Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Хикматуллина Гульнара Мусавировна

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.Звуковая культура речи. "Ш","Ж"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_kultura_rechi_sh_i_zh.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Цели. Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж – ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

    Воспитывать самостоятельность, умение слушать и слышать задание с первого раза. Поддерживать интерес, внимание и хорошее настроение

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская

Материалы и оборудование: игрушка – ослик, две коробочки, игрушки и предметы в которых есть звуки [Ж] и [Ш].

Ход занятия.

Воспитатель: - При движении все предметы издают звуки – поют свои песенки. И звук [ж] и [ш] часто встречается в этих песенках.

- Отгадайте, какую песенку поёт ветер?

Дети: Ш-ш-ш…

Воспитатель: - А какую жук?

Дети: ж-ж-ж.

Воспитатель: - Давайте, мы с вами споем песенку ветра.

(Дети произносят звук ш.)

- Дети, а каким бывает ветер?

Дети: сильным, слабым.

Воспитатель:  - Как поёт сильный ветер?

Дети: громко.

Воспитатель:   слабый?

Дети: тихо.

Воспитатель: - Давайте покажем, как поет сильный ветер и  как слабый.

(Дети произносят звук «ш» то громко, то тихо.)

Воспитатель: А, сейчас споем песенку жука.

(Дети произносят звук ж.)

Воспитатель: - А какими жуки бывают?

Дети: большие и маленькие.

Воспитатель:- Как жужжат большие жуки?

Дети: громко.

Воспитатель:  - а маленькие?

Дети: тихо.

Воспитатель:   А, сейчас споем песню большого жука.

(Дети произносят звуки «ш» громко.)

Воспитатель: - Спойте песню маленького жука.

(Дети произносят звуки «ш» тихо.)

Воспитатель:- Сейчас я назову слова со звуками «ш» и «ж». Если вы услышите слова со звуком «ш», то поднимаете руки вверх, изображая ветер. Если вы услышите слова со звуком «ж» то поставьте руки в стороны, изображая жука.

Воспитатель:  уши, желуди, машина, лошадка, жук, ромашка, солнышко, ракушка…

Воспитатель:  - А, сейчас, вы сами попробуйте вспомнить слова со звуками «ш» и «ж». 

Игра «Чудесный мешочек».

(В сундучке лежат различные предметы, в названии которых есть звуки, которые мы сегодня закрепляем. Дети достают предметы по одному и чётко проговаривают звуки.)

Дети: - Машина… (жук, шишка, шарик, ёжик, жираф, шарф…)

(Дети расставляют в ряд на столе.)

Воспитатель: - А, сейчас разложите предметы по коробочкам.   В коробку с рисунком шариков - песенкой ветра, положите  предметы, в которых есть  звук ш, во вторую коробочку с картинкой жука положите  предметы, в названии которых есть  звук ж.

(Дети выполняют задания) .

Физкультминутка

Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят

Как они сядут, покажем:

Крылья сложили назад.

Воспитатель: - А, знаете ли вы, почему у ослов такие длинные уши?

Дети: нет.

Воспитатель: Послушайте стихотворение – сказку.

(Воспитатель читает стихотворение Р. Х. Фархади « Про ослика».)

Воспитатель:

У ослика

Был день рождения.

И он придумал поздравления.

Барбос ему сена принес,

 Коза подарила овес.

Вошли торопливо барашки.

Они принесли две ромашки.

Тянули осленка за ушки

Лошадки, овечки и хрюшки.

И ушки росли - подрастали

И к вечеру длинными стали

Воспитатель: - Прочитайте последнюю строку так, чтобы сразу почувствовалось, какой длины стали уши у ослика:  «Дли-и-ин-ными стали».

(Повторяют хором и индивидуально)

Воспитатель: «Тянули осленка за ушки лошадки, овечки и хрюшки». Здесь есть три слова со звуком ш.

Воспитатель: В стихотворении еще есть слова со звуком ж.

У ослика

Был день рождения.

- Какое слово вы услышали со звуком ж?

Дети:- Рождение.

Воспитатель:- Поскольку у ослика день рождение, надо спеть песенку про каравай. – Начало песенки вы будете петь хором, а оставшуюся часть – со слов «Вот такой ширины, вот такой ужины» - исполнит солист.

Дети (поют): «Как на ослика день рождение испекли мы каравай!»

Ребенок:- «Вот такой ширины, вот такой вышины».

(Повторяется 2-3 раза.)

Воспитатель:- Какие звуки слышатся в словах ширины и ужины.

Дети: - Звуки: ш и ж.

Воспитатель:- А, сейчас давайте поиграем в игру «Доскажи словечко».

Игра «Доскажи словечко».

1.Если мы растём на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно (шишек).

2.Сегодня все ликуют

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные …. (шары).

3.Лежебока рыжий кот

Отлежал себе (живот).

4.Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын… (жираф).

5.Лейся, дождь, веселей,

Мы с тобой дружим.

Весело нам бегать

Босиком по …(лужам)

6.И бежит Айболит

К бегемотикам,

И хлопает их по …(животикам)

7.Солнце стало очень ярко,

Бегемоту стало …(жарко)

Воспитатель: - Дети, какие звуки мы с вами учились различать.

Дети:- Звуки ш и ж.

Воспитатель:- Какую песню поет ветер?

Дети: ш-ш-ш-ш.

Воспитатель:- Какую песню поет жук?

Дети: ж-ж-ж-ж.

Воспитатель: - Что вам сегодня больше всего понравилось?

(Воспитатель читает стихотворение Р. Х. Фархади « Про ослика».)

У ослика

Был день рождения.

И он придумал поздравления.

Барбос ему сена принес,

 Коза подарила овес.

Вошли торопливо барашки.

Они принесли две ромашки.

Тянули осленка за ушки

Лошадки, овечки и хрюшки.

И ушки росли - подрастали

И к вечеру длинными стали

Воспитатель: - Прочитайте последнюю строку так, чтобы сразу почувствовалось, какой длины стали уши у ослика:  «Дли-и-ин-ными стали».

(Повторяют хором и индивидуально)

Воспитатель: «Тянули осленка за ушки лошадки, овечки и хрюшки». Здесь есть три слова со звуком ш.

Воспитатель: В стихотворении еще есть слова со звуком ж.

У ослика

Был день рождения.

- Какое слово вы услышали со звуком ж?

Дети:- Рождение.

Игра «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО».

1.Если мы растём на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно (шишек) .

2.Сегодня все ликуют

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные …. (шары) .

3.Лежебока рыжий кот

Отлежал себе (живот) .

4.Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын… (жираф).

5.Лейся, дождь, веселей,

Мы с тобой дружим.

Весело нам бегать

Босиком по …(лужам)

6.И бежит Айболит

К бегемотикам,

И хлопает их по …(животикам)

7.Солнце стало очень ярко,

Бегемоту стало …(жарко)

Воспитатель: - Дети, какие звуки мы с вами учились различать.

Дети:- Звуки ш и ж.

Воспитатель:- Какую песню поет ветер?

Дети: ш-ш-ш-ш.

Воспитатель:- Какую песню поет жук?

Дети: ж-ж-ж-ж.

Воспитатель: - Что вам сегодня больше всего понравилось?

уши

лошадка,

 жук,

ромашка,

жираф

солнышко,

ракушка

шарик

желуди

Ёжик

Хрюшки

Машина

жаворонок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа)

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...