"Пальцами играем - речь развиваем" (Старшая группа)
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Сентябрь
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
“Дружба” | |
Все мы весело играли | Пальцы рук соединить в замок |
И немножечко устали. | Положить на колени |
Посмотрели на часы – | «Бинокль» |
В группу нам пора идти. | Шагать пальцами по столу |
“Умойся!” | |
Кран откройся – | Имитация «открывания» крана |
Нос умойся! | Имитация «мытья» носа |
Мойтесь сразу оба глаза, | Имитация «мытья» глаз |
Мойтесь уши, мойся шейка – | Имитация «мытья» шеи |
Мойся, мойся хорошенько! Мойся, мойся, обливайся – | «Плескать» на себя воду |
Грязь смывайся, грязь смывайся! | Движение – ладони от себя |
“Игрушки для мальчиков и девочек” | |
Есть игрушки у меня: | Хлопки и удары ладошками друг об друга попеременно |
Паровоз и два коня, Серебристый самолет, Три ракеты, вездеход, Самосвал, подъемный кран – Настоящий великан. | Загибание пальцев на обеих руках поочередно начиная с большого |
Сколько вместе? Как узнать? Помогите сосчитать! | Хлопки и удары ладошками друг об друга попеременно |
На большом диване в ряд Куклы Катины сидят: | Хлопки и удары ладошками друг об друга попеременно |
Два медведя, Буратино, И веселый Чиполлино, И котенок, и слоненок, | Загибание пальцев на обеих руках поочередно начиная с большого |
Раз, два, три, четыре, пять. | Разгибание пальцев поочередно |
Помогаем нашей Кате Мы игрушки сосчитать. | Хлопки и удары ладошками друг об друга попеременно |
|
Октябрь
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
“Осенние листья” | |||
Раз, два, три, четыре, пять, | Загибание пальцев на обеих руках поочередно начиная с большого | ||
Будем листья собирать. | Сжимание и разжимание кулачков | ||
Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, | Загибание пальцев на обеих руках поочередно начиная с большого | ||
Маме осенний букет отнесем. | «Шагают» по столу средним и указательным пальчиками | ||
«Хозяйка однажды с базара пришла» | |||
Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла | «Шаги» пальчиками по столу | ||
Картошку, капусту, морковку, Горох, петрушку и свеклу. Ох! | Загибание пальцев на обеих руках на строчку начиная с большого. Хлопок | ||
Вот овощи спор завели на столе – Кто лучше, вкусней и нужней на земле. | Попеременные удары кулачками и ладонями | ||
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? Ох! | Загибание пальчиков на обеих руках Хлопок | ||
Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала | Отстукивание ребром каждой ладони по столу | ||
Картошку, капусту, морковку, Горох, петрушку и свеклу. Ох! | Загибание пальчиков Хлопок | ||
Накрытые крышкою, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке | Ладони сложены крест-накрест на столе | ||
Картошка, капуста, морковка, Горох, петрушка и свекла. Ох! | Загибание пальчиков Хлопок | ||
И суп овощной оказался неплох! | «Едят» суп | ||
“Компот” | |||
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот: | Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают» | ||
Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. | Загибание пальцев по одному, начиная с большого | ||
“За ягодами” | |||
Раз, два, три, четыре, пять, | Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших | ||
В лес идем мы погулять. | Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу | ||
За черникой, за малиной, за брусникой, за калиной. Землянику мы найдем И братишке отнесем. | Загибание пальчиков, начиная с большого |
Ноябрь
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
“Портниха” | |
Вышивает, шьет иголка, | Имитация вышивания |
Пальцу больно, пальцу колко. | Имитация укалывания пальца иголкой |
