Конспект Открытого педагогического занятия в подготовительной группе «Осень, в гости просим!»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Цель: сформировать представление об осени, как о сезоне года, на основе знакомства с существенными признаками осенних месяцев, с древнеславянским народным календарем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_1.docx | 33.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Открытого педагогического занятия
в подготовительной группе «Ландыш»
«Осень, в гости просим!»
Панина Н.А. воспитатель
МБДОУ «ДСОВ№135»
Цель: сформировать представление об осени, как о сезоне года, на основе знакомства с существенными признаками осенних месяцев, с древнеславянским народным календарем.
Программное содержание:
1. Воспитывать бережное и внимательное отношение к природе, труду взрослых, любовь к художественному слову. Развивать эмоциональную сферу.
2. Совершенствовать умение устанавливать разнообразные связи в природе. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх. Развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения.
3. Активизировать речевую деятельность, путем развития доказательной речи. Развивать фантазию, используя в качестве основы игровую ситуацию; развивать образное представление.
Формирование словарного запаса: горница, сентябрь, хмурень, жотвень, грязник, грудень, кукла-стригушка, образование слов в уменьшительно-ласкательной форме: булка-булочка и т.п.
Предварительная работа: Экскурсия в лесопарковую зону; наблюдение в природе; составление мнемотаблиц; заучивание стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»; совместное детско-взрослое творчество (создание поделок из овощей и фруктов совместно с родителями); посещение выставки в ДОУ «Осенние дары»; организация выставки детских рисунков «Праздник урожая», просмотр видеофильмов об осени; разучивание народных игр, хороводов, закличек и поговорок осенних месяцев; оформление выставки «Уродилась в поле пшеничка».
Подготовка: для оформления зала: рушник, самовар, посуда в народном стиле, стол со скатертью, баранки, изгородь с подсолнухами, на стене зала оформлена выставка детских рисунков «Уродилась в поле пшеничка»; Русский народный костюм для педагога;
Оборудование: мультимедийная установка и материалы, ноутбук, музыкальный центр; венки из травы на голову, ленты атласные; ящик ощущений; свежие овощи: морковь, свекла, лук, чеснок, огурец, помидор, перец сладкий, картофель, капуста, баклажан; зонт с разноцветными лентами; колосок (оригами); кукла-стригушка; солома; нитки, атласные ленточки разных цветов, ножницы;
Слайды: «загадка про осень», «Мнемотаблица», «Поделки из соломы», «Осенние месяцы», «Что в корзинке осень принесла?», «Становись честной народ в развеселый хоровод», «Назови ласково», «Кукла-стригушка».
Помещение оформлено в стиле русской избы. В углу зала стоит стол, на нем самовар с баранками. В избу входят дети. Детей встречает Хозяйка в народном костюме.
Хозяйка:- Здравствуйте, гости, дорогие! (Дети здороваются). Усаживайтесь, не стесняйтесь, по удобнее располагайтесь! Всем ли видно, всем ли места хватило? (Дети присаживаются на лавочки). Хорошие гости всегда в пору! Я хозяйка этой светлой горницы.
- Для вас я приготовила сюрприз! По моему сигналу: «Раз, два, три, под лавку загляни!» (дети заглядывают под лавку и находят прикрепленные листочки). Вы нашли разрезанные части одного предложения. Давайте попробуем его сложить правильно и прочитать, что же там написано? (Дети складывают предложение, совещаются между собой и с помощью педагога читают предложение «Осень, в гости просим!»).
Хозяйка: Какие вы сообразительные, молодцы! Давайте посмотрим на экран и проверим себя (на мультимедиа появляется название занятия «Осень в гости просим»). А вы знаете, ребята, что это тема нашей беседы сегодня? Давайте послушаем загадку, проверим свои предположения:
На экране появляются картинки с изображением осени.
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, это ...(осень)
Хозяйка: правильно, ребята, угадали, это Осень! На дворе наступила осенняя пора. А вы знаете заклички и поговорки про осень?
Ребенок 1. _ Осень, осень, в гости просим:
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем!
Ребенок 2. _ Осень - перемен восемь.
Ребенок 3. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.
Ребенок 4. Что пожнешь, то и смолотишь, что смолотишь, то и в амбар положишь.
Ребенок 5. Осень – припасиха, зима – прибериха.
Хозяйка: - Молодцы, все верно сказали. А давайте посмотрим на экран и попробуем определить признаки осени.
На экране появляется мнемотаблица «Осень». Дети вместе с педагогом рассказывают по ней.
Хозяйка: - Ребята, а сейчас я предлагаю подойти к окну и назвать какие признаки осени мы можем наблюдать в настоящее время (дети вместе с Хозяйкой подходят к окну и дают ответы)
Хозяйка: - Давайте присядем на свои места и вспомним, какие осенние месяцы вы знаете (дети присаживаются на лавочки и дают ответы: сентябрь, октябрь и ноябрь). А вы знаете, что существует древнеславянский народный календарь, в котором месяцы называются по-другому? Так вот, по народному календарю, месяц сентябрь называли «жотвень» за желтый цвет листвы и «хмурень» за частое ненастье. Ведь недаром в народе говорят: «Что осенью руками соберешь, то зимой губами подберешь». Как вы поняли эту поговорку? ( дети дают ответы т.е. сыт будешь ).
В старину месяц октябрь называли «листопадом» или «грязник» за то, что листва с деревьев опадала, и постоянно шел дождь, да грязь повсюду. Есть такая поговорка «В октябре – ни на колесах, ни на санях». Как вы думаете почему? (ответы детей).
Ноябрь месяц называли «Грудень». Ноябрь конец осени, месяц ветров, это тихий и грустный месяц. Он соединял глубокую осень с устойчивой зимой (педагог предлагает посмотреть на экран и проверить, где какой месяц находится, слайд «Осенние месяцы»; Дети дают месяцам древнеславянские названия «жотвень», «хмурень» и «грудень»).
Хозяйка:–Ребята, я знаю, что вы со своими родителями с помощью книг и интернета нашли и разучили народные приметы осени. Поделитесь с нами этой интересной информацией. (Дети рассказывают приметы осени, выученные дома с родителями).
- Если белка строит гнездо низко, - к морозной зиме, если высоко - к теплой.
- Когда в лесу мало рябины,- то осень будет сухая, а когда много - дождливая.
- Когда тучи небесные слишком опускаются к земле - значит к ненастью.
- Облака редкие - будет ясно и холодно.
- Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная и суровая.
- Теплая осень к долгой зиме.
- Если осенью береза желтеет с макушки - к ранней весне, если желтеет листва с низу – то к поздней.
Хозяйка: - Как много интересных примет вы знаете! Молодцы! А еще в народе говорят: «Делу время, а потехе час».
Коль народ невесел,
Низко голову повесил,
Знаю я, нужна игра,
Распотешиться пора.
Становитесь в хоровод!
(Под песню «Кострома» дети с педагогом водят хоровод). После дети присаживаются на лавочки.
Хозяйка: Какие вы все молодцы! Как у вас хорошо получилось! Посмотрите на экран (на экране слайд «Что в корзинке осень принесла?) я хочу с вами поиграть в игру «Что в корзинке осень принесла?» (детям предлагается определить на ощупь овощи: морковь, свекла, лук, чеснок, огурец, помидор, перец сладкий, картофель, капуста, баклажан). Дети по очереди подходят к столику, опускают руки в ящик ощущений и называют овощ, форму, цвет и где его можно использовать в еде).
- как одним словом назвать? (овощи)
Хозяйка: - Осенью поспевают не только овощи и фрукты, но матушка пшеница. Давайте встанем в кружок, вспомним русскую песню «Весело, мы весело». (Хозяйка раздает девочкам венки на голову, мальчикам атласные ленты через плечо)
Исполняется русская народная песня «Весело, мы весело». Хозяйка держит зонт в руках с разноцветными лентами, дети берутся за ленты и, произнося слова, двигаются согласно тексту.
Весело мы, весело по селу идем!
Ой, дид-ладо, яли-ели, по селу идем.
Мы венки душистые с песнями несем.
Ой, дид-ладо, яли-ели, с песнями несем!
А венки из золота, молодые жницы?
Ой, дид-ладо, яли –ели, молодые жницы?
Лучше, чем из золота – с поля из пшеницы!
Ой, дид-ладо, яли-ели, с поля из пшеницы!
