картотека пальчиков игр
картотека по развитию речи (младшая группа) на тему
в данном материале подобрана картотека пальчиковых игр для детей 1-3 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_palchikovyh_igr.docx | 23.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковых игр.
Для возраста 1-3 лет есть свои правила проведения пальчиковых игр. Если дети совсем маленькие, в возрасте от 1 года до 1года и 2 месяцев, то сначала пальчики ребёнка занимают пассивную позицию – сопровождающий на занятия взрослый берёт пальчики ребёнка в свои руки и выполняет необходимые движения. Это же правило необходимо выполнять также и тогда, когда ребёнок постарше, но впервые первый раз сталкивается с пальчиковыми играми, или когда вводится новая игра для малышей в возрасте от 1 до 2 лет. Став постарше, дети начинают сами подражать действиям взрослого
Поэтому пальчиковые игры для возраста от 1 года до 3 лет на развивающих занятиях обязательно располагаются в порядке возрастания сложности:
Совместные игры (простые игры), в которых взрослые, взяв руки ребёнка в свои, выполняют заданные движения
Самостоятельные движения (очень простые игры), которые предполагают 2-4 несложных одинаковых действия обеих рук (сжимание – разжимания кулачка, движения только указательного пальчика и т.д.), выполняемых детьми самостоятельно.
Простые игры, выполняемые детьми без помощи взрослых, где усложняются движения пальчиков и рук. Левая и правая рука действуют ещё одновременно.
Простые игры, выполняемые детьми самостоятельно, в которых левая и правая рука выполняют разные движения поочерёдно.
Для данного возраста непреложной является следующая схема обучения пальчиковой гимнастики:
- демонстрация игры педагогом (можно даже не один раз, чтобы увлечь детей игрой)
- взрослый совершает действия ребёнка руками для облегчения запоминания и поддержания игровой мотивации
- самостоятельные действия руками ребёнка под произносимый педагогом текст.
Следует отметить, что в возрасте от 1 года до 3 лет, даже если малыши уже и умеют говорить, не надо заставлять их произносить текст игры. Детям этого возраста ещё сложно одновременно произносить текст и производить необходимые действия руками. Само содержание пальчиковой гимнастики должно быть понятно и интересно детям – только в этом случае они с увлечением включатся в игру.
«Кулачок» (мама загибает пальчики ребёнку)
Этот пальчик - маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик - слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик - длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик - сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик - толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе кулачок!
«Рыбки» (ребёнок сам выполняет движения)
Рыбки весело резвятся (сложить две ладошки вместе)
В чистой тёпленькой воде. (Двигаем вместе сложенными ладошками)
То сожмутся, разожмутся, (сжимаем ручки в кулачки и разжимаем)
То зароются в песке.(Делаем «замок»)
«Дом»
Мы построим новый дом, (делаем крышу руками над головой).
Дружно в доме заживём. (Одна рука пожимает другую)
В нашем домике – окошко. (Большие пальцы соединяем друг с другом, и остальные пальцы тоже соединяем друг с другом).
-Загляни туда, немножко! (Заглядываем в «окошко»).
«Медвежонок»
Кончики больших пальцев руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.
Медвежонок в гости шел. К рыжей белке он зашел, И на озеро, к бобру, И к ежу зашел в нору, Даже к комаришке Заходил наш мишка!
***********************************************************************
Раз, два, три, четыре, пять —
Вышли в садик погулять
Ходим-ходим мы по лугу,
Там цветы растут по кругу
Лепесточков ровно пять,
Можно взять и посчитать
1–2 строчки – пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки.
3–4 строчки – указательным пальцем одной руки выполняем круговые проглаживания ладони другой.
5–6 строчки – считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их.
Затем читаем стихотворение снова и повторяем все движения на другой руке.
**********************************************************************************************
Поиграли – отдохните,
Ваши пальчики встряхните,
Сгибайте ваши пальчики,
Совсем как ушки зайчики
1–2 строчки – расслабляем руки и встряхиваем их.
3–4 строчки – обе ладони с пальцами, прижатыми друг к другу, приставляем к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз.
***************************************************************************************************
Волк раскроет свою пасть,
Хочет зайчика украсть:
Щелк да щелк, и снова щелк!
Не поймает зайца волк,
Пастью щелкает напрасно —
Заяц бегает прекрасно!
