«Использование знаковой символики на занятиях по развитию речи и рисованию, ознакомлению с окружающим миром»
методическая разработка по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

     Дошкольный возраст-  это возраст образных форм сознания . Основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер. Это  особенно важно для дошкольников, ведь мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью наглядных средств, поскольку мышление отличается  предметной образностью и наглядной конкретностью. Использование обозначений позволяет обобщить свой непосредственный опыт.  Дошкольный возраст характеризуется высокой способностью к запоминанию и воспроизведению, память в основном носит непроизвольный характер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Муниципальное  Автономное  Дошкольное   Образовательное  Учреждение                                

                   «Центр развития ребенка -детский сад №111 «Батыр».

                                                 Тема:

 «Использование знаковой символики на занятиях по развитию речи и     рисованию, ознакомлению с окружающим миром»                                                                                          

                                                             Выполнила:  Елизарова

                                                                                   Ольга    Александровна

                                                                                   Воспитатель Iкв.категории

                                         Набережные Челны    2014 г.

                                               Содержание.

1.Введение.                                                                                                        3  

2.Актуальность.                                                                                                4

3.Определение символизации (символа).                                                      5

4.Цель.                                                                                                               6

5.Задачи.                                                                                                            6          

6.Этапы развития.                                                                                             7

7.Ожидаемый результат.                                                                                  8

8.Методы и приемы, используемые на занятиях по развитию речи.          9

9.Особенность методики:                                                                               11

  • Направления.                                                                                    11
  • Дидактический материал.                                                               11

10.Анализ результатов проведённой работы.                                              12

11.Методические разработки:                                                                        13

  • Ознакомление детей с художественной литературой.                 13
  • Ознакомление детей с природой.                                                   17
  • Занятия по рисованию.                                                                    21

12. Заключение.                                                                                               22

13. Приложения.                                                                                              23

14. Литература.

                                                  Введение.

Одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родным языком как средством и способом общения познания. Именно В этом возрасте дети особенно восприимчивы к усвоению речи.

Речевое развитие ребенка оказывает решающее влияние на всю его последующую судьбу. Развитие речи и словаря детей, овладение родным языком составляет один из основных элементов формирования личности, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка, обладающего богатым словарным запасом, может сформироваться правильная грамотная речь. Задача воспитателя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития .

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных группах важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в этот период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

В разное время ученые Выгодский Л. С., Лурия А. Р., Гальперин П. Я., Запорожец А. В. и другие отмечают, что одним из факторов, способствующих развитию речи детей, является наглядность.

В качестве второго вспомогательного средства выделяется моделирование плана высказывания.

В интеллектуальном развитии ребёнка, в развитии его творческих способностей большую роль играет использование в учебном процессе символической аналогии, позволяющей переводить освоение учебного материала в игру, в такие доступные для дошкольника виды деятельности как рисование, конструирование, лепка и другие виды деятельности.

   В процессе названных видов деятельности происходит развитие знаковой функции сознания ребёнка. Он начинает овладевать построением особого вида знаков - наглядно-пространственных моделей.

   Проблема символической, или знаковой природы детского рисунка - одна из наиболее широко обсуждаемых проблем психологии изобразительной деятельности ребенка. Уже  первые исследователи детского рисования считали, что с того момента, как ребёнок начинает придавать какое-либо значение своим каракулям, их можно рассматривать как символы того или иного предмета.

     «Основной и самой общей деятельностью человека, отличающей в первую очередь человека от животного с психологической стороны, является сигнификация.т.е. создание и употребление знаков » Л.С.Выготский настоятельно подчеркивает социальную природу  знака. Знак является по существу общественным органом или социальным средством.

   Ребенок в процессе развития овладевает знаками, функциональным назначением предметов и эталонами их свойств. Знаки и эталоны представляют собой основные достижения эволюции человеческого рода как внешние средства культурного развития и как орудия психической деятельности отдельного человека.

                                              Актуальность

  Все вариативные программы, существующие в настоящее время, объединяет общая идея развития ребенка. Сущность развития ребенка заключается в его постепенном  вхождению в человеческую культуру через овладение различными видами деятельности, через развитие возможности видеть мир и взаимодействовать с ним существующим способами.

   Актуальность этой темы заключается в том, что символ как средство достаточно мало изучался ,  вообще не выделялся как самостоятельное средство. Важно изучать данное направление в связи с тем, чтобы еще в детском возрасте иметь возможность развивать и корректировать способности к символизации, что имеет большое значение в решении творческих задач, в сложных эмоционально-насыщенных ситуациях, при смене ведущего вида деятельности. Одним  из значимых  новообразований детей дошкольного возраста является сформированность представлений о себе как о физическом и социальном субъекте и способность к их знаково - символическому  опосредованию. Эта способность, по мнению Л.С. Выготского, является основой взаимодействия с социальным окружением как в пределах семьи, так и при более широких контактах. Важно развивать те психические функции, без которых ребенок не сможет успешно обучаться в школе ( память, внимание, воображение, мышление, речь и т. д.). А одним из способов формирования этих функций как раз и является развитие знаково-символической деятельности дошкольников.

 Владение грамотной речью и умение выразить свои мысли – это необходимые навыки будущих  первоклассников, основа их успешной учебы. Системное использование символов и знаков – заместителей на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, позволяет достичь  высоких результатов в развитии различных сторон речи ребенка

Как показывает практика в дошкольном возрасте речевые недостатки быстрее и легче преодолеваются , а это в свою очередь создает условие для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека.

