Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием технологий моделирования
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.Эффективным способом решения проблемы развития связной речи ребёнка является моделирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_modelirovanie.pptx | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К.Д. Ушинский В период дошкольного возраста детям легче увидеть действительность, чем услышать словесный рассказ . Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит. .
Актуальность темы . . Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей . К сожалению дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связной речи: - связные высказывания короткие; - отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; - состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой ; - уровень информативности очень низкий .
Эффективным способом решения проблемы развития связной речи ребёнка является моделирование . Моделирование – наглядно – практический метод обучения, в основе которого лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением . ЦЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ - изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка.
Какие задачи решает наглядное моделирование : педагог целенаправленно развивает связную речь детей; обогащает активный лексикон; закрепляет навыки словообразования; учит последовательности, логичности, полноте и связности изложения; развивает мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память; снимает речевой негативизм, воспитывает у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе; формирует и совершенствует умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.
Моделирование помогает развивать: Внимание Мелкую моторику Логическое мышление Развивает кругозор Зрительную и слуховую память Воображение Интерес к обучению Усидчивость Развивает все стороны речи
Где можно использовать моделирование? при пересказах художественной литературы при заучивании стихов при отгадывании и загадывании загадок для обогащения словарного запаса при обучении составлению рассказов
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: Содержание рассказа Лексико-грамматическую наполняемость рассказа Последовательность рассказа
Форма самообразования: индивидуальная . Участники: Дети старшей группы Педагоги Родители Предполагаемый результат: Если в работе с детьми дошкольного возраста использовать технологии моделирования, то развитие умственных способностей и связной речи произойдет быстрее и эффективнее. Словарный запас детей из пассивного (в основном) перейдет в активный. Повысится интерес детей к данным видам занятий и мотивация деятельности .
Этапы работы: I этап- подготовительный. Изучение психолого-педагогической литературы по данному вопросу ; сформировать цель и задачи, подбор методов и приёмов моделирования; разработать систему работы с детьми, родителями воспитанников и педагогами в ыявить и проанализировать уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста . Подбор схем, таблиц
II этап - о сновной (внедренческий). Организация занятий согласно перспективному плану. Использование технологий моделирования во взаимодействии с родителями. Накопление материала для консультаций, проектов , обогащение предметно-пространственной среды в уголке по речевому развитию, Составление картотек игр и наглядных материалов для работы с детьми (картинки, схемы, пиктограммы, мнемотаблицы , презентации). III этап – итоговый Обобщение и оценка результатов, анализ работы и прогнозирование дальнейшей деятельности, отчет о проделанной работе на педагогическом совете .
В качестве условных заместителей (элементов модели ) могут выступать символы разнообразного характера : предметные картинки силуэтные изображения геометрические фигуры планы и условные обозначения контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания.
Мнемоквадрат Мнемодорожка
Мнемотаблица для разучивания стихотворений
Заучивание стихотворений
Мнемотаблицы, отображающие последовательность действий.
Проговаривание скороговорок, чистоговорок
Отгадывание загадок
Отгадывание загадок
Отгадывание загадок
Пересказ сказок
Пересказ сказок
Схемы составления рассказов
Составление синквейна
Составление синквейна по рассказу Л.Толстого «Пожарные собаки» Кто? Собака Какая? Смелая, преданная Что делала? Бежала, искала, спасала. Предложение . Это был Боб он спас 12 детей. Синоним -Пес .
Результаты Итоговая диагностика показала, что уровень развития речи улучшился, видна положительная динамика: у детей появилось желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни; расширился круг знаний об окружающем мире; расширился активный и пассивный словарный запас; появился интерес к заучиванию стихов; научились обследованию предметов, выделению их основных признаков; дети преодолевают робость, застенчивость, стали более активными на занятиях.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка серии игр по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ-педагогики «Поиграем с волшебниками»
В работе по развитию речи очень важным этапом является обучение ребенка составлять рассказы. От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в о...
"Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования электронных картинок" - доклад
Вопросом организации развития коммуникативных способностей старших дошкольников путем использования информационно-коммуникативных технологий и разработана данная тема. Мы делаем попытку раскрыть разно...
"Перспективно-тематический план по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники"
Перспективно-тематический план по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста...
ПЛАН работы по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники»
Речь - это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных интерактивных образовательных технологий.
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных интерактивных образовательных технологий.Автор: Сухова Юлия Владимировна. Аннотация. Статья посвяще...
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии критического мышления в образовательном процессе ДОУ
Сегодня основным направлением педагогики является новое качество образования, ориентированное на формирование у детей способностей развиваться всю жизнь. Технология критического мышления являетс...
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода моделирования.
Использование моделей Л.В.Красильниковой в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста....