Картотека «Пальчиками играем - речь развиваем».
картотека

 Тетюцкая Илюза Лиеровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ёлочка»

 

 

 

 

Картотека

«Пальчиками играем - речь развиваем».

 

 

 

 

  

     Представленные игры развивают мелкую моторику рук, что полезно для детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр. Так же развивает познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные ивозрастные особенности детей. Формирует образно-речевые имитации в сочетании с речью. Вызывать положительные эмоции, прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм. Игра очень проста в изготовлении. Развивает воображении детей. вызывает радостные эмоции. В процессе игры дети развивают речь, способствуют развитию тактильного чувства у детей с помощью этой игры дети знакомятся с некоторыми представителями животных и их деятельностью, развивается творческий потенциал, фантазия, внимание, память, зрительный анализатор.

 

Игры с резиночками для волос

 

    В процессе игры развивается логическое мышление, наблюдательность, внимание, память, совершенствуется мелкая моторика, скорость реакции. 

 

1-й вариант

Растягивание текстильной резинки поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой.

 

2-й вариант

Кисти рук ребёнка соединены в запястьях. Взрослый надевает резинку поочерёдно на указательные, средние, безымянные пальцы, мизинец ребёнка. Ребёнок растягивает резинку пальцами, не разводя кисти рук (взрослый помогает удерживать кисти рук ребёнка в исходном положении).

 

«Как нас зовут?» ( И.Лопухина)

Дети надевают резиночку на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки. Щепоткой показывают, что мизинец маленький.

Я – пальчик первый, я большой!

Указательный – второй!

Третий пальчик – средний!

Четвертый – безымянный!

А пятый мизинчик – Он самый маленький, румяный!


Мы по улице гуляли,
(дети хлопают в ладоши).
Дружно мы ворон считали:
Раз, два, три, четыре, пять-
Надо всех пересчитать!
(Под счет надевают резиночки для волос на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки. Убирают резиночки в сторону).
Сосчитать мы их хотели,
Но вороны улетели!
(Хлопают в ладоши. Машут руками).

 

Игры с крупными бигуди

 

    Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения. Развитие тактильной чувствительности рук детей.  Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.

Катают бигуди между ладонями вперед – назад, руки держат перед собой.

 

«Лыжи»

Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы,

Мы любим забавы

Холодной зимы.  

 

Самокат

Самокат, самокат,                Дети катают бигуди между

Самокату очень рад!           ладонями вперёд-назад, руки

Сам качу, сам качу             держат перед собой.

Самокат куда хочу!

 

Ролик

Трудно ролик мне вести      Дети катают бигуди между

Прямо по дорожке,              ладонями вперёд-назад, руки

Так и хочется ему                держат перед собой.

Спрятаться в ладошке.        Убирают бигуди в обе ладони.

 

 

Упражнения с платочками

 Уникальное средство для развития речи, мышления, внимания, воображения.

 

 

У меня живот проглот –

Весь платок он скушал , вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо, как у бегемота!

(Берем детский носовой платок за уголок и показываем, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! Потом предлагаем то же самое сделать родителям. Сначала одной рукой, потом другой. Можно комкать одновременно и два платка.)

Прятки

Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.

Пальчики играли в прятки,          Сжимают и разжимают

Ловко прятались в кроватке.        пальцы обеих рук.

Вот так, вот так,                             Пальцы обеих рук собирают

Ловко спрятались в кроватке.      платочек в обе ладошки.

 

Упражнения с эспандерами

Я в друзьях души не чаю,

Я друзей своих встречаю.

Каждый руку мне пожмет,

Каждый мне привет пошлет!

(Берем кистевой эспандер и сжимаем на каждый ударный слог. После каждой строчки смена рук.)

 

Шарик сильно по сжимаю

И ладошку поменяю

(Сжимаем эспандер сначала правой рукой, потом левой)

 

 

«Здравствуй, мой любимый шарик!»
Скажет утром каждый пальчик.
(удержать эспандер указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем)

Крепко шарик обнимает,
Никуда не выпускает.
(крепко сжать эспандер указательным и большим пальцем)

Только брату отдает:
Брат у брата шар берет.
(передать эспандер, удерживаемый большим и указательным пальцами, в соответствующие пальцы левой руки)

Игры со шнуровкой

     В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

 

Игры с камешками

     Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний. Занятия с камешками лучше проводить в малых группах или индивидуально. (Например: "Разложи камешки" «Создай каменную картину», «Мозаика»)

«Лабиринты»
Цель: развивать логическое и пространственное мышление, внимание, таких качеств как целеустремленность, вариативность, концентрация внимания, усидчивость.
Игровое задание: Пройди лабиринт

 

Песочная терапия 
Первый вариант:
"Песочные прятки" 
Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, интерес ребенка к экспериментальной деятельности.
Игровое задание: Найди в песочке, спрятавшие камешки. и т.д.)

 

Второй вариант:
"Создание узоров на песке"
Цель: развивать мелку моторики рук, воображение, тактильные ощущения.
Игровое задание: Выложи узоры на песке (например, домик, солнышко, цветочек и т.д.)

      

Игры с Забавными-перчатками

   Перчатковый театр поможет детям перевоплотиться. Во время игр с перчаточным театром прекрасно расширяют запас слов, учатся сосредотачиваться, ведь надо придерживаться сюжета сказки. У детей развивается логика, мышление, фантазия, способность к импровизации, чувство ответственности и умение играть в команде. Способствует перчатковый театр и развитию выразительной речи.

