Игры и тренинги на формирование у детей системного мышления. ТРИЗ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_treningi_na_formirovanie_u_detey_sistemnogo_myshleniya.docx | 16.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и тренинги на формирование у детей системного мышления.
Функциональное назначение объектов.
Цель: научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире.
«Метель»
Дети кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами:
Закружила метель, словно чудо карусель,
Все дорожки замела. Нам в подарок принесла…
И воспитатель называет любой объект. Все на последнем слове замирают на месте. Тот, кого укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии.
«Повторяка»
Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя:
-Я – лягушка. Я умею прыгать.
-Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.
-Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т.д.
Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.
«Я еду в деревню».
Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображениями вниз. Ребёнок объявляет: «Я еду в деревню и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. В игре участвуют 3-4 ребёнка. Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море отдыхать и т.д.
«Неумейка»
Ведущий начинает игру, называет предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребёнок называет тот объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию. Например: «Я воробей, я не умею танцевать». «А я балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы». Ит.д.
«Салат из сказок».
Предлагается детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою – новую сказку. Приключения героев переплетаются, и получается новая сказка.
Выбор героев может быть произвольным. Дети выбирают героев по ходу сочинения сказки, перемещаясь по осям таблицы как по лесенке. 2-й вариант: изменить место действия знакомой сказки. Мороз Иванович попал в лето и т. д.; Золушка живёт в наши дни, в д/саду и т.д.
«Сказка – калька»
С детьми составляется модель сказки и по этой модели сочиняется новая сказка, с различными степенями узнаваемости или полностью измененная.
Используя буквенное обозначение, цветовое или геометрическое обозначение. По составленной модели сочиняется своя совершенно новая сказка, герои которой могут быть самые разнообразные.
«Сказка – наизнанку».
Игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Эта игра аналогична игре «наоборот».
Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот.
Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Золушка – непослушная девчонка, а мачеха – добрая», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».
«Разновидность фантастического бинома» или «метод картинок».
1 вариант.
Игра состоит в том, что детям даются слова из одной сказки и одно слово из другой сказки, на основе которых они должны придумать какую-нибудь историю. Или предлагаются картинки из одной сказки и одна карточка с изображением героя из другой сказки.
2 вариант.
Раздаются пронумерованные карточки. Дети должны разложить по порядку карточки и придумать свою сказку.
«Перевирание сказки».
Работа со сказкой на уровне подсистемы, последовательно изменяя один из подсистемных элементов.
Например: «Жили – была девочка, звали её Желтая шапочка».
Дети: «Не жёлтая, а Красная!».
Взрослый: «Ах, да, Красная! Так назвал её папа и назвал…»
Дети: «Не папа, а мама!»
1 вариант: после того, как дети Вас исправили, продолжаете рассказывать немного текста реальной сказки, а потом снова меняется, но линию настоящей сказки ведём до конца.
2 вариант: изменяя сказку в самом начале, ведёте её за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи.
«Что было потом».
Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. Можно в конце сказки предложить детям подумать «А что было потом?» или, оттолкнувшись от самого интересного места или вопроса, предложить детям подумать «А что было потом?»
НАПРИМЕР: «а что стало с туфелькой Золушки после её замужества?»
«Сочиняем сказки по опорным схемам»
Детям даются карточки с разными схематическими изображениями. Дети, пользуясь ими, могут сочинять рассказ или сказку. Схемы могут быть разными.
«Сочинение сказок с предметами – заместителями».
Детям предлагается придумать с помощью разных предметов – заместителей (палочки, кружочки, фигурки, человечки) разные сказки, предварительно разложив эти заместители по порядку на фланелеграфе. Фигурки можно менять местами и получится другая сказка.
Лжезагадки.
-Кто быстрее плавает – утёнок или цыплёнок?
-Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?
-На одном берегу цыплята, на другом утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывёт до острова?
-Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
-Летели два крокодила – один красный, другой – синий. Кто скорее долетит?
-У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
-Что едят крокодилы на северном полюсе?
-Что является второй подушкой для щеки?
-Кто громче замычит: петух или корова?
-Шёл зимой солдат лесом, полем. Вдруг река. Как перейти реку?
-От чего крокодил зелёный? (от носа до хвоста).
-Как лучше сорвать арбуз с дерева?
-Весной с юга кто раньше прилетает: ласточки или воробьи?
-Когда собака бывает в конуре без головы?
-Сколько вёдер соберут две бабочки, если у них по одному ведру?
-Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?
-Упали два горшка – железный и глиняный. Каких осколков будет больше?
-На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали. Сколько стало яблок?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с правилами в формировании готовности детей к школьному обучению.
В многочисленных психолого-педагогических исследованиях доказано, что формирование у детей навыков и привычек организованного поведения и у...
Игры и тренинги для развития у детей системного мышления.
Игры и тренинги для развития у детей системного мышления.Все родители будущих первоклассников мечтают о том, чтобы их ребенок успешно начал обучение в школе. Поступление в школу – чрезвычайно от...
"Роль игры с правилами в формировании у детей готовности к школе".
В работе раскрыта тема влияния игры с правилами на всестороннее развитие дошкольников....
Информация для родителей "Формирование у детей инженерного мышления"
Информация для родителей "Формирование у детей инженерного мышления", в материале рассказывается, что такое инженерное мышление и как его развивать в детях дошкольного возраста....
ИГРЫ И ТРЕНИНГИ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ
ИГРЫ И ТРЕНИНГИ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ Функциональное назначение объектовЦель: научить детей определять назначение предметов, видеть в...
Мастер-класс "Вместе весело играть" - игровой тренинг по социальной адаптации детей раннего возраста
Мастер-класс «Вместе весело играть» - игровой тренинг по социальной адаптации детей второго раннего возраста»...
Картотека игр-тренингов по формированию у детей опыта безопасного поведения в быту, социуме, на природе.
Данная картотека игр позволит детям сформировать безопасное поведение в быту, социуме, на природе....