"ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
материал

Магамадова Юлия Вячеславовна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rechevoe.docx23.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад с.Грачев Куст

Перелюбского муниципального района

Саратовской области»

413753 Саратовская область, Перелюбский район, с.Грачев Куст, ул. Центральная 19.

        

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                                               

Подготовил:

Музыкальный руководитель          Магамадова Юлия Вячеславовна

                                                         

Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера. Музыка в этом вопросе - незаменимый помощник, так как выполняет сразу несколько функций:

1. Музыка формирует чувство ритма и воображение, активизирует память, духовно обогащая внутренний мир и являясь великолепным средством общения.

2. Музыка прививает ребенку красоту, гармонию, любовь и благородство. Именно музыка является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит бережно относиться к культурному наследию.

3. Музыка способствует лучшему развитию речи у детей раннего возраста. Музыка издавна считается хорошим средством для лечения заикания – детям гораздо легче напевать, чем говорить.

        Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах музыкальной деятельности. И, вне всякого сомнения, каждый из этих видов развивает речь детей.

        На музыкальных  занятиях идёт  расширение кругозора, активное обогащение словарного запаса детей: дети узнают, запоминают и произносят названия музыкальных произведений, песен, игр, музыкальных инструментов,  фамилии, имена композиторов, характеристику музыки.

Элементарным воздействием на речевую сферу детей становится ее пассивное или активное  восприятие. Пассивное восприятие, имеющее активизирующий эффект, находит  себя в музыкальном оформлении различных игр, в сопровождении организованной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей.   

   Виды музыкальной деятельности традиционны – это пение, дидактические игры, пальчиковая гимнастика, слушание музыки,  игра на детских музыкальных инструментах ,музыкально-ритмические движения. И каждый из этих видов способствует познавательно-речевому развитию детей.

Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности, давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, мышление, воображение, расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного). Пение способствует развитию речи детей за счёт расширения словаря и улучшения произносительной стороны, это – звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых. А пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Добиваясь чёткой и ясной дикции. Я учу детей отчётливо произносить согласные и чисто пропевать гласные звуки, что требует от артикуляционного аппарата постоянных упражнений, ведь большинство детей говорят недостаточно ясно, активно, зажимая нижнюю челюсть. Детям нужно понять, что плохая, вялая дикция отрицательно влияет на качество пения, на звукообразование и чистоту интонации и, наоборот, ясно произнесённое слово способствует выразительному исполнению песни. С этой целью на занятиях используются русские народные попевки, прибаутки.

В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильным положением губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни. Детям нравиться отгадывать слова и фразы, которые я произношу одними губами. Этот приём мобилизует внимание детей и побуждает их к более чёткому произношению слов.

В работе над дыханием надо следить за тем, чтобы дети брали дыхание в начале фразы, удерживали его до конца, «не разрывали» слово во время исполнения, активно работали губами, и правильно их располагали при пропевании гласных. Для развития дыхания полезно также, пропевание или произнесение на выдохе гласных звуков, отдельных слогов (например, да, та, ля, фраз, начиная с коротких и постепенно переходя к более длинным (например: «Я иду в лесок»). Такие упражнения сопровождаются движением руки сверху вниз. Мы с детьми на занятиях поем детскую песенку «Едет кошка», (сначала поднимаясь поступенно с до первой октавы до си и возвращаясь поступенно вниз к первоначальной до первой октавы) сопровождая пение движением рук сначала снизу вверх, а затем сверху вниз. При этом одновременно идёт работа над дыханием, над дикцией, формирует звуковысотный слух.

Дидактические игры, дидактические упражнения и задания способствуют развитию фонематического слуха.

Развитию слухового внимания, слуховой памяти, дифференциации неречевых звуков помогают музыкально-дидактические игры «Музыкальные и немузыкальные звуки», «Музыкальные кубики», интерактивная музыкально – дидактическая игра «Музыкальная страна угадайка».

Кроме того, музыкально-дидактические игры помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов, т. е. оказывают комплексное корригирующее воздействие на детей.

На музыкальных занятиях я широко использую пальчиковую гимнастику. Ценность пальчиковых игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и в то же время вызывают яркие положительные эмоции. Пальчиковые игры подбираются с учётом детских возрастных особенностей. Материал осваивается детьми постепенно на музыкальных занятиях и закрепляется в группах, используются в самостоятельной деятельности. Это даёт прекрасный эффект в развитии детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях.

