Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.Звуковая культура речи. "Ш","Ж"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukovaya_kultura_rechi_sh_i_zh.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели. Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж – ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.
Воспитывать самостоятельность, умение слушать и слышать задание с первого раза. Поддерживать интерес, внимание и хорошее настроение
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская
Материалы и оборудование: игрушка – ослик, две коробочки, игрушки и предметы в которых есть звуки [Ж] и [Ш].
Ход занятия.
Воспитатель: - При движении все предметы издают звуки – поют свои песенки. И звук [ж] и [ш] часто встречается в этих песенках.
- Отгадайте, какую песенку поёт ветер?
Дети: Ш-ш-ш…
Воспитатель: - А какую жук?
Дети: ж-ж-ж.
Воспитатель: - Давайте, мы с вами споем песенку ветра.
(Дети произносят звук ш.)
- Дети, а каким бывает ветер?
Дети: сильным, слабым.
Воспитатель: - Как поёт сильный ветер?
Дети: громко.
Воспитатель: слабый?
Дети: тихо.
Воспитатель: - Давайте покажем, как поет сильный ветер и как слабый.
(Дети произносят звук «ш» то громко, то тихо.)
Воспитатель: А, сейчас споем песенку жука.
(Дети произносят звук ж.)
Воспитатель: - А какими жуки бывают?
Дети: большие и маленькие.
Воспитатель:- Как жужжат большие жуки?
Дети: громко.
Воспитатель: - а маленькие?
Дети: тихо.
Воспитатель: А, сейчас споем песню большого жука.
(Дети произносят звуки «ш» громко.)
Воспитатель: - Спойте песню маленького жука.
(Дети произносят звуки «ш» тихо.)
Воспитатель:- Сейчас я назову слова со звуками «ш» и «ж». Если вы услышите слова со звуком «ш», то поднимаете руки вверх, изображая ветер. Если вы услышите слова со звуком «ж» то поставьте руки в стороны, изображая жука.
Воспитатель: уши, желуди, машина, лошадка, жук, ромашка, солнышко, ракушка…
Воспитатель: - А, сейчас, вы сами попробуйте вспомнить слова со звуками «ш» и «ж».
Игра «Чудесный мешочек».
(В сундучке лежат различные предметы, в названии которых есть звуки, которые мы сегодня закрепляем. Дети достают предметы по одному и чётко проговаривают звуки.)
Дети: - Машина… (жук, шишка, шарик, ёжик, жираф, шарф…)
(Дети расставляют в ряд на столе.)
Воспитатель: - А, сейчас разложите предметы по коробочкам. В коробку с рисунком шариков - песенкой ветра, положите предметы, в которых есть звук ш, во вторую коробочку с картинкой жука положите предметы, в названии которых есть звук ж.
(Дети выполняют задания) .
Физкультминутка
Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят
Как они сядут, покажем:
Крылья сложили назад.
Воспитатель: - А, знаете ли вы, почему у ослов такие длинные уши?
Дети: нет.
Воспитатель: Послушайте стихотворение – сказку.
(Воспитатель читает стихотворение Р. Х. Фархади « Про ослика».)
Воспитатель:
У ослика
Был день рождения.
И он придумал поздравления.
Барбос ему сена принес,
Коза подарила овес.
Вошли торопливо барашки.
Они принесли две ромашки.
Тянули осленка за ушки
Лошадки, овечки и хрюшки.
И ушки росли - подрастали
И к вечеру длинными стали
Воспитатель: - Прочитайте последнюю строку так, чтобы сразу почувствовалось, какой длины стали уши у ослика: «Дли-и-ин-ными стали».
(Повторяют хором и индивидуально)
Воспитатель: «Тянули осленка за ушки лошадки, овечки и хрюшки». Здесь есть три слова со звуком ш.
Воспитатель: В стихотворении еще есть слова со звуком ж.
У ослика
Был день рождения.
- Какое слово вы услышали со звуком ж?
Дети:- Рождение.
Воспитатель:- Поскольку у ослика день рождение, надо спеть песенку про каравай. – Начало песенки вы будете петь хором, а оставшуюся часть – со слов «Вот такой ширины, вот такой ужины» - исполнит солист.
Дети (поют): «Как на ослика день рождение испекли мы каравай!»
Ребенок:- «Вот такой ширины, вот такой вышины».
(Повторяется 2-3 раза.)
Воспитатель:- Какие звуки слышатся в словах ширины и ужины.
Дети: - Звуки: ш и ж.
Воспитатель:- А, сейчас давайте поиграем в игру «Доскажи словечко».
Игра «Доскажи словечко».
1.Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно (шишек).
2.Сегодня все ликуют
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные …. (шары).
3.Лежебока рыжий кот
Отлежал себе (живот).
4.Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын… (жираф).
5.Лейся, дождь, веселей,
Мы с тобой дружим.
Весело нам бегать
Босиком по …(лужам)
6.И бежит Айболит
К бегемотикам,
И хлопает их по …(животикам)
7.Солнце стало очень ярко,
Бегемоту стало …(жарко)
Воспитатель: - Дети, какие звуки мы с вами учились различать.
Дети:- Звуки ш и ж.
Воспитатель:- Какую песню поет ветер?
Дети: ш-ш-ш-ш.
Воспитатель:- Какую песню поет жук?
Дети: ж-ж-ж-ж.
Воспитатель: - Что вам сегодня больше всего понравилось?
(Воспитатель читает стихотворение Р. Х. Фархади « Про ослика».)
У ослика
Был день рождения.
И он придумал поздравления.
Барбос ему сена принес,
Коза подарила овес.
Вошли торопливо барашки.
Они принесли две ромашки.
Тянули осленка за ушки
Лошадки, овечки и хрюшки.
И ушки росли - подрастали
И к вечеру длинными стали
Воспитатель: - Прочитайте последнюю строку так, чтобы сразу почувствовалось, какой длины стали уши у ослика: «Дли-и-ин-ными стали».
(Повторяют хором и индивидуально)
Воспитатель: «Тянули осленка за ушки лошадки, овечки и хрюшки». Здесь есть три слова со звуком ш.
Воспитатель: В стихотворении еще есть слова со звуком ж.
У ослика
Был день рождения.
- Какое слово вы услышали со звуком ж?
Дети:- Рождение.
Игра «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО».
1.Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно (шишек) .
2.Сегодня все ликуют
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные …. (шары) .
3.Лежебока рыжий кот
Отлежал себе (живот) .
4.Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын… (жираф).
5.Лейся, дождь, веселей,
Мы с тобой дружим.
Весело нам бегать
Босиком по …(лужам)
6.И бежит Айболит
К бегемотикам,
И хлопает их по …(животикам)
7.Солнце стало очень ярко,
Бегемоту стало …(жарко)
Воспитатель: - Дети, какие звуки мы с вами учились различать.
Дети:- Звуки ш и ж.
Воспитатель:- Какую песню поет ветер?
Дети: ш-ш-ш-ш.
Воспитатель:- Какую песню поет жук?
Дети: ж-ж-ж-ж.
Воспитатель: - Что вам сегодня больше всего понравилось?
уши
лошадка,
жук,
ромашка,
жираф
солнышко,
ракушка
шарик
желуди
Ёжик
Хрюшки
Машина
жаворонок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа)
Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...