Проект " Почему так говорят"
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Шаповалова Татьяна Александровна

Обобщить представления детей  об образной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация проекта

 «Почему так говорят».

Цель:  Обобщить представления детей  об образной речи

 Задачи: Продолжать формировать  умение лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства

Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивать мимику, интонационную  выразительность речи.

Воспитывать интерес к использованию образных выражений в жизни.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций к сказкам, потешкам.

Дидактические игры и упражнения по теме

Рисование картинкам по предложенным фразеологизмам

Ход:Под музыку дети заходят в зал, встают полукругом.

Воспитатель:Сегодня у нас необычная встреча. Она необычна тем, что сегодня мы не только посмотрим, как много знают наши дети, но и вы, дорогие наши гости.

Но самое главное, что сегодня мы вместе будем создавать книгу под названием «Я подарю вам слово»

Почему так говорят?

 (автор В. Товарков)

Арина:

 Детский сад, детский сад…

 Почему так говорят?

 Мы ведь не осинки,

 Мы ведь не рябинки.

 Вовы, Клавы, Мишеньки –

 Это же не вишенки!

Витя:

 Детский сад, детский сад…

 Почему так говорят?

 Мы ведь не листочки,

 Мы ведь не цветочки

 Голубые, аленькие –

 Мы ребята маленькие!

Настя:

 Детский сад, детский сад…

 Почему так говорят?

 Потому, что дружно в нем

 Мы одной семьей растем!

 Оттого и говорят:

Все: - В этом доме детский сад!

(Дети поют песню «Чудо-садик»).

Воспитатель: Обращает внимание детей на макет герба.

«Что это?»

Дети: Это герб.

Воспитатель: Правильно. Это герб города «Грамотейка», которого нет на карте,  но сегодня мы отправимся в необычное путешествие по этому городу. Места, в которых мы побываем, указаны на гербе. Где же мы будем? Ответы детей: (В зоопарке, в театре, в школе, на остановке «Золотых сердец», на остановке «Весенняя»)

Воспитатель: (Показывает обложку книги).

А это обложка книги, которую мы будем создавать сегодня. В книге нет страниц, нам надо их собрать. За первой страницей мы отправимся в библиотеку. Вы получите страницу для книги после того, как ответите на мои вопросы.

Послушайте отрывок из  произведения:

  • Испугался старик, взмолился:

      «Что ты, баба, белены объелась?

      Ни ступить, ни молвить не умеешь,

      Насмешишь ты целое царство».

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Как вы понимаете выражение: «белены объелась» (совсем обезумела, перестала соображать).

  • И во весь дух

      Пошли зайчишки. А я им: у-х!

      Живей, зверишки!

     Н.Некрасов «Дедушка  Мазай и зайцы»

В произведении сказано, что «зайцы мчались во весь дух» Это как? (изо всех сил).

  • «Пришёл Иван домой, а лягушка и спрашивает: «Что это ты голову повесил?»

  Русская народная сказка «Царевна – лягушка»

 Что означает выражение «Повесил голову»?

  • Про какого сказочного героя говорят: «Кожа да кости?»(Кощей Бессмертный)

Т.Л. Вы правильно ответили на мои вопросы и я даю вам страницу для вашей книги. А наши гости пусть скажут, какое выражение на этой странице изображено.

 «Водить за нос»(Рисунок1 Для воспитателей. «Водить за нос» Что означает это выражение?) Водить за нос - обманывать, вводить в заблуждение. Метафора возникла от способа управлять животными, которых водят при помощи кольца, продетого в ноздри (восходит к греческому);

Воспитатель: Вторая страница находится в месте, где есть зрители и актёры. Куда мы пойдём? (В театр)

Приглашает детей пройти на стулья.

«Кашу маслом не испортишь.»сценка)

Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама. А Саша стучит. Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит. Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток! Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. Саша:Отдай!

Бабушка:Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!

Саша заплакал. «Я машину чиню» А бабушка: Всему своё время.

Саша: Зачем молоток унесла?

Папа:. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

Саша:Не все: мы не спим.

Мама:Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.

Папа сказал: Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.

А бабушка говорит: Кашу маслом не испортишь.

Рисунок2 «Живут как кошка с собакой»

Воспитатель: Если отгадаете мою загадку, узнаете, что ещё есть в нашем городе.

Есть хороший добрый дом

Поселились звери в нем

Волки, зебры и мартышки

И большие и малышки

Д/у «Рассели животных»

Физминутка

- Закончите и изобразите фразеологизм (мимикой, движениями):

Голоден как …(ВОЛК)

Хитёр как … (ЛИСА)

Труслив как … (ЗАЯЦ)

Здоров как … (БЫК)

Надут как … (ИНДЮК)

Болтлив как сорока (Садятся на стулья)

Воспитатель:  А сейчас нас ждёт остановка золотых сердец. Кто может объяснить, какое сердце называют «Золотым»? Есть выражение «Золотые руки» - как вы его понимаете.

Игорь:

«Золотые руки»  написала М. Родина

Говорят, у мамы руки не простые:

Говорят у мамы руки золотые.

