Рабочая программа учителя-логопеда для детей с тяжелым нарушением речи (общим недоразвитием речи)
рабочая программа по логопедии
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. В процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_logogruppa.docx | 535.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление:
- Пояснительная записка
- Характеристики особенностей развития детей
с тяжелыми нарушениями речи
- Особенности осуществления образовательного процесса
3.1.Цель, задачи и принципы деятельности учителя-логопеда логопедической группы ДОУ по реализации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи
- Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ
4.1.Целевые ориентиры (планируемые результаты) по образовательной области «Речевое развитие»
- Промежуточные планируемые результаты по
образовательной области «Речевое развитие»
- Содержательный компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ
5.1.Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка
- Описание вариативных форм, способов, методов и средств, реализации рабочей программы учителя-логопеда
- Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников
- Организационный компонент программы
- Материально-техническое обеспечение работы учителя логопеда ДОУ
- Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса
- Регламент коррекционной логопедической образовательной деятельности
- Особенности предметно-развивающей пространственной среды логопедического кабинета
- План индивидуальной работы по звукопроизношению.
8.Перспективный план работы с детьми ОНР
1. Пояснительная записка.
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. В процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. ТНР могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера. Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие. Коррекции речевых нарушений в специальной педагогике уделяется много внимания. Это связано с тем, что в настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с ТНР. Только в логопедических группах можно максимально сконцентрировать усилия специалистов на основной проблеме коррекции речи.
Преодоление речевых нарушений опирается на следующие основные принципы: системность, комплексность, принцип развития, рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход, онтогенетический принцип, этиопатогенетический принцип, принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта, принцип обходного пути, общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход). Использование данных принципов позволяет изучать в динамике целостную речевую деятельность и ее компоненты, систематизировать и планировать коррекционное обучение посредством практического усвоения норм русского языка, на что и направлена данная рабочая программа. Необходимость в создании которой связана и с тем, что появилось множество новых коррекционно-развивающих технологий по преодолению речевых нарушений, которые нужно систематизировать в единую рабочую программу.
В основу логопедической работы положены традиционные, классические программы:
- НищеваН.В. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи общим недоразвитием речи 3-7 лет /Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС ,2015
- Программа коррекционного обучения и воспитание детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1989.
- Программа коррекционного обучения и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1991.
Данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических группы детского сада. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
- Характеристики особенностей развития детей
с тяжелыми нарушениями речи.
Группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) посещают 11 воспитанников в возрасте 5-6 лет с общим недоразвитием речи различного уровня и генеза.
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи – это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С. Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.
Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).
Речевая недостаточность при ОНР у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.). Очень часто общее недоразвитие речи сопровождается медицинскими диагнозами органических речевых нарушений: моторная алалия и дизартрия.
Общая характеристика детей с моторной алалией (по Р.Е.Левиной)
Алалия является одним из наиболее тяжёлых дефектов речи, при котором ребёнок практически лишён языковых средств общения: речь его самостоятельно и без логопедической помощи не формируется.
Алалия – отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка (до формирования речи).
Причины, вызывающие нарушения формирования речи, связаны с органическими поражениями ЦНС.
Речь у детей с моторной алалией при кратковременном общении большей частью не понятна, аморфные образования типа «тя бах», «дека мо» (чашка упала, девочка моет) могут быть понятны только в непосредственной ситуации при подкреплении речи соответствующими жестами и мимикой. Понимание обращённой речи к ребёнку относительно сохранно, он адекватно реагирует на словесное обращение взрослых, выполняет простые инструкции и просьбы.
Таким образом, состояние речи у детей алаликов характеризуется большим разнообразием и зависит от тяжести неврологического нарушения, условий воспитания и речевой среды, времени и длительности логопедического воздействия, а так же во многом зависит от компенсаторных возможностей ребёнка: психической активности, состояния интеллекта и эмоционально-волевой сферы.
Во время работы с ребёнком с моторной алалией специалисты и педагоги должны учитывать отставание ребёнка и принимать во внимание его индивидуальные особенности, подбирать для него доступные виды заданий.
Общая характеристика детей с дизартрией (по Е.Ф.Архиповой)
Дизартрия — это нарушение звукопроизношения, голосообразования и просодики, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной системы. Структуру дефекта при дизартрии составляет нарушение всей произносительной стороны речи и внеречевых процессов: общей и мелкой моторики, пространственных представлений и др.
Исследования выявили у детей со стертой дизартрией нарушения иннервации мимической мускулатуры. У многих детей отмечается: быстрое утомление, повышение саливации, наличие гиперкинезов мышц лица и язычной мускулатуры. В некоторых случаях выявляется отклонение языка (девиация). Фонетические и просодические нарушения при стертой дизартрии обусловлены паретичностью или спастичностью отдельных групп мышц артикуляционного, голосового и дыхательного отдела речевого аппарата.
Так, у детей со стертой дизартрией кроме нарушения звукопроизношения отмечаются нарушение голоса и его модуляций, слабость речевого дыхания, выраженные просодические нарушения. Вместе с тем в разной степени нарушаются общая моторика и тонкие дифференцированные движения рук. Выявленные моторная неловкость, недостаточная координированность движений служат причиной отставания формирования навыков самообслуживания, а не сформированность тонких дифференцированных движений пальцев рук является причиной трудностей при формировании графомоторных навыков.
В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с ОНР (Филичева Т. Б.).
При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Имеются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему наблюдаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) НВ ОНР (А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.П. Бессонова) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т—т’—с—с’—ц], [р—р’— л—л’—j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это — показатели незакончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обусловливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.
Дети с ОНР имеют (по сравнению с возрастной нормой) особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.
Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.
3. Особенности осуществления образовательного процесса
3.1. Цель, задачи и принципы деятельности учителя-логопеда логопедической группы ДОУ по реализации коррекционноразвивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Цель программы – создать условия для формирования полноценной фонетической и лексико-грамматической системы языка, развития фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи (ОНР и др. речевыми патологиями), зачисленных на логопедическую группу ДОУ.
В процессе коррекционного процесса решаются следующие задачи:
Задачи:
- Развитие общих речевых навыков.
- Устранить фонетико-фонематическую недостаточность.
- Способствовать формированию лексико - грамматических представлений.
- Способствовать развитию связной речи.
- Способствовать формированию навыков звукового анализа.
- Способствовать формированию готовности к усвоению грамоты.
- Развитие психических процессов.
- Развитие общей и мелкой моторики.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
-принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;
-онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;
-принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
-принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
-принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
-принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
-принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
-принцип постепенности подачи учебного материала;
- принцип обеспечения активной языковой практики;
-принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях;
-принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.
Основной формой работы с детьми является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционноразвивающие занятия (индивидуальные и подгрупповые), в соответствии с Рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.
Таким образом, основной задачей Рабочей программы учителя-логопеда на 2020-2021 учебный год является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
4. Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ
4.1. Целевые ориентиры (планируемые результаты) по
образовательной области «Речевое развитие»
Главной идеей рабочей программы является РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ СИНХРОННОГО ВЫРАВНИВАНИЯ РЕЧЕВОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, ЗАЧИСЛЕННЫХ В ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ ГРУППУ ДОУ.
Результаты освоения рабочей программы учителя-логопеда представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной рабочей программы.
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с программой ДОУ относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
-Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
-Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
-Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
-Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
-Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
-Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
-Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
-Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
-Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
-У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы (маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса.
Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей на логопункте ДОУ, ежегодном отчете учителя-логопеда и анализе эффективности работы логопедического пункта ДОУ. Для диагностики используются методики логопедического обследования Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной. Сроки проведения мониторинговых исследований – сентябрь, май.
Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным планируемым результатом работы в этой области является
ДОСТИЖЕНИЕ КАЖДЫМ РЕБЕНКОМ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ВОЗРАСТНЫМ НОРМАМ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В УСВОЕНИИ ШКОЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ЕГО СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ И ИНТЕГРАЦИЮ В ОБЩЕСТВЕ.
4.2. Промежуточные планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие»
Ребенок 5-6 лет, посещающий логопедическую группу ДОУ, должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
-Нормализация фонетической стороны речи:
- правильно артикулирует все поставленные звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- Дифференцирует все изученные звуки;
-Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
- свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств;
- в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые высказывания.
-Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:
- использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;
- использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы словообразования;
- составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
- Содержательный компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ
5.1. Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка
Исходной методологической основой содержания коррекционной работы нв логопедической группе ДОУ являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, Л.Е. Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Нищевой Н.В. и другими.
Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ на 2019-2020 учебный год составлена на основе типовых базовых ПРОГРАММ с учетом положений программы ДОУ и ФГОС ДО:
- ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ
ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ (авторы программы Т.Б.
Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В, Туманова),
- КОМПЛЕКСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ) С 3 ДО 7 ЛЕТ. Издание 3-е перераб. и доп .в соответствии с ФГОС ДО (автор Нищева Н.В.)
рекомендованных Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» для использования в ДОУ.
Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает:
Выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;
Осуществление индивидуально ориентированной педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;
Возможность освоения детьми с нарушениями речи основной общеобразовательной программы ДОУ и их интеграции в образовательном учреждении.
В соответствии со спецификой логопедического пункта ДОУ образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в рабочей программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.
Основными направлениями работы учителя-логопеда ДОУ по коррекции и развитию речи детей с нарушениями речи в логопедической группе ДОУ в соответствии с образовательной областью «Речевое развитие» ФГОС ДО являются:
- Воспитание звуковой культуры речи (нормализация звукопроизношения) - развитие восприятия звуков родной речи и произношения;
- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (развитие фонематического восприятия и слуха) – различение звука и слова, нахождение места звука в слове;
- Развитие активного словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение;
- Формирование грамматического строя речи:
А) морфология (изменение слов по родам, числам, падежам),
Б) синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений), В) словообразование;
- Развитие связной речи – монологической (рассказывание) и диалогической (разговорной);
- Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Содержание и организация образовательной коррекционнологопедической деятельности в условиях логопедической группы ДОУ
Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса.
Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению ОНР у детей, зачисленных в логопедическую группу ДОУ, обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.
Форма организации обучения на – подгрупповая и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие при максимальном использовании игровых форм остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными Рабочей программой. Учебный год на логопедическом пункте ДОУ условно делится на 3 периода:
1 период – сентябрь – ноябрь;
2 период – декабрь – февраль, 3 период – март – май.
Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по регламенту НОД, составленному учителем-логопедом. По договоренности с администрацией ДОУ и воспитателями групп логопед может брать детей со всех занятий.
В соответствии с СанПин продолжительность подгрупповых занятий с детьми 6-го года жизни составляет 20-25 минут.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником логопедической группы включает в себя те направления, которые соответствуют структуре его речевого дефекта.
Продолжительность коррекционно-развивающей работы детей с ОНР – 2 года. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.
5.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы логопеда
Исходя из целей и задач Рабочей программы учителя-логопеда были составлены следующие документы, регламентирующие работу в логопедической группе ДОУ на 2020-2021 учебный год:
-Годовой план работы учителя-логопеда на 2020-2021 учебный год, в который входят планы работы с педагогами ДОУ, с родителями, с детьми;
-Перспективный план работы с детьми 5-6 лет ОНР;
-Индивидуальные адаптированные образовательные программы в логопедической группе ДОУ на 2020-2021 учебный год.
Методы коррекционной логопедической работы:
1. Наглядные - непосредственное наблюдение и его разновидности;
- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам);
- Словесные
-чтение и рассказывание художественных произведений;
- заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок и др.
- пересказ;
- обобщающая беседа;
- рассказывание без опоры на наглядный материал;
- Практические игровые
- дидактические игры и упражнения;
- игры-драматизации и инсценировки;
- хороводные игры и элементы логоритмики
Средствами коррекции и развития речи детей с ОНР являются: - общение детей со взрослыми (родителями, воспитателями, логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и др.);
- культурная языковая среда (дома и в детском саду);
- обучение родной речи на занятиях (занятия по формированию фонетикофонематической стороны речи, занятия по развитию ЛГСР и связной речи, чтение художественной литературы);
- художественная литература, читаемая помимо занятий (дома и в детском саду);
- изобразительное искусство, музыка, театр;
- занятия по другим разделам образовательной программы ДОУ.
Формы и приемы организации образовательного коррекционного процесса в логопедической группе ДОУ.
Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье | |
Непосредственно | Образовательная | ||
образовательная логопедическая деятельность | Деятельность в режимных моментах | ||
1.Подгрупповая НОД 2.Индивидуальная НОД 3.Дидактические игры 4.Настольно-печатные игры 5. Компьютерные обучающие игры и программы 6.Разучивание скороговорок, чистоговорок, стихотворений 7.Речевые задания и упражнения 8.Работа по нормализации звукопроизношения, обучению пересказу, составлению описательного рассказа | 1.Пальчиковые игры и упражнения 2. Мимические, логоритмические артикуляционные дыхательные гимнастики 3.Речевые дидактические игры 4.Чтение 5.Тренинги (действия по речевому образцу учителя-логопеда) 6. Праздники, развлечения | 1.Сюжетно-ролевые игры 2.Дидактические игры 3.Настольнопечатные игры 4. Словотворчество 5.Совместная продуктивная и игровая деятельность |
учителя-логопеда по исправлению нарушений в речевом развитии 2.Речевые игры 3.Беседы 4.Чтение книг, рассматривание иллюстраций 5.Заучивание скороговорок, потешек, чистоговорок, стихотворений 6.Игры- драмматизации |
5.3. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В нашем дошкольном учреждении создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы, организуются диспуты, создаются библиотеки специальной литературы по логопедии.
На 2020-2021 учебный год составлен план взаимодействия с семьями воспитанников логопедической группы ДОУ, в котором отражены все формы и методы взаимодействия (план представлен в годовом плане учителя-логопеда).
На логопедической группе ДОУ учитель-логопед привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно в письменной форме в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии. Методические рекомендации, данные в тетрадях для домашних работ, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят дошкольнику возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. К тому же, богатый иллюстративный материал пособий освободит родителей от поиска необходимых картинок и поможет сделать занятия более интересными и яркими.
Задания тетрадей подобраны в соответствии с изучаемыми в группах детского сада лексическими темами и требованиями программы. Работа с детьми 5-7 летнего возраста строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.
Кроме методических рекомендаций в специальных тетрадях, учитель-логопед постоянно обновляет стенды «Советы логопеда» в группе, коридоре ДОУ, где собраны различные материалы, которые помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.
Без постоянного и тесного взаимодействия с семьями воспитанников коррекционная логопедическая работа будет не полной и недостаточно эффективной. Поэтому интеграция детского сада и семьи – одно из основных условий работы учителя-логопеда на логопедическом пункте ДОУ. Модель взаимодействия с семьями детей, имеющими нарушения речи, представлена на схеме.
План работы логопеда с родителями
на 2020/2021 учебный год
Цель: привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка; создание условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс.
№ п\п | Виды работ | Сроки |
1. 2. 3. | Собрания Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи» Тема: "Что нужно знать родителям о проблемах речевого развития детей?" Тема: «Итоги коррекционной работы за год» | Начало сентября 2-я половина января Конец мая |
1. 2. 3. | Открытые логопедические занятия Тема: «Постановка звука [л]» Тема: «Автоматизация звука [ш] в словах». Тема: «Автоматизация звука [р]в связанной речи. | Ноябрь Февраль Май |
Индивидуальные беседы | В течение учебного года | |
Консультации | В течение учебного года | |
1. 2. | Наглядная агитация Папка-передвижка «Вам поможет логопед» Стенд «Артикуляционная гимнастика» | Декабрь Март |
1. 2. 3. | Тренинги «Игра -лучший помощник в занятиях с детьми дома». «Игровые упражнения, развивающие мелкую моторику ребенка» «Звуки [р], [р`] – трудности обучения произношению» | Октябрь Декабрь Февраль |
- Организационный компонент программы
- Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда ДОУ
Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета
- Портативный компьютер с необходимым предустановленным программным обеспечением.
- Многофункциональное устройство с функцией принтера, сканера и копира.
