Рабочая программа образовательной области "Речевое развитие" (2 младшая группа)
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме
Данная рабочая программа составлена на основании примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой для организации и проведения занятий по развитию речи и художественной литературе во второй младшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapisk6.doc_razvitiya_rechi.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационньй культуры речи; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»
(п.2.6.ФГОС ДО)
В настоящее время к речевому развитию детей предъявляются высокие требования. Обществом затребованы специалисты с грамотной богатой речью, поэтому большое внимание в нашем ДОУ уделяется развитию всех сторон речи дошкольника. Программа нацелена на формирование всех сторон речи ребенка 3-4 лет: на развитие звуковой культуры речи, грамматического строя речи, связной речи; формирование интереса к художественной литературе.
В этом возрасте у детей расширяется круг общения, продолжает расти словарный запас ребенка по сравнению с ранним детством. Словарь ребенка увеличивается в 1,5 раза. Развитие речи идет в нескольких направлениях:
1. Совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми.
2. Одновременно речь становится основной перестройки психических процессов, оружием мышления.
Цель
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми
- овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
«Художественная литература»
- Воспитание интереса и любви к чтению, развитие литературной речи.
- Воспитание желания и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Задачи.
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Данная учебная программа составлена на основании примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой для организации и проведения занятий по развитию речи и художественной литературе во второй младшей группе.
Занятия по развитию речи и художественной литературе во второй младшей группе начинаются с сентября месяца и проводятся 1 раз в неделю по 15 минут с подгруппой детей. Всего 36 занятий в год.
Диагностика проводится согласно учебному плану ОУ.
Содержание учебной дисциплины
В программе нашли отражение 6 основных содержательно-методических линий, которые сопутствуют шести основным тематическим блокам:
- Развивающая среда
- Формирование словаря
- Звуковая культура речи
- Грамматический строй речи
- Связная речь
- Художественная литература
Развивающая среда: Во второй младшей группе организуются занятия состоящие из одной части (чтение детям сказки, отработка правильного произношения звука и т.п.). На этих занятиях, кроме основной решаются и многие другие задачи так, например знакомство с новой сказкой является ведущей задачей занятий, но на этом же материале воспитатель формирует у малышей интонационную выразительность речи, активизирует словарь, совершенствует звукопроизношений и т.д. Проводятся так же комбинированные занятия, состоящие из других самостоятельных частей: Чтение художественной литературы и отработки умения вести диалог. Чтение, заучивание стихотворения и совершенствование грамматической правильной речи.
- Формирование словаря: На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Учить различать и называть существенные детали и части предметов. Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы. Учить понимать обобщающие слова. Называть части суток.
- Звуковая культура речи: Продолжать учить детей внятно произносить в словах все гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки в следующей последовательности: П-Б-Т-Д-К-Г; Ф-В; Т-С-З-Ц. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание. Уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы. Говорить спокойно, с естественными интонациями.
- Грамматический строй речи: Продолжать помогать детям согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Относиться к словотворчеству детей как этажу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.
- Связная речь: Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций, наблюдений за живыми объектами, строительством, после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе. Помогать доброжелательно общаться друг с другом. Побуждать участвовать в драматизации знакомых сказок.
- Формирование интереса и потребности в чтении: Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой для первой младшей группы. Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми рисунки в знакомых книжках, ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций, заслушивать высказывания детей.
