Проект "Активизация речи у детей раннего возраста"
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

Серова Мария Михайловна

Тип проекта: информационно-познавательный.

Форма проведения: групповая (НОД, конкурс, развлечение, выставка, дидактические игры).

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Продолжительность: долгосрочный, сентябрь-апрель.

Цель проекта: активизация речи у детей раннего возраста.

Задачи проекта:

  1. Активизировать познавательную и речевую деятельность на основе обогащения сенсорного опыта детей
  2. Способствовать становлению речи через развитие мелкой моторики
  3. Совершенствовать понимание речи взрослого
  4. Формировать умение произносить не только отдельные слова, но и простые фразы; отвечать на несложные вопросы
  5. Способствовать появлению в речи первых слов-обобщений

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, основы вежливого обращения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 119»

Проект

«Активизация речи у детей раннего возраста»

Образовательные области: «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально-коммуникативное»

Работу выполнила:

Воспитатель группы раннего возраста

Серова Мария Михайловна

г.Череповец

2015

Актуальность

Речевая активность ребенка, ее объем, и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, развитии речи, изобразительной деятельности не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Проблемой обогащения, расширения словаря занимались видные отечественные психологи, педагоги, методисты: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. И. Тихеева, В. В. Гербова, М. М. Конина и другие. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е. И. Тихеева, В. И. Логинова, В. В. Гербова. Специфика усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. Основные методические разработки по развитию речи на сегодняшний день в основном относятся к работе с детьми, имеющими нарушения речи. Работа с детьми, посещающими общеобразовательные дошкольные учреждения, главным образом изучается московской школой исследователей детской речи под руководством О. С. Ушаковой.

Третий год жизни - начало речевого общения детей друг с другом, формируется способность сопровождать свои действия речью.

Возможность понимать речь и говорить становится для ребёнка третьего года жизни средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие инициативной речи. У ребёнка появляется потребность спрашивать у взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что является основой для дальнейшего развития диалогической речи.

Формирование словаря у детей раннего возраста является основой для дальнейшего, нормального речевого развития. Всякая задержка в ходе развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов-названий и слов-понятий, суженный или наоборот неправомерно расширенные понятия и т.п.) затрудняет общение с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из игр, занятий. Поэтому работа по активизвции речи детей становится особенно важной.

Тип проекта: информационно-познавательный.

Форма проведения: групповая (НОД, конкурс, развлечение, выставка, дидактические игры).

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Продолжительность: долгосрочный, сентябрь-апрель.

Цель проекта: активизация речи у детей раннего возраста.

Задачи проекта:

  1. Активизировать познавательную и речевую деятельность на основе обогащения сенсорного опыта детей
  2. Способствовать становлению речи через развитие мелкой моторики
  3. Совершенствовать понимание речи взрослого
  4. Формировать умение произносить не только отдельные слова, но и простые фразы; отвечать на несложные вопросы
  5. Способствовать появлению в речи первых слов-обобщений
  6. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, основы вежливого обращения.

Принципы:

  • наглядности
  • доступности
  • систематичности
  • дифференцированности

Формы работы

  • ООД,
  • дидактические игры,
  • индивидуальная работа с  детьми,
  • выставки;
  • развлечения.

Методы проекта:

Игровые методы, поисковые, исследовательские.

Предполагаемый результат:

  • Овладение детьми активной речью
  • Создание дидактических игр по активизации речи детей
  • Совместная работа родителей и воспитателя по активизации речи у детей
  • Родители получат необходимые психолого-педагогические знания по активизации речи детей раннего возраста, примут активное участие в изготовлении пособий и оборудования по развитию речи детей.

Продукты проекта:

  • выпуск альбомов;
  • обогащение предметно-развивающей среды играми, пособиями, дидактическими пособиями по активизации речи детей;
  • продуктивная деятельность.

Этапы реализации проекта

I этап: подготовительный.

  • Знакомство с темой проекта
  • Изучение литературы
  • Выявление проблемы, цели и задач
  • Составление перспективного плана работы
  • Создание условий для эффективного использования игр
  • Подбор игр для активизации речи у детей
  • Диагностика уровня развития речи у детей, анкетирование родителей.

II этап: творческий.

  • Изготовление игр на активизацию речи;
  • Оформление стендов для родителей по теме проекта;
  • Проведение бесед и консультаций для родителей;
  • Приобретение и изготовление с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорной сферы;
  • Проведение собрания с родителями на тему: «Активизация речи у  детей раннего возраста»;
  • Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
  • Проведение НОД.

