Конспект НОД по речевому развитию в средней группе "Магазин игрушек"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Цель НОД - развитие связной речи через  обучение составлению рассказов об игрушках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_magazin_igrushek.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД по  речевому развитию  в средней группе

Тема « Магазин игрушек»

воспитатель Калугина Л.Ф.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • Продолжать учить детей связно и последовательно рассказывать об игрушках (куклах) , опираясь на  схему.
  • Упражнять в  употреблении   глаголов  в настоящем, прошедшем и будущем времени.
  • Упражнять в чётком  произношении слов и фраз со звуком «П» с различной громкостью и  различном темпе.
  • Развивать интонационную выразительность речи
  • Формировать представления о многообразии предметного мира ( разнообразие кукол)

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к игрушкам

Развивающие задачи:

  • Развивать связную речь, мышление, внимание.

Методические приемы:

Наглядные:  использование наглядного материала,   схемы для составления описательного рассказа

Словесные: художественное слово,  вопросы, наводящие вопросы, поощрение, напоминание, совет, образец рассказа воспитателя

Практические: составление рассказов детьми  о кукле по схеме, помощь детей друг другу при составлении рассказа, повторение скороговорок с различными заданиями

Материал к занятию:

Приглашение в магазин, портрет куклы , витрина магазина, разные виды кукол (куклы- девочки – 2  штуки с небольшими   отличиями друг от друга , кукла Барби,  кукла младенец, матрешка, неваляшка, бумажная кукла на подставке,  солдатики, Буратино), схема для составления описательного рассказа,  макет пульта (для физкультминутки)

Предварительная работа:

Занятия по описанию кукольной одежды, куклы, сравнению двух кукол;  чтение стихов о куклах (см. приложение к занятию), общение с детьми о том, как  играть с игрушками и бережном отношении к ним

Активизация словаря:

Активизировать употребление в речи слов, обозначающих действия предмета ( глаголов ) в настоящем, прошедшем, будущем времени – прыгать, ходить, танцевать, петь, идти, стоять.

Активизация  существительных:  покупка, кукла, матрёшка, неваляшка, обобщающее слово «игрушки»

Ход занятия

     Воспитатель  сообщает детям , что в группу пришло письмо ( показывает красочный конверт), предлагает угадать автора письма по загадке:

Я – любимая игрушка,

Ваша лучшая подружка.

Я похожа на людей.

Кто же я?  Скажи скорей! (кукла)

                                    Почему вы думаете, что это кукла?

Предполагаемые ответы детей: кукла-это игрушка, кукла                                       похожа на человека

Воспитатель: да, это письмо от куклы. Она прислала нам свой портрет                            ( показывает портрет детям). В своем письме кукла пишет, что её имя  начинается на звук «П». Кто-нибудь уже догадался, как зовут куклу?

В случае затруднения напомнить, что в группе есть девочка с таким же именем

Воспитатель: Кукла  Поля  приглашает нас в «Магазин игрушек», где продаются разные куклы. Воспользуемся приглашением куклы? (да)  Уважаемые покупатели, проходите в  игрушечный магазин.

Дети  проходят в  «магазин», усаживаются на стульчики

перед «витриной».

Воспитатель: Уважаемые покупатели! Вам нравятся куклы , которые продаются в этом магазине?  Каких кукол вы видите на прилавке?

Дети  перечисляют игрушки.

Воспитатель выставляет  на полочку портрет куклы Поли и просит узнать, какая из кукол – кукла  Поля .

Воспитатель: Как ты догадался? Почему?

                Поощрить самого внимательного ребенка.

Воспитатель: В  этом магазине игрушки продаются не за деньги, а за интересные рассказы о них. Чтобы вам легче было рассказывать, куклы подготовили вот такую схему.

Воспитатель с детьми рассматривает схему. Вместе с детьми выясняет:

- сначала надо назвать игрушку, придумать ей имя.

-рассказать, какое у неё лицо (глаза, носик, ротик, волосы)

-описать одежду, обувь, головной убор , какого она цвета

-определить, из какого материала сделана кукла

-рассказать , как с куклой можно играть

Воспитатель: ( образец рассказа с акцентированием внимания детей на схему) Я хочу купить игрушку – куклу. Её зовут Аня. У неё голубые глаза, маленький носик, длинные тёмные волосы. Кукла одета в красное платье. На ногах у куклы белые туфли. Кукла сделана из пластмассы. Куклу можно кормить, укладывать спать, гулять с ней.

А сейчас вы, ребята, будете покупателями .Ваши интересные рассказы помогут вам приобрести понравившуюся игрушку.

Дети составляют рассказы о понравившейся кукле.

Первыми предложить рассказать детям с высоким уровнем, затем - со средним.

В случае необходимости помочь наводящими и констатирующими вопросами, поощрить детей.

Воспитатель: Вам понравился рассказ …. ? А вам, куклы? Продадим мы ….. игрушку?

 Каких красивых кукол мы купили в магазине! Им, наверное, будет очень удобно в нашей игровой комнате.