1–4 строчки – указательный, средний, безымянный и мизинец на обеих руках прижимаем друг к другу, а подушечку большого пальца то прижимаем к сомкнутым четырем пальцам, то отпускаем, изображая волчью пасть. Щелкаем «пастью» на обеих руках.
5–6 строчки – расслабляем пальцы на обеих руках и «бежим» ими по столу, прикасаясь к его поверхности подушечками
***************************************************************************************************
В домике сидит волчок,
Он глядит на вас в глазок,
Может дверку приоткрыть
И за пальчик укусить,
Если больно, то немножко
Разотри свои ладошки!
1–2 строчки – из обеих кистей рук делаем «подзорную трубу» или «бинокль» и приставляем к глазам.
3–4 строчки – из одной ладони делаем «волчью пасть», как в предыдущей игре, а пальцы другой руки подносим к «пасти» и захватываем их ею, выполняя поглаживающие движения подушечками.
5–6 строчки – легкими движениями растираем ладони одна о другую.
**************************************************************************************************
Избушка на лужочке,
Двери на замочке,
Ключик быстро подберем
И избушку отопрем.
Отряхнем ладошки,
Отдохнем немножко.
1 строчка – делаем «домик» из обеих рук, соединяя их подушечками пальцев и основаниями ладоней.
2 строчка – соединяем пальцы в замок.
3–4 строчки – выполняем вращение большими пальцами обеих рук (один вокруг другого), не размыкая замка.
5–6 строчки – размыкаем пальцы, расслабляем ладони и легкими движениями встряхиваем их.
***********************************************************************************************
Крылья нашей мельницы
У ветерка как пленницы —
Как ветер переменится,
Так повернется мельница.
1–4 строчки – прижимаем друг к другу ладони и выполняем растирающие вращательные движения. Пальцы при этом не соприкасаются.
*************************************************************************************************
Всех помощников опять
Надо быстро сосчитать:
Этот брат дрова рубил,
Этот братец щи варил,
Этот брат готовил кашу
На семью большую нашу.
Этот веником махал,
Чисто-чисто подметал,
Ну а этот маленький
Спал у нашей маменьки.
1–2 строчки – хлопаем в ладоши или растираем их одна о другую.
3–8 строчки – в соответствии с текстом стихотворения пальцами одной руки растираем пальцы второй руки, начиная с большого, так, чтобы у «маменьки» «спал» мизинец. Затем повторяем все для другой руки.
*************************************************************************************************
Нарядили ребятки
Свои пальчики в перчатки.
Раз, два, три, четыре, пять —
Надо всех пересчитать.
Десять пальцев – как отряд,
И костюму каждый рад.
Стать сильными стараются,
Спортом занимаются.
1–2 строчки – растопыриваем пальцы обеих рук (ладонями наружу).
3–4 строчки – повторяем дважды и во время счета сгибаем поочередно все пальцы.
5–6 строчки – сжимаем ладони в кулаки, а затем разжимаем. Действия выполняем обеими руками одновременно.
**************************************************************************************************
После завтрака мы с вами
В лес поедем за дровами.
Пилим-пилим, пилим-пилим!
Быстро мы бревно осилим!
Рубим-рубим, рубим-рубим!
Топором работать будем,
Привезем домой дрова,
Сложим посреди двора.
1–2 строчки – сомкнутыми пальцами обеих рук поочередно проводим по внутренней стороне предплечий.
3–4 строчки – ставим на стол обе ладони ребром и «пилим», совершая движения вперед-назад.
5–6 строчки – кулаком или ребром ладони «рубим», постукивая по столу.
7–8 строчки – выполняем собирающее движение, словно сгребаем все дрова в кучу, захватываем ее, приподнимаем и снова опускаем на стол, поглаживая его ладонями.
***********************************************************************************************
Скачет на коне Егорка
То на горку, то под горку,
Раз, два, три, четыре, пять —
Весело ему скакать!
Выезжает в чисто поле —
Есть где разгуляться вволю!
1–4 строчки – одну руку сжимаем в кулак, пальцами другой «переступаем» по косточкам и ямкам между ними.
5–6 строчки – разжимаем руку и пальцами другой руки круговыми движениями поглаживаем ладонь. Повторяем все для другой руки.
************************************************************************************************
Пляшут в кухне на стене
Солнечные зайчики,
А у Маши расшалились
Маленькие пальчики.
Быстро бегают они
По Машиной ладошке.