 

      ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИМВОЛИЗАЦИИ ( СИМВОЛА):

     Дошкольный возраст-  это возраст образных форм сознания . Основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер. Это  особенно важно для дошкольников, ведь мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью наглядных средств, поскольку мышление отличается  предметной образностью и наглядной конкретностью. Использование обозначений позволяет обобщить свой непосредственный опыт.  Дошкольный возраст характеризуется высокой способностью к запоминанию и воспроизведению, память в основном носит непроизвольный характер.

    У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение- единственная форма работы памяти. Малыш еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают проявляться в среднем дошкольном возрасте и существенно прогрессируют у старших дошкольников. Приёмы запоминания ребенок не изобретает сам. Их в той или иной форме ему подсказывают взрослые. Малыш постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал, чтобы запомнить его. В конце концов,  дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением применять вспомогательные средства.

   В интеллектуальном развитии  ребенка, в обогащении его творческих способностей большую роль играет использование в учебном процессе символической аналогии, позволяющей переводить освоение учебного материала в игру, в такие доступные для дошкольника виды деятельности, как рисование, конструирование, лепка.

СИМВОЛИЗАЦИЯ- это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

СИМВОЛ – то, что служит условным знаком какого - нибудь  понятия, чего- нибудь отвлеченного. ( С.И. Ожегов)

    По мнению психологов, работа с символами повышает умственный возраст ребенка,  способствует переходу его на более высокий уровень.

Цель: развитие совершенствование связной речи, и активной познавательной деятельности дошкольников, научить детей анализировать, сравнивать, обобщенно воспринимать действительность.

                                                     Задачи:

  1. Совершенствовать восприятие детьми окружающего мира , путем активного использования всех органов чувств( зрение, слух, осязание, и т.д.).
  2. Пополнять и активизировать словарь , совершенствовать умение детей .согласовывать слова в предложении в роде, падеже, числе по изучаемой теме высказываниях.
  3. Формировать темп и выразительность речи, четкость дикции.
  4. Развивать у детей творческий подход при составлении описательных рассказов.
  5. Обучать детей умению давать полные ответы на вопросы взрослого, составлять коллективные и индивидуальные рассказы по плану с опорой на сюжетную картинку.
  6.  Создать продукт речевой деятельности.
  7. Сотрудничать с родителями с целью повышения педагогической грамотности по речевому развитию дошкольников.

Основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов:

  • Принцип психологической комфортности (создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих  факторов);
  • Принцип деятельности ( новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное « открытие» его детьми);
  • Принцип вариативности ( формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора);
  • Принцип творчества ( ориентация на приобретение детьми  собственного опыта творческой деятельности).

                                    ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ:

  • Усвоение и анализ сенсорного материала;
  • Перевод его на знаково- символический язык;
  • Работа с моделью

Как и все другие виды способностей, символические способности развиваются с возрастом.

   Первый вид  детского опыта можно назвать познавательным. Основная форма его организации- это наблюдение и экспериментирование. Так, при ознакомлении с природными явлениями, временами года ребенок обязательно сначала получает опыт наблюдения. Например, зимой он действует со снегом и со льдом, выявляет некоторые их свойства, наблюдает такие явления, как буря, снегопад ит. п. Задача взрослого-  создать условия для такого экспериментирования, помочь ребенку увидеть новое в знакомом. Только затем взрослый помогает обобщить этот опыт, выделить то, что наиболее характерно для зимы, и поводит детей к возможному обозначению: зиму можно обозначить кружком, квадратиком, пятнышком белого цвета; снежинкой, сосулькой и т. д.

   Первый этап - это младший дошкольный возраст, 3-4 года. Осуществляется лишь подготовка к освоению наглядного моделирования. Малыши овладевают разрозненными действиями замещения и используют простейшие формы символизации. Основное средство познания - сенсорные эталоны, и именно их как первые единицы образного познания ребенок начинает использовать как символы. Ребенок  ориентируется прежде всего на отдельные признаки действительности, и в качестве символов на данном этапе выступают отдельные свойства предметов, прежде всего цвет. .  Сначала дети используют конкретные признаки ( например, цвет) для описания своего эмоционального состояния или отношения. Центральными задачами в младшей  группе являются развитие сенсорных способностей ( усвоение сенсорных эталонов и действий с ними) и простейших форм символизации. Маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, но порой на занятиях бывает трудно удержать его внимание- карточки с символами вызывают интерес и помогают решить проблему.

 

Второй этап- 4-5 лет- ребенок начинает выделять наглядные структуры. С 4 лет решающую роль  начинают играть наглядные модели, которые передают строение объектов и отношение между ними. В это  время именно модельные представления могут нести символическую нагрузку.  Развиваются умственные способности путем усвоения действий с наглядными символами. Формируются различные формы символизации( графические модели предметов- применяемые при решении конструктивных задач;  графический план- используемый при ознакомлении с пространственными отношениями). Как показывают работы  В.В.Брофман  В.В.Холмовской, дети к 5 годам могут переходить к выражению своего отношения к действительности с помощью определенной структуры в своих рисунках, постройках. Сюда же относятся и моделирование социальных функций и отношений в игре, овладение нормами и правилами поведения.

   В младшей и средней группах осуществляется лишь подготовка к освоению символизации. Дети овладевают преимущественно разрозненными действиями замещения и использования простейших символов в их внешней форме.

