Этапы овладения речевыми звуками
консультация по развитию речи на тему

Ткаченко Галина Витальевна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vosp.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Этапы овладения речевыми звуками.

Учитель-логопед

ГБОУ № 2615

Ткаченко Г.В.

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребенка. При этом звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постоянного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз.  Правильным произношением звуков речи ребенок овладевает лишь постепенно. Впервые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребенок может правильно произнести только самые простые по артикуляции звуки . К ним относятся гласные А ,О,Э, согласные  П, Б ,М (папа, мама, баба ) .Несколько позднее усваиваются и другие артикуляторно простые звуки, не требующие особенно тонких движений языка и губ. Это  гласные И, Ы, У и согласные Ф ,В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. Более же сложные по артикуляции согласные звуки (З, С, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р) примерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи детей, или заменяются более простыми для произношения звуками. Это явление получило название «возрастного косноязычия», поскольку в определенном возрасте оно бывает свойственно всем без исключения детям.      

Каждый артикуляторно сложный звук усваивается ребенком как- бы в несколько этапов. Ребенок не сразу овладевает произношением звука, а сначала заменяет его. Вот самые распространенные звуки – заменители для сложных по произношению согласных: Л: Й-ЛЬ-Л (йампа-лямпа-лампа). Р: Й-ЛЬ-Л-Р(йиба-либа-лыба-рыба). С:ТЬ-СЬ-С(тянки-сянки-санки)  

Но даже и после овладения правильным произношением звука ребенок некоторое время неустойчиво использует его в своей речи. Новый звук начинает употребляться  гораздо чаще, чем следует, временно как бы вытесняя близкие к нему по артикуляции звуки. Здесь очень важно ненавязчиво помочь ребенку окончательно овладеть звуком. По мере созревания речевого аппарата ребенка постепенно совершенствуется и его звукопроизношение, все более ля и более приближаясь к образцу речи взрослого. Совершенно необходимым условием своевременного исчезновения «возрастного косноязычия» является правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых людей.

Таблица примерных сроков окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков

Возраст появления звуков в годах

1-2  года

2-3 года

3-5 лет

5-6 лет

звуки

А О Э П Б М

И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й

С З Ц Ш Ж Ч Щ

Л Р

Если к 5-6 годам ребенок не овладел правильным произношением, то называемое « возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным».Такая задержка свидетельствует о наличии каких-либо особых причин. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, недостатках или дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.                

Родителям важно знать, что даже в раннем возрасте (до 3-5 лет) и такие особенности в произношении, которые уже с самого начала нельзя относить к «возрастному косноязычию». Приведем основные виды нарушений звукопроизношения.

        Внешне дефекты в произношении звуков речи могут проявляться в едином из следующих трех вариантов

        1. ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ ЗВУКА ( «ыба» вместо « рыба» )

        2. ПОЛНАЯ ЗАМЕНА ОДНОГО ЗВУКА РЕЧИ ДРУГИМ, обычно более простым по артикуляции («лыба» вместо «рыба» )

         3. ИСКАЖЕННОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА КЛАССИЧЕСКИМ ПРИМЕРОМ ЧЕГО ЯВЛЯЕТСЯ «картавое Р».

         В чем же кроются основные причины мешающие ребенку своевременно и без специальной   логопедической помощи овладеть правильным произношением звуков речи?                         Если говорить о детях с нормальным слухом и интеллектом, и не имеющих к тому же резких отклонений в поведении, то есть такие причины:         

1. Трудности различения некоторых сходных звуков на слух (при отсутствии снижения слуха).        

2. Выраженные дефекты в строении речевых органов (губ, зубов, челюстей, языка, мягкого и твердого неба).                   

3. Недостаточная подвижность губ и языка.

4. Отсутствие правильного образца для подражания.

        Родителям необходимо понять, что нарушения звукопроизношения во многих случаях не может «пройти с возрастом», поэтому им нужно как можно раньше обратиться за помощью к специалистам.                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пиктограмм в работе по формированию звукопроизносительной стороны речи на этапе текстовой автоматизации звуков речи у детей с ОНР.

рассказ-пиктограмма для автоматизации звука "Л" в тексте.  Логопед читает текст справа, направляя взгляд ребенка на картинки -пиктограммы по тексту. Ребенок слушает  и запоминает, привязывая...

Статья "Этапы овладения звуковой стороной речи"

В статье изложен материал об актуальности овладения звуковой стороной речи, перечислены педагоги и ученые которые занимались данной проблемой, раскрыта классификация А.А.Леонтьева...

Презентация к докладу "Этапы овладения звуковой стороной речи"

Презентация на тему "Этапы овладения звуковой стороной речи"...

Дидактические игра как средство формирования фонематических представлений на этапе овладения детьми старшего дошкольного возраста звуковым анализом и синтезом

Дидактические игры помогают при работе по коррекции фонетической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.Игры можно использовать не только в детском саду, но и дома с родителями. Совместная з...

Оформление папки-передвижки: "Формирование фонематического восприятия на четвертом и пятом этапе развития речевого слуха: различение слогов и различение звуков"

Познакомить родителей и воспитателей с играми и упражнениями, применяемыми на четвертом и пятом этапе развития фонематического восприятия: различение слогов и различение звуков...

статья: "Речевой выдох. Этапы формирования речевого выдоха у детей"

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.    Работа включает в себя несколько этапов, которые должны проходить в строгой последовательн...