методическая копилка дидактических игр по развитию речи
методическая разработка по развитию речи на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr.docx | 98.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая копилка дидактических игр по развитию речи
1.Воспитание звуковой культуры речи
Чей голос?
Возраст: 3-4 года
Цель: упражнение в умении различать животных по звукоподражанию
Материал: игрушки: мышка, утка, лягушка, корова
Ход игры: В гости к нам приходят звери. Они хотят поиграть. Надо догадаться, чей голос.
Источник: Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М., Юртайкина Т.М. Скажи по – другому (речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии) /пособие для воспитателей детского сада изд: СИПКРО / Самара -1994 стр-145
Автомобили
Возраст: 3-4 года
Цель: упражнение в правильном произношении звука и , регулирование высоты голоса
Материал: игрушечные автомобильные рули
Ход игры: Сегодня вы все станете шоферами автомобилей. Автомобили едут и сигналят: би-ип-би-ип.
Дети ходят по комнате, имитируя действия шофера и сигналя, выделяя голосом звук и.
Цепочка слов
Возраст: 4-5 лет
Цель: упражнять детей в выделении первого и последнего звука в слове
Материал: Предметные картинки: карандаш-шкаф-флажок-куст-топор-ракета-автобус-сок-ключ-чайник-крот-туча-ананас-сом-мост-тумбочка
Ход игры
Играют 4-6 детей. На столах у детей лежат карточки (изображением вниз). Каждый берет себе одинаковое количество карточек. Начинает выкладывать воспитатель. Следующую картинку прикладывает ребенок, у которого название предмета начинается с того звука, каким кончается слово – название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.
Источник: Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. Для воспитателей дет.сада/ под ред. В.В.Гербовой.-2-е издание., испр.- М.:Просвещение, 1988.-64с.
Кто быстрее соберет вещи?
Возраст: 4-5лет
Цель: упражнение в дифференциации звуков с-ш
Материал: большая карта, посередине которой изображены 2 чемодана. По кругу нарисованы предметы одежды, в названиях которых есть звук с или ш ( шуба, шапка, шляпа, шарф, штаны ; сапоги, костюм, сарафан, свитер, сандалии). Между предметами – кружочки в количестве от одного до четырех; 2 фишки разного цвета, кубик с точками на гранях(от одного до шести); квадратики разного цвета ( могут быть с буквами с и ш)
Ход игры
Играют двое детей. Один ребенок должен собрать в чемодан вещи, в названии которых есть звук с, другой – вещи со звуком ш. Дети поочередно бросают кубик и передвигают свою фишку на столько , сколько обозначено на верхней грани кубика. Если фишка попадает на предмет, который имеет в названии нужный ребенку звук, он кладет на свой чемоданчик картонный квадратик. Выигрывает тот кто больше соберет в свой чемодан вещей.
Источник: Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. Для воспитателей дет.сада/ под ред. В.В.Гербовой.-2-е издание., испр.- М.:Просвещение, 1988.-64с.
Найди место звука в слове
Возраст : 5-7 лет
Цель: формирование умения находить место звука в слове
Материал: Карточки со схемами расположения звука в словах (одна клетка закрашена в начале, конце или середине схемы)
Ход игры: Воспитатель вешает или ставит на полочку доски карточки, на которых нарисованы автобус, платье, книга. Предлагает детям сказать, что изображено на карточках. Спрашивает, какой одинаковый звук слышится в названиях предметов. «Правильно — звук а. Этот звук есть в названиях всех предметов, но слышится он в разных местах слова,— поясняет педагог.— Одно слово начинается со звука а, в другом звук а находится в середине, а третье — заканчивается этим звуком. А сейчас посмотрите на карточку (дается одна карточка на двоих-троих детей). Под каждой картинкой — полоска из трех клеточек.
Если звук, который я назову, вы услышите в начале слова, ставьте фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку».
Источник: Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. Для воспитателей дет.сада/ под ред. В.В.Гербовой.-2-е издание., испр.- М.:Просвещение, 1988.-64с.
Кто в домике живет?
Возраст : 5-7 лет
Цель: формирование умения подбирать слово с определенным звуком
Материал: Карточки (из бумаги) в виде плоских домиков с четырьмя окошками. Под каждым окошком кармашек, куда вставляется картинка . На чердачном окошке — буква.