III этап: заключительный.

  • Диагностика уровня развития речи детей
  • Проведение итогового родительского собрания
  • Проведение выставки игр
  • Самооценка, выводы.

Самооценка и выводы:

• В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное развитие речи детей;

• У детей вырос уровень развития речи;

• Родители получили методические рекомендации по созданию условий для развития речи детей, консультации по приобретению и изготовлению развивающих игр;

• В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия, а также была проведена выставка развивающих игр приобретенных на группу и созданных руками родителей и воспитателей:

  • «Узнай на ощупь»,
  • «Угадай, что звучит?»,
  • «Угадай игрушку по описанию»
  •  «Чудесный мешочек»,
  • «Чудо – дерево»;
  • «Большой, поменьше, маленький»;
  • Оборудован дидактический стол.

Перспективы развития проекта

• Дальнейшая непрерывная систематическая работа по активизации речи у детей раннего возраста;

• Дополнение системы развивающими играми и материалами;

• Продолжение работы по использованию проектных технологий по активизации речи детей.

уровень восприятия речи взрослого

понимание речи взрослого

объем активного словаря

уровень активного словарного запаса детей

общий уровень развития речи

выс

ср

низ

выс

ср

низ

выс

ср

низ

выс

ср

низ

выс

ср

низ

Начало года

0%

60%

40%

10%

50%

40%

0%

45%

55%

0%

40%

60%

0%

50%

50%

Конец года

30%

50%

20%

35%

60%

5%

25%

50%

25%

20%

65%

15%

25%

55%

20%


Приложение 1.

Картотека игр, упражнений,

направленных на развитие речи детей 2-3 лет

1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.

Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.

Дыхательные упражнения.

Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.

1.«Подуем на снежинку».

Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.

2. «Бабочка летает».

Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

3.«Плывет, плывет кораблик».

Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.

Артикуляционная гимнастика.

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Упражнение «Заборчик».

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

Упражнение «Хобот слоненка».

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

2. Игры по развитию общей моторики.

Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.

Мы идем по кругу, посмотри,

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.

Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,

А потом, как аисты встали – и молчок.

3. Подвижные игры с речевым сопровождением.

Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше  игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».

4. Логоритмические игры с самомассажем.

Во время игр с самомассажем воспитатель читает стихотворение, сопровождая слова движениями.

«Лягушата»

Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.

Выгибают спинки, спинки – тростинки

Ножками затопали, ручками захлопали,

Постучим ладошкой по ручкам немножко,

А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.  

Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,

Хлопают ладошки нас уже по ножкам.

Погладили ладошки и ручки и ножки.

Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья».

5. Игры – подражания с речевым сопровождением.

Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.

«Птичий двор»

Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,

Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

А наш Петя-петушок рано-рано поутру

Нам споет  «Ку-ка-ре-ку!»

«Произношение гласных звуков»

- А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик,

девочка укачивает куклу).

- О-о-о (разболелся зуб,удивление).

- У-у-у (гудит поезд).

-И-и-и (жеребенок ржет).

Звуки произносятся на выдохе.

6. Пальчиковые игры.

Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.

«Замок»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Покрутили, постучали, потянули… и открыли.

7. Игры с различными предметами и материалами.

Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.

«Яичко»

(катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).

Маленькая птичка принесла яичко,

Мы с яичком поиграем,

Мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

«Крутись карандаш»

(карандаш должен быть ребристым).

Катание карандаша по столу вперед- назад,

чтобы карандаш не укатился.

Сначала одной рукой, потом другой.


Приложение 2.

Тематический активный и пассивный словарь детей раннего возраста 2-3 лет

Числительное: один, много, ни одного, один, два, три

Вопросы: Где? Куда? Почему? Когда?

Предлоги: на, за, в, из, с, перед, под, около

Тема

Существительное

Прилагательное / наречие

Глагол

Художественная литература

ОВОЩИ

Морковь, помидор, огурец, лук, картошка, репа, свекла, капуста, редис, горох  – овощи (то, что растет на грядке на огороде); магазин;  урожай;

предметы труда: лопата, грабли, ведро, лейка, корзина.

 Еда: салат, щи, борщ, суп

цвета (основные) – красный, зеленый, желтый, черный, коричневый;

вкус – кислый, сладкий, горький; вкусный;

форма – круглая; размер – большой, маленький; твердый.

расти, зреть, хрустит, брать, мыть, чистить, резать, тереть, варить, есть.