После исполнения песни Хозяйка приглашает подойти к выставке «Уродилась в поле пшеничка», обращает внимание детей на выполненные работы (после просмотра Хозяйка продолжает беседу)
Хозяйка: - Подходите, поудобнее вставайте, не мешая друг другу. Ребята, скажите, что можно испечь из пшеничной муки? (ответы детей) Издавна из пшеницы пекли караваи, булки, пироги. (На экране слайд «Назови ласково» Для вас я приготовила игру «Назови ласково». Я передаю одному из вас колосок , называю слово, а вы возвращаете мне колосок называя это слово в уменьшительной, ласкательной форме. Например, я говорю Булка – вы булочка. (Варианты ответов: Хлеб – хлебушек, корж –коржик, пирог –пирожок, булка –булочка, батон-батончик, кекс-кексик, сухарь –сухарик, каравай-каравайчик, колобок –колобочек, ватрушка-ватрушечка (дети стоят полукругом, педагог по очереди передает колосок и говорит слово)
Хозяйка: Какие вы все молодцы, справились с заданием! После жатвы пшеницы, на полях оставалось много соломы. Я для вас тоже припасла немного сухой травы. (Хозяйка приглашает подойти к столу, где лежит трава) Вы можете ее потрогать, понюхать, как она пахнет. (Дети рассматривают траву и делятся своими наблюдениями: какая трава) Как вы считаете, как в старину использовали солому? Что могли из нее делать? (ответы детей).
А вот из такой соломы люди мастерили различные поделки (показ слайда «Поделки из соломы» и «кукла-стригушка» на экране мультимедиа).
Я вам хочу показать интересную игрушку в которую играли раньше на Руси - это кукла –стригушка. Стригушкой она называлась за ровно подстриженный подол платья. У этой куклы есть интересная особенность – она умеет танцевать. Для этого куклу с широко разведенной юбкой ставят на пустой стол и постукивают по столу кулаками. А если поставить несколько кукол, то начинается настоящий хоровод. Я предлагаю вам смастерить такую куклу. Приглашаю вас пройти в мастерскую. (Дети вместе с Хозяйкой проходят в мастерскую, где на столах лежат солома, ножницы, атласные цветные ленточки, нитки)
Дети рассаживаются за столы. Фоном звучит русская народная песня. Педагог проводит полный показ изготовления куклы. Во время самостоятельной работы детей воспитатель индивидуально помогает детям, используя различные приемы (показ, напоминание, совет) Когда куклы будут сделаны, детям предлагается поиграть с ними – стучать по столу чтобы куклы заплясали под веселую русскую народную музыку.
Хозяйка: - Ребята вам понравилось у меня в гостях? Что нового узнали вы сегодня? Чем интересным здесь занимались? (ответы детей) Как называются эти куклы? Прежде, чем разойтись, предлагаю каждому участнику обозначить свои впечатления о нашей встрече, выбрав ленточку любого цвета и повязать голову нашей кукле. Ленточка красного цвета – понравилось всё, оранжевая – хочу узнать больше, желтая – расскажу маме и буду вместе с ней делать дома.
Хозяйка: - Куклы остаются у вас на память, вы подниметесь в группу и покажете, какие чудесные куклы у нас получились и научите своих друзей мастерить куклы-стригушки, покажете, как они умеют водить хороводы. А сейчас я говорю вам до свидания, до новых встреч!
Под музыкальное сопровождение дети покидают горницу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осень, осень в гости просим.
сценарий утренника во 2 младшей группе...
"Осень, Осень, в гости просим!"
Игры,танцы, загадки, стихи, конкурсы,песни об осени в подготовительной группе....
Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."
Праздник для детей среднего возраста....
занятие-развлечение "Осень-осень в гости просим"
Занятие - развлечение...
Мастер-класс для слушателей КПК воспитателей ДОУ РМ «Осень, осень в гости просим» (рассказывание по мнемотаблицам)
Цель мастер-класса. Учить педагогов ДОУ решать коррекционно-развивающие задачи через непосред...
Проект в старшей\подготовительной группе "осень,осень в гости просим"
Проектная деятельность с детьми старшего звена...
Осень, осень в гости просим!
Сценарий осеннего досуга для младшей группы...