Консультация Обучение пересказу
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Денк Татьяна Николаевна

здесь находится информация отом как  родителям обучать детей пересказу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_obuchenie_pereskazu.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как научить ребёнка пересказывать»

Воспитатель первой квалификационной категории Денк Т.Н.

МКДОУ Краснозерский детский сад №5

У детей пересказ текста часто вызывает трудности. Как помочь ребенку их преодолеть?

Есть две основных причины, по которым ребенок может испытывать трудности с пересказом текста: это проблемы с развитием речи или же проблемы с пониманием, анализом и формулированием услышанного. В первом случае акцент нужно делать именно на развитии речи и делать это не с помощью пересказа, а с помощью более простых игр на развитие речи. А вот во втором случае нужно тренировать именно умение ребенка делать пересказ текста.

Для начала нужно правильно выбрать тест для пересказа. В первую очередь текст для пересказа должен соответствовать уровню развития ребенка: старайтесь выбирать тесты, легкие для детского восприятия. В таких текстах действия, совершаемые героями, должны быть понятны ребенку, а сами персонажи должны обладать ярко выраженными характерами. Объем текста тоже не должен быть слишком большим.

Также нужно помнить о том, что обучение и воспитание ребенка всегда идут рука об руку. Поэтому тест обязательно должен иметь воспитательную ценность, учить ребенка чему-то полезному и хорошему. Наконец, текст для пересказа должен быть интересным для ребенка: возможно, пересказ текста у него «не идет» именно потому, что предложенные тесты не вызывают интереса.

Начинать осваивать пересказ текста лучше со сказок: они интересны ребенку, достаточно просты, но при этом не примитивны, обладают четкой структурой и размеренным течением событий. Позже можно постепенно переходить к рассказам, увеличивать объем предлагаемых для пересказа текстов.

Готовить ребенка к пересказу текста нужно по определенному плану: если вы прочитаете ребенку текст, а потом сразу попросите его пересказать, вряд ли у него что-то получится. Будем откровенны: даже не у каждого взрослого это выйдет. Поэтому тест нужно будет прочитать несколько раз, а между чтениями — выполнить с ребенком определенные задания.

Прочитав ребенку текст в первый раз, определите вместе с ним, о чем идет речь в тексте. Это еще не должен быть полноценный пересказ текста: просто выделите главную идею и сформулируйте ее в паре предложений. На этом этапе нужно обратить внимание на заголовок текста и вместе с ребенком подумать, почему автор назвал его именно так, а не иначе. Учтите, что текст нужно читать не спеша, внятно и разборчиво.

После этого нужно определить, из каких частей состоит текст. К каждой части нужно придумать вопросы (сделайте это заранее). Затем прочтите ребенку тест еще раз, и пусть он ответит на эти вопросы (возможно, с вашей помощью). После второго прочтения можно составлять план, который облегчит ребенку пересказ текста.

Для этого текст нужно перечитать еще раз, по частям. Каждая часть — это один или несколько абзацев, объединенных общей идеей. Вы можете придумать свои названия каждого пункта плана или использовать фразы из текста, которые наиболее точно выражают основную идею каждой смысловой части. Теперь прочтите план вместе с ребенком и попросите его пересказать идею каждого абзаца вслух (с вашей помощью). Потом пусть он сделает то же самое, только про себя.

Пришло время еще для одного чтения текста. Слушая текст, пусть ребенок концентрируется на основных идеях, порядке, в котором они изложены, выделяет самые яркие образы и примеры, которые подкрепляют основную мысль. После этого обсудите с ребенком самые существенные детали текста. Но слишком сильно в детали углубляться не надо: если пересказ текста будет слишком подробным, ребенок просто «не увидит леса за деревьями». Нужно учить его отличать существенные подробности от несущественных. Обязательно на этом этапе уточните значения незнакомых слов, если они есть в тексте.

Наконец, поинтересуйтесь мнением ребенка: текст наверняка вызвал у него какие-то мысли, эмоции, переживания. Спросите у него, как, по его мнению, автор относится к главным героям и событиям? А как относится он сам? Согласен ли он с автором? Пусть ребенок как можно точнее опишет, что ему понравилось в тексте, а что — нет. Наконец, напоследок пусть ребенок ответит на шесть вопросов, которые помогут освежить в голове содержание текста:

Кто?

Что делает?

Когда?

Где?

Как?

Почему?

И вот теперь можно браться собственно за пересказ текста. В качестве помощи на первых порах можно использовать сюжетные картинки: готовые или нарисованные самим ребенком в процессе подготовки к пересказу. И помните, что пересказ текста — это тренировка не столько запоминания, сколько понимания. Не требуйте от ребенка механически заучивать текст: если он поймет его, он сам расскажет его своими словами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗКИ «ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО». Пересказ сказки.

Материал предназначен для воспитателей средней группы....

Консультация «Обучение пересказу детей младшего возраста»

Консультация для воспитателей младших групп...

Консультация для педагогов «Структура занятия по пересказу. Приемы обучения пересказу».

Консультация для педагогов "Структура занятия по пересказу. приемы обучения пересказу"...

Конспект НОД по обучению пересказу Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову- Микитову).

Обучение пересказу с использованием природоведческой литературы по опорным схемам. Основные задачи:1.Формирование связной монологической речи с использованием графических схем.2. формирование гра...

Консультация: «Обучение пересказу с использованием текстов цепной структуры и мнемотехники по методике В.К. Воробьевой и О.И. Крупенчук». Подготовлена ст. воспитателем Савченко В.И. МБДОУ детский сад № 8 комбинированного вида ст. Старощербино

Методика работы  по обучению детей первоначальным навыкам связного высказывания  позволяет  успешно  использовать  тексты цепной организации. Для наглядного показа правил смыс...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Речевое развитие» Обучение пересказу детей II года обучения (5-6 лет) с ЗПР. ТЕМА: Пересказ рассказа Я. Тайца «По грибы».

ТЕМА: Пересказ рассказа Я. Тайца «По грибы».ЗАДАЧИ:1. Коррекционно-развивающие: - Развивать уверенность в своих силах.- Развивать память, точность движений рук.- Развивать внимание, мышлен...