- Система вывода звуковой информации
- Стол для детей – 3 шт;
- Стулья детские – 6 шт;
- Стол для логопеда – 1 шт;
- Стулья для взрослых – 2 шт;
- Полка настенная для книг – 2 шт;
- Шкаф – 1 шт;
Коррекция звукопроизношения
1.Столы для логопедических занятий.2 шт
2. Набор логопедических зондов
3. Муляж артикуляционного аппарата
4. Шпатель медицинский металлический
5. Ультрафиолетовый стерилизатор
6. Логопедическое зеркало с отверстием
7. Специализированный логопедический комплекс. Набор интерактивных развивающих, обучающих программ для индивидуальных и групповых занятий. («Смотри и говори», «Логоритмика», «Игры со словами», «Логоигры», «Говорящие картинки»).
8. Логопедический тренажер для коррекции устной и письменной речи (Специальные образовательные средства. Версия 2.5.).
Развитие моторики
- Комплект терапевтических мячиков
- Комплект тренажеров для пальцев
- Игра балансир (Тип 1, тип2, тип3.).
- Развивающий набор. (Набор предназначен для развития зрительного и тактильного восприятия, концентрации внимания, мелкой моторики, памяти, для изучения наваний цвета и форм.).
- Доска для фигурок "Привидения» (Набор состоит из 30 фигурок в форме приведений и доски для расположения фигурок
- Набор фигурок "Привидения"
- Палочка-балансир.
- Настенная панель для подготовки к письму («Мышь», «Кот», «Слон»).
- Симметричный двойной лабиринт для подготовки к письму (Тип1, тип2)
- Настенный модуль для развития мелкой моторики и цветового восприятия тип 2 (Дерево)
- Настенный модуль для развития мелкой моторики и цветового восприятия тип 1(Озеро)
- Тактильно-развивающая панель
Игровое сопровождение
- Творческая рамка (Панель, предназначенная для развития творчества, самовыражения и терапии.)
- Игровая настенная панель (Игровая настенная панель предлагает детям устанавливать формы в специальные выемки).
- Развивающая игра "Лабиринт"
- Набор песочных часов
- Обучающий набор "Магазин"
- Набор мячиков "Эмоции"
- Обучающий набор "Нарезка и готовка"
- Обучающий набор "Правила этикета"
- Набор музыкальных инструментов
- Шумовой набор
- Весовой набор
- Стол-мозаика
- Конструктор "Пейзаж"
- Конструктор "Времена года"
- Конструктор "Составь портрет»
- Игровой набор «Дары Фрёбеля»
- Световой стол для рисования песком
- Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса
Логопедический кабинет полностью оснащен необходимыми методическими материалами и средствами обучения.
В логопедическом кабинете имеются следующие материалы:
ПОСОБИЯ
Для проведения логопедического обследования:
- Обследование звукопроизношения;
- Обследование понимания речи;
- Обследование связной речи;
- Обследование грамматического строя речи;
- Обследование состояния словарного запаса;
- Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;
- Обследование слоговой структуры слова;
- Счетный материал для обследования;
- Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 частей;
- Картинки и тексты
Для формирования правильного звукопроизношения:
- Артикуляционные упражнения (карточки);
- Профили звуков;
- Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах;
- Пособия для работы над речевым дыханием;
- Предметные картинки на все изучаемые звуки;
- Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;
- Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков.
Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа:
- Сигнальные кружки на дифференциацию звуков;
- Цветные фишки для звукобуквенного анализа;
- Предметные картинки на дифференциацию звуков;
- Тексты на дифференциацию звуков
Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи:
- Предметные картинки
- Ягоды;
- Головные уборы;
- Мебель;
- Птицы;
- Растения;
- Обувь;
- Продукты;
- Грибы;
- Одежда;
- Посуда;
- Игрушки;
- Насекомые;
✔ Профессии;
- Деревья;
- Животные и их детеныши;
- Инструменты;
- Времена года;
- Овощи
- Фрукты
- Предметные картинки на подбор антонимов;
- Предметные картинки на подбор синонимов;
- Многозначные слова;
- Предметные картинки «один-много»;
- Схемы предлогов;
- Пособия на составление предложений с простыми и сложными предлогами;
- Пособия на согласование слов;
- Деформированные тексты и др.
Для развития связной речи:
- Серии сюжетных картинок;
- Сюжетные картинки;
- Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов;
Перечень литературы в логопедическом кабинете.
