"Пальцами играем - речь развиваем" (Подготовительная группа)
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Сентябрь
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Ноябрь
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
“Ботинки” | |
Всюду, всюду мы вдвоем Неразлучные идем. | Средний и указательные пальчики «шагают» по столу |
Мы гуляем по лугам, По зеленым берегам, Вниз по лестнице сбегали, Вдоль по улице шагали, После лезем под кровать, | Загибать пальцы поочередно на каждой руке, начиная с большого |
Будем там тихонько спать. | «Засыпают» |
“Есть у каждого свой дом” | |
У лисы в лесу глухом есть нора надежный дом. Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, до весны сосет там лапу. | Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждом двухстишьи |
Есть у каждого свой дом, Всем тепло, уютно в нем. | Дом – ладошки направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются |
“Федорино горе” | |
Скачет сито по полям, | Чередование положений кулак – ладонь |
А корыто по лугам. | Чередование положений ладони – «замок» |
За лопатою метла | Пальчики «здороваются» |
Вдоль по улице пошла. | Те же движения |
А за нею вилки, | Чередование положений «коза» - ладони |
Рюмки да бутылки, | Те же движения |
Чашки да ложки | Круговые движения кистью |
Скачут по дорожке. | 4 хлопка |
“Крокодил” | |
Крокодил ждет гостей, Пасть его полна гвоздей. | Сжимают пальцы в кулаки м разжимают их |
Я спросил у крокодила: – Здесь овца не проходила? | Ребрами ладоней растирают лоб (руки движутся в стороны – вместе) |
А злодей лежит на дне | Потирают ладонь о ладонь |
И подмигивает мне. | Подмигивают |
Декабрь
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
“Снежок” | |
Раз, два, три, четыре, | Загибают пальчики, начиная с большого |
Мы с тобой снежок слепили. | «Лепят», меняя положение ладоней |
Круглый, крепкий, очень гладкий | Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую |
И совсем-совсем не сладкий. | Грозят пальчиком |
Раз – подбросим. | Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок |
Два – поймаем. | Приседают, ловят воображаемый снежок |
Три – уроним | Встают, роняют воображаемый снежок |
И сломаем. | Топают |
“Стайка” | |
Пой-ка, подпевай-ка: Много птичек – стайка. | Ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены |
Эта птичка – соловей, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка, Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – злой орлан. | Загибание пальчиков поочередно на каждой руке, начиная с большого |
“Мы во двор пошли гулять” | |
Раз, два, три, четыре, пять, | Загибание пальчиков, начиная с большого |
Мы во двор пришли гулять. | «Шаги» по столу указательным и средним пальцами |
Бабу снежную лепили, | «Лепка» комочков двумя руками |
Птичек крошками кормили, | «Крошение хлеба» всеми пальчиками |
С горки мы потом катались, | Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки |
А еще в снегу валялись. | Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной |
Все в снегу домой пришли. | Потряхивание ладошек |
Съели суп, и спать легли. | Движение воображаемой ложкой, руки под щеку |
“Подарки” | |
Дед Мороз принес подарки: | «Шаги» пальчиками по столу |
Буквари, альбомы, марки, Кукол, мишек и машины, Попугая и пингвина, Шоколадок полмешка | Загибание пальчиков поочередно на правой, затем на левой руках |
И пушистого щенка! Гав! Гав! | Выполнение правой рукой мордочки щенка |
Январь
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
“Мы шоферы” | ||
Едем, едем на машине, | Ладони рук сжаты в кулачки Вращательные движения | |
Нажимаем на педаль. | Правой ногой – движения вперед | |
Газ включаем, выключаем, | Ладонь правой руки сжата в кулачок Движение руки вперед – назад | |
Смотрим пристально мы вдаль. | Пальцы правой и левой руки соединены в колечки | |
Дворники счищают капли. Вправо, влево. Чистота! | Пальцы расставлены Движения вправо-влево | |
Волосы ерошит ветер. | Пальцами помассировать голову | |
Мы шоферы – хоть куда! | Ладонь правой руки сжата в кулачок | |
“Повара” | ||
Сели как-то мы обедать И позвали в дом соседей. | Ладонь левой руки выпрямлена и соединена с кулачком левой руки | |
Скатерть белую накрыли, Ложки, вилки разложили. | Ладонями правой и левой руки «разгладить» скатерть | |
Хлеб нарезали и сыр, Приготовили гарнир. | Резкими движениями тереть ладонь о ладонь, кончиками пальцев от себя | |