Р.н.с. «Репка»,

А.Прокофьев «Огород»

Ю. Тувим «Овощи» (отрывок)

Т.Белозерова «Огород»,

В.Глущенко «Я пойду выкопаю грядку»

ФРУКТЫ

яблоко, лимон, апельсин, груша, слива,  – фрукты, то, что растет на дереве в саду; компот, варенье, сок.

сочный, твердый

вкус – кислый, сладкий;

цвет – зеленый, желтый, красный, синий, оранжевый, фиолетовый; форма – круглый, овальный; размер – большой, маленький

расти, созревать, собирать, срывать, брать, мыть, очищать,

есть, варить, резать.

Считалка «Апельсин»,

В.Волиной «Осень добрая пришла…»

Осень добрая пришла,

Нам подарки принесла:

Яблоки душистые,

Персики пушистые,

Груши золотистые осень принесла.

ИГРУШКИ

Зайка, кукла, мишка, машина, кубики, мяч, юла, матрешка, пирамидка,  и др. – игрушки; магазин игрушек

цвет – красный. зеленый, синий, желтый, розовый, коричневый; форма – круглый, квадратный;

поверхность – мягкий, твердый, чистый, грязный; размер – большой, маленький; новый, старый, любимый, красивый.

играть, катать, строить, собирать, разбирать, кормить, спать. мыть, качать, убирать, покупать

Стихи А. Барто из цикла «Игрушки»,

Л.Толстой «Была у Насти кукла»,

Бокова Т. Стихи про игрушки

В.Берестов «Больная кукла»

Н.Саконская «Волчок»

А.Шибаев «Подружки»

ЧЕЛОВЕК

человек, мужчина, женщина, ребенок, мальчик, девочка, бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат,  голова, волосы, глаза, уши, нос, рот, зубы, шея, лицо, руки, ладони, ноги, колени, тело, пальцы, спина, грудь, живот.

Правая, левая, выше, ниже, большой, маленький, высокий, низкий

бегать, ходить, прыгать, смотреть, сидеть, спать, слушать, есть, пить, говорить, дышать, плакать, улыбаться, умываться, брать, носить, играть, рисовать.

 Русские народные потешки:

«Водичка, водичка,

Умой мое личико…»,

«Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ…», «Ладушки», «Расти коса до пояса…»

Е.Благинина «Алёнушка», «Вот какая мама»

ОДЕЖДА, ОБУВЬ, головные уборы

майка, трусы, носки, колготы, платье, сарафан, кофта, рубашка, брюки, шорты, пальто, куртка, шуба, плащ, варежки, шарф – одежда; рукава, воротник, карман, пуговица, молния, пояс; туфли, кроссовки, сапоги, резиновые сапоги, тапки – обувь; шапка, платок, панамка, кепка.

Ткань, нитка, иголка

основные цвета;

короткая, длинная, чистая, грязная, красивая, резиновая, меховая, теплая, новая, зимняя, летняя, детская.

шить, вязать, носить, одевать, надевать, снимать, застегивать,

расстегивать, повесить, стирать, беречь, гладить, покупать.

Н. Саконская. «Где мой пальчик?»;

народная потешка:

«Наша Маша маленькая,

На ней шубка аленькая…»

В. Кудлачева «Подарок»

Е.Благинина «Я умею обуваться», «Новая одежка»

Н.Павлова «Чьи башмачки»

Англ. нар. песенка «Перчатки»

ДОМ

дом, кухня, комната, окно, стена, крыша, труба, дверь, лестница, забор, теремок, улица – много домов; часы, телефон, утюг, телевизор, холодильник (предметы быта); этаж

Основные цвета, большой, маленький, старый новый, красивый, деревянная, низкий, высокий, темный

строить, жить, входить, выходить, открывать, закрывать, убираться

Р.н. сказка «Теремок», «Маша и медведь», обр. М. Булатова. «Заюшкина избушка»

А. Барто «Строители»

С.Маршак «Кошкин дом»

К.Чуковский «Мойдодыр»

ПОСУДА

Чашка, блюдце, стакан, тарелка, ложка, вилка, нож, половник, чайник, кастрюля, сковорода, крышка, таз,  щетка, терка.

