Проект по развитию речи "Речь и игра вместе всегда"
проект по развитию речи (младшая группа) на тему
Долгосрочный проект по развитию речи (первая младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_razvitiyu_rechi.docx | 832.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 22 «Тополек»
ПРОЕКТ
игровой
«Речь и игра рядом всегда»
Первая младшая группа
Воспитатели:
Гладышева Олеся Юрьевна,
Кобзева Валентина Владимировна
г. Бердск, 2014
Цель проекта:
- развитие речи детей через игровую деятельность детей.
Задачи проекта:
- создать игровую среду, способствующую развитию и обогащению словарного запаса детей;
- формировать потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством игры;
- развивать игровые и познавательные способности детей.
Актуальность
Игра в этом возрасте является основным видом деятельности ребенка. Она оказывает многогранное действие на психическое развитие ребенка. В игре ребенок овладевает новыми знаниями и умениями, только в игре усваиваются правила речевого общения.
Игра способствует развитию речи как средство общения.
Вид проекта:
Игровой.
Продолжительность: долгосрочный
февраль-март.
Участники проекта:
Дети, воспитатели, родители.
Предполагаемый результат:
Проект поможет расширить и обогатить словарный запас детей, развить диалогическую речь через сотрудничество и игру между детьми.
1 этап – подготовительный
- Разработка целей, задач проекта;
- Сбор и анализ литературы;
- Обращения к специалистам;
- Пополнение дидактических пособий по развитию речи.
- подборка стихов, потешек, способствующих расширению словарного запаса детей, правильному развитию речи.
2 этап – основной
- Проведение дидактических игр:
- настольно-печатные игры: «Картинки-половинки» («Фрукты», «Овощи», «Дикие животные», «Мой дом»),
- игры на развитие мелкой моторики: шнуровка «Зашнуруй сапожок», «Собери бусы», «Собери пирамидку», «Собери кубик», лабиринт «Жираф»;
- игры на восприятие величины: «Какая матрешка больше?», «Большой, поменьше, самый маленький», «Большой или маленький»;
- игры на развитие цветового восприятия: игра «Волшебный мешочек», «Рыбалка», «Воздушные шары», «Что бывает такого же цвета?»;
- Пальчиковые игры: «Сорока-сорока», «Моя семья», «Сидит белка на тележке», «Оладушки», «Мы капустку рубим», «Мы делили апельсин».
- Чтение художественной литературы:
- рассказывание русских народных сказок;
- чтение и разучивание потешек, стихотворений.
- Театрализованная деятельность («Колобок»);
- Художественное творчество:
- рисование: узор на тарелочке, мячики для котенка, ползущий червячок, бублик для щенка; морские волны.
- лепка: блюдце для котенка, пряники для зайчика, печенье для щенка, ягоды для снегиря.
- Подвижные игры со словом в совместной деятельности для развития речи: «Зайка серенький сидит», «Шла коза по лесу», «Гуси-гуси», «Собака и птички», «У медведя во бору».
- папка-передвижка для родителей «Важная роль игры в развитии речи ребенка»;
- консультация для родителей «Значение игры в развитии речи ребенка»;
3 этап – заключительный
Продукт проектной деятельности:
- театрализация сказки «Репка»;
- фотовыставка «Мы играем»;
- выставка рисунков и поделок из пластилина;
- создание картотеки игр по развитию речи;
Приложение № 1
Картотека игр
по развитию речи
- Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры – это общепринятое название на развитие мелкой моторики у детей. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а ее развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, а в частности речевых центров. Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а также творческих способностей.
Примеры пальчиковых игр:
Сорока, сорока, Кашу варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: «Ты дров не рубил, Ты воды не носил, Ты печь не топил. Ничего не получил».
Этот пальчик – дедушка», Этот пальчик – бабушка», Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик буду – я, Вот и вся моя семья!
Сидит белка на тележке, Продает свои орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке косолапому, Заиньке усатому.
Бабушка, бабушка, Испекла бабка оладушки. Один Машеньке, Один Ванечке… (И т.д., перечисляя всех детей).
Мы капустку рубим-рубим, Мы капустку солим-солим, Мы капустку трем-трем, Мы капустку жмем-жмем.
Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Эта долька для ежа, Эта долька для стрижа, Эта долька для утят, Эта долька для котят, Эта долька для бобра, А для волка… кожура. Он сердит на нас, беда! Разбегайся кто куда. | Указательным пальцем правой руки водить по ладони левой. Сгибать поочерёдно каждый палец, кроме мизинца. Сгибать и разгибать все пальцы в ритме потешки. Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. На первые две строчки – ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки, на следующие строчки – поочередное сгибание пальчиков, начиная с большого. Загибать поочередно пальчики на обеих руках. Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки. На первые две строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы обеих рук. Затем поочередно загибать пальцы на правой руке. На восьмую строчку – развести руками. На девятую – погрозить пальчиком. На последнюю – имитировать бег по столу. |
- Игры на развитие цветового восприятия:
- Игра «Волшебный мешочек»
Дидактическая задача: научить детей различать предметы по форме и размерам.
Необходимое оборудование: мешочек, сшитый из плотной ткани, размером приблизительно 20 х 35 см, 8-10 кубиков разного цвета.
Ход игры (игра может проводиться как в группе, так и с одним ребенком). Дети по очереди подходят к ведущему и опускают руку в мешочек, не глядя в него. Затем каждый ребенок должен сказать, какого цвета его кубик.
- Игра «Рыбалка»
Дидактическая задача: закрепление знаний четырех цветов (красный, желтый, синий, зеленый), умения соотносить предметы по цвету.
Необходимое оборудование: фигурки рыбок четырех цветов, удочки с магнитом, ведра четырех цветов, коробка – «пруд для рыбок».
Ход игры: Игра используется во время свободной деятельности. В игре могут принимать участие сразу несколько детей. Они ловят рыбок с помощью удочки с магнитом, по очереди передавая ее друг другу, и раскладывают рыбок по ведеркам, соответствующим цвету рыбок. По окончании игры, когда все рыбки пойманы, дети «отпускают» всех рыбок обратно в «пруд».
- Игра «Воздушные шары»
Дидактическая задача: учить подбирать одинаковые цвета, развивать восприятие цвета.
Игровые правила: правильно подобрать цвет воздушного шарика к цвету ниточки
Игровые действия: «привязать» воздушные шарики к ниткам соответствующего цвета
Ход игры:
Воспитатель объясняет ребёнку, что воздушные шарики надо «привязать» к ниткам подходящего цвета и показать, как это сделать. После этого можно дать ребёнку возможность действовать самостоятельно, вмешиваясь только в том случае, если он ошибся.
- Игра «Что бывает такого же цвета?»
Дидактическая задача: соединять представление о цвете с представлением о реальных предметах; расширять знания детей о предметах, имеющих постоянный признак того или иного цвета.
Игровые правила: ребёнок называет предмет того или иного постоянного цвета,
если предмет назван верно — ребёнок получает карточку с его изображением.
Игровые действия: дети выбирают по одной карточке (основные, зелёный, чёрный, белый, оранжевый, коричневый цвета) и называют 2-3 предмета того же цвета, что и карточка.
Ход игры:
Воспитатель просит детей выбрать по одной карточке из предложенного набора.
После того, как дети выбрали и назвали цвет карточки, им предлагается назвать 2-3 предмета такого же цвета, как и цвет карточки. Воспитатель раздаёт детям картинки с изображениями правильно названных предметов. Если же предмет ребёнком назван неверно, то он не получает картинки. Когда все знакомые детям предметы данного цвета будут названы, дети раскладывают картинки и называют их изображения, например: «У меня лимон, подсолнух, яблоко, они жёлтого цвета».
Педагог напоминает детям о том, что некоторые предметы всегда бывают только одного цвета, например, огурец — зелёный, апельсин — оранжевый, снег — белый...
- Выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята»
Дидактическая задача: фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
Материал: коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов. В каждую коробку помещают один элемент белой и шесть элементов желтой мозаики. Панель с отверстиями для размещения элементов мозаики.
Ход занятия: воспитатель начинает занятие с исполнения песенки «Цыплята» (муз. А. Филиппенко, слова Т. Волгиной).
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки —
Желтые цыплятки.
Кокококо, кококо,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите.
Съели толстого жука.
Дождевого червяка.
Выпили водицы —
Полное корытце.
Воспитатель показывает детям белую мозаику и говорит: «Такого цвета у нас будет курочка». Демонстрируя элементы желтой мозаики, поясняет: «Такого цвета будут цыплятки». Взрослый вставляет в отверстия панели один элемент белой мозаики и еще раз поясняет, что курочка будет такого цвета. Затем помещает за курочкой один элемент желтой мозаики — цыпленка и предлагает кому-либо из детей подойти к его столу, найти еще одного цыпленка и разместить его на панели позади курочки. Если ребенок выполняет задание неуверенно, педагог помогает ему и просит найти еще цыпленка. Когда все цыплята будут найдены и размещены «гуськом» за курочкой, детям раздают индивидуальный материал для самостоятельного выполнения такого же задания. В течение занятия — это задание они могут выполнить дважды.
