Дидактические игры с целью развития у детей навыков описательной и объяснительной речи, а также для обогащения и активизации словаря детей. (по Е. Кудрявцевой)
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

Серая Юлия Викторовна

Дидактические игры с целью развития у детей навыков описательной и объяснительной речи, а также для обогащения и активизации словаря детей.

(по Е. Кудрявцевой)

Дидактическая игра ''Отгадай и сравни загадки о животных''.

Подготовка к игре. Наблюдение за животными во время прогулок, экскурсий, посещения зоопарка. Беседа о животных.

Материал и оборудование. Игрушечные животные, рисунки животных, о которых говориться в загадках.

Правила игры. Дошкольник называет отгаданное животное, доказывает отгадку, говорит, является ли оно домашним или диким. Перед сравнением двух отгаданных загадок об одном и том же животном ребенок повторяет их. За правильное сравнение дается фишка.

Описание игры. Воспитатель напоминает детям о различиях между дикими и домашними животными, затем загадывает загадки. В случае верного ответа соответствующая игрушка или рисунок ставится рядом с изображениями тигра или лошади, символизирующими диких и домашних животных.

Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, доказывают правильность ответов. Затем сравнивают пары загадок о белке, зайце, собаке и др.:

Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.)

С усами родиться, а на усатых охотиться. (Кошка.)

Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)

Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)

Так смеялся, что губа треснула. (Заяц.)

Зимой белый, летом серый. (Заяц.)

Эти загадки различаются тем, что в первой части говориться о раздвоенной заячьей губе, а во второй – об изменении цвета его меха зимой и летом. Загадки похожи тем, что в них сказано об одном и том же животном.

Игра "Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах".

Подготовка к игре. Выращивание овощей на огороде, фруктов в саду.
Беседа о фруктах и овощах.

Материал и оборудование. Фрукты и овощи или их муляжи, рисунки.

Правила игры. Дошкольники делятся на "продавцов" и "покупателей": первые загадывают, вторые отгадывают их. Перед сравнением загадок ребенок их повторяет.

Описание игры. Воспитатель предлагает детям поиграть в необычный магазин "Фрукты и овощи", где для покупки нужны не деньги, а загадки.
Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, используя известные и придумывая свои. Затем они сравнивают загадки об одном и том же фрукте или овоще:

На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива.)

Синяя одежка, желтая подкладка, а внутри сладко. (Слива.)

Аленькая, маленькая, с косточкой тросточкой. (Вишня.)

В кисло-сладкой, круглой, красной шарик спрятался прекрасно.

(Вишня.)

Тяжелый и сладкий, в зеленой одежке с красной подкладкой. (Арбуз.)

Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь.

(Арбуз.)

Заплатка на заплатке, а иголки не видела. (Капуста.)

Без счету одежек, и все без застежек. (Капуста.)

Игра "Отгадай и сравни загадки о транспорте".

Подготовка к игре. Наблюдения за различными машинами во время прогулок, экскурсий. Рассматривание картинок, игрушек. Беседа о средствах передвижения.

Материал и оборудование. Игрушечные автомобили, самолеты, корабли или рисунки. Картинки с изображением дороги, моря и неба.

Правила игры. Отгадывающий должен назвать вид транспорта и сказать, является ли он наземным, водным или воздушным; пассажирским, грузовым или специальным. Нужно повторить отгаданные загадки перед их сравнением. За правильное сравнение дошкольник получает фишку.

Описание игры. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о различных средствах передвижения. В случае правильного ответа дошкольники берут на столе соответствующую игрушку или рисунок и ставят их рядом с изображением дороги, моря или неба, обозначающем среду передвижения указанного транспорта.

Дети загадывают и отгадывают загадки о транспортных средствах, доказывают правильность своих ответов. Затем сравнивают пары отгаданных загадок об одном и том же средстве передвижения:

Держусь я только на ходу, а если встану – упаду. (Велосипед.)

По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед.)

В железных сапогах по городу бежит за веревку держится. (Трамвай.)

Громко звонит, по стальной дорожке бежит. (Трамвай.)

