Приемы формирования навыков выразительного чтения у дошкольников с речевыми нарушениями
статья по развитию речи
В данной статье описаны этапы развития выразительности речи у дошкольников и основные приёмы формирования навыков выразительного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovaniya_navykov_vyrazitelnogo_chteniya.docx | 36.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №67 «Аистёнок» Старооскольского городского округа
«Приемы формирования навыков выразительного чтения у дошкольников с речевыми нарушениями»
Подготовила:
Мацнева Ольга Владимировна,
учитель-логопед
2020
Очень часто можно столкнуться с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях. Какие основные проблемы у детей существуют? Дети испытывают трудности в умении говорить шепотом, переключаться на ту или иную высоту голоса (выше, ниже, громче, тише), выделять голосом нужное слово, повышать или понижать тон голоса на одном из слов в предложении, передавать голосом эмоциональную окраску текста, исходя из содержания. Особенно заметно это проявляется у дошкольников с речевыми нарушениями.
В большинстве случаев проблемы связаны с тем, что дошкольники не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.
Что же такое выразительность речи?
Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые усиливают действенность высказывания, поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя, влияют на их чувства и воображение.
Одним из типов выразительности речи является интонационная выразительность. Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми.
Из каких компонентов состоит интонационная выразительность?
— мелодика (повышение и понижение голоса в начале, середине и конце фразы);
— темп (ускорение или замедление скорости произнесения фраз);
— ритм (чередование ударных слогов);
— тембр (эмоциональная окраска голоса);
— логическое ударение (выделение наиболее важного по смыслу слова).
У детей, имеющих различные речевые дефекты, наряду с нарушением фонетико-фонематической стороны речи, бедностью словаря, трудностью построения фразы, аграмматизмом, наблюдается недоразвитие слухового внимания, слабая слуховая память, недостаточное понимание значения слов, фразеологических оборотов речи. Отсюда - интонационно-монотонная и лексически невыразительная речь.
Для чего нужно работать над выразительностью речи? Работа над выразительностью речи — комплексная работа. Если родители и педагоги детского сада во всех возрастных группах работают над развитием выразительности речи у дошкольников, это в значительной мере подготавливает ребенка к выразительному чтению и письму в младших классах школы.
Работу по развитию выразительности речи у детей дошкольного возраста можно разделить на три этапа: восприятие – исполнение - творчество.
Первый - подготовительный этап. Предполагает работу с детьми младшего дошкольного возраста.
Основными задачами этапа являются:
Знакомство с произведениями устного народного творчества, с использованием наглядного сопровождения (различных видов театра).
На данном этапе решается задача:
Побуждать детей к воспроизведению художественных текстов.
Основной прием обучения на данном этапе - речевой образец.
Образец поможет донести до маленького слушателя образность языка, выразительность диалогов, эмоциональность и живость произведений.
На втором этапе обучения детей знакомим с компонентами речи. Можно воспользоваться методикой Ю. Родионовой «Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников». Она направлена на формирование навыков восприятия интонации и использования этих навыков в собственной речи.
На данном этапе решаются задачи:
Выявить особенности выразительности речи старших дошкольников.
Способствовать развитие интонационной выразительности старших дошкольников через игровую технологию.
Специальные игры и игровые упражнения познакомят детей с компонентами интонации: темп, тембр, сила, высота голоса, ритм, мелодика речи.
Это такие игры как: «Просьба», «Волшебная линия», «Точка», «Восклицательный знак» и другие из пособия Ю. Родионовой.
Основным синтезом всех приобретенных навыков являются заучивание диалогов и коротких реплик, инсценировка сказок и рассказов, отработка жестов, мимики, позы.
Третий (заключительный) этап предполагает переход к организованной театрализованной деятельности детей, которая может возникнуть как режиссерская или театрализованная игра.
Первые игры-занятия проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в ее организации и лишь в старших группах педагог иногда может быть участником театрализованной игры и побуждать детей в выборе сюжета и его разыгрывании. Использование различных видов театрализованной игры обеспечивает вовлечение детей в выразительное рассказывание.