Завтрак, обед, ужин

Большая, маленькая, чайная, столовая, горячий, сладкий,  холодный, теплый, чистая, грязная

Варить, налить, пить, есть, ставить, поставить, мыть, готовить

Р.н.с. «Три медведя»,

К.Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха»

 Капутикян С. «Маша обедает»

МЕБЕЛЬ

мебель, стол, (крышка, ножки), стул (ножки, сиденье), кровать, диван, кресло, шкаф, полка,  люлька

мягкий, твердый, деревянный, пластмассовый, книжная

сидеть, лежать, есть, ставить, стоит, вытирать, качать

Р.н. сказка «Три медведя»,

А. Барто «Машенька»

С.Маршак «Кошкин дом

ПРОФЕССИИ

Доктор, врач, дворник, повар, шофер, продавец

Добрый, смелый, сильный

Лечит, варит, готовит, метет, продает, и др.

А.Пушкин «Ветер по морю гуляет…»

А. Барто «Самолет». «Кораблик»

Б. Заходер «Шофер». «Сапожник»

Англ. нар. песенка «Кузнец»

Немец. нар. песенка «Портной»

ТРАНСПОРТ

Машина, грузовик, самолет, корабль, лодка, автобус, трамвай, троллейбус, скорая помощь, пожарная машина, поезд, вагон, рельсы, дорога, кабина, руль, кузов, колесо, мотор, окно, шофер, летчик, капитан

Легковая, грузовая, большая, маленькая, короткий, длинный, высоко, низко, лево, право, вперед, назад, далеко-близко, громко – тихо

Едет, летает, плывет, стоит, гудит,  сломалась, чинить

А. Барто «Кораблик», «Грузовик»,  А. Введенский «Песня машиниста»,

Т. Волгина «Паровоз»,

Э. Мошковская «Мчится поезд»

ВРЕМЕНА ГОДА

Осень

Осень, трава, листья, дождь, лужи, туча, небо,  птицы, урожай, сезонная одежда, зонт, листопад

Желтые, коричневые, красные, большой -маленький, осенние, холодно, мокрый, сырой

Желтеет, падают, капает, улетают

А.Блок «Зайчик»

И.Соколов-Микитов «Осень в лесу»

М.Ходякова «Осень»

А. Плещеев «Осень наступила»

Я.Тайц «Поезд»

С.Маршак «Круглый год»

Зима

зима, мороз, снег, сосульки, снежинка, снежки, лед, снеговик, круг, горка, санки, лыжи, коньки, снегокат,  лопата, дорожка, снегопад.

Дед Мороз, Снегурочка, подарки, елка, иголки, фонарики

белый, холодный, снежная (баба), большой – маленький, средний, мягкий – твердый, мокрые – сухие, легкие – тяжелые, теплые, зимний, прозрачная (сосулька), елочные.

идет (снег), выпал, лежит, висит (сосулька под крышей), лепить, кататься, ходить (на лыжах), делать (горку), расчищать, тает, замерзли, нарядили

И.Сурикова «Зима»

А. Барто «Снег»

З.Александрова «Снежок»;

Я.Аким «Первый снег»;

В.Бианки «Лесная газета»

И.Соколов – Микитов «Зима вьюжная»

И.Белоусов «Первый снежок»;

О.Высотская «На санках»

О.Жук «Снежный дом»

Р.н. потешка «Мороз»

 Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!...

Весна

Солнце, дождь, ручеек, лужи, почки, листочки

Голубое, теплое, весеннее, маленький, глубокая

Тает (снег), бегут (ручьи), журчит, распускаются (листья, цветы), зеленеет, плывет

А.Плещеев «Уж тает снег …», «Травка зеленеет»;

М.Борисова «Песенка капели»

Укр. нар. песенка «Веснянка»

Лето

Солнце, радуга, река, сачок, качели, песок

Жаркий, теплый, ясный, солнечный

Загорать, плавать, купаться, собирать, качаться, ходить, бежать, прыгать

И.Беляков «Жаркий день», «Малыши-голыши», «», Где вы были»;  Т. Золотухина «Мне солнце село на плечо», «Гроза», С.Пшеничный «Дождик лей», С.Маршак «Сенокос»; Н.Калинина «Летом»; В.Берестов «Веселое лето»

П.Смирнова «Солнышко»

ДОМАШНИЕ

ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ

Кошка

животное, кот, кошка, котенок; знать их части тела: голова, морда, уши, глаза, тело, лапы, хвост; знать, что живут в доме; знать, что питаются молоком, рыбой, мясом, покрыты шерстью. Звукоподражания: мяу – мяу, кис – кис, мур – мур.

