Речевое развитие детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи на тему

Ткаченко Галина Витальевна

Речевое развитие детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoe_razvitie.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2035 ДО

Речевое развитие детей дошкольного возраста

        

Учитель-логопед

 

Ткаченко Г.В.

 

Речевое развитие детей дошкольного возраста

        

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере родных и близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением.

В действительности же невмешательство в процессе формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившиеся в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную отчетливую речь, на примере которой, формируется его собственная речь. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых и как именно нужно разговаривать с детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук не торопиться, не «съедать» слогов и окончания слов. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно «смори» а не «смотри», «не бежи»,  а не «не беги», «ваще» вместо «вообще» и так далее. Особенно четко нужно произносить незнакомые, длинные  новые, для ребенка слова. Обращаясь непосредственно к ребенку, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи. Вы должны приучить ребенка смотреть прямо на говорящего тогда он легче перенимает артикуляцию взрослого.

Для развития речи большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических функций (внимания, памяти, воображения, мышления), а так же его физическое (соматическое) состояние. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают различные заболевания – диспепсия (нарушение пищеварения), хронические пневмонии, хронический тонзиллит, аденоиды и т. д Они ослабляют его психическую активность, подчас приводят к психофизическому инфантилизму (задержка умственного и психического развития), и астенизии (обессиливание).

Если бы все родители понимали это, они, наверняка  находили бы больше времени для занятий со своими детьми.

         Ребенок от 2-х до 4-х лет уже в значительной мере овладевает речью, но речь еще недостаточно чиста по звучанию. Наиболее характерный речевой недостаток для детей этого возраста - смягчение речи «лёжецька» - «ложечка», «сюмоцька» - «сумочка». Многие трехлетние дети не произносят шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ заменяя их свистящими- «сюба»-шуба, они часто не произносят звуки Р, Л « юка», «лука» - «рука», «вампа», «ямпа» - лампа. Отмечается замена звуков К - Т, Г - Д, «торова» - «корова», «дулять» - гулять, а так же оглушение звонких звуков «шук» - жук. Произнесение слов в этом возрасте как же имеет особенности. Маленький ребенок один и тот же звук в одном сочетании произносит, а в другом искажает либо совсем пропускает ,  например, звук «Р», в сочетании с согласными звуками (рука, роза) и не выговаривает в сочетании с согласными (трамвай – тамвай, крыша – клыша), В русском языке малышам с трудом даётся произношение  2-3-х рядом стоящих согласных звуков, и, как правило, один из этих звуков или пропускается, или искажается, хотя, изолированно ребёнок эти звуки произносит правильно.   Иногда эти замены не связаны с трудностью произношения звука - просто один звук уподобляется другому, потому, что ребёнок быстрее уловил его и запомнил – «мумага – бумага». Очень часто дети делают перестановку звуков и слогов в словах – «клювка - клюква», «аплексин – апельсин».

Итак, для двухлетнего ребёнка является вполне закономерным несовершенство произносительной стороны речи – неправильное произношение большинства звуков родного языка, смягчение отдельных согласных, нечёткое произношение слов с пропуском отдельных звуков, неумение точно сохранять слоговую структуру слова (особенно в сложных словах). У некоторых детей как индивидуальная особенность речи отмечаются слабый тихий голос, невнятное произнесение простых в звуковом отношении слов (согласный плюс гласный). К концу второго года речь малыша хоть и становится основным средством общения, однако ещё далека от совершенства. Для неё характерна - бедность словарного запаса, частое употребление облегчённых слов (бай-бай - спать)  употребление лишь тех названий предметов, игрушек, с которыми ребёнок постоянно действует, отсутствие правильных грамматических связей между словами, нечёткое произношение отдельных слов, отсутствие многих звуков.

 К двум годам активный словарь у детей насчитывает 250 – 300 слов.

К трём годам произносительная сторона речи у детей ещё недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, от чего речь детей ещё недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например, не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и говорить тихо, когда этого требует ситуация (при подготовке ко сну, вовремя приёма пищи). К трём годам некоторые дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка кроме звука «Р» и шипящих, или даже все звуки. У некоторых наоборот возможны задержки в формировании произносительной стороны речи. Например,     ребёнок заменяет шипящие и твёрдые свистящие звуки звуками «ТЬ», «ДЬ» наблюдается так же неправильное формирование отдельных звуков (межзубное или призубное произнесение звуков «С», «З», нечёткая речь с неправильным произношением большого количества звуков и даже полное отсутствие речи).

