Пальчиковая гимнастика
статья по развитию речи по теме

Лисичкина Анна Юрьевна

Развитие мелкой моторики как один из способов речевого развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx60.39 КБ

Предварительный просмотр:

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

При ряде речевых нарушений у детей в большей или меньшей степени отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Это неспроста, так как движения пальцев рук на самом деле очень тесно связаны с речевой функцией. Многочисленные исследования доказывают, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие также находится в пределах нормы. И наоборот, если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя при этом общая моторика может быть в пределах нормы или даже выше того. Например, если в 4 года ребенок не может донести в пригоршне воду до лица – значит мелкая моторика отстает. Но если такое случилось – не спешите волноваться, все еще можно выправить!  

Тренировку пальцев рук можно начинать уже в возрасте 6-7 месяцев, проводя массаж кистей рук и каждого пальчика, каждой фаланги ежедневно в течение 2-3 минут. Уже с 10-месячного возраста  проводятся более активные  занятия: малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра, заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки и т.д. При этом важно вовлекать в движение все пальчики. Начиная с полутора лет детям даются более сложные задания – застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка, нанизывание.

Очень хорошую тренировку для пальцев дают народные игры-потешки. Например, всем известная «Сорока-белобока». Казалось бы, что тут такого? Простая игра с ручкой ребеночка, развлекалочка для неугомонного малыша. А не тут-то было! Эта игра, как и любая другая потешка (пальчиковая, «ладонная» игра) имеет разностороннее воздействие на малыша: развивающее, оздоровительное, психологическое. Она является и мощным стимулом для развития мелкой моторики, а, значит, интеллекта и речи ребенка, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его полноценного развития. Для начала вспомним саму игру-потешку, попробуем проанализировать ее текст и сопроводительные движения с точки зрения оздоровления и развития. 
Существуют множество вариантов текста этой потешки, я здесь приведу только один, но при желании – Вы всегда можете найти и другие. 

Взять у ребенка ручку и выполнять указательным пальцем правой руки  круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибать пальцы, приговаривая при этом: 
Сорока – белобока, 
Кашку варила, 
Деток кормила, 
(Загибаются пальчики, начиная с мизинца): 
Этому дала, 
Этому дала, 
Этому дала, 
Этому дала, 
(Показывая на большой палец): 
А этому не дала: 
(Поглаживая его): 
Он дров не рубил, 
Воду не носил, 
Печку не топил, 
Кашку не варил. 
Ничего не получил! 

Не все знают, но есть и продолжение, в котором содержится нравственный урок, когда пальчик исправляется: 
(Двигаем большим пальчиком вперед-назад, сгибая-разгибая): 
Вот он ходит - воду носит, 
Дрова рубит, 
Печку топит, 
Кашу варит. 
Знай-знай наперед. 
(Пальцы взрослого начинают двигаться от большого пальца по руке ребенка, чуть останавливаясь на запястье, на сгибе локотка пальцы задерживаются и нежно, но отрывисто «топчутся»): 
Здесь водица студеная, 
(Также задерживаемся на плечике): 
Здесь водица теплая, 
(Пальцы быстро сбегают подмышку и на бочок): 
А здесь кипяток, кипяток, 
кипяток-щекоток. 

Для детей постарше более интересными и, соответственно, полезными, будут вырезание ножницами, аппликация, оригами, плетение, лепка, рисование, раскрашивание и штриховка.

Очень интересным может быть выкладывание различных фигурок из мелких предметов, например, из спичек или счетных палочек.

Вариантов масса и для любого ребенка можно найти такой, который его заинтересует.  И Ваш малыш с радостью будет с Вами играть, а тем самым – тренировать столь важную для его развития мелкую моторику.

 Главное – только начать! И, если вдруг что-то не получилось, не огорчаться и ни в коем случае прекращать занятия!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...