Помешали его в чашке И добавили колбаски, | Вращательные движения ладонью | |
А из фарша всем котлеты Жарили мы без диеты. | Движение ладонями, имитирующее изготовление котлет | |
Посолили, поперчили, Замесили, Не забыли | Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки | |
Лук сердитый положить И скорее все закрыть. | Движение пальцев, имитирующее вытирание слез | |
Наготовились, устали, Печь пирожное не стали. | Ладонь прислонить ко лбу, имитируя усталость | |
“Это чудо!” | ||
Что за шум на кухне этой? Будем жарить мы котлеты. Мясорубку мы возьмём, Быстро мясо провернём. | (Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения.) | |
Миксером взбиваем дружно Всё, что нам для крема нужно. Чтобы торт скорей испечь, Включим мы электропечь. | ||
Электроприборы – это чудо! Жить без них нам было б худо. |
Февраль
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
“Кто приехал?” | |
Кто приехал? | Хлопки кончиками больших пальцев |
Мы, мы, мы! | Кончики больших пальцев прижимаются друг к другу, кончики остальных пальцев – хлопают |
Мама, мама, это ты? | Хлопки кончиками больших пальцев |
Да, да, да! | Хлопки кончиками указательных пальцев |
Папа, папа, это ты? | Хлопки кончиками больших пальцев |
Да, да, да! | Хлопки кончиками средних пальцев |
Братец, братец, это ты? | Хлопки кончиками больших пальцев |
Да, да, да! | Хлопки кончиками безымянных пальцев |
Ах, сестричка, это ты? | Хлопки кончиками больших пальцев |
Да, да, да! | Хлопки мизинцами |
Все мы вместе. | Хлопки всеми пальцами |
Да, да, да! | Хлопки ладонями |
“Люблю по городу гулять” | |
Люблю по городу гулять, Люблю смотреть, люблю считать. | «Шаги» пальцами обеих рук по столу |
Омская – раз, Спортивная – два, Три – красивая Ленина, А четыре – проспект Победы, Пять – широкая Дружбы Народов, Шесть – Комсомольский бульвар есть, Семь – конечно, Пионерская с парком, Восемь – с новым названьем Кузоваткина, Девять – с новыми домами Ханты-мансийская, Десять – улица Интернациональная, Одиннадцать – 60 лет Октября с «Малибу», Двенадцать – театр на Чапаевой, Тринадцать – улица Маршала Жукова, Четырнадцать – улица Менделеева. Красивый наш город, равных им нет. | Загибать пальцы поочередно на каждой руке, начиная с большого |
“Бойцы-молодцы” | |
Пальцы – эти все бойцы, Удалые молодцы. | Раскрыть ладони |
Два – больших и крепких малых И солдаты в боях удалых. Два – гвардейца, храбреца, Два – сметливых молодца, Два – героя безымянных, Но в работе очень рьяных! Два – мизинца-коротышки – Очень славные мальчишки! | Сжать пальцы в кулаки и поочередно разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших |
“Строители” | |
Мы – строители: Тук-тук – молотком, | Ударять кулачками друг о друга, постепенно поднимая руки вверх |
Строим, строим новый дом. | Ладони под углом, кончики пальцев соприкасаются |
Дом с трубой и красной крышей. Дом большой и видный вышел. | Средний палец правой руки поднят вверх |
Март
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
“Пироги” | |
Мы печем отличные | «Пекут пироги» (одна ладошка сверху, другая снизу) |
Кто придет к нам продавать Пироги отличные? | Трут ладони друг о друга |
Папа, мама, брат, сестра, Пес лохматый со двора | Поочередно загибают пальцы, начиная с большого |
И другие все, кто может, Пусть приходят с ними тоже. | Сжимают и разжимают пальцы |
“Вышел дождик погулять” | |
Раз, два, три, четыре, пять, | Удары по столу пальцами обеих рук Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца |
Вышел дождик погулять. | Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук |
Шел неспешно по привычке, А куда ему спешить? | «Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу |
Вдруг читает на табличке: – По газону не ходить! – | Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу |
Дождь вздохнул тихонько: | Часто и ритмично бьют в ладоши |
– Ох! | Один хлопок |
И ушел. | Ритмичные хлопки по столу |
Газон засох. | Развести ладони в стороны |
“Весна” | |
Иди, весна, иди, красна, | «Шаги» пальчиками по столу |
Принеси ржаной колосок, Овсяный снопик, Яблоки душистые, Груши золотистые, Большой урожай в наш край. | Загибать пальцы поочередно на каждой руке, начиная с большого |
“Птички”, “Птенчики в гнезде” | |
Птички полетели, крыльями махали. | «Птички», махи ладонями |
На деревья сели, вместе отдыхали. | «Деревья» |