Крыльями не машет, а выше облаков летит. (Самолет.)

Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не конь.
(Самолет.)

Игра "Отгадай и сравни загадки о "двух братцах"".

Подготовка к игре. Ознакомление дошкольников с загаданными предметами и явлениями.

Материал и оборудование. Рисунки, "волшебная коробка" с двумя одинаковыми нарисованными человечками и надписью "Два братца".

Правила игры. Отгадывающий загадку отмечает, что в загадке говориться о внешнем виде, местонахождении, действиях "двух братцев". Правильность отгадки должна быть доказана. Перед сравнением загадки повторяются.

Описание игры. Воспитатель говорит, что в загадках могут встречаться и выражения, например, "два братца". В каждой загадке "братцев" двое, причем они могут быть и похожи, и совершенно различны. Дошкольникам предлагается внимательно рассмотреть и подробно описать картинки, на которых показаны разные "братцы". После этого рисунки убираются в
"волшебную коробку". При правильном ответе из коробки достается соответствующий рисунок.

Дети загадывают и отгадывают загадки о "двух братцах", доказывают правильность своих ответов. Затем попарно сравнивают загадки о разных
"братцах":

Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. (Берега.)

Два близнеца, два братца верхом на нос садятся. (Очки.)

Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза.)

Два братца спереди бегут, два братца догоняют. (Автомобиль.)

Два братца всегда вместе бегут, один спереди, другой сзади.

(Велосипед.)

Два братца: один светит днем, а другой ночью. (Солнце и луна.)

Два братца: одного все видят, но не слышат, другого всякий слышит, но не видит. (Гром и молния.)

При сравнении таких загадок нужно быть очень внимательным, чтобы правильно выделить признаки их сходства и различия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon did_igry_rech.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры с целью развития у детей навыков описательной и объяснительной речи, а также для обогащения и активизации словаря детей.

(по Е. Кудрявцевой)

        Дидактическая игра ''Отгадай и сравни загадки о животных''.

        Подготовка к игре. Наблюдение за животными во время прогулок, экскурсий, посещения зоопарка. Беседа о животных.

        Материал и оборудование. Игрушечные животные, рисунки животных, о которых говориться в загадках.

        Правила игры. Дошкольник называет отгаданное животное, доказывает отгадку, говорит, является ли оно домашним или диким. Перед сравнением двух отгаданных загадок об одном и том же животном ребенок повторяет их. За правильное сравнение дается фишка.

        Описание игры. Воспитатель напоминает детям о различиях между дикими и домашними животными, затем загадывает загадки. В случае верного ответа соответствующая игрушка или рисунок ставится рядом с изображениями тигра или лошади, символизирующими диких и домашних животных.

        Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, доказывают правильность ответов. Затем сравнивают пары загадок о белке, зайце, собаке и др.:

Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.)

С усами родиться, а на усатых охотиться. (Кошка.)

Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)

Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)

Так смеялся, что губа треснула. (Заяц.)

Зимой белый, летом серый. (Заяц.)

        Эти загадки различаются тем, что в первой части говориться о раздвоенной заячьей губе, а во второй – об изменении цвета его меха зимой и летом. Загадки похожи тем, что в них сказано об одном и том же животном.

Игра "Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах".

        Подготовка к игре. Выращивание овощей на огороде, фруктов в саду.
Беседа о фруктах и овощах.

        Материал и оборудование. Фрукты и овощи или их муляжи, рисунки.

        Правила игры. Дошкольники делятся на "продавцов" и "покупателей": первые загадывают, вторые отгадывают их. Перед сравнением загадок ребенок их повторяет.

        Описание игры. Воспитатель предлагает детям поиграть в необычный магазин "Фрукты и овощи", где для покупки нужны не деньги, а загадки.
        Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, используя известные и придумывая свои. Затем они сравнивают загадки об одном и том же фрукте или овоще:

На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива.)

Синяя одежка, желтая подкладка, а внутри сладко. (Слива.)

Аленькая, маленькая, с косточкой тросточкой. (Вишня.)