Предметные картинки:
К С З Ц Ж Л Р
Кот | слон заяц | цыпленок жираф лось рак |
Коза | собака зебра | цапля журавль лошадь рыба |
кролик | сорока коза | курица ежик белка тигр |
кенгуру | снегирь обезьяна | овца жаба волк ворона |
Ход игры: Воспитатель помещает на доску 2—3 домика, а на стол кладет предметные картинки (или вешает наборное полотно с картинками). Рассказывает: «Для зверей и птиц построили домики. Давайте, дети, поможем животным расселиться. В первом домике могут жить те животные, в названии которых есть звук к, во втором — те, у кого в названии есть звук з. В каждом домике четыре квартиры. Найдите четырех животных и переселите в домик». По вызову воспитателя двое детей отбирают нужные картинки, вставляют их в кармашки, а потом говорят, кого они поселили в домик. Остальные дети проверяют, правильно ли выполнено задание.
Когда домики будут заселены, воспитатель спрашивает: «Может быть, кто-то из зверей или птиц хочет жить рядом с другими соседями? Могут ли некоторые жильцы поменять домики?» Дети определяют, что курица из домика с буквой ц может переехать в домик с буквой к, а кролик — переехать в дом с буквой л, подальше от зубастого крокодила.
Источник: Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. Для воспитателей дет.сада/ под ред. В.В.Гербовой.-2-е издание., испр.- М.:Просвещение, 1988.-64с.
2.Развитие словаря
Переезжаем на новую квартиру
Возраст: 3-4 года
Цель: формирование умения различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия
Материал: Предметные картинки (парные): чашка — стакан, круже — чашка, масленка — сахарница, чайник — кофейник, кастрюля — сковородка, платок — косынка, шапка — шляпа, платье — сарафан, свитер — безрукавка, пальто — куртка, шуба — зимнее пальто, брюки — шорты, носки — гольфы, чулки — носки, перчатки — варежки, туфли — босоножки, тапочки — сандалии, ранец — портфель, люстра — настольная лампа. Коробочка для складывания картинок.
Ход игры:
Играют 6—9 детей. Воспитатель вручает каждому ребенку 2—3 пары картинок, например: чашка — стакан, платок — косынка, ранец — портфель. Рассказывает: «Дети, мы получили новую квартиру. Надо собрать все вещи и упаковать их для переезда. Сначала я буду упаковывать посуду. Вы мне будете помогать. Подавайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны — многие вещи внешне похожи. Не спутайте, например, кружку с чашкой, чайник с кофейником. Собранную посуду я сложу в синюю коробку».Воспитатель называет по одному предмету из каждой пары, например кофейник. Если ребенок ошибается (предъявляет чайник), картинка остается у него.К концу игры у детей не должно остаться ни одной картинки. Проигравшим считается тот, у кого остались картинки.Затем для активизации в речи детей соответствующего словаря воспитатель предлагает одному ребенку вынимать из коробки собранные картинки и говорить, что он достал, а остальным — называть предмет, объединенный в пару с предъявляемым. Например, ведущий говорит: «Перчатки».— «Варежки»,— отвечает партнер по игре и отдает ему свою картинку.
Источник: Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. Для воспитателей дет.сада/ под ред. В.В.Гербовой.-2-е издание., испр.- М.:Просвещение, 1988.-64с.
У кого какой предмет?
Возраст: 3-4 года
Цель: Обогащение словаря дошкольников за счет существительных — названий деталей и частей предметов; прилагательных,
обозначающих цвет и форму предметов; наречий, предлогов. Добиваться использования слов, наиболее точно характеризующих предмет, его качества.
Материал: Парные картинки с изображением предметов, отличающихся друг от друга несколькими признаками и деталями:
-2 пуговицы, разные по цвету, величине, форме, количеству дырочек;
-2 чашки, разные по форме и цвету, с разными рисунками;
-2 рыбки, разные по форме тела, длине и окраске плавников и хвоста;
-2 рубашки — полосатая и клетчатая, с длинными и короткими рукавами, у одной кармашек наверху, у другой — два внизу;
-2 фартука разного покроя с разной вышивкой;
- 2 ведра разные по форме и цвету
Ход игры: Воспитатель кладет перед детьми по 2—3 пары картинок и объясняет: «На каждой паре картинок нарисованы одинаковые по названию предметы: рубашки, рыбки, фартучки. Но предметы чем-то отличаются друг от друга. Сейчас будем про них рассказывать. Про один предмет буду рассказывать я, про другой тот, кого я вызову. Рассказывать будем по очереди. Если я назову цвет своего предмета, то и вы должны назвать только цвет; если я скажу, какой формы у меня предмет, то и вы должны определить форму предмета». Вызывает ребенка и предлагает ему вместе рассказать про рубашки.