Далее работа может быть направлена на развитие творчества детей в импровизациях по мотивам произведений устного народного творчества. Дети учатся прогнозировать последующие события, объединять известные фольклорные сюжеты. Развитие сюжетосложения происходит в процессе игры- фантазирования «Сочиняем сказку». Таким образом, такая поэтапная работа повлияет на качество исполнения детьми произведений устного народного творчества.
Работу над мелодикой и темпом речи часто называют работой над выразительностью речи. Необходимо уже с первых занятий вырабатывать у детей эмоциональную, выразительную речь, которая требует от них умения владеть разным речевым темпом и модуляциями голоса. Детям с речевыми нарушениями сразу трудно овладеть этим умением во всех речевых ситуациях. Поэтому необходим постепенный путь овладения различным темпом речи.
Устная речь имеет различные средства для передачи мыслей и чувств: это мимика, жесты, интонация, и др. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает значение слова и выражает иногда больше, чем слова. С помощью интонации можно придать словам смысл, противоположный тому, который они выражают.
Под интонацией понимают одно из основных фонетических средств оформления высказывания как совокупность просодических компонентов, участвующих в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения. Все интонационные компоненты - звуковая оболочка речи и звучания, материальное воплощение содержания, смысла речи. Они взаимосвязаны и реально существуют в единстве.
Особое значение речь взрослого (педагога) приобретает в процессе обучения детей родному языку, так как дети дошкольного возраста с ОНР усваивает язык по подражанию, заимствуя у окружающих и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить. В этом смысле речь взрослого для ребенка - образец принятого употребления языковых средств.
Педагог должен всегда заботиться о выразительной стороне своего рассказа. Не чтец-декламатор, а заинтересованный очевидец - вот качество рассказчика, которое импонирует маленьким слушателям. Когда взрослый говорит увлеченно, дети слушают сказку, затаив дыхание. Они должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять историю, составить мнение о персонажах и, может быть, в дальнейшем использовать как образец для подражания.
О. С. Ушакова отмечает, что дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Иная картина складывается при ОНР.
Эмоциональность, выразительность речи очень часто проявляются у дошкольников с ОНР в игре и в свободном общении (радость, восторг, обида, огорчение, гнев) и угасают, теряются в вынужденной ситуации (например, педагог говорит: «Расскажи сказку выразительно, красиво, передавая характер и настроение героев»). То же происходит при составлении рассказов, связных высказываний или в ходе беседы с взрослыми, когда ребенок замыкается (речь его становится тихой, монотонной, маломодулированной).
Умение выразительно читать - не природное умение, его можно вырабатывать и развивать путем постоянной тренировки дикции и голоса. Постичь искусство выразительного чтения можно разными методами и приемами.
Игры и упражнения для формирования интонационной выразительности речи
Игры-упражнения на развитие восприятия тембра
«Угадай-ка».
Цель. Закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса.
Описание. Взрослый произносит фразы радостным, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом. Дети определяют и называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы, либо показывают смайлик с эмоцией.
«Найди важное слово».
Цель. Формировать навыки восприятия логического ударения.
Описание. Взрослый произносит фразы, выделяя голосом слово-носитель логического ударения. Например:»Девочка играет в саду с куклой». Дети называют слово-носитель логического ударения (каждый раз оно разное).
Девочка играет в саду с куклой. (Играет девочка, а не мальчик).
Девочка играет в саду с куклой. (А не просто унесла её туда).
Девочка играет в саду с куклой. (А не в парке, в лесу).
Девочка играет в саду с куклой. (А не с другой игрушкой).
Игры-упражнения для второго этапа работы.
«Почемучки».
Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации вопроса в экспрессивной речи.
Материал. Сюжетные картинки.
Взрослый говорит детям, что сегодня они будут «почемучками» — будут задавать вопросы, а он — отвечать на них. Вопросы дети формулируют по сюжетным картинкам, которые выставляются на доске. Например, «Почему люди берут зонты?», «Почему летом не катаются на лыжах?» и др.
«Просьба».
Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации оценки в экспрессивной речи.