  К старшему дошкольному возрасту используемые ими средства расширяются, детализируются. К концу дошкольного возраста для выражения своего отношения к персонажам, самому себе, жизненным ситуациям дети начинают обращаться к общепринятой символике ( плохое настроение- дождь; дружба- рукопожатие).

  Третий этап- 6-7 лет- дети переходят к выделению скрытых, не наглядных характеристик действительности. Начинается целенаправленное развитие различных форм символизации и включение в решение интеллектуальных задач для последующего развития познавательных и творческих способностей. Дети овладевают способностью к построению символической модели по ситуации и по собственному замыслу.  К концу дошкольного возраста особую роль начинает играть словесное  опосредствование.  Здесь за словом, его значением для ребенка начинает выступать не только предмет, но и некоторая идея, носителем которой может быть данный предмет. Таким образом  слово, его значение, начинают приобретать символическую нагрузку, в качестве  символа выступает фиксированное в слове скрытое свойство объекта.

                                            Ожидаемый результат:

Средняя группа :

  1. Дети составляют небольшие рассказы и сочиняют рассказы из личного опыта. Это предполагает обучение разным типам высказывания – описанию, повествованию, и некоторым компонентам рассуждения.
  2. Используют схемы для составления рассказа, дети глубже осознают структуру, то есть композиционное строение связного высказывания( начало, середина, конец)
  3. Развивается интонационный синтаксис – умение строить и произносить предложения разных типов ( повествовательное, вопросительное, восклицательное)

  Старшая группа:

  1. Дети связно, последовательно и выразительно передают готовый текст без помощи взрослого.
  2. Самостоятельно составляют описательный или повествовательный рассказ.
  3. Развивают сюжетную линию, в соответствии с содержанием. Соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.

  Подготовительная группа :

  1. Дети составляют текст коллективно ( командами).Умеют выстраивать сюжет.
  2. Выстраивают сюжетную линию в рассказе.
  3. Используют разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания .

Виды занятий по развитию связной речи остаются теми же, что и в предыдущих возрастных группах.

Методы и приемы, используемые на занятиях по развитию речи:

  1. Использование художественной литературы.
  2. Создание проблемной ситуации.
  3. Игровой момент.
  4. Объяснение.
  5. Вопросы к детям.
  6. Беседа о ходе выполнения действий.
  7. Напоминание.
  8. Рассказ воспитателя ( образец) .
  9. Толкование.(разъяснение и понятие)
  10. Использование плана
  11. Обобщение воспитателя
  12. Образец воспитателя
  13. Словесная дидактическая игра
  14. Повторное чтение с помощью детей ( договаривание )
  15. Оценка рассказа
  16. Творческое задание с применением образца.
  17. Совместное составление рассказа с воспитателем
  18. Картинный план ( моделирование )
  19. Коллективное составление рассказов
  20. Составление коротких рассказов по одной теме
  21. Рассказ от лица главного героя
  22. Опорные слова
  23. Экспериментирование
  24. Использование наглядных пособий
  25. Внесение и обыгрывание игрушки.

       Развитие связной речи тесно связано с развитием монологической речи дошкольников. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развёрнутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Опираясь на  логически более последовательное мышление, чем в процессе диалога, разговора, монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Чтобы она была понятна слушателям , в ней должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь.

     Правильная организация обучения детей- очень сложное дело. Следует помнить, что наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребенка, однако не превышает его возможностей. Поэтому на ряду с общепринятыми приемами и принципами в полнее обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.

   Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей ребенка. Эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники, карточки-схемы в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольных характер : они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие к их жизненному опыту. Мнемотехника-система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование карточек-схем на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами. Однако для развития связной речи применение одних искусственных приемов мало, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо  уже хорошо известным.

     Особенность методики- применение не изображения предметов, а изображение характерных признаков предметов или явлений.

   Работа по развитию связной речи детей ведется по следующим направлением :

  1. Обогащение словарного запаса
  2. Обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов
  3.  Разучивание стихотворений
  4. Отгадывание загадок.

  Дидактическим материалом служат карточки – схемы, в которые заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с карточками- схемами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: -развитие основных психических процессов- памяти, внимания, образного мышления;       -перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;         - развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;

                    Анализ результатов проведённой работы

  Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными. Хочется отметить, что эти и аналогичные им схемы можно использовать не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах, а так же в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.

   Высокий уровень. В рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение. Соблюдается определенная логическая последовательность в описании признаков предмета ( от описания основных свойств-к второстепенным). Соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа, используются различные средства словесной характеристики предмета(определение, сравнение)

 Средний уровень. Рассказ-описание  достаточно информативен, отличается логической завершенностью ,в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета. Отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков ( перестановка или смешение рядов в последовательности ), смысловая незавершенность одной- двух микротем, отдельные недостатки в лексико- грамматическом оформлении высказываний.

  Низкий уровень. Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой – либо логически обусловленной последовательности рассказа- сообщение: простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета имеет хаотичный характер. Отмечаются выраженные лексико-грамматические нарушения. Ребенок не в состоянии составить рассказ – описание самостоятель

   Проводя анализ результатов педагогической диагностики детей, отмечаю положительную динамику в развитии связной речи детей. У детей наблюдается интерес к проводимым занятиям , они самостоятельно составляют текст, умеют выстраивать сюжет, связывать между собой части текста, используют разнообразные средства высказывания.