Предлагает детям отнести кукол в игровой уголок.

Физкультминутка  «Электронные куклы»

Воспитатель с помощью игрушечного пульта  «оживляет» кукол: «Раз, два, три, наших кукол оживи!» Дети выполняют любые действия по своему желанию . Воспитатель спрашивает у детей: «Что ты делал?», «Что ты сейчас делаешь?», «Что будешь делать?»

Воспитатель: Как много покупок мы сделали !  Как вы думаете,что обозначает слово «покупка»?

Предполагаемый ответ детей: это то, что покупают в магазине. Предлагаю поиграть со словом «покупка». Произнесите это слово медленно, затем быстро.

Дети произносят слово «покупка» в разном темпе

Послушайте вот такое небольшое стихотворение (выразительно читает):

Расскажите про покупки!

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про покупочки  свои

Воспитатель: Сначала скажем медленно все вместе. Теперь быстрее.

Теперь девочки спросят мальчиков тихо, а мальчики ответят громче.

Мальчики спросят девочек тихо, а девочки ответят громче.

А сейчас ….. будет спрашивать, а ….. отвечать (индивидуальная работа)

Воспитатель: Понравились ваши покупки? Что купили?  

Отметить, что куклы все разные, не похожие друг на друга, сделаны из разного материала, но с ними со всеми интересно играть. А по схемам вы можете в любое время рассказать о любимой кукле.

Воспитатель: Я думаю, куклы довольны, что мы их купили. Они останутся у нас в группе, и мы будем с ними интересно играть.

Приложение

Стихи о куклах

У меня есть кукла Мила,

Мама мне её купила.

Милу очень я люблю –

Утром кашкою кормлю.

Чтобы Мила не скучала,

Почитаем для начала:

Рядом Милу посажу,

Все картинки покажу.

     Е.Стеквашова

Кукла Катя пляшет.

Катя ручкой машет.

Катя песню спела,

Принялась за дело:

Все игрушки убрала,

У крылечка подмела,

На диванчик села

И опять запела.

         Г.Лагдынь

Танцуй, моя кукла,

Танцуй веселей,

Танцуй веселей,

Каблуков не жалей.

Танцуй моя милая кукла!

Танцуй, моя кукла,

Танцуй без забот,

А туфельки новые

Папа сошьёт.

Танцуй моя милая кукла!

   Норвежская песенка

Непослушная кукла

Нашей кукле каждый раз

Мы твердим по 20 раз:

«Что за воспитание!

Просто наказание!»

Просят куклу танцевать,

Кукла лезет под кровать.

Что за воспитание!

 Просто наказание!

Все играть- она лежать,

Все лежать – она бежать.

Что за воспитание!

 Просто наказание!

Вместо супа и котлет

Подавайте ей конфет.

Что за воспитание!

 Просто наказание!

Ох, намучились мы с ней,

Всё не так, как у людей.

Что за воспитание!

 Просто наказание!

           В.Берестов

        Кукла Катя

Куклу уложу в кроватку,

Колыбельную спою:

«Спи, Катюша, сладко-сладко,

Баю-баюшки-баю!»

          Матрешка

Матрешка, матрешка-

Румяные щёчки.

Матрешка, матрешка-

Ходит в платочке.

Есть у матрёшки

Красавицы-дочки:

Старшая дочь,

Средняя дочь

На маму-матрёшку

Похожи точь-в-точь.

Младшая дочка

Крошка-матрешка.

Тоже на маму

Похожа немножко

Рядом разные  подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

          Загадка

Есть ноги , но не ходит,

Есть рот, но не говорит.

Доставляет детям радость,

Но сама радоваться не может.

Наша Маша рано встала,

Кукол всех пересчитала:

Две Аринки-

На перинке,

Две Матрешки –

Н а окошке,

Две Феклушки-

На подушке,

А Петрушка

В колпачке-

На зеленом сундучке.

              Е.Благинина

А всего - одна игрушка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Прогулка в зимний лес».

Занятия по речевому развитию для детей средней группы «Прогулка в зимний лес»....

Конспект НОД по речевому развитию для средней группы «В гости к семье»

Интересное занятие по развитию речи с использованием дидактических игр....

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. Тема: "Заучивание стихотворения Е.Трутневой "Ёлка".

Предлагаю интересную методику заучивания стихотворения. Эта методика была апробирована в 2013 году при подготовке детей к Новогодним праздникам и дала положительные результаты, дети с желанием и лёгко...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Возрастная группа 4-5 лет Тема «Дикие животные» Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение представления о диких животных.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеВозрастная группа 4-5 летТема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение предс...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие» Тема: «Путешествие в заколдованный лес»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеИнтеграция с образовательной областью «Познавательное развитие»Тема: «Путешествие в заколдованный лес»Цель: способствовать раз...

Конспект ООД по речевому развитию в средней группе. Тема: Развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет посредствам дидактических игр и упражнений

Конспект ООД по речевому развитию в средней группе.Тема: Развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет посредствам дидактических игр и упражнений...