- Ребята вы верите в чудеса? - Да. - У нас в группе сегодня утром произошло настоящее чудо. Когда я пришла в группу и увидела на столе Королеву- Книгу со сказочными картинками. Посмотрите на неё, какая она красивая. Давайте откроем и заглянем на первую страницу. - Что такое случилось? Все картинки пропали. Что же нам делать? Ответы детей -Давайте поможем собрать все картинки и вернём их обратно в книгу. Игра « Собери картинку». Дети собирают картинки и называют сказки по произведениям К. Чуковского. - Спасибо вам, ребята, помогли вернуть картинки в книгу. Сегодня Королева - книга приглашает нас в гости к вашему любимому писателю Корнею Ивановичу Чуковскому. В гости дедушка Корней приглашает всех детей! Но особенно он рад, пригласить таких ребят, Кто умеет слушать сказки Или любит их читать. - Ребята, а Вы любите сказки? А сейчас я приглашаю Вас на литературную викторину по сказкам К. Чуковского. (1 слайд) Вы, ребята, будьте внимательны, старайтесь отвечать чётко, быстро.(2 слайд) I тур – «Вспомни сказку». II тур - «Кто есть кто». III тур. «Конкурс знатоков». Аукцион IV тур. «Корзинка с потерянными вещами». V тур. «Музыкальная страничка» VI тур. «Расшифруйте имена сказочных героев». Подведение итогов и награждение победителей. ( 3 слайд) Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский. 1 апреля 2007 г., если бы он был жив, ему исполнилось бы 125 лет. Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков. – Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. (4 слайд) Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги .(5 слайд) Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями сказок Корнея Чуковского. I тур. «Вспомни сказку». (7 – 8 слайд) - Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку. Веселится народ- Муха замуж идёт За лихого, удалого Молодого… (комара) «Муха – Цокотуха» | Нет – нет! Соловей Не поёт для свиней Позовите-ка лучше… (ворону) «Телефон» | И мне не надо Ни мармелада, ни шоколада А только маленьких, Ну очень маленьких… (детей) «Бармалей» | Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор… (Айболит) «Айболит» | Только вдруг из – за кусточка Из-за синего лесочка, Из далёких из полей Прилетает… (воробей) «Тараканище» | А посуда вперёд и вперёд По полям, по болотам идёт. И чайник сказал утюгу - Я больше идти… (не могу). «Федорино горе»
| А за ним – то народ И поёт, и орёт: - Вот урод, так урод! Что за нос, что за рот! И откуда такое… (чудовище). «Крокодил» | Солнце по небу гуляло И за тучку забежало. Глянул заинька в окно, Стало заиньке… (темно). «Краденое солнце».
| Свинки замяукали – мяу – мяу, Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю) «Путаница»
|
С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”, “ Телефона”… Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться . Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее. II тур. «Кто есть кто».( 9 слайд) - Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена? Айболит - (доктор) Бармалей - (разбойник) Федора - (бабушка) Каракула - (акула) Мойдодыр - (умывальник) Тотошка, Кокошка - (крокодильчики) Цокотуха - (муха) Барабек - (обжора) Рыжий, усатый великан - (таракан) - Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!” III тур. «Конкурс знатоков».(10 слайд) - Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.
По горизонтали: - Имя акулы в сказках Чуковского.
И акула Каракула Правым глазом подмигнула И хохочет, и хохочет, Будто кто её щекочет. (Айболит) - Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.
Вот и стал Таракан победителем, И лесов и полей повелителем. Покорилися звери усатому. (Чтоб ему провалиться, проклятому!) А он между ними похаживает, Золоченое брюхо поглаживает: "Принесите-ка мне, звери, ваших детушек, Я сегодня их за ужином скушаю!" (тараканище) - Имя мухи – именинницы.
Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. - Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.
Вдруг навстречу мой хороший, Мой любимый Крокодил. Он с Тотошей и Кокошей По аллее проходил - Умывальников начальник и мочалок командир.
Я - Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников Начальник И мочалок Командир! - Кто вернул краденое солнце?
Не стерпел Медведь, Заревел Медведь, И на злого врага налетел Медведь. Уж он мял его и ломал его: "Подавай сюда наше солнышко!" Испугался Крокодил, Завопил, заголосил, а из пасти Из зубастой солнце вывалилось, В небо выкатилось! Побежало по кустам, По берёзовым листам. - Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?
И встал Айболит, побежал Айболит. По полям, но лесам, по лугам он бежит. И одно только слово твердит Айболит: "Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!" (Айболит) - Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.
Наш бегемот провалился в болото... - Провалился в болото? - Да! И ни туда, ни сюда! О, если вы не придете - Он утонет, утонет в болоте, Умрет, пропадет Бегемот!!! (телефон) По вертикали: Первая сказка Чуковского. КРОКОДИЛ Аукцион. (11 - 12 слайд) 1.В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе») 2.Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей») 3.В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище») 4.Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе») 5.Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»). 6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши) 7.На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы) 8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку) 9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил») 10.Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков) - Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, он по улицам ходил. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово. IV тур. «Корзинка с потерянными вещами». (13 слайд) - В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете. Телефон (У меня зазвонил телефон) Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике) Мыло (Вот и мыло подскочило) Блюдце (А за ними блюдца) Калоша (Пришли мне дюжину новых калош) Термометр (И ставит им градусник) Сито (Скачет сито по полям) Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?») Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла) Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку) Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником) Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)- Стихи Чуковского очень музыкальны. Например, к сказке “Мойдодыр” композитор Ю. Левитин написал оперу. (Опера – это музыкальное произведение, в котором все поют в сопровождении оркестра.) Вначале звучит “Увертюра” – вступление к опере. Звучат фанфары, привлекая внимание слушателей. Далее звучит лучезарный солнечный марш: “Рано утром, на рассвете умываются мышата”. Финал оперы радостный. Звучит гимн воде. V тур. «Музыкальная страничка» (14 слайд) - Бармалей
- Муха –Цокотуха
- Крокодил
- Айболит
- Федорино горе
- Мойдодыр
- Тараканище
- Телефон
- К.И.Чуковский рассказывал: “ У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба. VI тур. «Героический поступок» (15 слайд) - Соедини героя сказки с поступком, который он совершил. Айболит | Зажгли море. | Воробей | Проглотил солнце. | Крокодил | Помыла свою посуду. | Комар | Вернул солнце в небо. | Федора | Потушила море. | Медведь | Спас Муху – Цокотуху. | Бабочка | Съел таракана. | Лисички | Вылечил зверей. |
Подведение итогов викторины.(16 слайд) |