На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребёнком словаря. Увеличивается как число существительных обозначающих предметы окружения, так и другие части речи, которыми малыш часто, но не постоянно, пользуется  в своих высказываниях. Ребёнок употребляет почти все части речи, овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка (с двух с половиной лет усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов), начинает согласовывать прилагательные с существительными, использует простые распространённые предложения, бессоюзные сложносочинённые предложения. В общении со взрослыми малыш всё реже употребляет звукоподражательные слова, односложные предложения. Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребёнка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а и иногда - целыми фразами. В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш укрепляет и артикуляционный аппарат. В это же время формируется и фразовая речь. Сначала это простые фразы из двух – трёх слов, постоянно они усложняются, и активный словарь достигает 800- 1000 слов.

На четвёртом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчётливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения – игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи – прилагательные, наречия, предлоги. Появляются  зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространённые предложения. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения дети употребляют, но очень редко. Четырёхлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей, носит ситуативный характер. Она ещё недостаточно точна в словарном, совершенна в грамматическом отношении. Не вполне чистая и правильная со стороны произношения. Ребёнок может с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение.  Инициатива в общении всё чаще исходит от ребёнка.

         К четырём – пяти годам у большинства детей в речи почти исчезает смягчение, появляются шипящие звуки «Ш, Ж, Ч», но характерна неустойчивость произношения - « жук зуззит». Иногда наблюдается непомерно частое использование звуков «Р, Ш, Ж» горубой – голубой, шад – сад, жонтик – зонтик. Ребёнок заменяет новым звуком те звуки, которые сами раньше были заменителями. Большинство детей уже произносят звук «Р», но он ещё недостаточно автоматизирован в речи. Звук «Р» пропускается реже, чаще заменяется другими звуками «Л, ЛЬ, Й». Словопроизношение детей тоже становится чище, как и звукопроизношение, реже встречаются перестановки в  употреблении звуков, почти исчезают сокращения слов.

К пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчётливей. Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще имеет ситуативный характер. Рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры, они могут строить высказывания из 10 и более слов, часто являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок. Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в словах. У большинства детей к пяти годам активный словарь увеличивается до 2500- - 3000 тысячи слов. При нормальном развитии речи к пяти – шести годам у ребёнка спонтанно корректируются физиологические нарушения звукопроизношения.

Большинство детей старшего дошкольного возраста говорит правильно, но всё же у некоторых встречается нечистая речь 15-20%. Речевые недостатки той возрастной группы выражаются в искажении шипящих звуков «Ш, Ж, Ч «, а так же «Ф, Л», причём здесь уже нет неустойчивости, характерной для детей среднего дошкольного возраста. Чаще всего старшие дети заменяют один звук другим. Картавость, шепелявость становятся привычными.

Встречаются и более серьёзные отклонения в речевом развитии – заикание, сложная дислалия, дизартрия.

        У многих детей 6-7 лет встречается неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов. Часто небрежность в словопроизношении объясняется подражанием речи взрослого.

         К концу шестого года ребёнок, в речевом развитии, достигает достаточно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчётливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами речи и категориями. Его высказывания становятся содержательнее, выразительнее и точнее.

        К семи годам ребёнок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточный активный словарь и практически овладевает грамматически правильной речью. Итак, к моменту поступления ребёнка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, чётко и ясно их произносит, имеет определённый словарный запас и, в основном, грамматически правильную речь. Строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде числе, падеже. Точно спрягает часто употребляемые глаголы, свободно пользуется монологической речью, может рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Всё это даёт возможность ребёнку при поступлении в школу показать хорошие знания.

В дошкольном детстве процесс овладения речью ребёнком не заканчивается. И его речь, в целом, конечно, не всегда бывает интенсивной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения, будут продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Информационный проект в группе детей старшего возраста.

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ  РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАИнформационный проект в группе детей старшего возраста....

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».

Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»....

Речевая карта для диагностики речевого развития детей дошкольного возраста.

Экспресс-речевая карта  обследования речевого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет....

Картотека речевых игр по речевому развитию детей дошкольного возраста "Болтушка"

Картотека дидактических игр  по развитию речи  в старшей группе...