домашняя, пушистая, мягкая. теплая, серая (рыжая), длинный (хвост), большая, маленькая, усатая, озорные

ходить, бегать, лакать, спать, лежать, сидеть, прыгать, ловить (мышку), играть, мяукать, пищать, царапает

Л.Толстой «Спала кошка на крыше», С.Маршак «Усатый – полосатый»,

В. Берестов. «Котенок», В.Стоянов «Кошка», О. Высотская «Холодно», Е. Чарушин «На нашем дворе»,

 р.н. песенки. потешки «Киска, киска, киска брысь!..», «Как у нашего кота…», «Тили – бом!», «Пошел котик на торжок…», «Собака, кот, кошка и курочка»

Собака

животное, собака, щенок, шерсть; уточнить названия частей тела: голова, морда, уши, тело, лапы, хвост; конура (будка), крыша, стена, миска; знать, что ест: мясо.

Звукоподражания:  гав – гав.

домашняя, пушистая, мягкая (шерсть), большая, маленькая, добрая, злая, лохматая, умная

ходить, сидеть, бежать, лежать, спать, есть, играть, лаять, охраняет, кусается, рычит, грызет,  гладить, кормить.

В. Сутеев «Кто сказал мяу?»,

А. Барто «Пес»:

У крыльца лохматый пес

Лег, уткнувши в лапы нос.

Е. Чарушин «Собака»

Л.Толстой «Слушай меня, мой пес»

Корова

животное, корова, теленок; знать их части тела: голова, уши, рога, ноги, копыта, хвост, шерсть; знать, что ест сено, траву; стадо, луг; пастух, загон, молоко. Звукоподражание: ту ру-ру,  му – му.

цвета окраски коровы: черная, рыжая, белая; домашняя, добрая, большая, парное (молоко). Рогатая, спокойная

ходить, бегать, лежать, есть, щипать (травку), мычать, бодается, жует, пасти, созывать, играть (в рожок), гнать, давать молоко

В.Берестов «Коровушка»,

Е. Чарушин «Корова», И.Новиков

 «Теленочек», К.Ушинский «Коровка»;  Потешки: «Раным-рано поутру»,  «Уж как я ль мою коровушку люблю,

Чешская н. потешка «Дай молочка, буренушка…»

Лошадь

животное, лошадь, конь, жеребенок; знать их части тела: голова, тело, морда, уши, ноги, грива, копыта, шерсть; сено, конюшня. Звукоподражания:

 но, цок – цок, тпру, иго-го.

домашняя, белая, черная, гладкая, блестящая (шерсть), большая, маленькая, красивая, сильная, умная, быстрая, громка – тихо

ходить, скакать, спать, есть, пить, ржать; кормить, поить, бежать, возить, машет, цокает,  возит,  кататься, причесать

Ушинский К. «Лошадка», А. Барто «Лошадка», С.Черный «Жеребенок», Т.Собакин «На коне»,  В Мирович из цикла «Наши друзья» (для самых маленьких) «Жеребенок», В. Стоянов «Конь»;  р.н. потешка «Цок, цок, цок, цок! Я лошадка – серый бок!...»

Шведская н. потешка «Едем, едем, на лошадке»

Коза

Животное, коза, козел, козленок, знать их части тела: голова, уши, рога, ноги, копыта, хвост, шерсть; знать, что ест сено, траву;  луг;  загон, молоко. Звукоподражание ме-е-е

домашняя, белая, черная, гладкая, рогатая, блестящая, длинная (шерсть), большая, маленькая.

Ходит, скачет, спит, ест, бодается, пьет, дает молоко

Ушинский К. «Две козы», «Козел», «Два козлика».Р.н. потешка «Привяжу я козлика…», литовская н. потешка «Я козочка», К.Ушинский «Два козлика», В.Жуковский «Котик и козлик»,А. Барто «Козленок»; р.н.с. «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова).

ДОМАШНИЕ

ПТИЦЫ

Птица, петух, курица, цыпленок, утка, утенок, гусь, гусенок  зернышки; голова, туловище, крылья, хвост, перья, клюв, глаз, гребешок, бородка, лапки; яйцо.

Звукоподражание: ко-ко-ко, пи-пи-пи, цып-цып-цып, ку-ка-ре-ку; га-га-га, кря-кря-кря

домашняя, красный, желтый, серый, белый,   разноцветный, круглый,  большой - маленький, клюв широкий - узкий, шея длинная - короткая  острый, птичий (двор).