По образцу взрослого дети дают друг другу поручения и по результатам выполнения произносят слова одобрения с оценочной интонацией: «Молодец!», «Какой ты молодец!», «Замечательно сделал!» и т.д.
«Расскажи по-разному».
Очень интересная, увлекательная игра, позволяющая детям научиться владеть своим голосом, изменяя его интонацию в зависимости от задания.
В этой игре можно использовать любое стихотворение, скороговорку, потешку, которую ваши дети выучили наизусть. Детям нужно быть внимательными и вовремя менять интонацию голоса при рассказывании. «Весело — грустно, медленно — быстро, громко — тихо». Предварительно необходимо подготовить карточки с изображением весёлого лица, грустного, лицо с широко открытым ртом — громко, с пальчиком около рта — тихо, ракетой — быстро, черепахой — медленно.
Взрослый показывает детям картинку, на которой изображена улыбка и дети рассказывают стихотворение с веселой интонацией, если дети видят грустное лицо — рассказывают грустно и так далее. Карточки педагог меняет по своему усмотрению (я рекомендую менять на каждую строку).
«Чей домик?».
Цель: отработка вопросительной интонации, дикции, голоса. Один ребенок стучит (тук-тук) и спрашивает: «Кто в домике живет?» Ему отвечают голосами лисы, медведя, а он должен узнать, чей это домик. В свою очередь и его спрашивают: «А ты кто?»
«Эхо».
Цель игры: развитие силы голоса, координация речи и движения, развитие памяти и внимания. Дети делятся на две команды, стоящие напротив друг друга. Одна говорит:
Мы в лес пойдем, ребят громко позовем: «Ау-ау-ау».
Никто не отзывается, лишь эхо откликается. Другая команда повторяет: «Ау-ау-ау» сначала громко, потом тише и шепотом.
Игра «Кот и мыши».
Цель: совершенствование навыка пользования громким и тихим голосом, координация речи и движения. Ребенок-«кот» сидит в центре, остальные дети идут по кругу, произнося тихим голосом, прижав указательный палец к губам:
Тише, мыши. Тише, мыши. Кот сидит на нашей крыше.
Дети останавливаются, смотрят на кота и громко, грозя пальцем говорят:
Мышка, мышка, берегись! И коту не попадись!
Ребенок-«кот» громко мяукает и бежит за детьми. Пойманный ребенок становится котом.
Игра «Большой – маленький».
Цель: развитие высоты голоса, правильное употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением, развитие эмоциональной выразительности речи. Мишка и мышка пришли в огород (в сад, в лес и др.) Мишка собирал большие овощи, мышка – маленькие, а потом они хвастались:
– У меня картошка, – говорил Мишка низким, грубым голосом.
– А у меня – картошечка, – говорила Мышка высоким, тоненьким голосочком.
У меня лук. – А у меня – лучок.
У меня укроп. – А у меня – укропчик.
У меня чеснок. – А у меня – чесночок.
Эту игру можно проводить на любом лексическом материале (посуда, продукты питания, одежда, мебель, школьные принадлежности и др.) Соответственно игры будут называться «В магазине», «В школе», «Повара» и др.
Игры-упражнения на развитие восприятия речевого темпа
«Карусели».
Цель. Учить соотносить темп речи и движений с темпом музыки.
Материал. Обруч
Описание. Дети, держась одной рукой за обруч, начинают движение по кругу в соответствии с текстом стихотворения:
Еле, еле, еле, еле
(в медленном темпе)
Завертелись карусели
(в умеренном темпе),
А потом кругом, кругом
(в быстром темпе),
Все бегом, бегом, бегом
(бег).
«Барабанщик».
Цель. Побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый взрослым в речи.
Описание. Педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих коленках отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений педагог предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.
Левой, правой!
Левой, правой!
На парад идет отряд.
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан уже дырявый.
Художественные произведения являются прекрасным материалом для работы над выразительностью чтения.
Обязательно для таких занятий используется наглядность. Картинки, игрушки деревянный театр используются для разыгрывания сказок.
Высота голоса.
Задание
Чтение сказки «Волк и семеро козлят» используя разную высоту голоса.