Методическая литература:
№ | Наименование | Автор | Год издания | Количество |
1. | Развитие фонематических процессов и навыки звукового анализа и синтеза у старших дошкольников (рабочая тетрадь) | Нищева Н.В. | 2017 | 1 |
2. | Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей напрвленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 6 до 7 лет | Нищева Н.В. | 2017 | 1 |
3. | Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием | Филичева Т.Б., Туманова Т.Ф. | 1999 | 1 |
4. | Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелым нарушением речи (старшая группа) | Тимонен Е.И., Туюлайнен Е.Т. | 2004 | 1 |
5. | Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН 1-2-3 период | Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. | 2014 | 1 |
6. | Развитие связанной речи (подготовительная группа с ОНР) | Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. | 2003 | 2 |
7. | Речевые игры с детьми | Селиверстов В.И. | 1994 | 1 |
8. | Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности | Парфенова Е.В. | 2013 | 1 |
9. | Волшебный мир звуков и слогов | Пожиленко Е.А. | 2002 | 1 |
10. | Преодоление общего недоразвития речи дошкольников | Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. | 1990 | 1 |
11. | Подготовка к школе детей с недостатками речи | Каше Г.А. | 2008 | 1 |
12. | Логопедия 550 | Лопухина И.С. | 2015 | 1 |
13. | Логопедия | Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. | 2006 | 1 |
14. | Таинственный мир звуков | Калмыкова И.Р. | 1998 | 1 |
15. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий. I-III периодов обучения | Гомзяк О.С. | 2010 | 3 |
16. | Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения | Новикова Е.В. | 2010 | 1 |
17. | Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с3 до 7 лет.Издание 3-е перераб.и доп.в соответствии с ФГОС ДО
| Нищева Н.В | 2016 | 1 |
18. | Дети 6-7 лет с ограниченными возможностями | Ткачева Т.А. | 2014 | 1 |
19. | Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи | Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Чиркина Г.В. | 2010 | 1 |
20. | Конспекты логопедических занятий первый год обучения | Лиманская О.Н. | 2010 | 1 |
21. | Конспекты логопедических занятий второй год обучения | Лиманская О.Н. | 2010 | 1 |
22. | Автоматизация и дифференциация звуков | Епифанова О.В. | 2015 | 1 |
23. | Формирование связной речи дети 4-5 лет | Сластья Л.Н. | 2010 | 1 |
24. | Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях | Миронова С.А. | 1991 | 1 |
25. | 100 физминуток на логопедических занятиях | Метельская Н.Г. | 2014 | 1 |
26. | Речевое развитие детей средствми загадки | Гуськова А.А. | 2015 | 1 |
27. | Аппликация в развитии речи | Нестерова А.Д, Танцюра С.Ю. | 2015 | 5 |
28. | Логопедия в детском саду | Смирнова Л.Н., Овчинникова С.Н. | 2013 | 1 |
29. | Картотеки подвижных игр. Упражнений, физминуток, пальчиковой гимнастики | Нищева Н.В. | 2016 | 1 |
30. | Фонетические рассказы составление рассказов по сюжетным и предметным картинкам | Бухарина К.Е. | 2014 | 1 |
31. | Веселые диалоги | Нищева Н.В. | 2014 | 1 |
32. | Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста | Нищева Н.В. | 2014 | 1 |
33. | Веселая артикуляционная гимнастика | Нищева Н.В. | 2017 | 2 |
34. | Логопедические тесты 4-5 лет | Земцова О.Н. | 2018 | 1 |
35. | Уроки логопеда для всей семьи | Анищенкова Е.С., Мирясова В.И. | 2008 | 1 |
36 | Веселая анатомия | Нищева В.М., Нищева Н.В. | 2016 | 1 |
37 | Веселая дыхательная гимнастика | Нищева Н.В. | 2017 | 1 |
38 | Веселая пальчиковая гимнастика | Нищева Н.В. | 2016 | 1 |
39. | Исправляем произношение | Крепенчук О.И., ВоробьеваТ.А. | 2007 | 1 |
40. | 50 уроков для подготовки руки к письму | Воробьева Т.А.,Гузенко Т.В. | 2008 | 1 |
41 | 365+5 развивающих заданий для подготовки к школе. | Мещерякова Л.В. | 2017 | 1 |
42 | Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. | Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. | 2016 | 1 |
43 | Совершенствованиет навыков слогового анализа и синтеза у старших дошкольников. | Нищева Н.В. | 2017 | 1 |
6.3 Регламент коррекционной логопедической образовательной деятельности и циклограмма рабочего времени учителя-логопеда
Циклограмма рабочего времени учителя логопеда построена из учета 4 часов рабочего времени, из которых 3,5ч. в день отводятся на непосредственную работу с детьми, и 0,5ч. – на методическую и организационную работу.
