Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста в логопедической группе "Время года. Осень"
план-конспект занятия по развитию речи на тему
Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста в логопедической группе "Время года. Осень" с использованием ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД по развитию речи | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
по развитию речи
с детьми старшего дошкольного возраста в логопедической группе
Тема: « Времена года. Осень»
Коррекционно-образовательные, развивающие, воспитательные задачи:
- Уточнить и расширить знания детей по теме «Осень», учить знать и называть признаки осени, расширить и активизировать словарь детей по данной теме; закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; образование качественных прилагательных от существительных.
- Обучать детей составлению рассказа с опорой на мнемотаблицу;
- Развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание; - Тренировать аналитическое мышление;
- Упражнять в правильном дыхании;
- Развивать общую и мелкую моторику,
- Воспитывать культуру межличностных отношений: учить быть сдержанными и доброжелательными, уметь работать в коллективе.
ТРИЗ: Совершенствовать навыки и умения работать со схемой -мнемотаблицей.
Методы и приемы: - Наглядный (пособия, картинки);
- Словесный (совместная речевая деятельность, пояснения, разъяснения, указания с целью предупреждения ошибок);
- Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы);
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: закрепление понятий «пожухлая», «порывистый», «вялая», «моросящий»
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: демонстрационные картинки (трава, ветер, дождь, небо); предметные картинки (дождь, трава, солнце, туча, лист, ветка, ветер, птица, цветок); мнемотаблица «Осень» для составления рассказа; магнитная доска; муляжи овощей и фруктов; мяч; «чудесный мешочек»; запись мелодии О. Александровой «Осенние дорожки», корзина с яблоками.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: наблюдение за изменениями в природе на прогулке; рассматривание картин А.Лентулов «Овощи»; И. Машков «Натюрморт с грибами»; И. Грабарь «Осенний день», И. Левитан «Золотая осень»; слушание П. Чайковский» «Октябрь. Осенняя песня»; чтение с последующим обсуждением : М. Волошин «Осенью», А. Плещеев «Осень наступила», В. Бианки «Синичкин календарь», М. Пришвин «Осенний листопад», работа с предложением, с мнемотаблицей.
Ход занятия.
1. Организационный момент:
"Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся"
Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.
Наше правило - " Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре - смело, чётко говорим и тихонечко сидим!»
- Ребята, сегодня у нас очень интересное занятие. А чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, вам необходимо разгадать загадку:
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает.
Это все когда бывает? (Осенью)
2. Объявление темы.
- Сегодня мы поговорим об осенней поре.
Скажите, какие осенние месяцы вы знаете? (Фронтальный опрос).
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья
«Меняются листья осенью, они совсем не похожи на летние. А ведь изменились не только листочки, изменилось все вокруг».
3. Игра «Подбери признак». Картинки на магнитной доске.
Какая стала трава? — желтая, пожухлая, сухая...
Какое стало небо? — серое, хмурое, низкое...
Какой стал ветер? — холодный, резкий, порывистый...
Какой стал дождь? — частый, холодный, моросящий...
4. Гномик из сказочной страны Гномии прислал в детский сад письмо. Он сообщает, что к ним тоже пришла осень, и дает детям задание. У них в стране все маленькое-маленькое и поэтому все зовется ласково. А как? Это должны сказать дети:
Игра «Назови ласково». Картинки у детей на столе.
дождь — дождик — дождичек
трава — травка
солнце — солнышко
туча — тучка — тученька
лист — листик — листочек
ветка — веточка
ветер — ветерок — ветерочек
птица — птичка
цветок — цветочек
5. Физминутка. Игра «Один-много» (с мячом на ковре).
лужа — лужи
лист — листья
дерево — деревья
ветка — ветки
туча — тучи
птица — птицы
цветок — цветы
дождь — дожди
6. Игра «Осень урожайная». Гном прислал в подарок чудесный мешочек, а в нем урожай из страны Гномии. Дети подходят по одному, достают муляжи овощей и фруктов и называют их. Затем подходят к столу, на столе стоят 2 корзины, поочередно дети кладут овощи и фрукты в разные корзины.
- Как одним словом назвать лук, морковь, помидор, капусту, перец, картофель?
- Как одним словом назвать яблоко, грушу, персик, абрикос, виноград, сливу?
- Где растут овощи?
- Где растут фрукты?
- Про какой овощ можно сказать "твердый"?
- Про какой фрукт можно сказать "сочный"?
7. Дид/игра «Заготовки на зиму».
- Сок из (лука, моркови, помидора, капусты, перца, картофеля) какой?
- Варенье из (яблока, груши, персика, лимона, апельсина, сливы) какое?
8. Речедвигательная игра.
«Мы пойдем в огород»
Мы пойдем в огород - (марш на месте)
Много там всего растет! (руки в стороны)
Огурцы сорвем мы с грядки, (легкий наклон туловища, «рвут огурцы»)
Помидоры с кожей гладкой, (ладонями показывают сферу)
Хитрая морковка от нас укрылась ловко, (наклон туловища, руки вытянуть к полу, ладони соединить)
Дергай, дергай из земли – (руками попарно выдергиваем морковь)
Все собрали – посмотри! (руки разводим в стороны)
9. Составление коллективного рассказа с опорой на мнемотаблицу «Осень». На доску выставляется мнемотаблица «Осень»: «небо в тучах», «краешек солнца выглядывает из-за тучи», «трава», «люди в теплой одежде», «заяц и белка», «дерево с опадающими листьями», «летящая стая птиц». По каждой картинке дети составляют предложение («надо сказать красиво про картинку»).
Примерный рассказ.
Наступила осень. Небо покрыто тучами. Солнышко редко появляется на небе. Трава пожелтела и пожухла. Листья с деревьев опали. Люди оделись в теплую одежду. В лесу дикие звери готовятся к зиме. Птицы улетают на юг (в теплые края).
- Что мы составили? (рассказ)
Что должно быть у рассказа? (название, заголовок)
10. Озаглавливание рассказа. Придумайте название рассказу. Ранняя весна.
11. Итог занятия.
- Дети, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? Какая игра запомнилась и понравилась больше всего?
- Ребята, вы все молодцы, справились со всеми заданиями и за это вам Щедрая Осень прислала свои дары, угощайтесь на здоровье! (корзина с яблоками).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста "Поклонимся великим тем годам"
ТЕМА: «Поклонимся великим тем годам» Программное содержание: Воспитывать у дошкольников патриотические чувства к Родине, к героям Великой Отечественной войны. Учить видеть художественно-выразител...
Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительной группа) «Домашние животные и птицы»
Конспект НОД по развитию речи "Домашние животные и птицы" (старший дошкольный возраст)...
Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Посуда»
Цель: Обучение детей пересказу с опорой на предметные картинки.Задачи: Образовательные: - продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопрос, строя фразу из 4 (1 подгруппа), 6 слов (2...
Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста комбинированной логопедической группы по теме «Весна»
Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста комбинированной логопедической группы по теме «Весна»...
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение речи, «Мишины игрушки»
Цель: обучение детей описательным рассказам (игрушки) Задачи: Образовательные: закрепить с детьми понятия: дикие животные, домашние животные; упражнять в образовании притяжательных и относительн...
План-конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста (коррекционное занятие). Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»
Занятие по развитию речи (коррекционное) с детьми страшей группы. Тема "Звуковая культура: дифференциация звуков Ж-Ш"...
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста в логопедической группе компенсирующего назначения « В гости к Зимушке - зиме»
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста в логопедической группе компенсирующего назначения « В гости к Зимушке - зиме» Цель: По...