Инструкция: Прослушать сказку «Волк и семеро козлят» Изобразить как говорит волк с начало и как говорит потом, когда кузнец выковал ему новое горло.
Речевой материал:
Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворится!
Ваша мать пришла- молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
Задание
Чтение сказки «Теремок» используя разную высоту голоса.
Инструкция: Прослушать сказку «Теремок»
Перечислить какие животные стучались в теремок. Постучаться в теремок от лица животных. Подобрать высоту голоса для всех персонажей.
Речевой материал:
Чей домок теремок? Кто в тереме живет?
Комар-пискун;
Мышка-норушка;
Лягушка-квакушка;
Зайчик;
Лиса;
Волк;
Медведь.
Сила голоса.
Задание
Чтение сказки С. Я. Маршак «Тихая сказка» с изменением силы голоса.
Инструкция: Прочти вслух сказку: начало сказки громко, а затем тише, тише
Речевой материал:
Тихая сказка.
Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо….
Жили-были серый еж
И его ежиха.
Серый еж был очень тих
И ежиха то же
И ребенок был у них –
Тоже очень тихий.
Задание
Чтение стихотворения А. Барто «Тихий час» с изменением силы голоса.
Инструкция: Прочитай стихотворение, изменяя силу голоса (первый раз прочитать самой)
Речевой материал:
Тихий час.
Сто ребят
И сто девчат (Очень тихо)
Все лежат
И все молчат
Ты лежишь,
И я лежу…. (Тихо)
Муха села
Мне на палец (Громко)
И спросила:
«Вы проспались?»
Пальцем муху
Я ловлю…. (Громко)
Засыпаю
Сплю (Тихо)
Вдруг все громче голос:
Ой, оса! Летит оса! (Громче)
Вон у Витьки на носу!
Ну ловите же осу!
Все несутся за осой,
Витя прыгает босой, (Громче)
Сто ребят
И сто девчат
Все хохочут и кричат
Настоящий тихий час
Улетела прочь оса,
И замолкли голоса (Тихо)
Сто ребят
И сто девчат
Все лежат
И все молчат (Тише)
Тихо тикают часы.
Это сон насчет осы? (Очень тихо)
Я осу во сне ловлю….
Сплю….
Ударный слог.
Задание
Выделение ударения в словах из сказки К. Чуковский «Айболит»
Инструкция:
Прочитай отрывок из сказки «Айболит». Логопед раздает картинки (3 картинки: с 1-м мишкой, 2-ми, 3-ми). Надо определить ударный слог в каждом слове: 1 мишка- первый слог ударный, 2 мишки-второй слог, 3 мишки - третий слог.
Речевой материал:
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова и волчица,
И жучек, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
Интонационная выразительность
Задание
Умение произносить предложение выразительно.
Инструкция:
Прочти отрывок из сказки «Курочка ряба»
Спокойно не изменяя голоса.
Речевой материал:
Жили-были дет и баба.
И была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, не простое-золотое.
Инструкция: Прочти отрывок из сказки «Телефон» с сомнением, удивлением и вопросом.
Обращая внимание на знак препинания «?»
Речевой материал:
У меня зазвонил телефон.
Кто говорит?
Слон.
Откуда?
От верблюда.
Что вам надо?
Шоколада.
Для кого?
Для сына моего.
А много ли прислать?
Задание
Умение произносить с эмоциональной выразительностью.
Инструкция: Прочитать сказку «Лиса и заяц».
Послушай внимательно и ответь на вопросы, с каким чувством говорили: зайка (жалобно плачет, собака (сердито лает, медведь (угрожающи рычит, петух (звонко но грозно кукарекает, лиса (сначала не уверено а потом плаксиво говорит лиса)
А потом прочти с эмоцией отрывок.
Речевой материал:
Зайка (жалобно плачет,
-А как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Попросилась она ко мне на ночлег да и выгнала меня
собака (сердито лает,
-Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!
медведь (угрожающи рычит,
-Поди, лиса, вон!
петух (звонко но грозно кукарекает,
-Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
-Несу косу на плечи,
-Хочу лису посечи,
Поди, лиса, вон!