Воспитатель. На моей картинке — рубашка.
Ребенок. На моей — тоже рубашка.
Воспитатель. У меня рубашка с длинными рукавами. Она для есенне-зимнего сезона.
Ребенок. У меня рубашка с короткими рукавами, для есеннее-летнего сезона.
Воспитатель. Моя рубашка клетчатая.
Ребенок. А моя полосатая.
Воспитатель. У рубашки один карман, расположенный на левой стороне груди.
Ребенок. У рубашки два кармана, расположенных снизу.
Другому ребенку воспитатель предлагает вместе рассказать о рыбках.
Воспитатель. У меня рыбка красного цвета.
Ребенок. А у меня голубого.
Воспитатель. У моей рыбки большой хвост.
Ребенок. У моей маленький.
Аналогично проводится сравнение других предметов. При повторном упражнении дети могут сравнивать однородные предметы самостоятельно. В этом случае воспитатель следит за ходом игры, за правильностью сравнений.
Источник: Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. Для воспитателей дет.сада/ под ред. В.В.Гербовой.-2-е издание., испр.- М.:Просвещение, 1988.-64с.
Угадай по описанию
Возраст: 4-5 лет
Цель: формирование умения различать признаки предмета
Материал: предметные картинки: снеговики, матрешки, бабочки, медвежата. Каждый из предметов одного наименования имеет одинаковые и разные признаки с остальными предметами группы (рис.1)
Воспитатель показывает картинки, например снеговиков, и объясняет: «Перед вами шесть снеговиков. На первый взгляд они как будто одинаковые. Но если их внимательно рассмотреть, то можно заметить различия».
-Затем педагог предлагает детям поучиться находить сходство и различия.
-Посмотрите на лица снеговиков. Они?
-Одинаковые. У каждого два глаза и оранжевый нос.
-На головах?
-У одних снеговиков ведра, у других кастрюли. Головные уборы разного цвета.
-В руках?
-Метлы, лопатки, веточка. Одни снеговики держат предмет в правой руке, другие – в левой. Ит.д.
Источник: Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. Для воспитателей дет.сада/ под ред. В.В.Гербовой.-2-е издание., испр.- М.:Просвещение, 1988.-64с.
За покупками в магазин
Возраст: 4-5 лет
Цель: упражнение в использовании сложноподчиненных предложений
Материал: 1.Наборное полотно с тремя-четырьмя полосками, куда вставляются предметные картинки с изображениями трех-четырех одинаковых игрушек, отличающихся друг от друга некоторыми признаками (величиной, цветом, деталями).
2. Предметные картинки:
автомобили: фургон, грузовик, самосвал (3 картинки); пирамидки разного размера с колпачками разного цвета (3 картинки); медвежата: один — черный, 2 — коричневых, у одного бантик на шее, один — в полосатых штанишках, один — в комби-незончике (3 картинки);
неваляшки: у первой на платье пояс с пряжкой, у второй на платье мелкие пуговицы и бант, третья в зеленом платьице (3 картинки).
Ход игры: Воспитатель вывешивает перед детьми наборное полотно, в которое вставлены картинки с изображениями автомобилей, пирамидок, мишек, неваляшек, и говорит: «Представьте себе, что вы пошли в магазин со своей младшей сестренкой, чтобы купить для нее игрушку, какую она попросит.
Миша, твоя сестренка попросила купить пирамидку. Она сказала так: «Купи мне пирамидку не с синим колпачком и не маленькую». Как ты думаешь, которая из пирамидок понравилась твоей сестренке? Почему ты думаешь, что большая с красным колпачком?
Катя, а твоя маленькая сестренка захотела иметь неваляшку. Она сказала: «Мне не надо неваляшку в зеленом платье, не надо с пуговицами, мне надо другую и без бантика».
А твой брат, Костя, попросил купить автомобиль: «Не самосвал, не фургон и не с синим кузовом». Твоему братику, Маша, понравился мишка. Он попросил: «Купи мне мишку, но не черного, не в полосатых штанишках и без бантика».