А наперсток в тот же миг К девочке на пальчик прыг! | Имитация надевания на палец наперстка |
Говорит иголке: «Шей», | «Шьют» |
А колоться ты не смей! | Грозить указательным пальцем |
“Угощение гномов” | |
Стали гномы гостей приглашать, | Сжимание и разжимание пальцев |
Стали гномы гостей угощать. Каждому гному досталось варенье- | Прижимание подушечек друг к другу большими пальцами (затем другими) |
Пальчики склеило от угощенья. Плотно прижалась ладошка к ладошке, | С напряжением прижимать ладони друг к другу |
Гости не могут взять даже ложки. | Развести руки в стороны |
“Не плачь, куколка моя” | |
Не плачь, куколка моя, | Имитация укачивания куклы |
Остаешься ты одна. Не могу с тобой играть, Не нужно мне перестирать: | Погрозить пальчиком |
Твои платья и носки, Твои юбки и чулки, Свитер, варежки, жакет, Шапочку, цветной берет. Я налью воды чуток, В таз насыплю порошок. | Загибание пальцев на обеих руках поочередно начиная с большого |
“Чья обувь” | |
Посчитаем в первый раз, Сколько обуви у нас. | Хлопки и удары ладошками друг об друга попеременно |
Туфли, тапочки, сапожки Для Наташки и Сережки, Да еще ботинки Для нашей Валентинки, А вот эти валенки Для малышки Галеньки. | Загибание на обеих руках пальцев по одному начиная с больших |
Шагают по столу указательными и средними пальцами обеих рук |
Декабрь
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
“Пирог” | |
Падал снег на порог. | Медленное опускание ладоней на стол |
Кот слепил себе пирог А пока лепил и пек, | Прижимая ладонь к ладони, имитация «лепки» пирога |
Ручейком пирог утек. | «Бег» пальчиками по обеих рук по столу |
Пирожки себе пеки Не из снега – из муки. | Имитация изготовления пирога |
“Кормушка” | |
Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем. | Ритмичное сжимание и разжимание кулачков |
Две синицы, воробей, Шесть ворон и голубей, Дятел в пестрых перышках. | Загибание пальцев на обеих руках поочередно начиная с большого |
Всем хватило зернышек. | Ритмичное сжимание и разжимание кулачков |
“Зверюшки” | |
Встретил я медведя, волка, зайку, ежика в иголках, | Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными |
Встретил белочку, синичку, Встретил лося и лисичку. Всем подарки подарил, Всяк меня поблагодарил. | Четыре пальца последовательно сгибаются – «кланяются» |
“На елке” | |
Мы на елке веселились, | Ритмичные хлопки в ладоши |
И плясали, и резвились. | Ритмичные удары кулачками |
После добрый Дед Мороз Нам подарки преподнес. | «Шаги» средним и указательными пальцами обеих рук по столу |
Дао большущие пакеты, | «Рисование» руками большого круга |
В них же вкусные предметы: | Ритмичные хлопки в ладоши |
Конфеты в бумажках синих, Орешки рядом с ними, Груша, яблоко, Один золотистый мандарин. | Загибание пальцев на обеих руках поочередно начиная с большого |
Январь
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
“Снежный ком” | |
Взяли дети снежный ком, Лепить будем снежный дом, | Имитация движения, изображающего лепку домика |
Мы польем его водой, Домик будет ледяной. | «Плескать» ладошками воду |
Ком за комом мы кладем, Вот и вылепили дом. | Ставить кулачок на кулачок, затем нарисовать в воздухе ладонями домик |
“Помощники” | |
Раз, два, три, четыре, | Удары кулаками друг о друга, хлопки в ладони (повторить) |
Мы посуду перемыли. | Одной ладонью скользит по другой по кругу |
Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. | Загибание пальцев на обеих руках поочередно начиная с большого |
Мы посуду перемыли, | Одной ладонью скользит по другой |
Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился, Ложку мы чуть-чуть сломали – | Загибание пальцев на обеих руках поочередно начиная с большого |
Так мы маме помогали. | Удары кулаками друг о друга, хлопки в ладони (повторить) |
