Песок и глина
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
непосредственно образовательная деятельность по развитию речи, рисованию, экспериментированию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_pesku_i_gline_2015.docx | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности
с элементами экспериментирования по теме «Песок и глина».
Старшая группа.
Цель: Дать представление о свойствах песка и глины.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.
- Формировать умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту; понятие о том, что песок и глина полезные ископаемые.
- Развивать речь детей, самостоятельность, инициативность.
- Воспитывать любознательность.???
Словарная работа: Сыпучий, песчинки, частички, исследование, эксперимент, лаборатория, песчаная буря.
Материал: проектор для просмотра видео, песок, глина, тетрадные листы, палочки, песочные часы, банка, коктейльная трубочка, иллюстрация " пустыня", магнит, стаканы с водой, клей.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественное творчество».
Методы и приемы:
- практические: наблюдение, экспериментирование с глиной и песком;
- наглядные: показ опытов;
- словесные: беседа, рассказ, анализ, подведение итогов – обобщение детских исследований по данной теме.
Ход занятия:
Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. А теперь проходите на стульчики, и мы с вами посмотрим интересную передачу.
Просмотр детской передачи о полезных ископаемых.
Электронный адрес программы: http://yandex.ru/video/search?fiw=0.00593323&fiw=0.00593323&filmId=gI26ItPC0Cw&text=%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%20%D0%BE%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D1%85&path=wizard называется полезные ископаемые «Строим дома»
Беседа с детьми.
- Ребята, скажите, о чем же была детская передача?
- Скажите, что же такое «Полезные ископаемые»?
- Откуда берутся эти ископаемые?
- Скажите, как используются песок, глина, нефть, соль?
- Как можно назвать их одним словом? А как еще можно назвать? (сокровища земли, кладовая земли и т. п.).
А сейчас давайте представим, что мы с вами – исследователи и у нас есть своя научная лаборатория. Что же такое лаборатория? (ответы детей).
Лаборатория - это место где ученые проводят опыты и ставят эксперименты. А как вы думаете, чем занимаются в лаборатории? (ответы детей). В лаборатории мы займемся исследованием и экспериментированием (словарная работа) и поближе познакомимся с некоторыми полезными ископаемыми, а чтобы узнать, с какими именно, вам, нужно отгадать.
Из меня кулич испечь удобно,
Только есть его нельзя, дружок,
Я сыпучий, жёлтый, несъедобный,
Догадался, кто я? Я - … (Песок)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу. (Глина)
Молодцы, вы правильно отгадали загадки, теперь тихонько пройдите за столы будем проводить опыты.
Ребята, посмотрите, перед вами в стаканчиках стоит глина и песок, давайте хорошо рассмотрим их.
ОПЫТ №1
Возьмите стаканчик с песком в руки и аккуратно насыпайте его на бумагу. Легко сыпется песок? Что можно сказать про песок? Какой он? Из чего он состоит? (он сыпучий, состоит из песчинок).
А теперь возьмите глину и попробуйте насыпать ее на бумагу. Какая глина на ощупь? (твердая, холодная, сырая)
Что легче насыпать, песок или глину? (насыпать песок)
Верно, песок сыпучий и его движение напоминает движение воды. А глина сыпучая? подумайте. А как глина сыпется? (комочками)
Как вы думаете, может ли песок помочь нам определить сколько времени прошло? (ответы детей) Может ли песок работать вместо часов?
Что у меня в руках, кто знает (песочные часы) Когда песок из одной емкости пересыпается в другую, пройдет 1 минута. (Демонстрирую)
А есть еще часы, в которых песок пересыпается за 3, и за 5 минут.
Как вы думаете, можно ли сделать глиняные часы? Почему нельзя?
Вывод: (пусть дети самостоятельно делают вывод) песок сыпуч, а глина нет.
ОПЫТ № 2
Возьмите палочку и попробуйте воткнуть ее в стаканчик с песком. Что произошло? Почему? (палочка песчинки легко расталкивает, так как они не держатся друг за друга)
А теперь тоже самое сделаем с глиной. Что произойдет, как вы думаете (глина твердая, палочка в нее не воткнуть, трудно).
Вывод: (пусть дети самостоятельно делают вывод) палочка песчинки легко расталкивает, так как они не держатся друг за друга, а глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно.
Физминутка:
А теперь давайте сами попробуем превратиться в песок и глину. Давайте выйдем на коврик.
Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь.
