Проект " Почему так говорят"
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Презентация проекта
«Почему так говорят».
Цель: Обобщить представления детей об образной речи
Задачи: Продолжать формировать умение лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства
Совершенствовать грамматический строй речи.
Развивать мимику, интонационную выразительность речи.
Воспитывать интерес к использованию образных выражений в жизни.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций к сказкам, потешкам.
Дидактические игры и упражнения по теме
Рисование картинкам по предложенным фразеологизмам
Ход:Под музыку дети заходят в зал, встают полукругом.
Воспитатель:Сегодня у нас необычная встреча. Она необычна тем, что сегодня мы не только посмотрим, как много знают наши дети, но и вы, дорогие наши гости.
Но самое главное, что сегодня мы вместе будем создавать книгу под названием «Я подарю вам слово»
Почему так говорят?
(автор В. Товарков)
Арина:
Детский сад, детский сад…
Почему так говорят?
Мы ведь не осинки,
Мы ведь не рябинки.
Вовы, Клавы, Мишеньки –
Это же не вишенки!
Витя:
Детский сад, детский сад…
Почему так говорят?
Мы ведь не листочки,
Мы ведь не цветочки
Голубые, аленькие –
Мы ребята маленькие!
Настя:
Детский сад, детский сад…
Почему так говорят?
Потому, что дружно в нем
Мы одной семьей растем!
Оттого и говорят:
Все: - В этом доме детский сад!
(Дети поют песню «Чудо-садик»).
Воспитатель: Обращает внимание детей на макет герба.
«Что это?»
Дети: Это герб.
Воспитатель: Правильно. Это герб города «Грамотейка», которого нет на карте, но сегодня мы отправимся в необычное путешествие по этому городу. Места, в которых мы побываем, указаны на гербе. Где же мы будем? Ответы детей: (В зоопарке, в театре, в школе, на остановке «Золотых сердец», на остановке «Весенняя»)
Воспитатель: (Показывает обложку книги).
А это обложка книги, которую мы будем создавать сегодня. В книге нет страниц, нам надо их собрать. За первой страницей мы отправимся в библиотеку. Вы получите страницу для книги после того, как ответите на мои вопросы.
Послушайте отрывок из произведения:
- Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство».
А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Как вы понимаете выражение: «белены объелась» (совсем обезумела, перестала соображать).
- И во весь дух
Пошли зайчишки. А я им: у-х!
Живей, зверишки!
Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
В произведении сказано, что «зайцы мчались во весь дух» Это как? (изо всех сил).
- «Пришёл Иван домой, а лягушка и спрашивает: «Что это ты голову повесил?»
Русская народная сказка «Царевна – лягушка»
Что означает выражение «Повесил голову»?
- Про какого сказочного героя говорят: «Кожа да кости?»(Кощей Бессмертный)
Т.Л. Вы правильно ответили на мои вопросы и я даю вам страницу для вашей книги. А наши гости пусть скажут, какое выражение на этой странице изображено.
«Водить за нос»(Рисунок1 Для воспитателей. «Водить за нос» Что означает это выражение?) Водить за нос - обманывать, вводить в заблуждение. Метафора возникла от способа управлять животными, которых водят при помощи кольца, продетого в ноздри (восходит к греческому);
Воспитатель: Вторая страница находится в месте, где есть зрители и актёры. Куда мы пойдём? (В театр)
Приглашает детей пройти на стулья.
«Кашу маслом не испортишь.»сценка)
Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама. А Саша стучит. Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит. Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток! Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. Саша:Отдай!
Бабушка:Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Саша заплакал. «Я машину чиню» А бабушка: Всему своё время.
Саша: Зачем молоток унесла?
Папа:. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
Саша:Не все: мы не спим.
Мама:Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа сказал: Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит: Кашу маслом не испортишь.
Рисунок2 «Живут как кошка с собакой»
Воспитатель: Если отгадаете мою загадку, узнаете, что ещё есть в нашем городе.
Есть хороший добрый дом
Поселились звери в нем
Волки, зебры и мартышки
И большие и малышки
Д/у «Рассели животных»
Физминутка
- Закончите и изобразите фразеологизм (мимикой, движениями):
Голоден как …(ВОЛК)
Хитёр как … (ЛИСА)
Труслив как … (ЗАЯЦ)
Здоров как … (БЫК)
Надут как … (ИНДЮК)
Болтлив как сорока (Садятся на стулья)
Воспитатель: А сейчас нас ждёт остановка золотых сердец. Кто может объяснить, какое сердце называют «Золотым»? Есть выражение «Золотые руки» - как вы его понимаете.
Игорь:
«Золотые руки» написала М. Родина
Говорят, у мамы руки не простые:
Говорят у мамы руки золотые.
Я гляжу внимательно, подношу поближе,
Трогаю и глажу – золота не вижу.
