Составление сказок динамического типа с использованием технологии ТРИЗ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Исламова Елена Алексеевна

Конспект НОД в старшей группе по теме "Составление сказок динамического типа с использованием технологии ТРИЗ". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составление сказок динамического типа

Цель: создать педагогические условия для усвоения модели сказки динамического типа. В такой сказке один или несколько объектов совершают действия с определенной целью, при этом взаимодействуя с разным окружением, которое по-разному реагирует на действия героев. Герой должен делать выводы, корректировать свое поведение, набираться опыта, в результате чего идет достижение цели и изменение отношения окружающих. Если же герои не меняются и не делают выводов, то это заканчивается плачевно для самих героев.

Базовый алгоритм составления сказки

  1. Выбирается сквозной герой (герои).
  2. Описываются их свойства, мотивы и цели.
  3. Герои совершают действия для достижения цели и встречаются при этом с другими объектами.
  4. Последовательно по каждому взаимодействию фиксируются изменения главного героя, идет описание реакции других объектов при взаимодействии с героем.
  5. Итог - изменение героя (героев) и вывод жизненного правила.
  6. Придумывается название получившейся сказки и составляются правила ее сочинения.

Методические рекомендации (работа с волшебной дорожкой).

На доске воспитатель рисует сказочную дорожку и обозначает 3-4 ячейки на ее горизонтали
Например:

Девочка Лена

магазин

лес

детский сад

Обозначается сквозной герой (девочка Лена), ему дается характеристика (девочка умела красиво рассказывать стихи) и цель деятельности (хотела всех научить это делать). Последовательно идет обсуждение реализации этой деятельности: кого хотела научить, где (в магазине, в лесу, в детском саду) и как у нее это получилось. Вывод правила: если даже ты что-то умеешь делать, то нужно учить того, кто этому хочет научиться, для этого нужно знать место и время.

Главным героем сказки может быть какое-то человеческое чувство (любовь, ненависть, зависть, страх), которое путешествует по свету с какой-либо целью. Вывод жизненного правила зависит от стратегии сочинения.

Если путешествует герой с отрицательными качествами, то в результате взаимодействия с другими героями он может перевоспитаться, либо остаться в одиночестве, сам себя наказать. Такое окончание типично для данного типа сказок.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи в старшей группе

Тема: «Составление сказок динамического типа»

 (с использованием технологии ТРИЗ)

Зубарева Е. А.,

воспитатель

Югорск

2015

Программное содержание:

Цель: создать условия для усвоения модели сказки динамического типа

Задачи:

  1. Побуждать детей к самостоятельному созданию текстов сказок с опорой на алгоритм;

Побуждать детей к созданию творческого продукта средствами изобразительной деятельности (иллюстрации к книге)

  1. Развивать умение связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, развивать эмоциональность.
  2.  Воспитывать любовь к сказкам.

Материалы: карточки артикуляционной гимнастики, доска, презентация, мяч, листы бумаги, цветные карандаши

Предварительная работа:

  • Чтение и анализ поведения героев разных сказок,
  • Использование различных видов театра и мимических упражнений.

Методические приёмы:

  1. Организация детей «Доброе утро»
  2. «Волшебный кубик» артикуляционная гимнастика
  3. Беседа о любимых сказках
  4. Слайд 1 Выставление алгоритма, шаг 1 «Зачин сказки», шаг 2 «Выбор героя», шаг 3 «Выбор дела героя»
  5. Слайд 2 Картинка домика, пальчиковая гимнастика
  6. Слайд 3 Выставление алгоритма, шаг 4 «Цифра1», инсценировка,

шаг 5 «Цифра 2», инсценировка

  1. Слайд 4 Картинка мяч, игра «Наоборот»
  2. Слайд 5 Выставление алгоритма, шаг 6 «Цифра3», инсценировка, шаг 7 «Клубок», шаг 8 «Книга»
  3. Продуктивная деятельность, рисование одного из сюжетов сказки по желанию детей
  4. Итог, рефлексия
  5. Слайд 6 Анимация звездочка.

Организация

Содержание

Игра «Какое утро»

В: Дорогие ребята, по настроению сегодня утро? (веселое, радостное, доброе) Пожелайте «Доброго утра» друг другу и гостям.  

Волшебный кубик «Артикуляционная гимнастика»

Сейчас я буду бросать вам «Волшебный кубик», вы посмотрите какая грань вам выпала и сделаете артикуляционную гимнастику. (Дети по одному выполняют упражнения и садятся перед экраном)

На экране появляется первая карточка алгоритма

Зачин

Ребята, а вы любите сказки? Скажите, как начинаются сказки?

