Этапы овладения речевыми звуками
консультация по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
Этапы овладения речевыми звуками.
Учитель-логопед
ГБОУ № 2615
Ткаченко Г.В.
Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребенка. При этом звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постоянного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. Правильным произношением звуков речи ребенок овладевает лишь постепенно. Впервые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребенок может правильно произнести только самые простые по артикуляции звуки . К ним относятся гласные А ,О,Э, согласные П, Б ,М (папа, мама, баба ) .Несколько позднее усваиваются и другие артикуляторно простые звуки, не требующие особенно тонких движений языка и губ. Это гласные И, Ы, У и согласные Ф ,В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. Более же сложные по артикуляции согласные звуки (З, С, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р) примерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи детей, или заменяются более простыми для произношения звуками. Это явление получило название «возрастного косноязычия», поскольку в определенном возрасте оно бывает свойственно всем без исключения детям.
Каждый артикуляторно сложный звук усваивается ребенком как- бы в несколько этапов. Ребенок не сразу овладевает произношением звука, а сначала заменяет его. Вот самые распространенные звуки – заменители для сложных по произношению согласных: Л: Й-ЛЬ-Л (йампа-лямпа-лампа). Р: Й-ЛЬ-Л-Р(йиба-либа-лыба-рыба). С:ТЬ-СЬ-С(тянки-сянки-санки)
Но даже и после овладения правильным произношением звука ребенок некоторое время неустойчиво использует его в своей речи. Новый звук начинает употребляться гораздо чаще, чем следует, временно как бы вытесняя близкие к нему по артикуляции звуки. Здесь очень важно ненавязчиво помочь ребенку окончательно овладеть звуком. По мере созревания речевого аппарата ребенка постепенно совершенствуется и его звукопроизношение, все более ля и более приближаясь к образцу речи взрослого. Совершенно необходимым условием своевременного исчезновения «возрастного косноязычия» является правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых людей.
Таблица примерных сроков окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков
Возраст появления звуков в годах | 1-2 года | 2-3 года | 3-5 лет | 5-6 лет |
звуки | А О Э П Б М | И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й | С З Ц Ш Ж Ч Щ | Л Р |
Если к 5-6 годам ребенок не овладел правильным произношением, то называемое « возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным».Такая задержка свидетельствует о наличии каких-либо особых причин. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, недостатках или дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.
Родителям важно знать, что даже в раннем возрасте (до 3-5 лет) и такие особенности в произношении, которые уже с самого начала нельзя относить к «возрастному косноязычию». Приведем основные виды нарушений звукопроизношения.
Внешне дефекты в произношении звуков речи могут проявляться в едином из следующих трех вариантов
1. ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ ЗВУКА ( «ыба» вместо « рыба» )
2. ПОЛНАЯ ЗАМЕНА ОДНОГО ЗВУКА РЕЧИ ДРУГИМ, обычно более простым по артикуляции («лыба» вместо «рыба» )
3. ИСКАЖЕННОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА КЛАССИЧЕСКИМ ПРИМЕРОМ ЧЕГО ЯВЛЯЕТСЯ «картавое Р».
В чем же кроются основные причины мешающие ребенку своевременно и без специальной логопедической помощи овладеть правильным произношением звуков речи? Если говорить о детях с нормальным слухом и интеллектом, и не имеющих к тому же резких отклонений в поведении, то есть такие причины:
1. Трудности различения некоторых сходных звуков на слух (при отсутствии снижения слуха).
2. Выраженные дефекты в строении речевых органов (губ, зубов, челюстей, языка, мягкого и твердого неба).
3. Недостаточная подвижность губ и языка.
4. Отсутствие правильного образца для подражания.
Родителям необходимо понять, что нарушения звукопроизношения во многих случаях не может «пройти с возрастом», поэтому им нужно как можно раньше обратиться за помощью к специалистам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование пиктограмм в работе по формированию звукопроизносительной стороны речи на этапе текстовой автоматизации звуков речи у детей с ОНР.
рассказ-пиктограмма для автоматизации звука "Л" в тексте. Логопед читает текст справа, направляя взгляд ребенка на картинки -пиктограммы по тексту. Ребенок слушает и запоминает, привязывая...
Статья "Этапы овладения звуковой стороной речи"
В статье изложен материал об актуальности овладения звуковой стороной речи, перечислены педагоги и ученые которые занимались данной проблемой, раскрыта классификация А.А.Леонтьева...
Презентация к докладу "Этапы овладения звуковой стороной речи"
Презентация на тему "Этапы овладения звуковой стороной речи"...
Дидактические игра как средство формирования фонематических представлений на этапе овладения детьми старшего дошкольного возраста звуковым анализом и синтезом
Дидактические игры помогают при работе по коррекции фонетической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.Игры можно использовать не только в детском саду, но и дома с родителями. Совместная з...
Оформление папки-передвижки: "Формирование фонематического восприятия на четвертом и пятом этапе развития речевого слуха: различение слогов и различение звуков"
Познакомить родителей и воспитателей с играми и упражнениями, применяемыми на четвертом и пятом этапе развития фонематического восприятия: различение слогов и различение звуков...
статья: "Речевой выдох. Этапы формирования речевого выдоха у детей"
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. Работа включает в себя несколько этапов, которые должны проходить в строгой последовательн...