Источник: Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. Для воспитателей дет.сада/ под ред. В.В.Гербовой.-2-е издание., испр.- М.:Просвещение, 1988.-64с.
Задумай слово
Возраст: 5-7
Цель: Систематизирование представления детей, учить выражать свои мысли в краткой форме, обозначать качество, предметы, действия с ними.
Ход игры: Педагог предлагает поиграть в интересную игру, дети должны задумать слово, которое все знают, но не называть его, а только рассказать, что оно обозначает: какое и что можно с ним делать или что делает, а все будут отгадывать. Например: Он пушистый, лакает и мурлыкает. (Котенок). Он кукарекает. (Петух). Она металлическая, ею можно есть суп, борщ. (Ложка). Она оранжевая, вкусная, длинная. (Морковка). Оно белое, по небу плывет. (Облако).
Источник: Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М., Юртайкина Т.М. Скажи по – другому (речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии) /пособие для воспитателей детского сада изд: СИПКРО / Самара -1994 стр-145
Послушай мое слово и нарисуй свое
Возраст: 5-7
Цель. Проследить, что стоит у ребенка за словом (многозначным), насколько представление является точным, учить рисовать по названному слову.
Ход игры: Сейчас я тебе (вам) скажу какое-то слово, вы сразу что-то представите, вспомните. И о чем вы подумали, то и нарисуете. Слушайте внимательно слово. (Дети могут положить голову на стол, закрыть глаза). После незначительной паузы педагог называет слово и дети рисуют. Например, слово «иголка», «ручка», «молния», «нос». После того, как задание выполнено, педагог уточняет, что ребенок (дети) нарисовали, почему так? Какие еще ручки есть? У каких растений есть иголки? Что можно делать швейной иголкой и т. п.
Источник: Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М., Юртайкина Т.М. Скажи по – другому (речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии) /пособие для воспитателей детского сада изд: СИПКРО / Самара -1994 стр-145
3.Формирование морфологической стороны речи
Разноцветный сундучок
Возраст: 3-4 года
Цель: ориентировать на окончание при согласовании слов роде.
Материал: Шкатулка. Предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и др.-по числу детей. (предметы, обозначаемые словами среднего и женского рода)
Ход игры На столе у воспитателя шкатулка. В ней картинки. Воспитатель читает стихотворение:
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Оля, загляни,
Вынь картинку, назови.
По ходу рассматривания картинок воспитатель задает вопросы: какое яичко? Какая матрешка? Вопросительное слово согласуется с существительным и помогает ребенку правильно сориентироваться в родовой принадлежности.
Источник: Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М., Юртайкина Т.М. Скажи по – другому (речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии) /пособие для воспитателей детского сада изд: СИПКРО / Самара -1994 стр-145
Лото
Возраст 3-4 года
Цель: упражнять в образовании форм множественного числа существительных (в именительном и родительном падежах)
Материал: картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе (матрешка-матрешки; ведро-ведра; колесо – колеса; кольцо-кольца).
Ход игры: Воспитатель раздает детям картинки, оставляя у себя парные. Обращается к детям:
- Игра на внимание. Я буду показывать картинки, а тот у кого такие игрушки должен быстро сказать об этом. Например, уменя колесо. А у Веры колеса. Вера должна быстро сказать «У меня колеса» или «Уменя много колес». Обязательно надо назвать игрушку.
Тот ,кто замешкался, отдает свою картинку воспитателю. Если ребенок быстро и правильно назвал игрушки, воспитатель отдает свою картинку ему.
В конце игры проигравшим (у кого на руках нет картинок) задаются шуточные задания: попрыгать, приседать. Задания придумываются совместно с детьми.
Источник: Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М., Юртайкина Т.М. Скажи по – другому (речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии) /пособие для воспитателей детского сада изд: СИПКРО / Самара -1994 стр-145
Веселая семейка
Возраст:4-5 лет
Цель: распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними:
Правильно назвать животных и их детенышей.
Материал: картинки животных и их детенышей.
Ход игры: Педагог показывает детям картинки, просит назвать изображение на картинке.
- Гусь, гусыня, гусята.
- Петух, курица, цыплята.
- Кот, кошка, котята.
- Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята.
- Медведь, медведица, медвежата.
Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/
Ласковое слово
Возраст: 4-5 лет
Цель: распознавание частей речи . Подобрать ласкательное слово.
Материал: картинки с изображением .
Описание: Педагог показывает детям картинки, Просит назвать ласковым словом изображение на картинке.
