Статья "Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в семье"
статья по развитию речи (старшая группа) на тему
СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УСЛОВНЫХ ЭТАЛОНОВ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_v_seme-1.docx | 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в семье
Речь – чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Мать, отец и другие члены семьи являются первыми собеседниками и учителями малыша на пути его речевого развития.
В раннем возрасте в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, малыш овладевает основными грамматическими формами родного языка, накапливает значительный словарный запас. Родителям следует быть чуткими к ребенку, много общаться с ним, внимательно слушать его, предоставляя достаточную двигательную свободу. В этом случае ребенок благополучно пройдет все стадии речевого развития и накопит достаточный речевой багаж.
В дошкольном возрасте (3-7 лет) начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период (в среднем 5-6 лет) завершается становление речи. Становление речи означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка; владеет значительным словарным запасом; освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом, позволяющим ему свободно вступать в контакт с людьми.
Наряду с развитием речи в дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений родного языка. Ребенок постигает звуковое и слоговое строение слова, знакомится с ударением, с синонимами и антонимами, со словесным составом предложения. В старшем дошкольном возрасте он способен понять закономерности построения развернутого высказывания (монолога). Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у ребенка произвольность речи, создает основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом). Все это заставляет обратить серьезное внимание развитие речи ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Нормально развивающийся ребенок активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми, все большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети. Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и
социального развития ребенка. В то же время наличие перечисленных умений является показателем нормального развития.
Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми дефектами становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что: они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.
Существует много игр, в которые можно играть с ребенком по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте…
Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.
Используйте для занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Нужно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей, частей. Например: «Вот автомобиль. Что у него есть? » - «Руль, сидения, дверцы… »
Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? » Можно просто спросить: «Какай он? » Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
Названия свойств предметов закрепляются в словесных играх. Спросите у ребенка:«Что бывает высоким? » - «Дом, дерево, человек… » - «А что выше – дерево или человек? Может ли быть человек выше дерева? Когда?
«Подбери словечко»
Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.
В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать «свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер) ; «старый»… (дом, пень, человек, ботинок) ; «свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть) ; «старая»… (мебель, сказка, книга, бабушка) ; «свежее»… (молоко, мясо, варенье) ; «старое»… (кресло, сиденье, окно) .
«Скажи наоборот»
Цель: расширение словаря антонимов.
Дедушка старый, а внук …
Дерево высокое, а куст …
Море глубокое, а ручеёк …
Дорога широкая, а тропинка …
Перо легкое, а гиря …
Летом нужна летняя одежда, а зимой …
Пирожное сладкое, а лекарство …
Ночью темно, а днем …
У волка хвост длинный, а у зайца …
Хлеб мягкий, а сухарь …
Чай горячий, а лед …
Летом жарко, а зимой …
«Кто кого обгонит? »
Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.
Всё зависит от Вашей фантазии. Задаём вопрос ребенку: «Кто кого обгонит? »
Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху) .
Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу) .
Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд) .
Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед) .
Человек и машина… (Машина обгонит человека) .
«Похожие слова»
Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.
Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.
Приятель - друг - враг;
Грусть - радость - печаль;
Еда - очистки - пища;
Труд - завод - работа;
Танец - пляска - песня;
Бежать - мчаться - идти;
Думать - хотеть - размышлять;
Шагать - сидеть - ступать;
Слушать - глядеть - смотреть;
Трусливый - тихий - пугливый;
Старый - мудрый - умный;
Бестолковый - маленький - глупый;
Смешной - большой - огромный.
«Два приятеля»
Цель: развитие словаря синонимов.
Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный - (маленький, смелый - (храбрый, прекрасный - (красивый) .
«Семейная олимпиада»
Цель: уточнение связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.
В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.
Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы «какой? », «какая? », «какое? », «какие? »(трава (какая она) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная) . Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
«Два брата»
Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.
Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков.
Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях.
Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища.
Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.
Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище.
«Назови ласково»
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.
Послушай, как красиво звучит:
Цветок красный, а цветочек красненький.
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).
Дом низкий, а домик … (низенький).
Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая) .
«Выбери правильное слово»
Цель: развитие мышления, речевого внимания.
Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.
Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.
На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.
Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит в гости (осенью, весной, зимой).
Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).
Поезд едет по (дороге, воде, рельсам) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в семье
Речь – чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребен...
Влияние социально-психологического климата семьи на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Важный показатель благоприятного психологического климата семьи-стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу,...
Математический проект "Модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста"
Цель данного проекта: повышение уровня математического развития детей старшего дошкольного возраста через организацию взаимодействия детского сада и семьи в соответствии ...
Взаимодействие Доо и семьи по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста ( Презентация)
Взаимодействие Доо и семьи по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....
Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».
Чтобы повысить компетентность родителей в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье, научить их организовать интересную, увлекательную игровую деятельность в се...
Опыт работы по теме «Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждение и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста»
Опыт формировался и апробировался на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Росинка» п. Пионерский».Становление педагогичес...