“Вода” | |
Да-да-да, да-да-да, моет руки нам вода. | Хлопки. Чередование движений кулачки – ладошки |
Ды-ды-ды, ды-ды-ды, мы не можем без воды. | Хлопки. Чередование движений «замок» – пальчики |
До-до-до, до-до-дой, моем мы лицо водой. | Хлопки. «Пересчет» пальчиков |
Ду-ду-ду, ду-ду-дуй, сильно на руки подуй. | Хлопки. Пальчики «здороваются» |
Февраль
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
“Вертолет” | |
Вот готовится в полет | Поднять большие пальцы |
Винтокрылый самолет. | Вращение большими пальцами |
Ни разгона, ни разбега – | Движение «кулак – ладонь» |
Раскрутили винт – и в небо. | Вращение кулаков перед грудью, затем раскрыть ладони |
“Щенки” | |
Два щенка, щека к щеке, | 4 хлопка |
Щиплют щетку в уголке. | Щипковые движения кончиков пальцев |
Да у щетки половой Палка есть над головой. | Открытый и закрытый «замок» |
Палка щелк щенков с плеча | Сжимание кулачков |
Два щенка ушли ворча. | Разжимание кулачков |
“Сигнальщики” | |
Вот флажки – четыре цвета. | Показать 4 пальца |
Нам игра знакома эта. | Хлопать по коленям |
Вот я флажок желтый подниму – | Большой палец опущен вниз, остальные вместе |
Мальчиков похлопать попрошу. | Хлопки в ладоши |
Флаг зеленый подниму – | Большой палец опущен вниз, остальные вместе |
Девочек похлопать попрошу. | Хлопки в ладоши |
Синий – будем мы молчать. | «Флажок» Ладошками «прикрыть» рот |
Красный – все «Ура!» кричать. | «Флажок» Ладошками сделать рупор |
“Сосулька” | |
Вниз головой висит сосулька. | Ладони соединить и руки опустить вниз |
От солнца насморк у нее. | Указательным пальцем показать, где бывает насморк |
То от тепла она заплачет, | Кулачки прижать к щекам |
То платьице ушьет свое. | Кулачки сжимать и разжимать |
Придет мороз, и закаляет, | Переплетение пальцев обеих рук |
Немного за ночь подрастет, | Поднять руки вверх, пальцы развести |
Окрепнет телом, потолстеет, | Пальцы соединить в шар |
Тяжелой станет, упадет. | Руки на колени |
Март
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
“Моя семья” | |
Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья. | Пальцы сжаты в кулачки Разгибание пальцев, по одному, начиная с больших сначала на одной, затем на другой руке |
“Домик”, ”Скворечник” | |
Дом стоит с трубой на крыше, | Ладони под углом, кончики пальцев соприкасаются |
На балкон гулять я вышел. | Средний палец правой руки поднят вверх |
Скворец в скворечнике живет И песню звонкую поет. | Ладони вертикально Подушечки пальцев прижаты, большие пальцы загнуты во внутрь |
“Весна” | |
Весенний день! | Хлопки в ладоши |
На дворе звенит капель, | Встряхивание кистями рук |
По полям бегут ручьи, | Волнообразные движения руками |
На дорогах лужи, | Соединение округленных рук перед собой |
Выползают муравьи После зимней стужи. | «Бег» пальчиками по бедрам к коленам |
Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. | «Переступание» большого пальчика и мизинца по бедрам |
Стали птицы громче петь, | Взмахи кистями рук |
И расцвел подснежник. | Складывание из ладошек «бутона» и раскрывание его. |
“Машины” | |
Шла по улице машина, Шла машина без бензина, Шла машина без шофера, Без сигнала светофора, Шла, сама, куда не зная, Шла машина заводная. | Кисть правой руки лежит на столе. Поочередно отрывать пальцы от стола, начинать можно с большого пальца, а затем с мизинца, не отрывая всей ладони, а затем опустить пальцы на стол. То же выполнить левой рукой. |
|
Апрель
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
“Стул», «Стол” | |
Ножки, спинка и сиденье – Вот вам стул на удивленье. | Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок |
У стола четыре ножки, Сверху крышка, как ладошка. | Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка |
“Гром” | |
Гром гремит на всю округу. | Ритмичные хлопки в ладоши |
Грому рады словно другу. | Ритмичное отбивание по столу обеими ладонями |
С треском, с грохотом гремит | Ритмичное отбивание по столу пальцами обеих рук |
Так, что все вокруг дрожит. | Встряхивание кистями рук |
Ну и треск! Вот это гром! | Кулачки сжимаются и разжимаются |
Ох, гроза! Пожар кругом! | Повороты ладоней вверх-вниз |
Так сверкнет вокруг вдруг ярко, | Резкое разведение пальцев в стороны |
От грозы на небе жарко. | Обмахивать лицо ладошками |
“Ласточка” | |
Ласточка, ласточка, Милая касаточка, Где ты была, С чем ты пришла? – За морем бывала, Весну добывала. Несу, несу Весну -красну. | На каждую строку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, затем на левой руке |
“Апельсин” | |
Яркий, сладкий, налитой, | Пересчет пальцев рук большими пальцами |
Весь в обложке золотой. | Чередование положений кулачки – ладошки |
Много долек в нем, друзья, | Пальчики «здороваются» |
Будем, есть и ты, и я. | Пальчики «здороваются» |
Май
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
“Флажок”, “Звездочка” | |
В руки я флажок возьму И на праздник с ним пойду. | Выполнение фигурок из палочек |
Звезды нам с небес сияют, Ночью путь нам освещают. |
“Пчела” | |
Прилетела к нам вчера Полосатая пчела. | Машут ладошками |
А за нею шмель - шмелёк И веселый мотылек, Два жука и стрекоза, | На каждое название насекомого загибают один пальчик |
Как фонарики глаза. | Кружочки из пальчиков – к глазам |
Пожужжали, полетали, | Машут ладошками |
От усталости упали. | Роняют ладони на стол |
“Мастерим из песка” | |
Все, что только захотим, Из песка мы смастерим. | Хлопки в ладоши |
Коля лепит колобок, | Ладошки сложить «ковшиком» и как бы лепить колобок |
А Иринка – теремок, | Соединить прямые ладони над головой («крыша») |
Люба лепит разных рыб, | Прижать ладони друг к другу и двигать ими вправо-влево |
Ну а Вера – белый гриб. | Одну руку сжать в кулак и сверху прикрыть ее ладонью другой руки («шляпка гриба»0 |
“Вышел дождик погулять” | |
Раз, два, три, четыре, пять, | Ударами по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца |
Вышел дождин погулять. | Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук |
Шел неспешно, по привычке, | «Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу |
Вдруг читает на табличке? – По газонам не ходить! | Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу |
Дождь вздохнул тихонько: | Часто и ритмично ударяют в ладошки |
– Ох! | Один хлопок |
И ушел. Газон засох. | Ритмичные хлопки по столу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«В игры с пальцами играем, речь свою мы развиваем!»
Если вы хотите, чтобы ваш малыш научился быстрее говорить, надо тренировать не только его артикуляционный аппарат, но и пальчики, мелкую моторику. Активную тренировку пальчиков малы...
В игры с пальцами играем, речь ребенка развиваем.
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок научился быстрее говорить, надо тренировать не только его артикуляционный аппарат, но и пальцы, мелкую моторику. Упражнения, по тренировке пальцев рук, являются мощны...
«Пальцами играем – речь развиваем на логопедических занятиях».
Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию кистей и пальцев рук нужно...
" В игры с пальцами играем, речь ребенка развиваем"
Многочисленные научные исследования доказывают на то, что при развитии мелкой моторики ребенка быстрее развивается речь, мышление, а в дальнейшем формируется письмо. Упражнения , игры по трениро...
Открытое занятие на РМО "Стучим, поём, играем - музыкальность развиваем", старшая группа
Конспект открытого музыкального занятия в старшей группе «Стучим, поём, играем - музыкальность развиваем!»...