- кот - котик,
- река - речушка,
- мама - мамочка,
- солнце - солнышко,
- ваза - вазочка,
- береза - березка,
- листок - листочек.
Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/
Дом – домик – домишко – домище»
Возраст: 5-7 лет
Цель: упражнение в образовании существительных с помощью суффиксов
-ик, -ишк, -ище; в употреблении образованных существительных в Р.п.;
Материал: карточка, разделённая на 4 части, в каждой из которых изображения дома, домишки, домика и домищи; маленькие карточки разных цветов (жёлтого, голубого, красного) с изображением животных, мебели, посуды и др. предметов, имеющихся в доме; цветные квадратики (по 3 шт. каждого цвета)
Ход игры: к картинке с изображением дома выкладываются 3 карточки разного цвета с животными или посудой, мебелью, одеждой и т.д. Ребёнку предлагается назвать объекты и определить, смогут ли они находиться в домике, домишке и домище, соединяя названия объектов с определённым суффиксом. Сначала дети самостоятельно выполняют действие, выкладывая результаты своего решения цветными квадратиками, соответствующими по цвету карточкам с предметами и животными, рядом с изображением разных домов, затем объясняют свои действия и называют полученные слова. Например: «В домике могут жить заяц и кот, потому что можно образовать слова «зайчик» и «котик». А лиса там жить не сможет, т.к. слова «лисик» не существует».
Волшебные превращения
Возраст: 5-7 лет
Цель: упражнение в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам
Материал: карта с изображением сказочного Волшебника и вращающимися вокруг своей оси четырьмя кругами, на одной стороне которых – приспособление для картинки с изображением предметов. На большой карте есть место для прикрепления небольшого кусочка материала, из которого Волшебник будет «создавать» предметы. Предлагаемые вещества и материалы: дерево, фарфор, стекло, пластмасса, кожа, картон, бумага, резина, металл, пластик, поролон, шерсть, пух, разные ткани.
Количество игроков: индивидуально, парами и в подгруппе до 4 чел.
Ход игры: В чащобе, вдали от людей,
Волшебник живёт, чародей.
Волшебною палочкой чудной своей
Он делает массу полезных вещей.
Из материалов обычных
Много предметов различных
Создаст чародей за мгновенье
Лишь палочки прикосновеньем.
Из хрусталя, поролона и кожи
Он сотворить очень многое может.
Вам нужно круги «золотые» вращать,
Картинки в кругах важно чётко назвать.
На карту выкладывается материал. Ребёнок вращает круги с прикреплёнными на них картинками, называя предметы и образовывая прилагательные от названия материала, изменяя их по родам и числам, в соответствии с тем, какой предмет изображён на карточке.
Например: «Это кожа. Из кожи Волшебник сделал…(переворачивает картинку) сумку. Сумка из кожи – кожаная. Волшебник сделал из кожи кожаную сумку».
Затем открываются следующие картинки. Когда все картинки открыты, ребёнок составляет обобщающее предложение. «Из кожи Волшебник сделал кожаную сумку, кожаный портфель, кожаное кресло, кожаные перчатки».
После этого изображения, прикрепляемые к обратной стороне кругов, и материал заменяются.
4.Формирование синтаксической стороны речи
Кто сумеет похвалить
Возраст: 3-4
Цель: формирование умения подбирать определения к существительным, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Материал: кошка, молоко, пальто, мама, дом, конфета, чай, ёжик, лиса, мальчик и др.
Ход игры:
Взрослый объясняет условия игры: «Пьеро принёс нам много разных картинок. Я вам буду их показывать, а вы — хвалить то, что нарисовано. Например, я покажу картинку, на которой нарисован апельсин. Можно так похвалить апельсин: апельсин вкусный или: апельсин ароматный. А булочку как можно похвалить? (Булочка мягкая.) Правильно, а тому, кто похвалит лучше всех, Пьеро подарит картинку».
Примерные ответы: кошка умная, молоко вкусное, пальто красивое, мама добрая, дом высокий, конфета сладкая, чай горячий, ёжик серый, лиса рыжая, мальчик трудолюбивый и т. п.
Источник: Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М., Юртайкина Т.М. Скажи по – другому (речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии) /пособие для воспитателей детского сада изд: СИПКРО / Самара -1994 стр-145
Закончи предложение
Возраст: 3-4
Цель: Упражнение в подборе слова, обозначающее действие
Ход игры: Воспитатель начинает предложение и просит детей правильно его закончить:
-Зайчик испугался и …..
