Речевая газета "К нам весна шагает"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект ОД по о/о «Коммуникация»
«Выпуск речевой газеты «К нам весна шагает…»
(старшая группа)
Елисеева Ольга Николаевна
Воспитатель высшей категории
МАОУ Д/С № 80 «Песенка»
Образовательная область: Социально-коммуникативная.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: уточнить характерные признаки весны, выявить простейшие причинно- следственные связи.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать учить составлять рассказы на предложенную тему;
-обогащать речь детей существительными, прилагательными, глаголами;
-совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях;
- формировать умение устанавливать причинно - следственные связи;
- активизировать словарный запас( проталины, капель, подснежник, почки, ледоход, ручейки, перелётные птицы);
Развивающие:
-развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание;
-развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание;
- развивать эстетическое восприятие красоты природы;
- расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе;
-способствовать формированию интереса детей к природе.
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувства любви и бережного отношения к природе;
- воспитывать умение внимательно слушать своих товарищей, дополнять ответы.
Предварительная работа: рассматривание репродукции картины А.Саврасова «Грачи прилетели», чтение рассказов В.Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладкова «Весенние радости», знакомство со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится…», разучивание стихотворений, загадок, примет о весне, беседы по теме, наблюдения сезонных изменений в природе.
Оборудование: ватман с названием «К нам весна шагает», вырезанные из цветной бумаги лепестки цветов, листочки, солнышко и лучи, облака, кораблики, картинки перелётных птиц, первоцветов, клей, кисточки.
Ход:
1.На доске прикреплён ватман с названием газеты. Воспитатель загадывает загадку:
- Она приходит с ласкою
И со своею сказкой.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет. (Весна).
- И мы сегодня будем выпускать новый номер нашей газеты о весне, а потом мы подарим его малышам, и они узнают много нового и интересного о весне из этой газеты.
- Ребята, а вы знаете весенние приметы?
- Расскажите мне, как люди узнают без календаря, что весна пришла?
(Солнце светит ярче, жарче; тает снег, капель; небо высокое, голубое, прозрачное; день длиннее; речка освобождается ото льда, ледоход; появляется первая весенняя травка; набухают, лопаются почки; появляются первые цветы и др.)
- Молодцы, ничего не забыли. И первым на нашей газете появляется солнце. Но чтобы оно засияло и появились лучи вам нужно сказать какое бывает солнце? ( тёплое, доброе, ласковое, весеннее, яркое и т. д).
- Что делает солнышко весной? (Согревает, радует, светит, сияет, греет, топит снег и лед…).
- Давайте образуем слова- родственники от слова «солнце».
• Как можно назвать солнце ласково? (солнышко)
• Как можно назвать поляну, залитую солнцем? (солнечная)
• «зайчик» какой? (солнечный)
(Дети приклеивают солнце и лучи с названными словами).
- Солнце растопило снег и побежали ручьи ( ребенок рисует ручей).
А что ещё делают ручьи? (журчат, шумят, звенят, текут, бегут и т. д.) Дети приклеивают кораблики со словами.
- А вот и появляются на полянке первые цветы.
- Ребята, а какие вы знаете первоцветы? (Подснежник, мать-и-мачеха, одуванчик).
- А что значит «первоцветы»? (Первые цветы).
А чтобы у нас появились цветы вам нужно сказать, как же можно назвать весну? Какая она? (Веселая, звонкая, цветная, красивая, теплая, зеленая, яркая, нарядная, солнечная, пахучая, ароматная, зелёная, цветущая). Дети вместе с воспитателем наклеивают цветы, на лепестках которых написаны эти слова.
Физминутка.
Рано солнышко встаёт (Руки через стороны поднять вверх)
Распускается цветок (Руки через стороны опустить вниз)
Солнце светит с высоты (Руки вверх)
Распускаются цветы (Руки вниз)
Дыхательная гимнастика «Нюхаем цветы»
2. Продолжаем оформлять нашу газету.
- Что делает травка весной? (Всходит, появляется, прорастает, растёт, зеленеет).