   Комплексные занятия включают в себя не только задания по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Предложенные игры и упражнения соответствуют всем основным разделам дошкольного обучения : развитие элементарных математических представлений, художественно- творческой деятельности, развитие двигательной сферы ребенка, высших психических функций.

  Необходимо отметить, что комплексные занятия предусматривают частую смену видов учебной деятельности, так как это позволяет удержать внимание ребенка данного возраста достаточно длительное время. Для поддержания  необходимого уровня работоспособности детей на занятиях проводятся физкультурные минутки, подвижные игры, упражнения на релаксацию.

  Предлагаемые занятия конечной цели направлены на развитие связной речи и активной познавательной деятельности детей .Упражнения по развитию внимания, памяти и мышления помогут дошкольникам начать учиться классифицировать , сравнивать , определять последовательность событий, находить простейшие закономерности, делать свои первые умозаключения.

                                          Методические разработки

  Ознакомление детей с художественной литературой.

                                                                                                                                                                                                                                                         Работу рекомендуется проводить в два этапа .

  На первом этапе целесообразно вводить наглядные модели только в процессе  пересказывания  детьми русских народных сказок .Цель на этом этапе работы - научить. с помощью заместителей . выделять самые главные события . последовательность изложения; научить детей абстрагироваться ( на сколько это возможно в данном возрасте ) от мелких деталей и подробностей , помочь понять принципы  замещения ;заместители обладают теми же признаками и свойствами, что и реальные предметы.

   Второй этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок ,рассказов самими детьми ,используя наглядные модели и схемы. Здесь правомерно включать в работу с детьми разные игры ,упражнения ,задания на развитие воображения, которые  помогают детям стать свободнее, избегать готовых образцов ,штампов,  шаблонов, и подталкивают к поиску своих оригинальных собственных решений, , к свободному высказыванию их и запечатлению.

  Каждый этап имеет подробное описание. Работу по обучению  пересказыванию  русских народных сказок целесообразно начинать с трёх лет. Разыгрывать с заместителями можно такие сказки , как «Колобок», «Кот ,.Петух и Лиса», « Лиса и Рак» , «Волк и козлята», « Заяц, Лиса и Петух» , «Маша и Медведь», «Три медведя». Для выявления структуры сказки , формирования умения выделять наиболее существенные моменты, можно использовать разные наглядные модели.

  Наиболее простой вид наглядных моделей – модель сериационного ряда .Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски разной величины. Например чтобы рассказать сказку «Репка» нужен жёлтый кружок (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей . Вместе с детьми можно обсудить, кого из героев произведения должна замещать та или иная полоска. Затем , когда эту часть работы дети успешно усваивают, уместно предложить самим раскладывать заместители в нужном порядке.

  Введение наглядной модели позволило детям  поднять логику сказки. Интересно, что если до проведения занятия, Аделина  на вопрос: «Кого надо пригласить, если Жучка не сможет вытянуть репку»- ответила : «Медведя,  он сильный»  то, после занятий по моделированию девочка ответила , что надо пригласить кошку , то есть ответ соответствует логике сказки .

   Позже , после овладения детьми сеариационным рядом , можно использовать двигательное моделирование. Для этого вида моделирования характерна следующая особенность: воспитатель рассказывает сказку , а дети выполняют все нужные действия (ушёл, пришёл и так далее) .Предварительно к сказкам готовятся круги одинакового размера, но разных цветов , каждый из которых обозначает конкретный персонаж. Например, к сказке «Лиса, Заяц и Петух» нужны следующие круги : белый -заяц, оранжевый -лиса , серый -собака, коричневый (медведь), красный (петух).

  В некоторых сказках целесообразно сочетать два вида моделирования: двигательный и сериационный ряд . В этом случае дети сначала вспоминают сказку и решают , какому медведю какой круг подходит. Затем воспитатель рассказывает, а дети показывает на соответствующий круг и выполняют с ним простые действия.

  При проведении таких занятий особенно важно, чтобы ребёнок понимал принцип замещения. Поэтому до начала занятия следует обсудить, какой круг и почему замещает какого либо героя сказки. Ребёнок может использовать заместители на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажа (например , круг красного цвета будет означать Красную Шапочку) . Если брать за основу соотношение величин героев (например, в сказке «Теремок») , тогда заместителями будут полоски разной длины. Возможно такое использование символики цвета , когда положительный герой обозначается  светлыми тонами. а отрицательный – тёмными(например Баба Яга или Злой Волк могут обозначаться чёрным кругом, а Добрый Молодец – белым).

      Ребёнку нужно не просто играть с предметами-заместителями, но чётко соблюдать последовательность сказки, что поможет ему анализировать основные события и связь между ними. Теперь ребёнок делает не то, что ему хочется в данный момент, то, что нужно для решения задачи- показать основные действия и события сказки.

     Например, сказка «Снегурушка и лиса». После прочтения слов о том, как Снегурушка отпрашивается у дедушки и бабушки в лес погулять, кто-то из детей выкладывает кружок, обозначающий Снегурушку возле дедушки и бабушки, воспитатель зарисовывает эту ситуацию на схеме. Затем последовательно зарисовываются следующие зпизоды. Каждая схема делается взрослым после того, как дети с помощью кружков изобразят следующую ситуацию. Потом детям по этим рисункам предлагается рассказать сказку. Если дети путают последовательность рисунков, то можно лишние прикрывать листом бумаги, оставляя открытым только тот рисунок, по которому они должны рассказывать в данный момент.

