Формирование навыков выразительного чтения у дошкольников.
консультация по развитию речи на тему
Как известно, декламация стихов включает в себя три основных качества: правильность, выразительность и осознанность. Формирование этих качеств тесно взаимосвязано между собой и проходит у некоторых дошкольников достаточно сложно в силу особенностей их речевого развития. По мере взросления детей речь их улучшается, но ряд проблем все-таки остается. Остановимся более подробно на развитии навыка выразительного чтения у дошкольников.
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Выразительное чтение предполагает выработку у ребенка определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты:
• тон голоса,
• сила голоса,
• тембр высказывания,
• ритм речи,
• темп речи (убыстрение и замедление),
• паузы (остановки, перерывы речи),
• мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения.
Все средства интонации, выразительность речи и чтения
поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.
Работу над выразительностью чтения начинать необходимо с младшего возраста. Воспитатель на речевой разминке дает ребятам специальные задания на дыхание, звукоподражание, повторяются скороговорки и чистоговорки, выполняется артикуляционная гимнастика, хоровое чтение отдельных фрагментов текста и т.п. По мере того, как дети становятся старше, выполнять задания, которые предлагались прежде, им становится неинтересно. Постепенно педагоги перестают использовать на занятиях и вне их специальные упражнения и ограничиваются работой над выразительным чтением только накануне праздников, досугов, развлечений...
Обучение выразительному чтению следует проводить в системе, и, по возможности, не отрывать от изучения программного материала по развитию речи. Для того, чтобы работа носила систематический, а не эпизодический характер, воспитателю следует включать в каждое занятие речевые разминки. Речевая разминка может проходить в интересной, игровой форме, например, в старшей группе - в форме соревнования.
Логические ударения
Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно,
точно (в полном соответствии со значением) делать логические ударения.
Для того, чтобы стихотворение приобрело определенный и точный
смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до детей путем выполнения несложных упражнений. Приведем примеры: Предлагается детям повторить за воспитателем
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра ПОЙДут в кино.
Дети завтра пойдут в КИНО.
Дети по очереди повторяют предложения, стараясь сделать акцент на выделенном слове. После чтения педагог просит сказать, о чем говорится в предложении.
Паузы
Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза - это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Роль паузы в предложении особенно ясно выступает тогда, когда сочетание одних и тех же слов в одном и том же порядке, будучи по-разному разделено паузами, приобретает разное значение. Паузы могут быть художественными и психологическими. Художественные паузы - это паузы перед словами и фразами, которым говорящий хочет придать особое значение, особую силу. Чем больше значение слова, тем длиннее пауза, соблюдаемая перед ним. Речевые разминки при работе над художественными паузами лучше всего проводить с пословицами.
Психологическая пауза чаще всего совпадает в тексте с многоточием, которое сигнализирует о каком-нибудь большом душевном волнении. Знакомство с такого рода паузами проводится при чтении различных художественных произведений. Воспитатель выразительно читает предложение, затем идет совместный с детьми разбор прочитанного: где сделана пауза? Почему? что получится, если мы сделаем паузу после другого слова? И т.п. Дети повторяют варианты предложений с различным размещением пауз.
Старый // тополь у крылечка,
Льдом затянутая речка
Старый тополь // у крылечка,
Льдом затянутая речка
Старый тополь у крылечка//
Льдом затянутая речка.
Можно предложить детям вспомнить пословицы, соблюдая необходимые
паузы.
Доброе братство | лучше богатства.
Один в поле | не воин.
Согласье | крепче каменных стен.
Одна пчела | не много меду натаскает. Доброе братство | лучше богатства. Один в поле | не воин.
Согласье | крепче каменных стен.
Одна пчела | не много меду натаскает. Правда светлее солнца.
Правда дороже золота.
За правое дело стой смело.
Интонации, повышение и понижения голоса
Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Выразительное чтение предложения с соблюдением знака препинания в конце невозможно без соблюдения логического ударения, пауз, повышения и понижения голоса. Осознание детьми роли этих предложений и практическое овладение различными интонациями имеет большое* значение для развития навыков выразительного чтения. Особое значение интонация имеет при чтении стихотворений и басен. Для речевых разминок можно брать предложения из уже знакомых произведений или придумывать свои собственные. Приведем примеры:
Упражнения на повышение и понижение тона голоса
а) Упражнение «Прыжок»
Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. Воспитатель просит ребят представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования по прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения прыгуна более плавные. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и опускаться.