Если кто-либо из детей допускает ошибки при выполнении индивидуального задания, воспитатель может подсказать: «У тебя все цыплятки одинаковые? Разве такого цвета цыпленок?» и т. п.
Занятие длится 8—10 минут, проводится один раз.
- Игры на восприятие величины
- Игра «Какая матрешка больше?»
Дидактическая задача: определять величину предметов, знакомиться с понятиями «большой-маленький».
Материал: матрешки разного размера.
Ход занятия: Воспитатель показывает две матрешки и говорит: «Эта большая матрешка, а это – маленькая!» Вместе с ребенком разбирает каждую матрешку и снова собирает. Затем разбирает большую матрешку и вкладывает в нее маленькую и закрывает. Игра повторяется с другой парой матрешек. После этого воспитатель ставит матрешек по порядку: маленькая, побольше, еще больше и самая большая. Воспитатель предлагает ребенку попробовать свои силы: разобрать и собрать каждую матрешку, а затем поместить маленькие матрешки внутри больших.
- Игра «Большой, поменьше, самый маленький»
Дидактическая задача: выкладывать предметы в порядке возрастания или убывания, закреплять понятия «большой – маленький».
Материал: пирамидка (или набор формочек-вкладышей).
Ход занятия: Воспитатель снимает кольца с пирамидки и выкладывает их в порядке возрастания: от маленького кольца к большому. педагог показывает малышу: «Вот большое колечко, а это – маленькое!» Если ребенок уже умеет считать, то можно пересчитать вместе с ним все кольца.
Воспитатель просит ребенка надеть все кольца на стержень обратно, а затем опять снимает их и раскладывает на поверхности в произвольном порядке. Снова выкладывает кольца в ряд, начиная с самого маленького. Спросите ребенка: «Где самое маленькое колечко? А где самое большое?»
- Игра «Большой или маленький»
Дидактическая задача: различать геометрические фигуры разного размера, запоминать названия фигур.
Материал: два мяча разного размера или другие небольшие игрушки (кубики. кольца от пирамиды, машинки и т.д.), мешочек.
Ход занятия: Воспитатель складывает в мешочек игрушки разного размера. Затем малыш достает игрушки и говорит, какого они размера.
Картотека потешек
и стихов
- Потешки при умывании
Закатаем рукава, Открываем кран – вода. Моем глазки моем щечки, Моем уши и ладошки. Посмотрите, крошки, На свои ладошки. Ах, какие ладошки! Чистые ладошки! | В ручейке вода струится, В речке плещется вода. Мы под краном будем мыться, Без воды мы никуда. Моем руки, моем лица Мылом. щеткой и водой. Если ты не любишь мыться, эту песенку не пой. |
Чистая водичка Умоет Саше личико, Анечке – ладошки, А пальчики – Антошке. | Кто не моет руки с мылом От среды и до среды. На мохнатом полотенце опечатаны следы. |
Нам водичка – добрый друг, Скажут люди все вокруг, Мы на руки все польем, А потом играть пойдем. | Водичка серебристая Струится из-под крана. И мыло есть душистое, Совсем как в нашей ванной. |
Кран, откройся! Мойтесь, уши, Мойся, мойся, (Э. Мошковская) | Волшебная водичка |
Приложение № 3
Важная роль игры в развитии речи ребенка |
Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного овладения речью. Преимущественное развитие речи происходит во время ведущей деятельности, которой для детей, конечно, является игра.
Игры, применяющиеся при развитии речи, подразделяются на несколько видов: сюжетно-ролевые, строительные, на бытовые темы и театрализованные. Так же существуют разнообразные подвижные игры. Например, игры, которые используют на прогулке – при помощи считалки дети выбирают водящего или несколько раз повторяют четверостишия. Именно благодаря лингвистическим играм у детей происходит формирование культуры общения и речи: правильность постановки ударений в словах, чёткость произношения, способность правильно формулировать предложения и свою мысль в целом.
Некоторые родители недооценивают роль игры в развитии речи, особенно в младенческом возрасте ребенка. И это приводит к тому, что в дальнейшем дети не могут чётко изложить своё желание или мысль. А ведь процесс развития речи напрямую связан с интеллектуальным развитием ребенка. Если родители думают, что «подрастет и сам научится», то они глубоко ошибаются. Ведь основы правильной речи и словарный запас не может формироваться самостоятельно.