     Данное задание не предусматривает дословный пересказ. Оно направленно на то, чтобы научить детей воспринимать и передавать общий смысл прочитанной сказки, выделать основные происходящие в ней события.

    Чтобы дети почувствовали в себе и желание творить, поверили в свой успех. Необходимо провести подготовительную работу, которая заключается в формировании у детей внутреннего комфорта, бесстрашия перед новым шагом, ощущения полноты жизни. Поэтому целесообразно подобрать комплекс игр и упражнений « открытого типа», то есть имеющие неединственное верное решение, и одновременно развивающие наблюдательность. Например, игры « хорошо-плохо», «какой-какая», «на что похожи(а)», «цепочка слов», «что это может быть?» и др. эта работа может проводиться следующим образом.

     Для того чтобы активизировать внимание детей, заинтересовать их, можно ввести сказочный персонаж, от имени которого будут даваться задания. Например, это может быть сказочница или художник. Он (или она) сообщает, что принес (принесла) волшебный кружок. Прикатится он только к тому, кто сам придумает , на что ( на кого) этот похож. В течении года целесообразно проводить целую серию подобных занятий с участием кружков самых разных цветов ( синий, зеленый, белый, красный, коричневый, черный), фигурки разных форм ( треугольник, квадрат, круг, овал) , палочки разной длины. И постепенно почти ко всем приходит свободная фантазия, ребята придумывают что-то свое, почти исчезают беспомощные повторы уже услышанных ответов.

     Позже, когда достигаются такие результаты, можно усложнить задание. Например, после прочтение сказки « смоляной бычок» предложить оранжевый кружок и попросить детей придумать , кто такой, похожий на этот кружок мог бы придти к бычку и потом что то принести Тане. Такое же задание целесообразно давать к сказке « лисичка со скалочкой», «колобок», «теремок» и др.

   Очень важно отметить, что ребята не просто придумывают. Свободно фантазируют, а решают задачи с вполне определенными условиями.

     На этом этапе работы дети научились представлять предметы, отталкиваясь только от одного видимого признака. Теперь уже можно дать задание, представить, придумать некоторую целостную ситуацию, ввести ее в несложный сюжет, включить ее в свою выдумку, хотя и с опорой на наглядную реальность.

     Детям предлагается от имени художника дорисовать картину. На листе бумаги схематично изображен человечек. Детям предлагается придумывать про человечка, а воспитатель должен зарисовать все , что дети предложат. Потом после окончания изобразительной части работы, целесообразно предложить задание придумать про мальчика любую историю.

      Позже можно давать задания : придумать домик и того , кто в нем живет и рассказать, что с ним однажды случилось; а так же про цветок и бабочку, поезд и котенка, грузовую машину и др.

      Теперь можно попробовать еще усложнить задание. Надо уменьшить опору на реальность. Ведь ребенку проще рассказать что то , когда он видит перед собой детально нарисованные изображения, чем просто представлять себе что-нибудь. Но в то же время рано переводить детей к сочинениям только по собственным представлениям, надо сохранить направленный характер воображения, необходимость следовать определенной задаче. Целесообразно вновь вернуться к цветным кружкам. Но теперь они даются детям индивидуально и не по одному кружку , а для начала по два-три разных цветов. И уже не достаточно просто назвать, на кого или на что они могут быть похожи, а надо придумать, кто это такие и что с ними однажды случилось.

       И конечно, новое задание вызывает новые трудности. Одно дело, когда придумывали все вместе, когда перед глазами была довольно полная картина, и совсем другое, когда надо фантазировать, глядя на кружки. И уже он просто придумать, на что они могут быть похожи, но и составить историю.

        Таким образом , дети учатся придумывать собственные истории и сказки, у многих отмечается оригинальность, развернутость сюжета, последовательность изложения. Собственные творения получаются эмоционально окрашенными, дети избегают повторений, каждый старается сам.

                     Ознакомление детей с природой.

     Организуя работу по ознакомлению детей с объектами и явлениями природы с помощью схематических изображений (схем, таблиц- опор, планов-схем) с целью обучения составлению описательных рассказов, загадок ставится задача: помочь в усвоении и применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении заданий на оставление описательных рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении. Важно, чтобы дети могли подмечать и выделять их основные свойства, а также объяснять те или иные закономерности природы. В этом помогали схемы, символы, модели. Наглядное моделирование в данном случае является тем специфическим средством, которое, как следует из работ А,Л.Венгера, позволяет упорядочить разрозненные представления, учит анализировать, выделять существенное, учит наблюдательности и любознательности.

      Работу с использованием карт-схем и символов можно начинать с обучения составлению описательных рассказов об овощах, фруктах, одежде, посуде, временах года. На первых порах при составлении рассказов предлагается карточку с описываемым предметом передвигать от пункта к пункту ( окошки со схематическим изображением свойств и признаков, отличительных  особенностей  предмета). Это делается для облегчения выполнения задания, так как детям легче описывать предмет, когда он непосредственно видит нужный пункт карты- схемы рядом с описываемым предметом. Затем можно их отделить друг от друга: держать карточку с описываемым предметом в руке и рассказывать по порядку в соответствии с пунктами карты- схемы.