ходить, клевать, пищать, крякать, звать,  кукарекать, плавать, взлетать, нырять;

пить, щипать, грести, шипит, заботится

К.Ушинский «Петушок с семьей», «Гуси», «Уточки»,  Сказка: «Курочка Ряба», К.Чуковского «Цыпленок»,

В Сутеев «Цыпленок и утенок»,

В.Берестов «Курица с цыплятами»;

Е. Чарушин «Утка с утятами»

Кудашева Р. «Петушок», В. Степанов «Утки», «Гусь», «Куры»;  Г. Бойко «Петух»; Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской;  Т.Волгиной «Цыплята», Р.н. потешки: «Петушок,  петушок, Золотой гребешок», «Гуси, гуси, га-га-га…», «Наши уточки», «Как у наших у ворот»

ДИКИЕ

ЖИВОТНЫЕ

Заяц

Животное, заяц, зайчонок, шубка; знать части тела голова, туловище, лапы, хвост, уши; знать, чем питается: морковка, кора; трусишка

дикий, белый, серый, теплая (шубка), длинные (уши), короткий (хвост), мягкий

прыгать, грызть, бояться (лисы), прятаться (за куст), дрожит

 А. Барто  «Зайка», Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!»;

В. Хорол «Жил - был зайчик»;

А.Блок «Зайчик»;  Е. Чарушин «Кто как живет в лесу. Заяц»; Потешка «Зайчишка – трусишка по полю бежал…»;  Н.Абрамцева «Как у зайчонка зуб болел»; Р.Н.С. «Колобок», «Заюшкина избушка»

Лиса  

животное, лиса, лисенок, лисичка-сестричка; знать части тела: мордочка, туловище, лапы, уши, хвост; знать, что живет в лесу, в норе, питается мышами.

дикая, оранжевая,

пушистая, хитрая; вытянутая(мордочка), острые(уши), пушистый (хвост).

Жить, бегать, питаться, охотиться, ловить (зайцев, мышей).

Р .Н. С.  «Колобок», «Лисичка со скалочкой», «Снегурушка и лиса»

З.Александровой «Лисята»:

Под кустом играют в прятки

Шаловливые лисятки,

А лиса для малышей

Ловит в зарослях мышей.

В. Бианки «Лис и мышонок»,

Медведь

животное, медведь, медвежонок; знать части тела: голова, морда, уши, туловище, лапы, хвост; знать, что живет в лесу, любит мед и малину, берлога

дикий, коричневый, косолапый, неуклюжий, толстые (лапы), большой, маленький, плюшевый

ходить, спать, есть, пить, ревет, испугался

Р.Н.С.«Три медведя», «Колобок», «Теремок»; «Маша и медведь»

А. Барто «Уронили мишку на пол»;

В Бианки «Купание медвежат»

Волк

Животное, волк, волчонок; знать части тела: голова, туловище, спинка, живот, лапы, уши, хвост, пасть, зубы; знать, что живет в лесу.

дикий, серый, злой, зубастый, сердитый, голодный.

жить, бегать, есть, охотиться, воет

Р.н.сказки «Козлятки и волк» обр. К. Ушинского,  «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Теремок».  

Е. Чарушин «Волчишко»

Белка

Животное, белка, бельчонок шубка; знать части тела голова, туловище, лапы, хвост, уши, кисточки; знать, чем питается: семена, орешки, что живет в лесу, в дупле на дереве.

Дикий, теплая (шубка), серая, рыжая, пушистый (хвост), острые (зубки)

Прыгает,  лазает, скачет,   ест, грызет

А. Пушкин (отрывок) «Белка песенки поет…»

Е. Чарушин «белка»

Еж

Животное, еж, ежонок, ежата, знать части тела: мордочка, туловище, лапы, уши, тело покрыто иголками,  знать, что живет в лесу, питается мышами, пьет молоко

Дикий, колючий, пугливый, серый, черный, маленький, круглый

Бегает, прячет (мордочку), защищается

Д.Хармс «Храбрый еж», Б. Заходер. «Ежик»; Л.Толстой «Нашли дети ежа», Е. Чарушин «Ёж»,

И. Соколов – Микитов «Ёж»;

Р.н.п. «Тень – тень, потетень»

ПТИЦЫ

птица, воробей, ворона, голубь, сова, ласточка; знать их части тела: клюв, перья, крылья, ноги, хвост, голова; корм, насекомые, птенцы,  скворечник, гнездышко

дикие, красивые, белые, черные, коричневые, разно цветные, большие, маленькие, высоко – низко, далеко - близко

ходить, прыгать, летать, клевать, пить, ловить, сидеть, чирикать, каркает, ходит, прыгает, поёт.