Дунул сильный ветерок, натворил переполох.
Легкие песчинки - поднял он как пушинки. (Прыгают)
И закружил легко. (Кружатся)
Но ветер вдруг угомонился.
Песчинки разом приземлились.
Вокруг себя повернитесь и в глину превратитесь.
Разгулялся ветерок, поднял снова переполох,
Но глины толстые куски,
Не поднять ему никак.
Будем дружненько стоять.
Молодцы, проходите на свои места.
ОПЫТ №3
Теперь, ребята, я предлагаю опустить магнит в песок.
Что же произошло? На магните остались песчинки песка, а в опыте с глиной не произошло ничего.
Вывод: (пусть дети самостоятельно делают вывод) песок состоит из мелких камешков, которые имеют различную форму, размеры. В песке присутствуют частички металла, на ощупь песок шершавый, а глина мягкая. Песчинки образуют предохранительные своды. Вот почему насекомые попавшие в песок выбираются целыми и невредимыми.
(Показ иллюстрации "Пустыня")
Посмотрите ребята на иллюстрацию. Что на ней изображено? Что вы знаете о пустыне (ответы детей)
(Рассказ воспитателя)
В пустыне не бывает зимы, там очень жарко. Мало воды, почти нет растительности. Насекомые, чтобы спастись от жары, зарываются глубоко в песок, а когда наступает ночь, выползают. Когда у нас поднимается ветер, начинается ураган.. А в пустыне ветер поднимает большое количество песка и начинается песчаная буря. (Словарная работа) Хотите устроить песчаную бурю в банке?
ОПЫТ №4
Банку нужно положить на бок, внутрь насыпать песок и глину, закрыть крышкой, в которую вставлена резиновая трубочка. Через нее с силой вдуваем в банку воздух. Внутри создается ветер.
Что происходит с песчинками? Почему?
А с кусочками глины? Почему?
ВЫВОД: (пусть дети самостоятельно делают вывод) песчинки маленькие, легкие не прилипают друг к другу, поэтому легко сдуваются. А кусочки глины сдуваются труднее, потому что они тяжелые.
ОПЫТ №5
Давайте нальем в стакан с песком воды, и посмотрим что произошло. А теперь нальем воду в глину. Что произошло?
Проверяем проходимость воды через глину и песок.
ВЫВОД: (пусть дети самостоятельно делают вывод) глина воду не пропускает, а песок пропускает, при этом он становиться тяжелым и лепится.
Воспитатель сообщает, что на песке рисуют обычно палочкой, но есть еще один способ создания песочных картин с помощью бумаги и клея. Педагог берет лист бумаги, быстро рисует несложную контурную картинку, затем проводит по всем линиям клеем и плашмя кладет картинку в песок, изображением вниз. (Можно вместо песка использовать манку). Потом поднимает картинку и показывает детям песочный рисунок. Поясняет, что клеем можно покрыть не только контурные линии, но и крупные детали силуэты. Дети осваивают новый способ. Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть получившиеся песчаные картинки, спрашивает, в чем их особенность. Подводит детей к выводу, что песчаные картинки состоят из множества мелких крупинок и выполнены в одной цветовой гамме. Можно ли расцветить эти картинки, чтобы они стали яркими? Дети высказывают свои догадки. Педагог подтверждает, что песчаные картинки можно раскрасить красками.
Давайте подведем итог: (пусть дети самостоятельно делают вывод) песок - сыпучий, рыхлый, глина - тяжелая, не сыпучая, твердая. Все молодцы. Мы много сегодня узнали о песке и глине.
Итог: Общая оценка детской экспер работы (интерес, активность, работоспособность детей, кто сделал свое открытие) повторение свойств песка и глины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование в средней группе Тема: Природные материалы: песок и глина.
Календарно-тематическое планирование в средней группе Тема: Природные материалы: песок и глина....
Презентация проекта "Песок и глина"
Поисково- исследовательская деятельность детей с песком и глиной....
Занятие в старшей группе "Песок и глина"
Интересное, занимательное занятие для страшей группы...
Проект "Песок и Глина"
Экологический проект«ПЕСОК И ГЛИНА»Тип проекта: познавательно-исследовательский. Участники проекта : педагоги, дети, родители. Длительность: кратковременный, 1 недел...
Презентация "Для чего человеку нужны песок и глина"Экологическая викторина
Экологическая викторина с участием родителей в летний период....
Песок и глина.
Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, и найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни....