Мастер-класс "Вместе весело играть" - игровой тренинг по социальной адаптации детей раннего возраста
материал

Шапиро Юлия Геннадиевна

Мастер-класс

 

«Вместе весело играть» - игровой тренинг по социальной адаптации детей второго раннего возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_master-klass_vmeste_veselo_igrat.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №7 «РАДУГА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО

(МАДОУ д/с №7 «Радуга»)

142800. Московская область                                                                                            Телефон: 8(496) 644-26-64

Г. Ступино. Ул. Садовая, вл.8                                                                                                           8(496) 642-78-12

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«Разнообразие форм организации образовательной деятельности в процессе позитивной социализации дошкольников»

 Мастер-класс

«Вместе весело играть» - игровой тренинг по социальной адаптации детей второго раннего возраста»

Творческая группа:

Дивеева Наталья Алексеевна

Соколова Олеся Александровна

 Хромеева Дарья Владимировна

Шапиро Юлия Геннадиевна

20.02.2022г.

Мастер-класс «Вместе весело играть» - игровой тренинг по социальной адаптации детей второго раннего возраста.

Детский сад – это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. И для него это, прежде всего первый опыт коллективного общения. Чтобы облегчить адаптационный процесс, педагоги детского сада создают для малыша особый, психологически комфортный климат в группе, посредством инновационных методов, форм и видов работ, направленных на формирование и развитие эмоциональных и коммуникативных компетенций.

Важной частью социального взаимодействия и  замечательным средством коррекции эмоционального состояния малышей в группе раннего возраста является ритуал приветствия.  Он включает в себя 2 важные формы образовательной деятельности –  работу со стендом «Здравствуй! Я пришел!» и  «Утренний круг».

Стенд «Здравствуй! Я пришел!» располагается непосредственно в приемной, помогает ребятам познакомиться и наладить взаимодействие друг с другом. Утром приходя в садик, ребенок приклеивает свою фотографию к стенду, вечером снимает.

Мы считаем, что стенд играет большую роль в социализации наших воспитанников, помогает каждому малышу почувствовать себя членом сообщества.  Он повышает настроение, настраивает ребенка на позитивное общение с воспитателями и сверстниками, способствует сплочению детского коллектива.

Утренний круг- это еще один ритуал начала дня, собирающий вместе малышей, чтобы с помощью педагога порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями. Это помогает создать положительный настрой и вселить в ребенка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо. А день обещает быть интересным и насыщенным. Очень важно, что во время утреннего круга ребята учатся слушать друг друга, желать друг другу хорошего настроения и хорошего дня, взаимодействуют не только на физическом, но и на эмоциональном уровне.  

    Чтобы научить детей общаться в ходе игровой деятельности, облегчить адаптационный период, педагог-психолог проводит цикл целенаправленных занятий – игротренингов, составленных на основе программы Ирины Александровны Пазухиной «Вместе весело играть». Игротренинг – это комплексная форма общения, в процессе которой дети овладевают навыками самовыражения и самообучения, а также расширяют поведенческий репертуар в ходе организованной игровой деятельности. Темой занятий служат простые и понятные детям герои и предметы: зайчик, мишка, матрешка, пирамидка, паровозик. Все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены общим персонажем и игровым сюжетом. Опосредованное общение через игрушку создает непринужденную обстановку в группе, способствует снятию страхов неизвестности, вызывает повышение познавательного интереса детей. Часто игротренинги разыгрываются как небольшое путешествие: отправляемся в зимний лес навестить зайчика и поиграть с ним, идем в зоопарк вместе с обезьянкой, гуляем вместе с котенком. Темы занятий также перекликаются с сезонными изменениями в природе: осенью играем с листочками, собираем урожай вместе с ежиком, зимой – забавляемся со снежинкой, снеговиком, Дедом Морозом, весной – будим заспавшегося мишку и играем с ним, радуемся теплому солнышку, ближе к лету – играем с божьей коровкой, бабочкой. Тема и структура занятий варьируется психологом в зависимости от эмоционального и физического состояния детей.

 Игротренинг имеет определенную структуру, которая остается постоянной от занятия к занятию и хорошо знакома детям. Он начинается с ритуала приветствия малышей, когда педагог-психолог называет каждого по имени, и проговаривания хорошо знакомого детям стихотворения с элементами самомассажа.

Далее следует разминка, задача которой - активизация психических процессов, эмоционального и физического состояния детей. Чаще всего здесь используются короткие загадки-рифмовки, в которых отгадкой является последнее слово-рифма, и прием демонстрации и рассматривания предмета занятия.

Основной этап игротренинга включает игры с предметами и игрушками, ролевые, подвижные, развивающие с речевым сопровождением, пальчиковую гимнастику, разыгрывание этюдов. Выполняя вместе с психологом и другими детьми ряд действий с предметами во время игры, малыш повторяет их в самостоятельной игровой деятельности. Это способствует не только развитию игровой деятельности, но и развитию взаимоотношений со сверстниками. В ходе разыгрывания мини-этюдов дети имеют возможность подвигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать друг с другом.

 Игровой ритм поддерживается разнообразными авторскими и народными стихами, песенками, потешками и позволяет регулировать психоэмоциональный и скелетно-мышечный тонус. При этом речевой материал повторяется несколько раз, что приводит к непроизвольному запоминанию речевых образов и стереотипов поведения.

Игротренинг заканчивается упражнениями на релаксацию под спокойную музыку и обязательным ритуалом прощания. Это дает возможность снять эмоциональное и мышечное напряжение и снизить излишнюю двигательную активность, тревожное состояние, агрессию.

В ходе занятий, которые проводятся 1 раз в неделю, у детей развиваются навыки взаимодействия друг с другом, внимание, речь, общая и мелкая моторика, игровые навыки и произвольное поведение.  Со временем они уже осознанно воспринимают речь взрослого, правильно выполняют словесные инструкции, пользуются в общении ситуативной речью, появляется желание говорить по собственной инициативе. Все это способствует переходу малышей на новый уровень самоактуализации, который характеризуется позитивным опытом пребывания в дошкольном учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...

Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

В презентации представлены такие вопросы, как Социальная адаптация, как она протекает....

Социализация и социальная адаптация детей раннего возраста в контексте ФГОС ДО

Социализация и социальная адаптация детей раннего возрастав контексте ФГОС ДО Звягина Ольга Николаевна, воспитатель                       ...

Тренинг для родителей "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"

содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребенка  к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержке малыша в этот период....

Выступление на Городском фестивале инновационных педагогических практик с сообщением из опыта работы на тему «Речевое развитие и социальная адаптация детей раннего возраста, посредством "Театра в чемоданчике»

Выступление на Городском фестивале  инновационных педагогических практик с сообщением из опыта работы на тему «Речевое развитие и социальная адаптация детей раннего возраста, посредством &q...