Проект «Мир волшебных слов»
проект по развитию речи (старшая группа) на тему
Создать условие для усвоения дошкольниками эмоциональных слов в процессе анализа художественных произведений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 278 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 73 - Центр развития ребёнка»
г. Бийск
Проект
«Мир волшебных слов»
Автор – составитель:
Чернышёва Юлия Вячеславовна,
воспитатель
2012 год
Проект: «Мир волшебных слов»
Автор - составитель: Чернышёва Юлия Вячеславовна, воспитатель.
Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад № 73 - ЦРР».
Вид проекта: обучающий, долгосрочный.
Срок реализации: 1 год
Участники проекта: дети 5 – 6 лет.
Актуальность.
В системе задач по развитию речи детей дошкольного возраста словарная работа занимает одно из ведущих мест. Слово обеспечивает содержание общения. Значительную роль играет эмоционально-оценочная лексика, обозначающая эмоции и чувства, внутренние переживания человека, нравственные качества. Все это можно увидеть через ознакомление с художественной литературой.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.
Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.
Постепенно у детей вырабатывается изобретательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, образности.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Формирование эмоционально-оценочной лексики является важным условием эмоционального развития и нравственного воспитания.
В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.
При анализе любого литературного текста педагог должен соблюдать чувство меры и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами по художественной форме.
В дошкольных учреждениях уделяется важное место анализу художественных произведений, но особого значения не уделяется введению в активный словарь детей эмоционально – оценочной лексики, которая способствует полноценному усвоению художественных произведений.
А на основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, а также в активном освоении средств художественной выразительности дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание.
Цель.
Создать условие для усвоения дошкольниками эмоциональных слов в процессе анализа художественных произведений.
Задачи.
- Формировать умения анализировать художественные произведения;
- Развивать воображение, мышление, память;
- Обогащать и активизировать словарь детей эмоционально окрашенными словами;
- Воспитывать речевую культуру.
Методы обучения.
- Наглядный (демонстрация картинок, внесение на занятие атрибутов к произведениям, дидактических пособий)
- Словесный (рассказ, вопросы, беседа, разъяснение, оценка)
- Практический (выполнение задания)
- Игровой (проигрывание ролей, игровые действия)
Принципы.
В работе учитывались следующие принципы: наглядности обучения, систематичности и последовательности, доступности, новизны, полезности, сотрудничества.
- наглядности – обучение должно быть наглядным, чтобы знания опирались на ясные живые восприятия и представления;
- систематичности и последовательности – обучение, которые получает дошкольник, в его сознании должно отражаться как целостная система связанных между собой знаний и умений;
- доступности – приобретенные детьми знания обеспечивают выполнение заданий;
- новизны – вызывает интерес к работе, за счет постановки последовательной системы;
- полезности – предусматривает получение положительного результата;
- сотрудничества – позволяет создать в ходе НОД и свободной деятельности атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности.
Ожидаемый результат.
Дети к концу года будут активно употреблять в своей речи, эмоционально окрашенные слова, что позволит качественно и количественно изменить уровень лексического и речевого общения и будет способствовать благополучному и успешному обучению.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1.«Художественная литература», где используются произведения по теме.
2. «Ознакомление с окружающим миром», где расширяются знания по лексической теме.
.
План работы над проектом
Этапы | Вид деятельности | Сроки реализации |
I этап - подготовительный | 1.Изучение методической литературы 2.Изготовление атрибутов для занятий 3.Подбор материала для проведения занятий. | Сентябрь |
II этап - основной | 1.Упражнение в подборе синонимов и антонимов, учить объяснять значение слов 2.Чтение тематической литературы 3.Заучивание эмоционально - окрашенных отрывков из произведений 4.Упражнение в осмыслении образного содержания и значения пословиц 5.Учить выделять в произведении эмоционально-выразительные слова через игру | Октябрь – апрель |
III этап - заключительный | 1.Обобщение полученных знаний на итоговом мероприятии (викторине) 2.Итоговая выставка рисунков | Май |
Формы работы:
Дата | Название | Форма | Цель мероприятия |
5сентября | «Путешествие в сказку» | Занятие | Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей. |
10сентября | «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». | Формировать логическое мышление при ответе на вопросы. Воспитывать дружеские качества, внимание к окружающим. | |
16сентября | «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | Занятие по составлению «сказочных выражений» | Учить замечать и использовать выразительные средства языка. Способствовать усвоению образного строя языка сказки. |
21сентября | «За горами, за лесами» | Занятие в форме викторины вопрос-ответ | Побуждать дошкольников эмоционально воспринимать образное содержание сказки; закрепить представления о жанровых особенностях сказки; продолжать формировать образность речи. |
8октября | «Познакомимся» | Развлечение | Учить детей разыгрывать несложные представления, используя выразительные средства (эмоциональность, мимику, жесты, интонацию, пантомимику). |
16 октября | «Хаврошечка» | Занятие - беседа | Учить выделять в произведении эмоционально-выразительные слова. Учить понимать пееносное значение слов. |
26 ноября | «Доброта и злость» | Развлечение | Развивать у детей умение выразительно показывать такие эмоциональные состояния как доброта и злость. |