-Ира обиделась и…
-Маша взяла куклу и пошла….
И т.д
Источник: Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М., Юртайкина Т.М. Скажи по – другому (речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии) /пособие для воспитателей детского сада изд: СИПКРО / Самара -1994 стр-145
Сплетем веночек
Возраст: 4-5 лет
Цель: Учить согласовывать существительное с числительным
Материал: Настоящие одуванчики.
Ход игры: Взрослый плетет венок, проговаривая с ребенком словосочетания: "Один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, много одуванчиков." Аналогично можно собрать букет.
Источник: Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М., Юртайкина Т.М. Скажи по – другому (речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии) /пособие для воспитателей детского сада изд: СИПКРО / Самара -1994 стр-145
Согласие – несогласие:
Возраст: 4-5 лет
Цель: формирование у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.
Ход игры
Воспитатель. Сегодня не будет дождя.
Дети. Нет, будет, потому что небо тёмное.
Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края.
Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).
Воспитатель. Это - рыба.
Дети. Нет, это не рыба. Это - мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши, а у рыбы нет.
Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi
Распутай слова
Возраст: 5-7 лет
Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.
Ход игры:
Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?
Предложения для игры:
1. Дымок, идёт, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мёд.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.
Источник: Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М., Юртайкина Т.М. Скажи по – другому (речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии) /пособие для воспитателей детского сада изд: СИПКРО / Самара -1994 стр-145
Солнечные лучи
Возраст: 5-7 лет
Цель: учить строить простое полное предложение.
Материал: полоски бумаги разной длины, эмблемы солнышка, бумажные солнечные лучи.
Ход игры:
Дети разделитесь на две команды. Каждая команда по очереди будет составлять фразы о весне. За каждое правильное предложение получите «солнечный лучик» для эмблемы солнышка.
Победит та команда, которая соберет больше «лучиков», у которой весеннее солнышко окажется «ярче».
Вариант 1. Игровые действия: выбрать полоски бумаги разной длины в зависимости от длины слова, запомнить слова, изменять порядок слов, правильно изменять форму слов, правильно строить предложения.
- Деревья, на, почки, появляются.
- Тают, сосульки, солнце, от.
- Лес, подснежник, в, расцвели.
- Трава, земля, расти, на.
- Капель, крыша, капать, с.
- Ручей, плыть, кораблик, по.
- Дерево, скворечник, повесили, на.
Вариант 2. Игровые действия: самостоятельно придумывать полные предложения с заданным словом, выкладывать их с помощью полосок бумаги разной длины, озвучивать составленное командой предложение.
- Весной дети…..
- Весной птицы…..
- Весной люди…..
- Весной в лесу…..
- До весны…..
- После весны…..
Источник: Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М., Юртайкина Т.М. Скажи по – другому (речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии) /пособие для воспитателей детского сада изд: СИПКРО / Самара -1994 стр-145
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста"
В Учебно -методическом пособии можно ознакомиться с различными играми, помогающими решать задачи по развитию всех компонентов устной речи у старших дошкольников. Эти игры интересны и занимательны для ...
Учебно-методическое пособие. Дидактические игры для развития речи ребёнка.
Исходя из многолетней практики работы с дошкольниками, могу сказать, что каждый ребёнок индивидуален и у каждого свой темп овладения речью. В своей работе с детьми я успешно использую дидактические сл...
Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по развитию речи детей через сказку"
Часто после знакомства со сказками "Репка" и "Колобок" дети испытывают трудности в воспроизведении содержания сказок. Может быть, это происходит из-за большого количест...
Методическая разработка "Дидактические игры для развития речи дошкольника"
Картотека игр для развития речи дошкольника, в которой собраны игры на развитие фонематического слуха, словообразование, умение описывать предмет, составлять рассказ и др....
Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста".
Игра «Измени слово» или придумай похожие слова.Цель: Упражнять детей в образовании однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов.Материал: Предметная или сюжетная картинка по теме, фишки.Ход...
Методическая копилка "Дидактические игры на развитие грамматического строя речи у детей 4-7лет"
Методическая копилка "Дидактические игры на развитие грамматического строя речи у детей 4-7лет"...
Копилка дидактических игр по развитию речи
В материале представлена подборка дидактических игр по развитию речи...