Я гляжу внимательно, подношу поближе,

Трогаю и глажу – золота не вижу.

Почему же люди наши заводские

 Говорят – у мамы руки золотые?

Спорить я не буду: им видней –

Ведь они работают с мамою моей.

Андрей Р.

Ветерок спросил, пролетая: «Отчего ты, рожь, золотая?»

А в ответ колоски шелестят: «Золотые руки растят»

(Танец с колосками)

 (Рисунок3 «Мухи не обидит») садятся на стулья

Воспитатель: Мы пришли в необычный кинотеатр. Чтобы увидеть изображение, надо объяснить выражение, о котором расскажет:

Артём О.

У маленького Паши

Ботинки просят….(КАШИ)

Ваня К.

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой … (НЕ РАЗОЛЬЁШЬ)

Дима Д.

Ежата – детки хоть куда!

И что же тут дивиться?

Ведь мама держит их всегда

В ежовых …(РУКАВИЦАХ)

Данил З.

Выраженье это значит

Съел кого – нибудь и плачет,

А как только слёзы кончатся

Есть ему опять захочется.  (КРОКОДИЛОВЫ СЛЁЗЫ)

(Дети получают рисунки к  фразеологизмом)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам на минутку заглянуть  в один необычный дом и узнать, что же в нём произошло.

Стоит дом:

 Кто в него войдет

 Тот и ум

 Приобретет.

(школа)

А о том, что случилось на уроке, вам расскажет Настя:

Глеб у доски повесил … (нос),

 Краснеет до корней … (волос).

 Он в этот час, как говорится,

 Готов сквозь … (землю провалиться).

 О чём же думал он вчера,

 Когда баклуши … (бил) с утра?

Воспитатель: вы поняли, что случилось с учеником? Расскажите.

Вам хочется быть такими учениками? Давайте поиграем в игру «Пословицы шутят»

  1. Пословица 1 «Два сапога – тара. Это правильно? А как надо?
  2. Пословица 2. «Ус хорошо, а 2 – лучше»  Как правильно?

Рисунок для воспитателей «Остаться с носом» Оставаться с носом

Терпеть  неудачу,  оставаться  без  того,  на  что  надеялся,   рассчитывал,   чего добивался.

 В Древней Руси, как и в царской России, было распространено взяточничество. Без взятки, подарка ни в судах, ни в учреждениях нельзя было добиться решения своих дел. То, что просители приносили с собой, спрятав под полой, называли «нос». Если судья принимал «нос», то дело будет решено. Если же он отказывался или подарок казался мал, то проситель уходил (или оставался) с «носом», не получив никакой надежды на успех.

Воспитатель: какой интересный и необычный город мы посетили  с вами сегодня. Давайте пригласим в   «Грамотейку» весну.

(Хоровод  «Как зима с весною повстречалися»)

По окончании все встают полукругом, Никита читает стихотворение «Наша речь»

Как живой родник журчит

Наша речь всегда звучит.

Как прекрасна! Как жива!

Слышим мы ее слова: Мама, дом, семья, отец,

Мячик, солнышко, скворец

Это главное наследство,

Что должны беречь мы с детства.

Будем мы родную речь

Изучать, любить, беречь!

Воспитатель: Посмотрите, как много страниц мы приготовили для нашей книги. Я предлагаю вам посмотреть, как Светлана Николаевна сделает книгу «Я подарю вам слово» (изготовление книги)

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Почему ребенок говорит неправильно?"

Консультация для воспитателей...

Мастер-класс для родителей: «Детская ложь. Почему дети говорят неправду?»

В данной методической разработке представлен мастер-класс для родителей, который  поможет родителям разобраться в причинах, вызывающих детскую ложь и найти пути преодоления этого негативного мора...

Статья на тему:"Почему ребенок говорит неправду?"

В данной статье содержится информация, которая затрагивает такую проблему, как детская ложь или почему ребенок говорит неправду? Здесь Вы можете ознакомиться с причинами детской лжи, а также получить ...

Консультация для родителей "Психология детской лжи или почему дети говорят неправду"

      Проблема детской лжи часто очень волнует многих родителей, и часто родители не знают, как поступить, когда выясняют, что их дети говорят неправду. Мне статья очень понравил...

Исследовательский проект«Почему так говорят: мой дом – моё здоровье?»

Цель проекта- раскрыть секрет здорового образа жизни. Задачи:1.Вместе с мамой и папой обследовать нашу квартиру и узнать:● способствуют ли созданные условия здоровому образу жизни;● можно ли счит...

Презентация опыта "Развитие познавательной мотвации детей старшего возраста через проектно-исследовательскую деятельность". Проект "Почему говорят вода - это жизнь?"

Приоритетными направлениями моей работы являются:• создание условий для реализации креативных возможностей детей, применение в практике деятельности  исследовательских и опытно-экспериментал...

Проектная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Краткосрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста «Собака - друг человека». Почему так говорят?

Большое внимание уделяется направлению «ребенок и природа». Экологическое воспитание в детском саду является одним из важных, именно период дошкольного детства в процессе целенаправленного...