На самом же деле процесс развития речи вплотную связано с развитием мозга, который протекает наиболее интенсивно в первые три года. Само по себе развитие мозга заложено природой, но если не создать условия для правильного развития речи ребенка, то психоэмоциональное и интеллектуальное развитие будет с каждым годом отставать от нормы.
Исследования доказали, что лишь посредством речи происходит развитие: памяти, внимания, воображения и логических способностей. Таким образом, роль развития речи огромна и в ее основе лежит игра и общение ребенка со взрослым человеком.
Начиная с 1 года с малышами можно заниматься с помощью звуковых игрушек. Спрятать игрушку за спину и издать ею звук – ребенок станет искать предмет, издающий звук. Это формирует сосредоточенность и активность.
Пальчиковые игры очень важны в развитии речи ребенка. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребёнка, стимулирует творческие способности, фантазию и речь. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития малыша могут быть, например, такие игры с пальчиками: «Моя семья», «Куличики», «Капуста», «Жук», «Краб», «Осы», «Теремок», «Коза», «Стирка», «Сорока-белобока», «Дождик», «Рыбки», «Осы», «Гусь», «Дом» и др.
И помните, что развитие речи идет непосредственно при живом общении. Радио или мультики по телевизору не стимулируют её развития. Поэтому заменять чем – либо общение со взрослыми и развивающие игры не стоит.
После трех лет роль игр в развитии речи остаётся актуальной. С ребенком можно начинать играть в дидактические игры, которые стимулируют развитие речи. Например, методом подбора искать противоположные по смыслу слова - «глубокий – мелкий». Рассматривая картинки, попросить малыша рассказать о том, что нарисовано на ней, а потом придумать историю о тех персонажах, которые на ней изображены. После и на прогулке расспрашивайте ребенка – где он был, кого видел, что делал. Это формирует связную речь и память, а также учит внимательности.
Для того чтобы выработать умение произносить слова правильно ребенку могут помочь различные сюжетно-ролевые игры. Такие игры позволят овладеть ребенку новым объемом знаний, проявить самодеятельность и творческую активность, в игровой форме решить умственные задачи, что поможет преодолеть трудности со связной речью. Такое развитие речи через игру дает участникам возможность ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, понарошку и неоднократно проигрывать их в своём вымышленном мире, выработать активное отношение к жизни, дает целеустремлённость в выполнении поставленной цели и в итоге помогает становлению связной речи.
По мнению педагогов роль игры в развитии речи занимает важное место еще и потому, что игра – это не только развлечение, а и творческий труд ребенка, это то с чего он начинает свою жизнь. В процессе игры дети изучают не только окружающий их мир, но и самого себя, своё место в мире.
Список использованной литературы
- Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду».
- Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. М., «Просвещение», 1988.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. (пособие для воспитателя детского сада). Под ред. Л.А. Венгера. М., «Просвещение», 1973.
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. М., «Просвещение», 1983.
- Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать. / Популярное пособие для родителей и педагогов. С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутянина, Н.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. – Ярославль: академия развития. 2007.
- Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие. Под ред. И.В. Петровой. М., «ТЦ Сфера». 2012.
- Теплякова О.Н. развивающие игры. – М.: Издательство Оникс; СПб.: издательство «Литература», 2008.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. сада/Под ред. Ф.А. Сохина. – 5-е изд. – М.: «Просвещение», 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по формированию двигательной активности ʺИграем вместеʺ
Оптимизация двигательной активности, как одно из условий физического развития детей дошкольного возраста. В проекте представлен тематический план....
"Спорт и игра - вместе всегда!"
Брощюра для родителей...
Игры по развитию речи детей "Играем вместе" с 12.05.-17.05.2020г.
Лексическая тема "Моя семья" Программа "Мозаика"Моя семья. Мои любимые занятия. (младшая группа)Моя семья. Любимые занятия папы и мамы. (средняя группа)Моя семья. Отдых на природе....
Речевые игры на развитие связной речи "Играем вместе с ребёнком"
Цель: предложить родителям речевой материал, для словесных игр в домашних услових, позволяющий развивать связную речь их детей....
«Речь, музыка и игра – вместе всегда»
с использованием методики Т.Н. Новиковой-Иванцовой....
Родительское собрание: «Значение игры в познавательном развитии ребенка. Учимся играть вместе с ребенком».
Сценарий родительского собрания: «Значение игры в познавательном развитии ребенка. Учимся играть вместе с ребенком»....
ктп на тему недели "Речь и игра вместе всегда"
ктп на тему недели "Речь и игра вместе всегда"...