№ | Программное содержание | Кол-во занятий |
1 | Описательные рассказы по игрушке | 3 |
2 | Составление рассказа по сюжетным картинкам | 2 |
3 | Заучивание | 2 |
4 | Драматизация небольших сказок (рассказов), инсценировок | 3 |
5 | Звуковая культура речи | 11 |
6 | Чтение художественной литературы | 15 |
ВСЕГО: | 36 |
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Неделя | Занятие | Программное содержание |
Сентябрь | 1 | Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий. Чтение стихотворения С.Черного «Приставалка» | Вызвать у детей симпатию к сверстникам, с помощи рассказа воспитателя (игры); помочь малышам поверить в то, что каждый из них замечательный ребенок, и взрослые их любят. |
2 | Звуковая культура речи: звуки «А», «У». Дидактическая игра «Не ошибись». | Упражнять детей в правильном произношении звуков (изолированных, в звукосочетаниях, в словах). Активизировать в речи детей обобщающие слова | |
3 | Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса». | . Познакомить детей со сказкой «Кот, петух и лиса». (Обработка М. Боголюбской) | |
4 | Звуковая культура речи: звук «У». | Упражнять детей в четкой артикуляции звука (изолированного в звукосочетаниях); обрабатывать плавный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью. | |
Октябрь | 5 | Динамическая игра «Чья вещь?». Рассматривание картинки «Играем с песком». | Упражнять согласование притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. Помочь детям понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами. |
6 | Чтение стихотворения А. Блока. «Зайчик». Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила». | Помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева. При восприятии А. Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору | |
7 | Звуковая культура речи: звук «О». Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок». | Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций. Отрабатывать четкое произношение звука «О». | |
8 | Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова». | . Познакомить со сказкой «Колобок». (Обработка К. Ушинского). Упражнять детей в образовании слов по аналогии. | |
Ноябрь | 9 | Чтение стихотворений об осени. Д/упражнение «Что из чего получается». | Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в образовании слов по аналогии. |
10 | Звуковая культура речи: звук «И». | Упражнять детей в четком и правильном произношении звука «И». | |
11 | Рассматривание сюжетных картин: «Коза с козлятами». Д/игра «Кто, кто в теремочке живет?» | Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительное, обозначающее детенышей животных, правильно и четко проговаривать со звуками «К», «Т». | |
12 | Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке». | Познакомить детей с яркими поэтическими образами животных из стихотворений С. Маршака. | |
Декабрь | 13 | Чтение сказки «Снегурушка и лиса». | Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять выразительное чтение отрывка-причитания Снегурушки. |
14 | Повторение сказки «Снегурушка и лиса». Д/игры «Эхо», «Чудесный мешочек». | Помочь детям вспомнить сказку «Снегурушка и лиса». Упражнять в произношении слов со звуком «Э» (игра «Эхо»), в определении качеств предметов на ощупь (игра «Чудесный мешочек»). | |
15 | Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет», стихотворения А. Босева «Трое». | Познакомить детей с рассказом Л. Воронковой «Снег идет», оживить в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада. Помочь запомнить стихотворение А. Босева «Трое». | |
16 | Игра - инсценировка «У матрешки - новоселье». | Способствовать формированию диалогической речи; учитывать правильно называть строительные детали и их цвета. | |
Январь | 17 | Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди». | Познакомить детей со сказкой «Гуси-лебеди», вызвать желание послушать ее еще раз, поиграть в сказку. |
18 | Звуковая культура речи: звуки «М», «МЬ». | Упражнять детей в четком произношении звуков «М», «Мь» в словах, фразовой речи; способствовать в воспитании интонационной выразительности речи. Продолжать учить образовывать слова по аналогии. | |
19 | Рассматривание иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди», картины «Зимой на прогулке». | Продолжать объяснять детям, как много интересного можно узнать, если внимательно рассматривать рисунки в книгах. Учитывать детей рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предположения. | |
20 | Звуковая культура речи: звуки «П», «Пь». Д/игра «Ярмарка». | Упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков «П», «Пь». С помощью дидактической игры побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуком «П», «Пь». | |
Февраль | 21 | Чтение стихотворения И. Косякова «Все она». Д/упражнение «Очень мамочку люблю, потому, что...». | Познакомить детей со стихотворением И. Косякова «Все она». Совершенствовать диалогическую речь малышей. |
22 | Звуковая культура речи: звуки «Б», «Бь». | Упражнять детей в правильном произношении звуков «Б», «Бь» (в звукосочетаниях, словах, фразах). | |
23 | Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки распетушились». | Помочь детям запомнить стихотворение В. Берестова «Петушки распетушились», учить выразительно читать его. | |