Птичка крылышками машет И летит к себе в гнездо. | «Птички, махи ладонями» |
Птенчикам своим расскажет, Где она взяла зерно. | Левой ладонью обхватить пальцы правой руки, шевелить ими |
Апрель
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
“Мебель” | |
Раз, два, три, четыре, | Поочередное прикосновение всех пальцев к большому пальцу |
Много мебели в квартире. | Сжимание и разжимание кулачков |
В шкаф повесили рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом, Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире. | Загибают пальчики, начиная с большого |
“Пять (десять) лунатиков” | |
Пять лунатиков спали на луне. | Показать пять пальцев Показать двумя ладошками «луну» Положить ладошки под щечку |
Пять лунатиков ворочались во сне. | Показать пять пальцев Показать двумя ладошками «луну» Руки перед грудью, покрутиться |
Один лунатик упал во сне. | Показать один палец Показать двумя ладошками «луну» Махнуть ладошкой вниз |
Четыре лунатика осталось на луне. | Показать пять пальцев Показать двумя ладошками «луну» Положить ладони на колени |
“В школу” | |
В школу осенью пойду. Там друзей себе найду. | «Шаги» пальчиками по столу |
Научусь писать, читать, Быстро правильно считать. | Загибают по одному пальчику на обеих руках |
Я таким ученым буду! Но свой садик не забуду. | Грозят указательным пальчиком правой руки |
“Осы”, “Жук” | |
Осы любят сладкое, к сладкому летят. И укусят осы, если захотят. | Выставить средний палец, зажать его между соседними Вращать им в разные стороны |
Жук жужжит, жужжит И усами шевелит. | Пальчики в кулачок Указательный и мизинец разведены в стороны, шевелятся |
Май
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
“Вертолет”, “Пароход”, “Танк” | ||
Быстро лопасти крути! Вертолет, лети, лети! | Выполнение фигурок из палочек | |
Пароход плывет по речке, И пыхтит он, словно печка. | ||
Танк на войне боевая машина, Сильная, смелая, несокрушимая. | ||
“Русская народная песенка” | ||
- Ты рябинушка, раскудрявая, Ты когда взошла, когда выросла? - Я весной взошла, летом выросла, По зорям цвела, солнцем вызрела. | (На каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с каждым пальцем, начиная с указательного, сначала на правой руке, затем на левой.) | |
“Слова” | ||
Раз и два, раз и два! Сложим мы из букв слова. | Сжимают и разжимают пальцы | |
Солнце – слово лучистое. | Раздвигают пальцы и кладут тыльные стороны рук друг на друга, так чтобы образовались лучики | |
Кошка – слово пушистое. | Придерживают большим пальцем средний и безымянный, слегка приподнимая согнутые указательный и мизинец (ушки) | |
Корова – слово рогатое. | Выпрямляют указательный палец и мизинец («рога») | |
А слово арбуз – полосатое. | Соединяют подушечки пальцев, округляют свод кисти («арбуз») | |
“Лепесток” | ||
Лети, лети, лепесток, | Поочередное сгибание и разгибание пальчиков | |
Через запад на восток, | Сжимание и разжимание кистей | |
Через север, через юг, | Чередование положений кулак- ладонь | |
Возвращайся, сделав круг. | Вращение кистями | |
Лишь коснешься ты земли, | Поочередное поглаживание кистей | |
Быть, по-моему, вели. | 4 хлопка | |
| ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«В игры с пальцами играем, речь свою мы развиваем!»
Если вы хотите, чтобы ваш малыш научился быстрее говорить, надо тренировать не только его артикуляционный аппарат, но и пальчики, мелкую моторику. Активную тренировку пальчиков малы...
В игры с пальцами играем, речь ребенка развиваем.
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок научился быстрее говорить, надо тренировать не только его артикуляционный аппарат, но и пальцы, мелкую моторику. Упражнения, по тренировке пальцев рук, являются мощны...
«Пальцами играем – речь развиваем на логопедических занятиях».
Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию кистей и пальцев рук нужно...
Проект по речевому развитию «Басни И. Крылова изучаем—речь развиваем» подготовительная группа
Одним из направлений в работе с детьми дошкольного возраста является нравственное воспитание. И важным помощником воспитателя в этом вопросе является художественная литература. Воспитывать в мал...
" В игры с пальцами играем, речь ребенка развиваем"
Многочисленные научные исследования доказывают на то, что при развитии мелкой моторики ребенка быстрее развивается речь, мышление, а в дальнейшем формируется письмо. Упражнения , игры по трениро...