- А что делают почки весной на кустах и деревьях? (Набухают, раскрываются, появляются первые зеленые листочки). А чтобы на нашем дереве появились листочки, вам нужно назвать пословицы и поговорки о весне.
Дети называют пословицы, воспитатель записывает их на листочках и дети приклеивают листочки на дерево. Это могут быть такие пословицы:
- Весенний дождь лишним не бывает.
- Апрель водою славен.
- Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.
- Весна днем красна.
- В апреле ясные ночи кончаются заморозками.
- Первый гром весной – значит тепло не за горами.
- Грач на горе – весна на дворе.
- В марте и курица из лужи напьётся.
- Весна и осень - на дню погод восемь.
- Почему так говорят: «Весна и осень - на дню погод восемь».
- С наступлением весны возвращаются перелётные птицы, а чтобы они прилетели вам нужно отгадать загадки:
Черный, проворный,
Кричит “Крак”,
Червякам враг (грач).
На шесте дворец.
Во дворе певец.
А зовут его... (скворец).
Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот.
И в полях поет, поет (жаворонок).
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины (ласточка).
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек (цапля, журавль).
(После того как дети отгадают загадки, они приклеивают картинки птиц на ватман. Загадки прикрепляются рядом.)
3. Дидактическая игра «Назови ласково». Солнце-солнышко, небо, облако, ручей, проталина, почка, сосулька, трава, цветок.
4.Дидактичекая игра «Продолжи предложение».
- Я начну говорить предложения, а вы помогите мне – продолжите их.
Зима уже закончилась, и поэтому…. растаял снег… нет сильных морозов.
Пришла весна, и я увидела…. первую бабочку, муравья…
прилетели ласточки… первые весенние цветы…
Наступила весна, и потому в лесу… проснулся медведь…
у зайчихи родились зайчата…
Солнце стало пригревать сильнее, поэтому… на деревьях набухли почки….
появились первоцветы…..и т.д.
5. - А теперь давайте все вместе составим рассказы на тему «К нам весна шагает…», я их запишу в нашу газету, и наш подарок малышам будет готов.
( Дети выходят по 3, составляют совместно рассказ. Вызвать 2-3 подгруппы)
Когда газета готова, дети дарят ее малышам, читают стихи о весне.
Литература:
1. Скоролупова О.А. Ранняя весна. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2003. – 64 с.
2. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003. – 64 с. (Путешествие в мир природы и развитие речи)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по теме: «К нам весна шагает» подготовлена воспитателем Е.А. Королько
Обучающие задачи: учить выделять признаки весны, отличать от других времен года, учить составлять рассказ по картинно – графическому плану.Образовательные задачи: расширять и активизировать словарь де...
Непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию детей старшего дошкольного возраст «Весна шагает по дороге»
Задачи:Образовательные: уточнить словарь по теме «Весна», совершенствоватьграмматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных, совершенствовать навык звукового анали...
План - конспект непосредственно - образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе "К нам весна шагает быстрыми шагами..."
План - конспект НОД по речевому развитию....
План-конспект НОД "К нам весна шагает" по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
Тема «К нам весна шагает»Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,Задачи:1)...
Формирование речевой и коммуникативной активности детей через выступления на публике. Конкурс стихов "К нам весна шагает тёплыми шагами..."
Дети с речевыми нарушениями испытывают болдьшие трудности при публичных выступлениях. Конкурс стихов - доступная и эффективная форма работы по преодолению у них личностных проблем....
Н.О.Д. по познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию по теме: «К нам весна шагает быстрым шагом».
Цель: Закрепить представления детей о весне (растаял снег, потекли ручьи, ярко светит солнце и небо синее – синее, люди сняли зимнюю одежду, появилась трава, первые весенние цветы, на дере...
ООД по познавательно -речевому развитию в средней группе Тема: К нам весна шагает быстрыми шагами. Разучивание стихотворения С.Я. Маршака «Апрель»
Занятие ООД по теме:" К нам весна шагает быстрыми шагами. Разучивание стихотворения С.Я. Маршака «Апрель» интегрированное.Интеграция всех образовательных областей: «Познавательн...