(Жили – были, давным – давно, в некотором царстве)

Предлагаю сегодня побыть сказочниками и сочинить свою собственную сказку.

 На экране появляется вторая  карточка алгоритма

Герой

Предлагайте, кто у нас сегодня герой сказки?) РОБОТ

Какой наш герой по характеру? (веселый, трудолюбивый, строгий, умелый)

На экране появляется третья карточка алгоритма

Дело

Что Робот больше всего умел и любил делать? (варианты: мыть полы, чинить машины, готовить и т. д.)

Наш веселый, добрый, трудолюбивый Робот  умел лучше всех чинить машины и хотел всех этому научить.

Слайд домик

Пальчиковая игра

Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики -   "бутончик тюльпана")

Присаживайтесь к экрану

 На экране появляется четвертая карточка алгоритма Цифра 1

Продолжаем сочинять сказку. Пошел на Робот путешествовать.  Куда? (Варианты детей)

В столовую

Встречает его повар

Инсценировка

Ребенок Повар: У нас ничего сломанного нет

Ребенок Робот: Очень жаль (Показ мимики – огорчение)

На экране появляется пятая  карточка алгоритма

Цифра 2

Пошел  Робот во второе место, куда?

В цирк

Встречает его директор цирка

Инсценировка

Ребенок Директор:  Вы, знаете, мы здесь детей программу готовим, нам ничего чинить не надо.

Ребенок Робот: Очень жаль (Показ мимики – огорчение)

Слайд мяч

Игра «Наоборот»

Проводит сам ребенок

- Я буду называть слова, а вы мне будете говорить противоположное слово.

Физминутка

Поднимаем ручки выше.

Поднимаем ручки выше,

Опускаем ручки вниз.

Ты достань сначала крышу,

 И до пола ты коснись. (Присесть)  

 Выполняем три наклона,

 Наклоняемся до пола, (Наклоны вперед.) 

А потом прогнемся сразу

Глубоко назад три раза. (Наклоны назад.) 

Выполним рывки руками – Раз, два, три, четыре, пять. (Рывки руками.)

 А теперь мы приседаем,

Чтоб сильней и крепче стать. (приседания)

Молодцы. Присаживайтесь на стульчики, продолжаем сочинять сказку.

На экране появляется шестая  карточка алгоритма

Цифра 3

Куда дальше направился Робот?

В автомастерскую

Встречает его механик и говорит:

Ребенок Механик: Вы, знаете, у нас сегодня столько сломанных машин, что мы не успеваем их ремонтировать, вы нам очень нужны.

Ребенок Робот: Ура! Я очень рад, что смогу помочь. Проводите меня в гараж со сломанными машинами.

На экране появляется седьмая карточка алгоритма Клубок

Робот стал работать в мастерской и зарабатывать деньги. Он был очень рад новой работе.  

Вывод, мораль сказки: если даже ты что - то умеешь делать, то нужно учить того, кто этому хочет научиться, для этого нужно знать место и время

Появляется восьмая карточка  алгоритма

Книга

А теперь придумаем название нашей сказки.

Слайд цветные карандаши

Продуктивная деятельность

Что теперь мы должны сделать? (Зарисовать)

Рисование тех мест, где детям больше всего запомнилось путешествие героя.

Рефлексия

Кто герой сказки?

Что он хорошо умел делать?

Почему в столовой  были не рады герою?

Что полезного сделал Робот в автомастерской?

Как мы назвали сказку?

Какой момент сказки тебе больше всего понравился?

Слайд Анимация звёздочка

 спасибо за внимание

Я очень рада, что у нас появилась новая страница нашей книги. Вы молодцы! Расскажите сказку дома родителям.

Алгоритм составления сказок динамического типа

                   

Зачин                                          Герой                                              Дело

F:\тексты сказочного содержания\алгоритм динам сказки\P1070084.JPG                                  

Место первое куда                   Место второе (дело героя не         Место третье, дело героя

                                                   пригождается)                                        приносит пользу

приходит герой (его дело не

пригождается)  

           

 Вывод, мораль, завершение                Название сказки

сказки


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД «Коммуникация» Тема: Составление рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ «Зима»

Программные задачи: 1. Воспитывать умение слушать  других, не перебивая их.2. Развивать логическое мышление, внимание, память.3.Побуждать составлять описательный рассказ по картине.4.Закреплять у...

Презентация "Игры со сказками". Составление сказок динамического типа

   На основе морфологического анализа выделяется модель составления сказки динамического типа. Дети учатся замечать, что герой может много путешествовать, встречаться с разными героям...

Презентация алгоритма составления сказок динамического типа

В данной презентации представлены шаги алгоритма по составления сказок динамического типа....