Несмотря на простоту, пальчиковые игры несут в себе огромную педагогическую воспитательную ценность. Издавна Пальчиковые игры использовались «народной» педагогикой в воспитании детей. В пальчиковых играх, которые известны всем: «Сорока – Белобока», «Ладушки», «Мостик», «Паук», «Мы платочки постираем» и другие, дети подражают словам и действиям взрослых. Современные авторы значительно расширили бесценный музыкальный запас и позволяют использовать огромное количество музыкальных пальчиковых игр.

Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. Дети, знакомясь с различными музыкальными произведениями, выражают свои чувства и эмоции словами.

С помощью умело проведенной беседы можно не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, и, конечно же, обогатить словарный запас детей.

Музыка может выражать не только самые различные эмоциональные состояния человека, но и их тончайшие нюансы. Ведь даже в пределах одного настроения существует целая гамма оттенков. Весёлая музыка может быть и торжественной, праздничной, и нежной, танцевальной. А грустная – и нежно-задумчивой, мечтательной, и скорбной, трагической. Торжественная музыка окрашена радостью, светом, но бывает ведь и торжественная скорбь.

Именно образные характеристики (эпитеты, сравнения, метафоры) вызывают эмоционально – эстетический отклик, представления о художественных образах, близких музыке. Сама природа музыкального искусства располагает не к бытовой, а к образной речи.

Вспомним замечательные слова В. А. Сухомлинскоко: «Слово должно настроить чуткие струны сердца… Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке».

Тихо, тихо сядем рядом –

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены –

Вся земля видна вокруг:

Пляшут волны, речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг,

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой…

Это музыка торопит

И ведет нас за собой.

Незнакомые слова разъясняются: решительная-смелая, тревожная – беспокойная. Усвоение нового слова и перенос его на характеристику музыкального произведения, сходного по настроению, происходит очень быстро.

Игра на детских музыкальных инструментах, ещё один вид деятельности, который способствует познавательно – речевому развитию детей.

• Развитие внимания и памяти, которые потребуются каждому ребёнку, играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию.

• Развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на металлофонах, колокольчиках, развитие дыхания при игре на духовых инструментах (триола, дудочка) в индивидуальных занятиях.

• Развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх типа «На каком инструменте я играю?», «Музыкальное лото», «Отгадай инструмент и сыграй, как я», «Музыкальный домик».

• Развитие координации пения с движением пальце рук (ребёнок поёт и «играет» на не озвученном пианино в самостоятельной музыкальной деятельности.

Музыкально-ритмические движения.

 Разного рода движения под музыку в сочетании с речевыми упражнениями вырабатывают у детей чувство ритма. Кроме того, они способствуют развитию двигательной памяти, внимания, коррекции речи, развивают слуховую память, стимулируют деятельность слухового анализатора. 

Для разучивания элементов танца можно использовать четверостишия, например:

Ковырялочка

Каблучками я стучу,

Пляску русскую учу,

Пляска русская моя

Замечательная.

В. Дьякова.

Козлик

Вышел козлик погулять,

Стал он прыгать и скакать.

Козлик ножками стучит,

По козлиному кричит:

«Бе -е-е-е»

Метелочка

Как у наших, у ворот

Дворник улицу метет.

Дворник улицу метет,

Все соринки подметет.

Е. Соковнина

Веревочка

Я скачу, скачу, скачу

И веревочку кручу.

Ты, веревочка, крутись,

Пляска русская, учись.

В. Дьякова.

Полуприсядка, присядка.

Сяду- встану, сяду – встану,

И как мячик поскачу.

Приседать я не устану,

Я танцором стать хочу.

В. Дьякова.

Качалочка.

Качалочка качается,

А Саша улыбается.

Е. Соковнина.

Таким образом,   музыкальное искусство оказывает ничем незаменимое воздействие на развитие речи дошкольников. Реализация интегративного подхода к речевому развитию посредством музыкальной деятельности в нашем детском саду позволяет достичь наиболее качественных результатов, повысить общий уровень речевого развития дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с ближайшим окружением

Непрерывным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослыми. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родно...

Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста в процессе игровой деятельности

Ранний возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов. Неслучайно в последние десятилетия во всём научном мире появился особый интере...

Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.  Детский сад- это первая ступень образования, ...

Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.  Детский сад- это первая ступень образования, ...

Доклад ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В работе раскрывается тема влияния музыкальной деятельности на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста. Описано влияние видов музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыка...

Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Она является естественной средой для развития детей. Играя, ребёнок учится и развивается, а ни одно учение немыслимо б...

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...