     Также для того, чтобы повысить интерес к изучаемым материалам, для усвоения принципов замещения и для развития воображения, детям предлагалось задание придумать рассказ, используя ленту-схему. На ленте-схеме, расположенной горизонтально или вертикально, изображаются по порядку символы обозначающие:

1. Для составления  описательного рассказа о фруктах(овощах):

 - форма ( треугольник, овал, круг);

- величина ( большой, маленький);

- ощущения ( гладкий- шершавый, мягкий- твёрдый);

- цвет;

- запах ( душистый, ароматный);

- вкус ( сладкий- кислый);

- где ( на чём растет);

- что можно приготовить?

2. Для составления рассказа о животных:

- внешний вид,

- места обитания (дикое- домашнее)

-поведение (повадки)

- чем питается (травоядное или хищник)

- польза человеку;

     Эти схемы можно использовать и для развития воображения. Но вместо рассказа о реальном человеке можно предложить составить рассказ о каком-нибудь сказочном герое (Иван царевич, сестрица  Алёнушка,  Снегурушка), а вместо животного предложить сказочный персонаж(Колобок, Мышка-норушка, Серый волк).

     Другим заданием, где используется символика в данном виде деятельности, является шифровка различных объектов (домашних и диких, хищных и травоядных животных; овощей и фруктов). Для выполнения задания сначала следует выделить признаки и  свойства, которые будут зашифрованы и вместе с детьми придумать несложные символические обозначения.

  Вниманию детей могут предлагаться несколько вариантов заданий. По ходу освоения темы можно варьировать материал, добавляя обозначения какого-либо признака.

1 ВАРИАНТ

Воспитатель помогает кому то из детей выбрать животного, которого нужно будет зашифровать. Ребенок ( или несколько детей по очереди) выбирает карточки – символы, отображающие отличительные признаки данного объекта ( сезона). Затем выкладывает их перед остальными детьми и они отгадывают объект ( сезон).

 2 ВАРИАНТ

 Кому то из детей предлагается выйти из группы или отвернуться, а остальные дети сообща выбирают объект ( сезон) , который хотят зашифровать и раскладывают карточки – символы с соответствующими ему признаками. Вернувшемуся ребенку предлагается отгадать кто ( что) зашифрован.

3 ВАРИАНТ

Воспитатель называет или показывает объект ( сезон) и выкладывает карточки- символы  с соответствующими признаками , но здесь специально допускают ошибку. Дети должны исправить ее .

4 ВАРИАНТ

 Воспитатель называет признаки объекта(сезона) , дети схематично зарисовывают их. Затем, глядя на свои рисунки, отгадывают зашифрованный объект ( сезон).

 Для уточнения, закрепления знаний о сезонных изменениях в природе, жизнь животных и растений в разное время года, большую помощь в работе оказывают упражнения типа :

 - «когда это бывает» - детям показываются схематичные изображения изменений в природе в разное время года, дети называют сезон;

- « рассели жителей» - воспитатель сообщает что художник нарисовал дома для каждого из сезонов , но никак не может расселить их обитателей (сезонные изменения в природе) . детям предлагается помочь ему.

 Во время работы было замечено, что ни одного ребенка не оставляет равнодушным хорошая загадка. На материале загадок можно решить множество проблем : от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. В то же время, сочинение загадок – это творчество, доступное практически всем детям.

Для осуществления такого вида задания необходимо создать таблицу которую будем называть опорой.

 В первом столбце опорой будут слова ( или символические изображения), которые заключают в себе смысл : «какая?» , а во втором – «что такое же?».

Например, предположим, решается составить загадку о моркови. Следует заполнить таблицу опору:

 Какая?

Что такое же?

   Длинная

Сосулька

   Оранжевая

Апельсин

   Хрустящая

Сухарь

  Получилась загадка : Длинная- как сосулька, оранжевая -как апельсин, хрустящая- как сухарь. (Морковка)

Или, например, загадка о снеге. Можно применить опоры:

На что похоже?

Чем отличается?

На вату.

Тает

На покрывало

Утюгом не погладишь

На сухарь.

Нельзя есть

 Получилась загадка : как вата , но тает, как покрывало – но утюгом не погладишь,  как сухарь – но нельзя есть.

 Опоры можно давать устно, они хорошо запоминаются. К тому же очень часто можно заменять слова рисунками.

Занятия по рисованию.

Организуя  работу с детьми по развитию воображения и способности к наглядному моделированию в изобразительной деятельности , во-первых, обращалось внимание на обучение различной технике рисования (кляксография, рисование пальцами, оттиск со стекла, рисование губкой, рисование губкой, рисование по мокрому, набрызг, набрызг с помощью трафаретов, отпечаток комка бумаги, отпечаток ладони, ступни с преобразованием отпечатков в рисунок и др.), применению каждого вида изображения отдельно и в комплексе различные их виды, и, во-вторых, предлагались задания, где детям надо было анализировать внешний вид объектов, выделить характерные признаки и затем использовать анализ схем с изображением характерного признака и на этой основе предлагалось самим создавать подробные, близкие с реальным изображением образы.

     Еще одним видом работы было использование опорного материала ( в качестве которого выступали как тела, слова, так и схематическое изображение геометрических фигур). например, детям предлагалось нарисовать то , что бывает круглой формы или  детям вывешивались контуры фигур и предлагалось изобразить предметы, которые бывают такой же формы или "разгадать", кто «в них спрятан».