24 | Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». | Беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь (умение вступать в разговор; высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим; грамматически правильно отражать речь и свои впечатления). | |
Март | 25 | Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц». | Познакомить детей со сказкой «Лиса и заяц», помочь понять смысл произведения. |
26 | Звуковая культура речи: Звуки «Т», «П», «К». | Закреплять произношение звука «Т» в словах и фразовой речи; учить детей отчетливо произносить звукоподражания со звуками «Т», «П», «К»; упражнять в произношении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью. | |
27 | Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики». | Напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой «У страха глаза велики». Помочь детям правильно воспроизвести начало и конец сказки. | |
28 | Рассматривание картины «Дети играют в кубики». Д/игра «Что изменилось». | Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину помогая им определить ее тему и конкретизировать действие и взаимоотношение персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов. | |
Апрель | 29 | Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Д/упражнение «Когда это бывает?» | Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Учить называть признаки времени года. |
30 | Звуковая культура речи: звук «Ф». | Учить детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук «Ф» и звукоподражательные слова с этим звуком. | |
31 | Чтение и драматизация русской, народной песенки «Курочка-рябушечка». Рассматривание картины «Дети кормят курицу с цыплятами». | Познакомить детей с русской народной песенкой «Курочка-рябушечка». Продолжать учить рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено. | |
32 | Звуковая культура речи: звук «С». | Отрабатывать четкое произношение звука «С». Упражнять детей в умении вести диалог. | |
Май | 33 | Чтение русской народной сказки «Бычок-черный бочок, белые копытца». Литературная викторина. | Познакомить с русской народной сказкой «Бычок-черный бочок, белые копытца» (обр. М. Булатова). Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали на занятиях. |
34 | Звуковая культура речи: звук «З» | Упражнять детей в четком произношении звука «З». | |
35 | Повторение стихотворений. Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя песня» | Помочь детям вспомнить стихи, которые они учили в течении года; запомнить новое стихотворение. | |
36 | Звуковая культура речи: звук «Ц» | Отрабатывать четкое произношение звука «Ц», параллельно упражняя детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний; учить изменять темп речи. |
Педагогическая диагностика образовательного процесса
Фамилия имя ребенка | По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказывает о том, что видел, куда ходил, что случилось. | С интересом рассматривать сюжетные картинки. | Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами. | С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, драматизировать отрывки из знакомых сказок. | Заинтересованно слушать знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы. | Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя. | Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя. |
Средства обучения
- Предметные и сюжетные картинки по теме занятия
- Игрушки – герои на занятии
- Детская художественная литература по теме занятия
- Кукольный и настольный театр
- Фланелеграф
- Музыкальное сопровождение (аудиозапись)
- Мультимедийное сопровождение (ноутбук)
- Дидактические игры и пособия
Список используемой литературы:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
- «Развитие речи 3-4 года.» В.В.Гербова, 2007г.
- Методическое пособие «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада» В.В.Гербова, 2008г.
- Книга для чтения в детском саду. Хрестоматия 2-4 года. В.В.Гербова, 2008г.
- Читаем детям. Сахипова З.Г., 2008г
- «Игры и игровые упражнения по развитию речи» Г.С. Швайко, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа образовательной деятельности 2 младшей группы для детей от 3- до 4 лет на 2015-2016 год
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей....
Рабочая программа образовательной деятельности в младшей группе на 2016-2017 учебный год
Рассмотрено и принято...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательных компонентов второй младшей группы от 3 до 4 лет общеразвивающей направленности на 2018-2019 учебный год группа «Смешарики» Срок реализации 1 год
Рабочая программа предназначена для организации образовательной деятельности с детьми младшей группы (дети 3-4 года) и составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности в младшей группе
Программа отражает содержание и организацию образовательного процесса с детьми 1,5-3 лет....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности в младшей группе (от 3 до 4 лет)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАобразовательной деятельностив младшей группе(от 3 до 4 лет) на 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа образовательной деятельности 2 младшая группа общеразвивающей направленности
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад«Светлячок» (1мкр., стр.29) ПРИНЯТА:На Педагогическом советепротокол №от «» августа 2020 г....
- Мне нравится (1)