лиса (сначала не уверено а потом плаксиво говорит лиса)
-Одеваюсь…
-Шубу надеваю….
Необходимо, чтобы детьми усваивались элементы выразительных средств речи и в дальнейшем при чтении вслух и в общении, в живом разговоре они могли бы ими произвольно пользоваться.
Участие в разыгрывании коротких сценок с диалогом, в инсценировках сказок, стихов является своеобразным стимулом умственной, речевой и эмоциональной активности детей. При отборе произведений для инсценировки в первую очередь следует использовать народные сказки. Они динамичны, язык их прост и образен.
Особое значение имеет подбор стихотворных произведений. Произнесение и разучивание стихов, то есть текста, который определённым образом ритмически организован, способствует развитию чувства ритма, внимания к звучащему слову.
Развитие у детей восприимчивости к художественному слову, эмоциональным образом происходит прежде всего через подражание к образцам. Подражание образцу, выразительно поданной реплике активирует воображение, слуховую и словесную память. Выразительное чтение художественных произведений сопровождаемое жестом, мимикой, показом некоторых действий, помогает детям лучше вникнуть в смысл текста, в их воображении при этом рождаются живые образы.
Практика показывает, что выразительное чтение оказывает значительное воспитательное воздействие на детей. С помощью выразительного чтения, отвечающего требованиям логической и интонационной правильности и эмоциональности, педагог не только открывает детям мир искусства, но и дает им образец правильной и образной художественной речи.
Благодаря целенаправленной работе над выразительностью речи у детей накапливается некоторый опыт, воспитываются практические умения сознательно, в пределах своих речевых возможностей, выражать словами и интонацией доступные им чувства и настроения. Владение интонацией является необходимой частью формируемых у детей речевых умений. Специальное внимание обращается на воспитание вопросительной, утвердительной и отрицательной интонации.
Всё это помогает осознанному чтению, пониманию образной речи, дети становятся более активными, у них пробуждается интерес к различным видам исполнительской деятельности, участию в инсценировках, выступлениям на праздниках с чтением стихов.
Всё это указывает на целесообразность работы по развитию выразительной, эмоциональной, содержательной речи, которую необходимо проводить на всех этапах дошкольного образования.
Список литературы
- Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Автореф. дис, канд. пед. наук. — М.: Просвещение, 2005.
- Шевцова Е.Е., Забродина Л.В. Технологии формирования интонационной стороны речи. — М.: АСТ.2008.
- Нищева Н. В. Веселые диалоги для развития выразительности речи детей с 2 до 8 лет / Н.В. Нищева. — М.: Детство-Пресс, 2014.
- Ю. Родионова «Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование фонематического восприятия, навыков звукового анализа у дошкольников с речевыми нарушениями посредством наглядной модели.
Статья содержит информацию + презентацию материала, по использованию наглядных моделей, с помощью которых у дошкольников:-обогащается активный словарь всех частей речи;-формируется фонемат...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
В данной статье описывается опыт систематического использования сюжетно-ролевой игры в коррекционной работе по формированию лексической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями. Данный...
Формирование навыков выразительного чтения у дошкольников.
Как известно, декламация стихов включает в себя три основных качества: правильность, выразительность и осознанность. Формирование этих качеств тесно взаимосвязано между собой и проходит у некоторых до...
«Реализация педагогических условий формирования навыка выразительного пения у дошкольников в вокальном кружке в ДОУ»
"Реализация педагогических условий формирования навыка выразительного пения у дошкольников в вокальном кружке в ДОУ"...
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Развитие речи. Формирование навыков выразительного чтения" (подготовительная группа)
Научить ребёнка владеть речью, как средством общения и культуры – главная задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывал трудностей в установлени...
Дидактические игры и упражнения,способствующие развитию элементарных навыков чтения у дошкольников с речевыми нарушениями (презентация)
В презентации представлены разнообразные игры и упражнения (блаковые, дидактические) , сочетающие различные задачи, способствующие достижению главной цели: обучение чтению прямого с...
Способы и приемы формирования навыков общения у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития роль общения бесценна и является необходимым условием успешной социализации. Их коммуникативные трудности связаны со спецификой нарушений разви...