6.4.Особенности предметно-развивающей пространственной среды логопедического кабинета.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с Программой должны обеспечивать:
- экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно пространственным окружением;
— возможность самовыражения детей.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии; позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его не директивным руководством.
Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей, время для которой предусмотрено в режимах каждой из возрастных групп и в утренний, и в вечерний отрезки времени.
Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Логопедический кабинет имеет зональную структуру.
- Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.
- Информационная зона для педагогов и родителей
Она расположена на планшетах (стендах): в коридоре, в приемной групп, в логопедическом кабинете и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей, обновляется раз в месяц.
3. Зона индивидуальной коррекции речи.
Здесь располагаются два стола для логопедической работы, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа.
Необходимым условием реализации рабочей образовательной программы является наличие основной документации:
- Журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми.
1.Журнал обследования речи детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение (с 3 до 7 лет).
2.Речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений, результатами продвижения раз в полгода, с указанием даты ввода и окончания занятий.
3.Годовой план работы учителя-логопеда ДОУ.
4.Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ со всеми видами планирования.
5.Тетради-дневники для методических рекомендаций родителям по организации занятий с детьми в домашних условиях.
6.Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя
7.Регламент логопедической НОД, заверенный заведующим дошкольным образовательным учреждением.
8. Циклограмма работы учителя-логопеда, утвержденная руководителем дошкольного образовательного учреждения, согласованная с администрацией учреждения.
9.Копии отчетов об эффективности коррекционной (логопедической) работы за учебный год (не менее чем за последние три года).
10.Ежедневное планирование работы учителя-логопеда (планирование индивидуальной работы);
Использованная литература:
1.НищеваН.В .Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи общим недоразвитием речи 3-7 лет /Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС ,2015.
2.Программа логопедической работы по преодолению
Общего недоразвития речи у детей (авторы программы Т.Б.
Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В, Туманова),
3.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб. Детство-Пресс, 2001.
4.Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.
5.Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2014.
6. Коррекция нарушений речи, под ред. Филичевой Т.Б., 20015.
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ
на 2020-2021 учебный год
Составила:
Учитель-логопед Верховцева И.В.
I.Подготовительный этап
Задача:
Создать условия для подготовки ребенка к длительной коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, потребность в них;
б) развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях;
в) формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
г) укреплять физическое здоровье воспитанников логопедического пункта ДОУ (консультации врачей - узких специалистов при необходимости медикаментозное лечение, массаж).
II. Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
а) устранять дефектное звукопроизношение;
б) развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
в) формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1.Постановка звуков в такой последовательности:
- свистящие С, 3, Ц, С’, 3'
- шипящий Ш
- соноры Л, Ль
- шипящий Ж
- соноры Р, Р'
- шипящие Ч, Щ
Способ постановки:
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
- для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;
- для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
- для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок»,
«Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
- для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:
По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:
а) 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых
слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
3.Автоматизация каждого исправленного звука в словах.
Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4.Автоматизация звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихотворения с данным словом.
5.Дифференциация звуков:
С – З, СЬ – Ц, С – Ш;
Ж – З, Ж – Ш;
Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;
Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;
Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л
6.Автоматизация в спонтанной речи.
(в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи)
Данная Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя - логопеда для детей 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи) на 2019 - 2020 годы»
Настоящая рабочая программа разработана на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) от 5 до 6 лет&raq...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет в условиях логопункта
Рабочая программа для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет в условиях логопункта разработана на основе адаптированной основной образовательной программы на основе ООП Муниципального автономного о...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа разработанна на основе «Программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)» Н.В. Нищевой для детей 5-7 лет....
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи (5-6 лет)
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи (5-6 лет)...
Рабочая программа учителя-логопеда Для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет
Рабочая программа учителя-логопеда Для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи (со сложным дефектом) с 3 до 8 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Ромашка» Принята...