Почему же люди наши заводские
Говорят – у мамы руки золотые?
Спорить я не буду: им видней –
Ведь они работают с мамою моей.
Андрей Р.
Ветерок спросил, пролетая: «Отчего ты, рожь, золотая?»
А в ответ колоски шелестят: «Золотые руки растят»
(Танец с колосками)
(Рисунок3 «Мухи не обидит») садятся на стулья
Воспитатель: Мы пришли в необычный кинотеатр. Чтобы увидеть изображение, надо объяснить выражение, о котором расскажет:
Артём О.
У маленького Паши
Ботинки просят….(КАШИ)
Ваня К.
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой … (НЕ РАЗОЛЬЁШЬ)
Дима Д.
Ежата – детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых …(РУКАВИЦАХ)
Данил З.
Выраженье это значит
Съел кого – нибудь и плачет,
А как только слёзы кончатся
Есть ему опять захочется. (КРОКОДИЛОВЫ СЛЁЗЫ)
(Дети получают рисунки к фразеологизмом)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам на минутку заглянуть в один необычный дом и узнать, что же в нём произошло.
Стоит дом:
Кто в него войдет
Тот и ум
Приобретет.
(школа)
А о том, что случилось на уроке, вам расскажет Настя:
Глеб у доски повесил … (нос),
Краснеет до корней … (волос).
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь … (землю провалиться).
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши … (бил) с утра?
Воспитатель: вы поняли, что случилось с учеником? Расскажите.
Вам хочется быть такими учениками? Давайте поиграем в игру «Пословицы шутят»
- Пословица 1 «Два сапога – тара. Это правильно? А как надо?
- Пословица 2. «Ус хорошо, а 2 – лучше» Как правильно?
Рисунок для воспитателей «Остаться с носом» Оставаться с носом
Терпеть неудачу, оставаться без того, на что надеялся, рассчитывал, чего добивался.
В Древней Руси, как и в царской России, было распространено взяточничество. Без взятки, подарка ни в судах, ни в учреждениях нельзя было добиться решения своих дел. То, что просители приносили с собой, спрятав под полой, называли «нос». Если судья принимал «нос», то дело будет решено. Если же он отказывался или подарок казался мал, то проситель уходил (или оставался) с «носом», не получив никакой надежды на успех.
Воспитатель: какой интересный и необычный город мы посетили с вами сегодня. Давайте пригласим в «Грамотейку» весну.
(Хоровод «Как зима с весною повстречалися»)
По окончании все встают полукругом, Никита читает стихотворение «Наша речь»
Как живой родник журчит
Наша речь всегда звучит.
Как прекрасна! Как жива!
Слышим мы ее слова: Мама, дом, семья, отец,
Мячик, солнышко, скворец
Это главное наследство,
Что должны беречь мы с детства.
Будем мы родную речь
Изучать, любить, беречь!
Воспитатель: Посмотрите, как много страниц мы приготовили для нашей книги. Я предлагаю вам посмотреть, как Светлана Николаевна сделает книгу «Я подарю вам слово» (изготовление книги)
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Почему ребенок говорит неправильно?"
Консультация для воспитателей...
Мастер-класс для родителей: «Детская ложь. Почему дети говорят неправду?»
В данной методической разработке представлен мастер-класс для родителей, который поможет родителям разобраться в причинах, вызывающих детскую ложь и найти пути преодоления этого негативного мора...
Статья на тему:"Почему ребенок говорит неправду?"
В данной статье содержится информация, которая затрагивает такую проблему, как детская ложь или почему ребенок говорит неправду? Здесь Вы можете ознакомиться с причинами детской лжи, а также получить ...
Консультация для родителей "Психология детской лжи или почему дети говорят неправду"
Проблема детской лжи часто очень волнует многих родителей, и часто родители не знают, как поступить, когда выясняют, что их дети говорят неправду. Мне статья очень понравил...
Исследовательский проект«Почему так говорят: мой дом – моё здоровье?»
Цель проекта- раскрыть секрет здорового образа жизни. Задачи:1.Вместе с мамой и папой обследовать нашу квартиру и узнать:● способствуют ли созданные условия здоровому образу жизни;● можно ли счит...
Презентация опыта "Развитие познавательной мотвации детей старшего возраста через проектно-исследовательскую деятельность". Проект "Почему говорят вода - это жизнь?"
Приоритетными направлениями моей работы являются:• создание условий для реализации креативных возможностей детей, применение в практике деятельности исследовательских и опытно-экспериментал...
Проектная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Краткосрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста «Собака - друг человека». Почему так говорят?
Большое внимание уделяется направлению «ребенок и природа». Экологическое воспитание в детском саду является одним из важных, именно период дошкольного детства в процессе целенаправленного...