     В этом случае, с одной стороны творческая активность детей направляется на формирование конечной цели, организацию и планирование замысла, а с другой стороны, получались интересные изображения, не похожие друг на друга, так как каждый из детей придумывал и решал рисунок самостоятельно и по своему видел конечный результат.          Так же очень помогают в развитии воображения задания на создание новых образов: «дорисуй все, что захочется», «оживи камешки», «превращения», «какая игрушка?», «нарисуй такое животное, какого нет и не было на белом свете» и другие. Это по сути, творческие задания, поэтому нецелесообразно давать оценки детям типа «верно- не верно». Практически любое решение, которое подчинено задаче, оказывается верным, более или менее удачным.

  Стимулировать творческое воображение можно  и  с помощью такого упражнения. Например, детям дается задание нарисовать дерево. После его выполнения предлагается придумать и нарисовать определенные фрукты;  того, кто может сидеть на дереве; того, кто поливает дерево. Объекты, которые предлагается нарисовать, можно обозначить схематично : если предлагается нарисовать фрукт – рисуется круг, если животное – фигура в виде восьмерки, если человек – его схематичное изображение.

 При рисовании сказочного домика дети могут сами придумать не только украшения для него, но и окружающую обстановку ( что вокруг), и кто живет в домике. Всякий раз дополненное детьми важно отмечать, подчеркивать разнообразие решений. Опыт показывает, что это стимулирует выдумку, фантазию детей. Формирование конечной цели, организацию и планирование замысла, а с другой стороны, получались интересные изображения, не похожие друг на друга, так как каждый из детей придумывал и решал рисунок самостоятельно и по своему видел конечный результат.

                                                  Заключение.

 Таким образом, в процессе игр – занятий при использовании заданий на развитие воображения и заданий с использованием схем, моделей происходит умственное развитие детей. В силу важности и значимости каждого из этих психических процессов необходимо помогать их развитию. Этому в значительной мере могут способствовать приведенные, в данной работе методы и приемы. Они достаточно просты в исполнении и доступны широкому кругу педагогов. Предложенные задания и упражнения интересны детям и вызывает у них положительные эмоции; их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем. Однако, необходимо заметить, что фантазия, как и любая другая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении саморазвития.

 В области развития мышления основным, как уже отмечалось, в дошкольном возрасте является овладение действие наглядного моделирования. Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Но понимание отдельных обозначений еще не достаточно для решения задач. Любая задача требует анализа условий , выявления отношений между предметами. Эти отношения могут быть представлены в виде наглядных моделей. Поэтому предлагаемые задания можно использовать и для активизации познавательной деятельности дошкольников, в частности, образного мышления и в творчестве.

                                                                                                                                             Приложение 1

Изображение людей

        

                

Мужчина         Женщина        Мальчик       Девочка          Человек

Изображения животных

Кошка         Собака        Поросенок          Теленок         Ягненок       Паук      Птицы

 

Явления природы

   

Светит солнце       Дождик        Ливень         Ветер         Снег         Вода-лужа

   

 Изображения настроений

 

Грусть                 Радость                  Гнев                         Удивление                            Спокойствие

Плыть по воде                  Гулять (идти, шагать)        

                                                                                                                                                 Приложение 2                              

Перспективное планирование с использованием наглядных моделей , схем и упражнений на развитие воображения при ознакомлении с художественной литературой.

Месяц

1 -2 неделя

3 -4 неделя

сентябрь

Игра «На что похоже?» ( кружки разных цветов). Подбор признаков к предмету, подбор предметов к признаку.

Сказки «репка», «Теремок», - сериационный ряд.

октябрь

Игра «На что похоже?» ( фигуры разной формы). Подбор признаков к предмету, подбор предметов к признаку.

Сказка «Лиса, заяц, петух» сериационный ряд. Та же сказка – двигательное моделирование.

ноябрь

Игра «Цепочка слов», игра «На что похоже» ( фигуры разной формы и кружки разных цветов).

 Сказка «Три медведя» Л. Н. Толстого – двигательное моделирование (по эпизодам).

декабрь

Упражнение  «Дорисуй картинку» (дорисовать к кружку, овалу и др.) все,  что захочется, но чтобы получилась какая-нибудь картинка.

 Упражнение «Расскажи сказку» ( ребенку называется определенный эпизод и предлагается его продолжить).

январь

Игра «говори наоборот» - выделение противоположностей.

Игра «Поможем художнику» - совместное дорисовывание деталей и придумывание историй : кто это и что это и что с ним однажды случилось.

февраль

Игра «Хорошо – плохо», «Кто без кого не может быть?» - понимание противоположностей.

Игра «Поможем художнику». Рисование домика – придумывание историй : кто в этом домике живет и что с ними однажды случилось.

март

Игра « Делаем зарядку», выполнение упражнений , используя схематическое изображение человека. Игра «Кто кем будет?» развитие диалектического мышления.

Игра «Поможем художнику» (темы рисунков : «мальчик и машина», «Девочка и цветок», «Котенок и мышонок» и др.)

апрель

Упражнение « Дорисуй картинку» (дорисовать к кружку , овалу и др. все что захочется, но чтобы получилась картинка).

Упражнение на сочинение сказки по представлению (даются 2-3 кружка разных цветов).

май

Игра «Цепочка слов»

Придумывание концовки сказки «А что было потом?».

                                                                                                                                             Приложение 3

                              Игры на развитие воображения.

Игра «Укрась слово».

Эта игра хорошо развивает образное мышление, воображение, ассоциативный процесс. Основной задачей игры является подбор к предлагаемому существительному как можно больше прилагательных. Группа детей делится на две команды. Каждой команде даётся существительное и ставится задача за определённое время набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к этому существительному. Выигрывает та команда, которая набрала больше прилагательных.