В кисло-сладкой, круглой, красной шарик спрятался прекрасно.

(Вишня.)

Тяжелый и сладкий, в зеленой одежке с красной подкладкой. (Арбуз.)

Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь.

(Арбуз.)

Заплатка на заплатке, а иголки не видела. (Капуста.)

Без счету одежек, и все без застежек. (Капуста.)

Игра "Отгадай и сравни загадки о транспорте".

        Подготовка к игре. Наблюдения за различными машинами во время прогулок, экскурсий. Рассматривание картинок, игрушек. Беседа о средствах передвижения.

        Материал и оборудование. Игрушечные автомобили, самолеты, корабли или рисунки. Картинки с изображением дороги, моря и неба.

        Правила игры. Отгадывающий должен назвать вид транспорта и сказать, является ли он наземным, водным или воздушным; пассажирским, грузовым или специальным. Нужно повторить отгаданные загадки перед их сравнением. За правильное сравнение дошкольник получает фишку.

        Описание игры. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о различных средствах передвижения. В случае правильного ответа дошкольники берут на столе соответствующую игрушку или рисунок и ставят их рядом с изображением дороги, моря или неба, обозначающем среду передвижения указанного транспорта.

        Дети загадывают и отгадывают загадки о транспортных средствах, доказывают правильность своих ответов. Затем сравнивают пары отгаданных загадок об одном и том же средстве передвижения:

        Держусь я только на ходу, а если встану – упаду. (Велосипед.)

        По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед.)

В железных сапогах по городу бежит за веревку держится. (Трамвай.)

Громко звонит, по стальной дорожке бежит. (Трамвай.)

Крыльями не машет, а выше облаков летит. (Самолет.)

        Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не конь.
(Самолет.)

        Игра "Отгадай и сравни загадки о "двух братцах"".

        Подготовка к игре. Ознакомление дошкольников с загаданными предметами и явлениями.

        Материал и оборудование. Рисунки, "волшебная коробка" с двумя одинаковыми нарисованными человечками и надписью "Два братца".

        Правила игры. Отгадывающий загадку отмечает, что в загадке говориться о внешнем виде, местонахождении, действиях "двух братцев". Правильность отгадки должна быть доказана. Перед сравнением загадки повторяются.

        Описание игры. Воспитатель говорит, что в загадках могут встречаться и выражения, например, "два братца". В каждой загадке "братцев" двое, причем они могут быть и похожи, и совершенно различны. Дошкольникам предлагается внимательно рассмотреть и подробно описать картинки, на которых показаны разные "братцы". После этого рисунки убираются в
"волшебную коробку". При правильном ответе из коробки достается соответствующий рисунок.

        Дети загадывают и отгадывают загадки о "двух братцах", доказывают правильность своих ответов. Затем попарно сравнивают загадки о разных
"братцах":

Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. (Берега.)

Два близнеца, два братца верхом на нос садятся. (Очки.)

Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза.)

Два братца спереди бегут, два братца догоняют. (Автомобиль.)

Два братца всегда вместе бегут, один спереди, другой сзади.

(Велосипед.)

Два братца: один светит днем, а другой ночью. (Солнце и луна.)

Два братца: одного все видят, но не слышат, другого всякий слышит, но не видит. (Гром и молния.)

        При сравнении таких загадок нужно быть очень внимательным, чтобы правильно выделить признаки их сходства и различия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Обогащение и активизация словаря детей 2-3 лет"

Краткое изложение  квалификационной программы по логопедии....

"Обогащение и активизация словаря детей"

Общая характеристика в отклонении развития речи детей....

Консультация для воспитателей Речевые игры как средство обогащения и активизации словаря детей старшей логопедической группы

Консультация для воспитателей Речевые игры как средство обогащения и активизации словаря детей старшей логопедической группы...

Обогащение и активизация словаря детей с общим недоразвитием речи

Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе. Пед...

«Технология «Бусоград» как средство развития мелкой моторики, обогащения и активизация словаря детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Технология «Бусоград» как средство развития мелкой моторики, обогащения и активизация словаря детей младшего дошкольного возраста»...