Конспект интегрированного занятия в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Интегрированное занятие в старшей группе по формированию понятий о многозначности существительных "Весёлые ёжики".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesyolye_yozhiki.docx16.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Весёлые ёжики»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности в старшей группе

на тему «Рассказывание по картине «Ежи» с использованием опорных схем»

(«Коммуникация», «Познание», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Социализация».

Программные задачи

Продолжать учить детей составлять рассказ по картине с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных, совершенствовать умение описывать предмет с помощью схемы-алгоритма, формировать понятие о многозначности слов.

Развивать связную речь, мышление, память

Воспитывать инициативность, умение слушать друг друга, стремление помочь

Материал: герой – Бычок; картина «Ежи»; проектор и экран для демонстрации схем-алгоритмов для составления рассказов и картинок, с помощь которых объясняется многозначность слова «иголка»; мешочки с предметами (яблоко, мяч, морковка, пирамидка)

Предварительная работа

Составление рассказов с помощью схем-алгоритмов

Заучивание стихотворения А. Воронько «Встретил ежика бычок»

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

Просмотр видеороликов и беседы о жизни ежей в природе,

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети заходят в группу, садятся на свои места

2. Сюрпризный момент

Раздается стук в дверь. Воспитатель открывает, заходит бычок, плачет, ревет:

- Ой-ёй-ёй, болит!

- Бычок, что случилось?

- Язык болит!

- Ай-яй-яй! Ты, наверное, поранился, когда жесткое сено жевал?

- Да нет, я укололся!

- А чем ты укололся?

- Не знаю!

3. Работа над многозначностью слова «иголка»

- Ребята, как вы думаете, чем мог уколоться бычок (чем-то острым, иголкой)

- А какие бывают иголки?

- Швейные…

- Бычок, ты что-то шил и укололся швейной иголкой?

- Нет!

- Медицинские…

- Тебе прививку от гриппа сделали в язык?

- Да нет!

- Еловые, сосновые…

- Ты еловую веточку пожевать пытался?

- Нет!

- Может, ты чертил циркулем или ел кактус?

- Да нет же! Гулял я однажды по лугу, травку щипал. Гляжу, лежит на тропинке маленький, колючий шарик. Решил я с ним поиграть, лизнул его и укололся.

- Ребята, вы догадались, что за шарик это был? (Ежик)

Бычок, а мы с ребятами знаем стихотворение про этот случай, оно так и называется «Встретил ежика бычок» Хочешь послушать?

Дети читают стихотворение А. Воронько «Встретил ежика бычок»

- Почему же нельзя трогать ежа и тем более, лизать его? (Он колючий, покрыт иголками)

- А иголки, как мы выяснили, бывают разные. (Воспитатель включает проектор, на экране появляются предметные картинки с разными видами иголок.)

- Давайте составим предложения со словом «иголка»

(4-5 ответов)

- Ребята, а чем похожи все иголки? (Они длинные, тонкие, острые)

- Бычок, ты понял, почему нельзя было ежика лизать?

- Понял, понял! Он покрыт иголками, и, поэтому, очень колючий. Вот только, кроме того, что он колючий, я совсем ничего про ежа не знаю. Может, вы мне что-нибудь расскажете?

4. Составление рассказа по схеме-алгоритму

- Конечно, расскажем. А чтобы рассказ получился более интересным и полным, нам помогут наши схемы-подсказки.

(Воспитатель переключает проектор на схемы-алгоритмы для составления описательного рассказа о животном)

Дети продумывают свой рассказ, затем заслушивается 2-3 рассказа о еже.

- Молодцы, очень хорошие и полные рассказы составили. Я думаю, что и у других детей рассказы не хуже, но, к сожалению, все мы послушать сейчас не можем. Вы расскажете мне их попозже.

5. Физкультминутка

- Ребята, а ведь в лесу кроме ежей живет много других диких животных со своими детенышами. Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «На водопой»

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят

6. Работа над составлением рассказа по картине.

- Бычок, а хочешь узнать побольше о жизни ежей?

-Конечно, хочу!

- В таком случае, предлагаю нам всем вместе рассмотреть вот эту картину.

Воспитатель выставляет картину «Ежи»

- Кто нарисован на картине? (На картине нарисована семья ежей)

- Где живут эти ежи? (Ежи живут в лесу)

- А что находится рядом с их гнездом (Рядом с их гнездом стоит старый пень и протекает ручеек)

- Как вы думаете, какое время года изображено на картине? (Лето) Почему? (Вокруг зеленая трава, зеленые листья на кустах и деревьях, поспела земляника, ползает много жуков.)

- Что делают ежата? Ежиха? (Один ежонок пьет воду из ручейка. Второй ежонок поймал червяка, жука, божью коровку и думает, что ему съесть сначала. А третий ежонок встретил лягушку и решил с ней поиграть. Ежиха внимательно следит за своими детенышами. В случае опасности она предупредит ежат и все они свернутся в колючие шарики)

- А теперь давайте составим рассказ по этой картине командой. Первый начнет рассказ, он опишет уголок леса, нарисованный на этой картине, где живут наши ежи. Второй рассказчик продолжит и опишет ежа. А третий ребенок расскажет о том, что делают ежата и ежиха на картине и закончит рассказ.

(Заслушать 2-3 рассказа)

- Ребята, какой рассказ вам больше понравился? Почему? (Рассказ интересный, короткий, законченный)

- А тебе, Бычок, понравился наш рассказ?

Бычок благодарит детей за интересный рассказ, прощается, уходит.

7. Д\и «Угадай по описанию»

- Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в еще одну игру. У меня на столе стоят чудесные мешочки. В каждом лежит какой-то предмет. Водящий должен описать этот предмет, не называя его, а все остальные дети должны узнать по описанию и назвать предмет. А описать предмет помогут вам наши схемы-подсказки.

(Воспитатель переключает проектор на схемы-алгоритмы рассказов об игрушках и фруктах-овощах)

8. Итог

- Ребята, вам понравилось наше занятие? А чем вам понравилось заниматься больше всего? Что нового вы сегодня узнали?

- Я думаю, ваши знания обязательно пригодятся вам в будущем. А еще я очень рада, что мы с вами смогли помочь Бычку узнать много нового о ежах. Надеюсь, теперь он будет осторожнее, и больше с ним такой неприятности не случится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада с использованием современных технологий, тема занятия: «Зимушка»

Обобщение, уточнение и расширение представлений знаний детей о зиме;Активизация словаря по теме;Совершенствование грамматического строя;Развитие памяти, внимания, фонетического восприятия;Формирование...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп

в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада тема занятия: «Русская матрёшка».

Цель занятия:Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.Задачи:Познакомить детей с историей матрёшки. Развивать интерес детей к народному творчеству.Развивать творческие способности детей ч...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием икт технологий тема занятия: «Зимушка зима»

Нод для детей старшей группы·          расширение и конкретизация представлений о зиме и ее приметах;·...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по речевому развитию « Откуда хлеб берётся» для старшего возраста. с использованием инструментов ТРиЗ (синквейн, системный оператор,морфологический ящик).

Вид детской деятельности: коммуникативная деятельность.Тема образовательной деятельности: "Откуда хлеб берётся".Цель:  формировать у детей представление о ценности хлеба, получение кото...