Успокойтесь, шалуны,
Отдохнем немножко!
1–2 строчки – подушечками пальцев обеих рук «бегаем» по столу или стене.
3–4 строчки – пальцами одной руки «бегаем» по ладони другой.
5–6 строчки – пальцами одной руки поглаживаем ладонь другой.
Повторяем все действия для второй руки.
************************************************************************************************
Две ладошки – два домишки
Там живут бродяги-мишки.
Вот поспят они немножко
И помчатся по дорожкам,
А дорожки – две руки,
Ну-ка, мишкам помоги:
Их на санки посади,
По дорожкам прокати!
1–4 строчки – сжимаем и разжимаем кулаки.
5–8 строчки – сомкнутыми пальцами одной руки поглаживаем внутреннюю сторону предплечья от локтевого сустава до запястья, затем делаем то же самое другой рукой.
Игру можно повторить несколько раз.
********************************************************************************************
Раскатились по дорожке
Разноцветные горошки.
Птички весело клюют,
Нам горошки не дают,
Дайте мне горошинку!
Я такой хорошенький!
1–2 строчки – подушечками пальцев обеих рук выполняем легкие постукивания по поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки.
3–4 строчки – пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем» воображаемые горошинки.
5 строчка – складываем руки лодочкой, вытягиваем их вперед и «просим» горошинку.
6 строчка – обеими ладонями гладим себя по щекам или по голове.
***********************************************************************************************
В море лодочка плыла,
В ней лиса веслом гребла.
Притомилася лиса,
Распустила паруса,
Теперь на лавочке сидит,
На море в бинокль глядит.
1 строчка – складываем ладони лодочкой и делаем несколько волнообразных движений.
2 строчка – разнимаем ладони и «гребем» обеими руками в разных направлениях.
3–4 строчки – поднимаем руки над головой и растопыриваем пальцы.
5–6 строчки – сжимаем ладони в кулаки и прикладываем к глазам, изображая бинокль.
***************************************************************************************************
Ежик Николка под елку свалился,
Ежик Николка по травке катился,
Брюшко решил он на солнце погреть,
Ну и конечно, слегка загореть.
Солнышко скрылось, ежик замерз,
Успел загореть только маленький нос.
1–2 строчки – сжимаем руки в кулаки и суставами пястных костей и фаланг пальцев совершаем перекатывающие движения по столу.
3–4 строчки – разжимаем кулаки и поглаживаем одной ладонью другую.
5–6 строчки – пальцами рук поочередно прикасаемся к кончику носа.
****************************************************************************************************
Птичка-птичка(водим пальчиком по ладошке)
Вот тебе водичка ( Сделайте тот же круг,но уже с помощью пощипывания)
Вот тебе крошки на моей ладошке
***************************************************************************************************
Сорока -белобока кашку варила,деток кормила.
(взрослый слегка щекочет ладошку ребенка)
Этому дала(загибает мизинчик)
Этому дала (загибает безымянный)
Этому дала (загибает средний пальчик)
Этому дала( загибает указательный пальчик)
А этому не дала(шевелит большой пальчик)
ты дров не носил, печку не топил,
тебе каши не дадим.
По мере взросления, ребенок сам учиться делать это упражнение
**********************************************************************************
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик не спешит,
Этот пальчик уже спит.
(загибаем пальчики по очереди)
************************************************************************************************
Вот кулак(показываем кулачек)
А вот ладошка(показываем ладошку)
На ладошку села кошка
( ставим свои пальцы на ладонь малыша)
И крадется потихоньку (2-3 раза пальцы шагают по руке)
Видно мышка там живет( щекощем)
************************************************************************************************
Ручкою ручку погладим,
пальчик пальчиком потрем,
Отдохнем совсем немножко
А потом опять начнем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиков игр
Простые и веселые пальчиковые игры для развития моторики Вашего малыша. Известно что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более...
Картотека пальчиков игр
Картотека пальчиков игр...
Картотека пальчиков игр
Картотека...
Картотека пальчиков игр для всех возрастных групп в детском саду.
Пальчиковые игры для детей в детском саду....
Картотека пальчиков гимнастики
Картотека пальчиковой гимнастики для второй младшей группы...
Картотека пальчиков игр
Картотека пальчиковыхигр...
Картотека «Пальчиками играем - речь развиваем».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ёлочка» Картотека«Пальчиками играем - речь развиваем»....