3 декабря | «Жадина» | Занятие – чтение художественных произведений. | Учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, развивать поэтический слух, вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове – добрый, щедрый, радушный; упражнять детей в образовании разных форм глаголов (поиграть, разрезал, принесла, поделился, раздал) и сравнительной степени прилагательных (жаднее, щедрее). |
10декабря | «Волшебные сказки» | Занятие-ознакомление детей с понятиями «литературная сказка» и «русская народная сказка». | Формировать умение отличать волшебные сказки от сказок другого содержания; приобщить ребят к слушанию сказок, вызвать интерес к сказкам. |
18 декабря | «На севере диком» | Занятие – составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком» | Развивать творческое воображение; обогащать словарный запас эмоционально окрашенными словами (спокойная, медленная, задумчивая, печальная, грустная, могучая, величественная); упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных суффиксов –ик-, -еньк-. |
21 января | «Лисята» | Занятие – чтение рассказа Е. Чарушина «Лисята» | Учить подбирать по смыслу названия качеств (прилагательные - рыжая, пушистый, шустрый, озорной, хитрая) и действий (глаголы) – кувыркались, носились, возились, шалили, весело играли, прыгали. |
10 февраля | «Про зайца длинные уши» | Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка | Формировать целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы, упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов, воспитывать стремление к точному словоупотреблению. |
18 февраля | «Северные олени» | Занятие – рассказывание по картине «Северные олени» | Формировать у детей способность подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных (рога крепкие, сильные); активизировать в речи детей антонимы (большой и маленький). |
25 февраля | «Зимовье». (Русская народная сказка) | Занятие -пересказ сказки | Развивать активный словарный запас. Развивать образное мышление, через пересказ содержания текста. Воспитывать чувства взаимовыручки, взаимопомощи, дружбы. |
4 марта | «Делай, как я» | Развлечение | Закрепить умение детей с помощью вербальных и невербальных средств показать героев сказки, их повадки и словом выразить их эмоциональное состояние. |
11 марта | «Про зайчат» | Занятие – чтение рассказа Е. Чарушина «Про зайчат» | Учить понимать тему и содержание рассказа; упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову. |
18 марта | «О весенних деревьях» | Занятие – чтение стихотворений. | Формировать у детей способность эмоционально, воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности; развивать образность речи детей. |
8 апреля | «Силачи» | Развлечение | Развитие эмоциональных средств общения, формирование положительных взаимоотношений между мальчиками и девочками, создание благоприятного эмоционального отношения. |
15апреля | «Лисичка – сестричка и серый волк» | Занятие – рассказывание русской народной сказки. | Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей; упражнять в подборе определений, сравнений к заданному слову. |
21 апреля | «В некотором царстве» | Занятие -рассказывание русской народной сказки «Царевна-лягушка» | Закрепить знания детей о жанровых, языковых особенностях русской сказки; развивать умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; подводить детей к пониманию образных выражений. |
2мая | «Лети, лети, лепесток…» | Чтение отрывка из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» | Закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки; подвести их к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини. |
12 мая | «Не надо ссориться!» | Занятие –придумывание пословиц Беседа по произведению В. Драгунского «Удивительный день» | Продолжать развивать монологическую и диалогическую речь; побуждать детей чувствовать юмористический характер рассказа, правильно понимать нравственный смысл текста, мотивированно оценивать поступки героев рассказа, осмысливать образное содержание и значение пословиц. |
19 мая | «Русские народные сказки» | Способствовать развитию речи детей, воображения, мышления, памяти; воспитывать любовь к слушанию сказок. | |
24 мая | «Игралочка» | Занятие – викторина. | Закрепить, систематизировать знания детей о эмоциональной лексике, формировать умение эмоционально и выразительно общаться и использовать в своем разговоре данные слова. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательный проект "Волшебные слова"
познавательный проект по нравственному воспитанию...
Проект «СТРАНА ВОЛШЕБНЫХ СЛОВ» П Р А З Д Н И К "Да здравствует вежливость и доброта!"
Дорогие ребята! Уважаемые гости! Мы рады видеть вас на нашем утреннике, который называется "Да здравствуют вежливость и доброта!" Ребята чтобы начать праздник, дава...
В нашей группе прошел проект на тему: «Добрые слова – волшебные слова».
В нашей группе прошел проект на тему: «Добрые слова – волшебные слова»....
Педагогический проект по социально- коммуникативному развитию в младшей группе на тему: "Волшебные слова"
Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время, несомненно, актуальна. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, отчуждение человека от куль...
Педагогический проект в детском саду "Волшебные слова"
Педагогический проект в детском саду "Волшебные слова"Вид проекта: групповой воспитательный проект с элементами творчества для детей 3 - 5 лет.Продолжительность проекта: 2 месяца.Участники п...
Педагогический проект в детском саду "Волшебные слова"
Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время, несомненно, актуальна. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, отчуждение человека от культуры к...
Педагогический проект с детьми второй младшей группы"Волшебные слова"
Групповой воспитательный проект с элементами творчества для детей 3 - 4 лет.Образовательная область: социально-коммуникативное развитие (нравственное воспитание)....