Например:

Существительное

          Прилагательные

             пальто

Красивое, тёплое, зимнее, длинное, короткое….

            солнце              

Яркое, блестящее, лучистое, ослепительное, доброе, горячее, далёкое,,.

Игра «Выведение следствий».

Эта игра используется  как в развитии воображения, так и словесно- логического мышления. Предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов «Что  произойдет?».

Задача ребенка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.   Список примерных вопросов:

  1. «Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?»
  2. «Что произойдёт, если все животные начнут разговаривать?»
  3. «Что произойдет, если все горы вдруг станут сахарными?»
  4. «Что произойдёт, если у людей вырастут крылья?»
  5. «Что произойдет, если солнце не зайдет за горизонт?»
  6. «Что произойдёт, если оживут все сказочные герои?»
  7. «Что произойдёт, если мы сможем читать мысли друг друга?»

Игра «Рисунок в несколько рук».

Это групповая игра, тесно связывающая воображение и эмоции, и сама насыщена высоким эмоциональным потенциалом. Предлагается всем участникам представить себя в каком-либо образе. Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй участник игры, отталкиваясь, обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок, используя работу предшественника для трансформации в свой замысел. Точно также поступает третий и последующие игроки. Конечный результат, чаще всего, представляет собой нечто абстрактное, поскольку ни одна из форм не завершена, но плавно перетекают друг в друга. Но, как правило, конечный продукт мало интересует детей.

    Удовольствие доставляет борьба, возникающая при попытке завладеть чужими формами, навязать свои, а также неожиданности и открытия нового содержания и образа, возникающее на каждом этапе работы.

Игра «Волшебники».

 Используется для развития чувств на базе воображения. Вначале ребенку предлагаются две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Его задача дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», а другую в «злого» волшебника. Для девочек можно заменить «волшебников» на «волшебниц».

Теперь вторая часть игры. Ребенок должен сам нарисовать «доброго» и «злого» волшебников , а также придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

 Если в игре участвовала группа детей, целесообразно сделать выставку рисунков и оценить, чей волшебник лучше.

 Эмоции имеют очень яркую форму выражения через мимику и пантомимику. Когда у ребенка работает воображение, то эмоциональное отношение к воображаемым образам также можно увидеть на его лице.

 Игра «танец»

 Детям предлагается потанцевать. Причем каждый танцует «что хочет». Ребенок должен выразить в танце какой либо образ. Лучше, если образ он придумает сам. При затруднении можно помочь ему подсказкой.

Темы  для подсказки: станцуй «бабочку», «зайчика»,  «кошку», «лошадку», «утюг», «конфету»,  «молоток » и так далее.

 Когда ребенок справился с первой частью задания, можно перейти к следующему этапу. Теперь в качестве предлагаемых тем для танца выступают чувства.

Темы  для второй части задания: станцуй «радость»,  «страх», «горе»,  «веселье», «удивление», «каприз», «счастье», «жалость».

 Необходимо следить чтобы деты именно танцевали, и не изображали соответствующие чувства мимикой. Музыку можно использовать любую танцевальную, вальсовую, плясовую, джазовую. Важно, чтобы это не были песни со смысловым, понятным для детей текстом.

Игра «цепочка слов».

Слово, случайно запавшее в голову ( или намерено взятое), вызывает цепную реакцию, распространяя волны вглубь и вширь, извлекая при этом образы, ассоциации, воспоминания, представления и мечты.

 Детям предлагается составить длинный поезд из слов, каждое слово – вагончик. Вагончики, как и слова, должны быть соединены между собой. Значит, каждое слово должно тянуть за собой следующее.

Например: зима (какая?) – холодная, снежная ( что еще бывает холодным?) – мороженное, лед, снег, ветер ( какой ветер?) – сильный, северный ( что еще может быть сильным?) и т.д. За каждое слово названное детьми, выставляется вагончик.

                                                  ЛИТЕРАТУРА:

1.    Выготский Л.С.  Психология личности. – М.: Издательство  Моск. Ун-та, 1982.

2.    Горбунова И. И.  « Воспитываем положительные эмоции»- Воспитатель № 3/2008

3.    Овечкина Н.М. « Использование знаково- символической аналогии в работе с дошкольниками»

4.    Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.,1976.

5.    Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении.М., 1988.

6.    Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка.- Москва «Баласс» 2001.

7.    Сорокоумова Е.А. Возрастная психология – Питер  2006.

8.    Мухина В.С. Возрастная психология – Москва 2004.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для старших дошкольников "Февраль - последний зимний месяц"

Вид занятия: развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром.Тип занятия: подгрупповое.Тема занятия: «Февраль – последний зимний месяц».Цель занятия: расширение и систематиза...

Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для старших дошкольников "Пересказ рассказа Е. Чарушина "Ёж"

Цель: Формирование навыка пересказа текста по плану с использованием наглядной опоры.Задачи:Образовательная. Познакомить детей с рассказом Е. Чарушина «Ёж». Учить составлять пересказ услыш...

Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Тема: "Фрукты".

Вид занятия: развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром.Тип занятия: подгрупповое.Тема занятия: «Фрукты».Цель занятия: расширение и систематизация знаний детей о фруктах.Задач...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром

Конспект занятия предназначен для детей с ЗПР старшей группы, в нём подроны описаны методы и приёмы работы по развитию речи на основе ознакомления с окружющим миром...