Превращается рука и в мышонка, и в зайчонка. (Чтоб рука артисткой стала, Нужно очень – очень мало: Специальные перчатки, Ум, талант – и все в порядке).

 

 

    

Игра "Перчатка"

Весёлая мышка
Перчатку нашла,

(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх). 
Гнездо в ней устроив,
(Складываем ладоши "ковшом").
Мышат позвала. 
(Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест).
Им корочку хлеба
Дала покусать,
 
(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков). 
Погладила (отшлёпала) всех 
(Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).
И отправила спать. 
(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим)).

«Мышка и кошка»

Мышка в норку пробралась,

(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)

На замочек заперлась

(Слегка покачиваем скрещенными в замочек пальчиками)

В дырочку она глядит

(Делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит

(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

 

«ДВЕ СЕСТРЫ»

Две сестры (показываем два пальчика) глядят на братца: (пальчики к глазкам)
Маленький, неловкий (ручками показываем маленький рост),
Не умеет улыбаться (пальцами слегка растягиваем ротик),
Только хмурит бровки (пальцами опускаем бровки).
Младший брат чихнул спросонок (изображаем, как чихает),
Радуются сестры (ручки прижаты к груди и улыбаемся):
— Вот уже растёт ребенок (руки вверх) —
Он чихнул, как взрослый!

«Лягушки»

 Сжать руки в кулачки и положить их на дно пальцами вниз. Резко распрямить пальцы и положить руки на дно бассейна с растопыренными пальцами.

«Две весёлые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят».

 

"Зайка в норке отдыхал"

Зайка в норке отдыхал,

Зайку кто-то вдруг позвал.

Весь вылазить он не стал,

Только ушки показал.

Вправо-влево повернет:

«Нет, никто там не идёт».

Почесал свою головку,

Спрятал ушки снова в норку.

Пояснение движений: 1-я строка - пальчики в кулачке; 2-я строка - выпрямляем указательный и средний пальчики; 5-я строка - пальчики вправо, влево; 6-я строка - по очереди сгибаем пальчики; 7-я строка - безымянным пальчиком, мизинцем «почесали» большой пальчик; 8-я строка - сгибаем пальчики снова в кулачок.

Игры с различными видами щеток

       Развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов. Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.

 

Ёж.

Живет у нас под креслом ёж,       Дети проводят щеткой круговыми

Колючий, тихий ёжик.                  движениями по правой, затем по

На щетку очень он похож,            левой ладони.

Когда не видно ножек.

 

Дети берут в руки зубную щётку

Плывёт зубная щётка,             Растирают щеткой подушечки

Как по морю лодка,                    пальцев правой руки, затем левой

Как по речке пароход,                руки, начиная с большого пальца

По пальчикам она идёт!             И заканчивая мизинцем.

 

Я беру зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики,

Станьте ловкими скорей

Пальчики удальчики.

 

Игры с прищепками

 

«Гусь»

Гусь стоит и все гогочет

Ущипнуть тебя он хочет.

Га-га-га!

Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой , а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу

 

Левая рука

5 4 3 2

Вот проснулся, встал гусенок,

2 3 4 5

Пальцы щиплет он спросонок.

Правая рука

5 4 3 2

-дай, хозяйка, корма мне

2 3 4 5

Раньше, чем моей родне!

(Берем бельевые прищепки и прищепляем ногтевые фаланги пальцев на каждый ударный слог.)

 

«Котенок-глупыш»

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"

 

Игры с пуговками

     Развивает пальчики, успокаивает нервную систему. Способствуют развитию мелкой моторики, координации движений, глазомера, концентрации внимания, усидчивости, навыков классификации, развитию элементарных математических представлений (закрепляют знание цветов и размеров, обучают счету и др.)

        

  1. Перебирать пуговкии проговаривать автоматизируемый звук в слогах и называть дни недели, месяцы, имена и т.д.
  2.  Щелкать каждым пальцем по пуговкам.
  3. Крутить каждую пуговку между пальчиками.

Каждое упражнение сопровождаем художественным словом.

Например:

Дома я одна скучала,
Пуговки сама достала.
Пуговки  перебираю,
Свои пальцы развиваю.

 

Пуговица”

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже.

Руки на пуговки положим.

Голову поднимем выше,

И легко, легко подышим.

Пуговицы мы потянули

И немножко повернули

Покрутили мы по кругу

Передали дальше другу.

(Можно спросить ребенка с какими пуговками он поиграл).

 

Подготовила воспитатель средней группы «Незабудка»:

 Тетюцкая И.Л.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikami_igraem_rech_razvivaem.docx2.24 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиками играем - речь развиваем

Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев руки. Эти игры и упражнения развивают речь, мелкую моторику, словарь ребенка. Игры с пальчиками можно использовать в работе логопедам, воспитател...

Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем».

При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует мнение, что рука человека является как бы «выходом»...

Семинар-практикум для родителей "С пальчиками играем-речь развиваем"

Семинар-практикум с родителями детей 2 младшей группы...

Пальчиками играем — речь развиваем. Игры с прищепками

Пальчиками играем — речь развиваем. Игры с прищепками: интересно и простоМелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук. Одним из пок...

Игры для развития мелкой моторики «Пальчиками играем-речь развиваем»

Игры  для развития мелкой моторики «Пальчиками играем-речь развиваем»...