А. Барто «Села птичка на окошко»,

К.Ушинский «Ласточка», А. толстой «У Вари был чиж», В.Стоянов «Ласточка», В.Бианки  «Лесная газета»

Народная потешка – игра «Воробей»:

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей.

«Совушка - сова», «Ай ду – ду, ду – ду, ду – ду сидит ворон на дубу », «Вот и люди спят», «травка муравка»

РАСТЕНИЯ

Деревья

кусты

Дерево, куст, ствол, ветка, лист, почки, семена, рябина, береза, клен, елка, сирень

Широкий, узкий (лист), высокий, низкий, основные цвета, алый, бардовый, оранжевый

Расти, цвести, опадают (листья), зеленеют

С.Есенин «Белая береза»

Р.н.п. «Береза моя, березонька», «Я по лесу по зеленому иду», «Уж ты лес - лесок»

Цветы

цветок, одуванчик, ромашка, колокольчик,  пушинка, листья, стебель, букет, венок, земля, луг, поле.

желтый, белый, розовый, фиолетовый,  зеленый, широкий, узкий (лист)

Расти, цвести, собирать, плести (венок), дарить

З.Александрова «Одуванчик», Е.Серова «Лужайка»,  М. Познанская «Одуванчик», «Ромашка»

А.Толстой «Колокольчики мои»

Р.н.п. «Ах вы цветики, цветочки»

О.Бедарев «На лугу»

Насекомые

насекомое, жук, бабочка, божья коровка, стрекоза, муха, комар, оса, пчела, кузнечик, улитка, муравей; знать их части: крылья, лапки, голова, усы; цветы, пыльца.

большие, маленькие, желтые, черные, красные, зеле ные, коричневые, разноцветные, красивые, полезные, вредные.

летать, ползать, жужжать, пищать, прыгает, есть, пить.

К.Ушинский «Пчелка на разведке»,

русская закличка «Божья коровка, полети на небо, принеси нам хлеба!», «Пчелы гудят»;

С Маршак «Улитка», Л.Толстой «Муравей и Голубка», М.Моравская «Два жука»,   Л.Смирнова «Я за бабочкой бегу»; Н. Френкеля «Жук»

Жук, Жук, пожужжи,

Где ты прячешься, скажи?

- Жу,жу,жу,жу, я на дереве сижу….


Приложение 3.

Консультация для родителей

«Речевое развитие ребенка в возрасте 2-3 лет»

Мама и малышК двум годам ребёнок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. К этому времени он начинает понимать и объяснения взрослого (инструкции) относительно совместных действий. Поскольку ребёнок активно познаёт мир вещей, манипулируя с предметами для него – наиболее значимая деятельность, а освоить новые действия с предметами он может только совместно с взрослым. Инструктивная речь, организующая действия ребёнка, понимается им достаточно рано.

Позже, в 2-3 года, возникает понимание и речи-рассказа. Они понимают многое из того, что говорят взрослые об известных им предметах и действиях, очень любят, когда с разговором обращаются прямо к ним. И это не отличает детей второго года жизни от детей конца первого года. Но совершенно особым образом на втором году жизни ребенок относится к разговору, прямо к нему не относящемуся. Бывает так, что малыш занят своим делом, но если бабушка говорит: «Никак очки не найду», – внук срывается с места, находит очки и приносит их, хотя его никто не просил об этом.

Таким образом, ребенок не только связывает слово с определенным предметом, но и отвечает на него действием, цель которого определяет самостоятельно. В этом возрасте ребенок хорошо понимает смысл обращенной к нему речи взрослого, умеет выполнять его несложные просьбы и поручения: «Принеси газету», «Подними игрушку» и пр.

Т.е. самое важное изменение в речи ребенка то, что слово приобретает для него предметное значение.

Кроме смысла речи для детей второго года жизни часто интересно само сочетание звуков, их ритм, темп и интонация, с которой произносятся слова, фразы. Это давно подмечено взрослыми, что привело к созданию своеобразной музыки речи в таких прибаутках и присказках, как «сорока-ворона», «коза рогатая» и др.

Таким образом, слово приобретает самостоятельное значение для ребенка второго года жизни, становится особым предметом, которым он овладевает в его смысловом содержании и в звучании.

На втором году жизни начинается интенсивное развитие собственной речи ребенка, которую принято называть активной(причём количество произносимых ребёнком слов всегда меньше, чем количество понимаемых), появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым.