головой кручу...
теперь мне надо
и вот лечу
опуститься,
чтоб ставить
прыжок.
точку
Разбег
научиться
в) Упражнение «Пещера»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov.docx | 42.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 «Незабудка»
Формирование навыков выразительного чтения у дошкольников.
Консультации для педагогов и родителей.
Воспитатель, высшая
квалификационная категория
МБДОУ №7 «Незабудка»
г.Усть-илимск
2014-2015г.
Формирование навыков выразительного чтения у дошкольников
Как известно, декламация стихов включает в себя три основных качества: правильность, выразительность и осознанность. Формирование этих качеств тесно взаимосвязано между собой и проходит у некоторых дошкольников достаточно сложно в силу особенностей их речевого развития. По мере взросления детей речь их улучшается, но ряд проблем все-таки остается. Остановимся более подробно на развитии навыка выразительного чтения у дошкольников.
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Выразительное чтение предполагает выработку у ребенка определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты:
- тон голоса,
- сила голоса,
- тембр высказывания,
- ритм речи,
- темп речи (убыстрение и замедление),
- паузы (остановки, перерывы речи),
- мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения.
Все средства интонации, выразительность речи и чтения
поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.
Работу над выразительностью чтения начинать необходимо с младшего возраста. Воспитатель на речевой разминке дает ребятам специальные задания на дыхание, звукоподражание, повторяются скороговорки и чистоговорки, выполняется артикуляционная гимнастика, хоровое чтение отдельных фрагментов текста и т.п. По мере того, как дети становятся старше, выполнять задания, которые предлагались прежде, им становится неинтересно. Постепенно педагоги перестают использовать на занятиях и вне их специальные упражнения и ограничиваются работой над выразительным чтением только накануне праздников, досугов, развлечений...
Обучение выразительному чтению следует проводить в системе, и, по возможности, не отрывать от изучения программного материала по развитию речи. Для того, чтобы работа носила систематический, а не эпизодический характер, воспитателю следует включать в каждое занятие речевые разминки. Речевая разминка может проходить в интересной, игровой форме, например, в старшей группе - в форме соревнования.
Логические ударения
Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно,
точно (в полном соответствии со значением) делать логические ударения.
Для того, чтобы стихотворение приобрело определенный и точный
смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до детей путем выполнения несложных упражнений. Приведем примеры: Предлагается детям повторить за воспитателем
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра ПОЙДут в кино.
Дети завтра пойдут в КИНО.
Дети по очереди повторяют предложения, стараясь сделать акцент на выделенном слове. После чтения педагог просит сказать, о чем говорится в предложении.
Паузы
Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза - это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Роль паузы в предложении особенно ясно выступает тогда, когда сочетание одних и тех же слов в одном и том же порядке, будучи по-разному разделено паузами, приобретает разное значение. Паузы могут быть художественными и психологическими. Художественные паузы - это паузы перед словами и фразами, которым говорящий хочет придать особое значение, особую силу. Чем больше значение слова, тем длиннее пауза, соблюдаемая перед ним. Речевые разминки при работе над художественными паузами лучше всего проводить с пословицами.
Психологическая пауза чаще всего совпадает в тексте с многоточием, которое сигнализирует о каком-нибудь большом душевном волнении. Знакомство с такого рода паузами проводится при чтении различных художественных произведений. Воспитатель выразительно читает предложение, затем идет совместный с детьми разбор прочитанного: где сделана пауза? Почему? что получится, если мы сделаем паузу после другого слова? И т.п. Дети повторяют варианты предложений с различным размещением пауз.
Старый // тополь у крылечка,
Льдом затянутая речка
Старый тополь // у крылечка,
Льдом затянутая речка
Старый тополь у крылечка//
Льдом затянутая речка.
Можно предложить детям вспомнить пословицы, соблюдая необходимые
паузы.
