «Расскажи о временах года»

Цель: Побуждать детей к составлению рассказа о временах года.

Задачи: Уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него. Способствовать развитию умения у детей составлять предложения и объединять их в связный рассказ, четко выстраивать композицию. Развивать у детей речевую активность, зрительную память, активизировать словарь по данной лексической теме.

Дидактические игры:

«Признаки времён года»,

«Когда это бывает?»,

«Найди ошибку».

В центральном кружке помещается кружок синего цвета (зима), зеленый (весна), красный (лето), или желтый (осень). Дети должны подобрать карточки к данному времени года и рассказать об этом времени года.

«Учим звуки»

Цель: Обеспечить закрепление правильного произношения звуков, способствовать развитию умения дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком, упражнять детей в отчётливом произнесении слов, развивать фонематический слух.

Дидактические игры:

«Подбери слова на звук М»,

«Найди звук, с которого начинается слово».

«Подбери правильно слова»

Цель: Способствовать развитию умения у детей подбирать, соответственно заданию, слова с заданным количеством слогов. Упражнять в умении делить слова на слоги.

В центральном кружочке помещается схема с количеством слогом. Дети считают на ней кружочки, подбирают и называют слова с заданным количеством слогов. Если на схеме один кружочек, то ребенок подбирает слова с одним слогом (мак, рак, дом, сом, и т. д., а два кружочка с двумя слогами (вата, холод, зима, липа, и т. д.).

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».

«7 цветов радуги»

Цель: Обеспечить закрепление представлений детей о цветовом спектре и использование в речи детей качественных прилагательных.

Дидактические игры:

 «Учим цвета»,

«7 цветов радуги»,

«Разноцветные карандаши»,

«Подбери по цвету».

«Радуга»

Цель: Обеспечить закрепление знаний цветов спектра по порядку. Формирование активного словаря ребенка. 

Воспитатель предлагает рассмотреть радугу, закрепляя в конце их порядок знаменитой считалкой: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.

Г.Лагздынь «Радуга»

В радуге – семь дужек,

Семь цветных подружек!

КРАСНАЯ дужка – ОРАНЖЕВОЙ подружка

ЖЕЛТАЯ дужка – ЗЕЛЕНОЙ подружка!

ГОЛУБАЯ дужка – СИНЕЙ подружка!

ФИОЛЕТОВАЯ дужка – всем дужкам подружка!

«Найди пару»

Цель: Способствовать развитию умения ориентироваться в различных видах росписи.

 

В центральный кружок помещается блюдце, расписанное под Дымку, Городец, Хохлому, Гжель. Предложить детям подобрать узор для блюдца и назвать вид росписи.

Образовательная область «Физическое развитие».

Дидактическая игра по ОЗОЖ «Полезные и вредные продукты».

Цель: Обеспечить закрепление представления детей о том, какая еда полезная, а какая-вредная для организма, подвести их к пониманию противоречия: мне нравится эта еда, а моему организму она полезна?

Играть могут от 1 до подгруппы детей. Играющим раздаются карточки с изображением полезных и вредных продуктов питания. В центре кружочка помещается смайлик с изображением веселого и грустного человека. Детям предлагается разложить по секторам предметные картинки с изображением продуктов в зависимости от их пользы – вреда.

Дидактическая игра «Спорт зимой и летом»

Цель: Формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта.

Задачи: Развивать логику, память, мышление, умение классифицировать и сортировать виды спорта. В центральный кружок помещается символ с изображением лета или зимы. Игроку предлагается выбрать картинки только зимних или только летних видов спорта, прикрепить их на секторах. Затем он называет данные виды спорта; объясняет, почему они летние или зимние; рассказывает, как определяется победитель.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Многофункциональное дидактическое пособие «Занимательный калейдоскоп» Воспитатели МАДОУ детский сад № 64: Рамзаева И. В. Синдеева Е. П.

Слайд 2

Занимательный калейдоскоп Цель : Обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности.

Слайд 3

Индивидуальные, подгрупповые занятия, самостоятельные игры детей

Слайд 4

«Социально – коммуникативное развитие». Дидактическая игра «Кому что нужно?». Цель: Формировать представления детей о разных профессиях, а также соответствующими атрибутами.

Слайд 5

Дидактическая игра «Кому что нужно?». Почтальон Повар

Слайд 6

Дидактическая игра «Хорошо-плохо » Цель : Способствовать развитию умения отличать хорошее поведение от плохого.

Слайд 7

«Познавательное развитие» Дидактическая игра: «Дни недели» Цель: выучить названия дней недели и порядок следования, обеспечить закрепление понятия вчера, сегодня, завтра

Слайд 8

Дидактическая игра «Дни недели » Игры с блоками Дьенеша

Слайд 9

Дидактическая игра «Перелетные и зимующие птицы»

Слайд 10

«Речевое развитие». Дидактическая игра «Составь рассказ по картинкам» Цель : Формировать умение составлять рассказ по серии картинок

Слайд 11

Дидактическая игра « Расскажи о временах года» «Учим звуки» Цель: Обеспечить закрепление правильного произношения звуков, способствовать развитию умения дифференцировать звуки: различать в словах, выделят слова с заданным звуком,

Слайд 12

Дидактические игры «Подбери правильно слова », «Подбери слова на звук»

Слайд 13

Учимся читать по слогам

Слайд 14

«Художественно – эстетическое развитие». « 7 цветов радуги» Цель: Обеспечить закрепление представлений детей о цветовом спектре и использование в речи детей качественных прилагательных. Дидактические игры : «Учим цвета», «7 цветов радуги», «Разноцветные карандаши», «Подбери по цвету».

Слайд 15

Дидактическая игра «Подбери узор»

Слайд 16

«Физическое развитие». Дидактическая игра по ОЗОЖ «Полезные и вредные продукты». Цель: Обеспечить закрепление представления детей о том, какая еда полезная, а какая-вредная для организма, подвести их к пониманию противоречия: мне нравится эта еда, а моему организму она полезна?

Слайд 17

«Полезные и вредные продукты».

Слайд 18

Дидактическая игра «Спорт зимой и летом»

Слайд 19

В «Занимательный калейдоскоп» мы играем и развиваемся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональное методическое пособие по развитию речи "Веселый поезд" (для индивидуальной работы с детьми с ТНР)

Использование данного пособия зависит от конкретных задач педагога в ходе индивидуальной работы с ребенком с ТНР....

Применение многофункционального методического пособия «Театр шляп» в интегрированной деятельности детей дошкольного возраста.

«Театр шляп» является одним из нетрадиционных вариантов развивающего образовательного пособия, в котором интегрируются все области организованной деятельности с детьми. Многофункциональное пособие «Те...

Многофункциональное методическое пособие «Вооружённые силы – гордость всей России»

Многофункциональное методическое пособие включает в себя: конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста  и мультимедийное дидактическое приложение по патриотическому воспитанию. В их содерж...

Многофункциональное методическое пособие "Берёзка"

Многофункциональное методическое пособие «Берёза» Цель:1. Закрепление знаний детей о временах года, о признаках и особенностях каждого из них.2. Повышение эффективности работы.Задачи:1....

Многофункциональное методическое пособие

Уважаемые коллеги, хочу предложить Вам, такое пособие, которое можно использовать как дидактическую игру и методическое пособие для образовательной деятельности.Я для детей купила игру, где цифры и бу...

Многофункциональное методическое пособие своими руками: «Осенний парк» и «Корабли грамотейки»

Цель:1.     Развитие мелкой моторики;2.     Активизация словаря;3.     Развитие грамматического строя речи (употребление предлогов за, под, ...

Многофункциональное методическое пособие для развития речи детей раннего возраста «Волшебная коробочка»

Методическое пособие представляет собой яркую, привлекательную коробку, на разных сторонах которой расположены 6 игр – заданий для детей. Коробка последовательно полностью раскрывается, давая во...