Предложения первоначально, примерно в 1,5 годасостоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действия («мама идёт»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету») или действие и место действия («книга там»).

К концу второго года жизни ребенка речь становится основным средством общения. Взаимоотношения со взрослым облекаются в словесную форму. Ребенок обращается к окружающим по разным поводам: просит, требует, указывает, называет, а в дальнейшем и сообщает.

Речевая активность ребёнка обычно резко возрастает между 2-3-мя годами. Расширяется круг его общения – он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми. Ребёнок отвечает на вопросы взрослого и сам задаёт вопросы о том, что они делают вместе. Когда же он вступает в разговор со сверстником, он мало вникает в содержание реплик другого ребёнка, поэтому такие диалоги бедны, и дети не всегда отвечают друг другу.

К трём годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребёнка встречаются почти все части речи, разные типы предложений.

Особенности развития речи в раннем возрасте:

· Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;

· Формируется активная речь, которая становится средством общения с взрослыми и сверстниками;

· Формируется регулирующая функция речи, когда ребёнок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;

· Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;

· Возникает описательная речь;

· Ребёнок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;

· Речь отражает опыт взаимодействия ребёнка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;

· Формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребёнка и помогает усвоить социальный опыт.

На этом этапе ребенок впервые начинает обращать внимание на правильность речи и произношение, сравнивает себя со сверстниками. Для тренировки произношения очень полезны скороговорки.

Классические варианты еще недоступны детям, они просто не смогут произнести сложную конструкцию скороговорки. Поэтому применяют упрошенные подобия, направленные на овладение произнесением какого-то звука во время скороговорки: «Бы-бы-бы, дым идет из трубы», «Та-та-та, отворяйте ворота» и похожие, которые можно бесконечно придумывать самостоятельно. При произнесении скороговорки надо обращать внимание на отчетливость артикуляции и стимулировать ребенка произносить звук правильно.

В дальнейшем скороговорки для развития речи должны усложняться, превращаясь в коротенькие стишки: «У нашего мишки в мешке большие шишки», «Серая кошка села на окошко» и др. Приведенные скороговорки направлены на освоение шипящих, что обычно вызывает затруднения у детей до 3-х лет.

Нужно побуждать ребенка произносить скороговорки для развития речи отчетливо и слитно, без ощутимых пауз между словами, постепенно подводя его к тому, что скороговорки должны быть сказаны как можно быстрее и правильнее. Так в жизнь ребенка войдет новая игра-соревнование, в которую можно играть и со сверстниками — скороговорки.

Развитие речи происходит постоянно, для этого родители обязательно дают ответы на вопросы, которые во множестве «вылетают» из ребенка. Ему интересно все, и он спрашивает буквально обо всем, что видит. Задача родителей дать исчерпывающий, но очень короткий ответ, не перегруженный лишней информацией, которая останется недоступной для ребенка.

Дефекты речи у детей 2-3 лет

Они сводятся к неумению произносить некоторые звуки или группы звуков (шипящие, свистящие, «р»). Исправлять дефекты лучше начинать, посоветовавшись с логопедом. Он предложит специальные упражнения для усиления мышц языка, губ, щек, назначит массаж лица для расслабления скованных групп мышц. Логопед посоветует и скороговорки для развития именно тех навыков произношения, которые нужны. Заниматься с ребенком можно в домашних условиях, тщательно следуя предписаниям врача.

Отставание в развитии речи или задержка речевого развития у детей требует обязательной консультации с логопедом. В этом случае лучше не ставить диагноз и не проводить лечение самостоятельно.

Приложение 4

Дидактические и методические материалы по активизации речи детей раннего возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»

Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...

Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий». Обобщение опыта.-2020г.

Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...

Конспект родительского собрания (развитие речи детей второй группы раннего возраста) «Роль малых фольклорных форм в развитие активной речи у детей раннего возраста»

Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....

Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» 2021г.

Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...

ПРОГРАММЫ по развитию речи для детей раннего возраста, детей дошкольного возраста с ОНР и ТНР "МАЛЕНЬКИЕ ГОВОРУНЫ"

Создать условия для развития речи и коммуникативных навыков детей раннего возраста посредством дидактической игры....

План Самообразование во второй группе раннего возраста "Развитие связной речи у детей раннего возраста"

План Самообразование во второй группе раннего возраста "Развитие связной речи у детей раннего возраста"...

«Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» в группе раннего развития детей 1,5-2 лет

Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их раз...