Доброе братство | лучше богатства.
Один в поле | не воин.
Согласье | крепче каменных стен.
Одна пчела | не много меду натаскает. Доброе братство | лучше богатства. Один в поле | не воин.
Согласье | крепче каменных стен.
Одна пчела | не много меду натаскает. Правда светлее солнца.
Правда дороже золота.
За правое дело стой смело.
Интонации, повышение и понижения голоса
Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Выразительное чтение предложения с соблюдением знака препинания в конце невозможно без соблюдения логического ударения, пауз, повышения и понижения голоса. Осознание детьми роли этих предложений и практическое овладение различными интонациями имеет большое* значение для развития навыков выразительного чтения. Особое значение интонация имеет при чтении стихотворений и басен. Для речевых разминок можно брать предложения из уже знакомых произведений или придумывать свои собственные. Приведем примеры:
Упражнения на повышение и понижение тона голоса
а) Упражнение «Прыжок»
Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. Воспитатель просит ребят представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования по прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения прыгуна более плавные. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и опускаться.
головой кручу...
теперь мне надо
и вот лечу
опуститься,
чтоб ставить
прыжок.
точку
Разбег
научиться
в) Упражнение «Пещера»
Упражнение способствует развитию гибкости голоса, умению повышать и понижать голос. Дети удобно садятся, закрывают глаза и представляют себя в пещере. Любой звук (слово) гулко отдается под сводами пещеры. Нужно попробовать воспроизвести «звуки», «слова» в пещере, уходя все дальше и дальше.
С помощью тренировочных упражнений во время речевой разминки необходимо вырабатывать у детей навык соблюдения четких пауз между прямой речью и словами автора независимо от того, стоят слова автора перед, после или в середине прямой речи. Нужно учить дошкольников правильно интонировать слова автора и слова героя, выделяя голосом прямую речь. После повторения стихотворений можно предложить самим придумать предложения с прямой или косвенной речью.
- Ах ты, обжора! Ах, злодей! - тут Ваську Повар укоряет.
- Ну, братец, - говорит морской царь, - я хитер, а ты еще похитрей меня, - и отдал за него Василису Премудрую замуж.
- Я спросил: "Что с ним случилось?"
- Я спросил, что с ним случилось.
Подводя итог, следует сказать, что выразительному чтению можно и нужно обучать дошкольников. В старших группах работа над выразительным чтением необходима как для более глубокого понимания художественного произведения, так и для лучшего усвоения правил выразительного чтения.
Литература
1. Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. - М., 2004.
2. Формирование навыка выразительного чтения у учащихся, имеющих
трудности в обучении. Статья опубликована в № 1 журнала "Логопед" за
2006 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с ОНР" (прилагается презентация с видеороликами занятий)
Данный материал напомнит педагогам о том, что представляет собой интонация; рассмотрены направления работы; представлены виды упражнений по каждому направлению с методическими ...
«Реализация педагогических условий формирования навыка выразительного пения у дошкольников в вокальном кружке в ДОУ»
"Реализация педагогических условий формирования навыка выразительного пения у дошкольников в вокальном кружке в ДОУ"...
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Развитие речи. Формирование навыков выразительного чтения" (подготовительная группа)
Научить ребёнка владеть речью, как средством общения и культуры – главная задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывал трудностей в установлени...
Фольклор как средство формирования навыков выразительной речи у детей младшего дошкольного возраста в ДОО.
Коммуникативная система в речи является главенствующей, так как обслуживает общество и является общественным достоянием. В процессе коммуникации партнеры обмениваются сообщениями, содержащими для них ...
Приемы формирования навыков выразительного чтения у дошкольников с речевыми нарушениями
В данной статье описаны этапы развития выразительности речи у дошкольников и основные приёмы формирования навыков выразительного чтения....
Развитие творческих способностей детей в музыкальной деятельности, формирование навыков выразительного движения
Данная методическая разработка показывает важность изменений в системе дошкольного образования, в результате которых, все большее внимание должно уделяеться активным формам работы детей на музык...
Выразительное чтение стихотворений дошкольником
рекомендации по обучению выразительному чтению стихотворений дошкольником...