Статья "Этапы овладения звуковой стороной речи"
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

В статье изложен материал об актуальности овладения звуковой стороной речи, перечислены педагоги и ученые которые занимались данной проблемой, раскрыта классификация А.А.Леонтьева

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы овладения звуковой стороной речи

Выполнила:

 учитель-дефектолог ГБДОУ № 32

Колпинского района г. Санкт-Петербурга

Российская Карина Валерьевна

     Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

     Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

     Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Онтогенез определяется как индивидуальное развитие организма от его зарождения до конца жизни. Усвоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Знание законов развития речи детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи и выбора соответствующей  коррекционно-воспитательной работы по преодолению данной речевой патологии.

     Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А.Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов.

Г.Л. Розенгард – Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи.

А.А. Леонтьев в своей психолингвистической  концепции «речевого онтогенеза» опирается на методологические подходы выдающихся лингвистов и психологов  19-20 столетия -  в. Гумбольда, Р.О. Якобсона, Л.С. Выготского, А.Н. Гвоздева  и т.д.

А.А. Леонтьев подразделяет процесс формирования речи на ряд последовательных периодов:

1. Подготовительный (с момента рождения до года);

2. Преддошкольный (от года до 3 лет);

3. Дошкольный (от 3до 7 лет);

4. Школьный (от 7 до 17 лет).

     А.А.Леонтьев указывает, что временные рамки этих этапов крайне вариативны, кроме того, в развитии детской речи имеет место акселерация – сдвиг возрастных характеристик на более ранние возрастные этапы онтогенеза.

     Подготовительный период. Освоение артикуляции звуков речи – сложная задача, и хотя ребенок начинает «упражняться» в произнесении звуков уже с полутора-двухмесячного возраста, для овладения речепроизносительными навыками ему требуется три-четыре года. У всех нормально развивающихся детей существует определенная последовательность в освоении звуковой формы языка и в развитии предречевых реакций: гуление, «свирель», лепет и его «усложненный вариант» - модулированный лепет.

     Ребенок появляется на свет, и свое появление он знаменует криком. Крик – первая голосовая реакция ребенка. И крик, и плач ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата.

Для ребенка первого года жизни «речевой тренинг» в произнесении звуков – это своего рода игра, непроизвольное действие, которое доставляет ребенку удовольствие. Ребенок упорно, на протяжении многих минут, может повторять один и тот же звук и таким образом упражняться в его артикулировании.

     Период гуления отмечается у всех детей. Уже в 1,5 месяца, а затем – в 2-3 месяца ребенок проявляет голосовые реакции в воспроизведении некоторых звуков. Именно они позднее становятся основой для членораздельной речи. По своим фонетическим характеристикам, гуление у детей всех народов мира одинаково.

     В четыре месяца звуковые сочетания усложняются, ребенок начинает как бы играть со своим артикуляционным аппаратом, несколько раз повторяет один и тот же звук, получая при этом удовольствие. Гулит ребенок тогда, когда он сухой, выспавшийся, накормлен и здоров. Если рядом находится кто-то из родных и начинает «разговаривать» с малышом, тот с удовольствием слушает эти звуки и как бы «подхватывает» их. На фоне такого положительного эмоционального контакта ребенок начинает подражать взрослым, пытается разнообразить голос выразительной интонацией. Уже к шести месяцам звуки, произносимые детьми, начинают напоминать звуки их родного языка.

     При нормальном развитии ребенка «гуление» в 6-7 месяцев постепенно переходит в лепет. В это время дети произносят слоги, соотнося их с определенными окружающими людьми. В процессе общения со взрослыми ребенок постепенно пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить ряды слогов; расширяется объем лепетных слов, которые ребенок пытается повторить за взрослым.

В 8,5-9 месяцев лепет имеет уже модулированный характер с разнообразными интонациями. Но не у всех детей этот процесс однозначен: при снижении слуховой функции гуление «затухает», и это нередко является диагностическим симптомом.

     В возрасте 9-10 месяцев происходит качественный скачок в речевом развитии ребенка. Появляются первые «нормативные», предметно отнесенные слова, соответствующие лексической системе данного языка. Круг артикуляций в течение двух-трех месяцев, равно как нет отнесения звуков к новым предметам или явлениям: при этом тождество употребления псевдослова («протослова») обеспечивается не только и не столько тождеством артикуляции, сколько тождеством звукового облика слова целого слова. В возрасте 10-12 месяцев ребенок все существительные употребляет в именительном падеже в единственном числе. Попытки связать два слова во фразу появляются позднее, примерно в полтора года.

     «Приостановка» фонетического развития в этот период «речевого онтогенеза» связана со значительным увеличением активного словаря и, что особенно важно, с появлением первых настоящих обобщений. В речи ребенка появляется языковой знак. Слово начинает выступать как структурная единица языка и речи .

     По данным ряда исследований, фонематический слух формируется в очень раннем возрасте. Сначала ребенок учится отделять звуки окружающего мира (скрип двери, шум дождя, мяуканье кошки и тому подобное) от звуков обращенной к нему речи. Ребенок активно ищет звуковое обозначение элементов окружающего мира, улавливая их из уст взрослых. Однако он использует заимствованные у взрослых фонетические средства языка по-своему, создавая собственную промежуточную языковую систему.

Сначала ребенок овладевает внешней звуковой структурой знака, которая впоследствии, в процессе оперирования знаками, приводит ребенка к правильному функциональному его употреблению. Говорить о сформированности артикуляционного аппарата можно лишь при достижении ребенком пяти-шести лет.

Анализируя количественные показатели роста лексического запаса детей в этот период, можно привести следующие данные педагогических наблюдений и психолого-педагогических исследований: в полтора года объем словарного запаса детей составляет 30-50 слов, к концу второго года жизни – 80-100 слов, к трем годам – примерно 300-400 слов.

     В преддошкольный период речевого развития у детей появляются разнообразные фонетические нарушения: многие звуки родного языка они пропускают, переставляют, заменяют более простыми по артикуляции. Эти недостатки речи, определяемые понятием «физиологическая дислалия», объясняются возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, а также недостаточным уровнем развития фонематического восприятия. Вместе с тем, характерным для этого периода является достаточно уверенное воспроизведение детьми интонационно-ритмических, мелодических контуров слов.

К концу преддошкольного периода дети общаются между собой и окружающими, используя структуру простого распространенного предложения, употребляя при этом наиболее простые грамматические категории речи.

     Дошкольный этап «речевого онтогенеза» характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Нередко наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи; в структуре складывающейся в этот период языковой способности постепенно формируются навыки словообразования.

     Процесс усвоения языка протекает столь динамично, что после трех лет дети с хорошим уровнем речевого развития свободно общаются не только при помощи грамматически правильно построенных простых предложений, но и некоторых видов сложных предложений; речевые высказывания уже строятся с использованием союзов и союзных слов.

     Звуки русского языка появляются в речи ребенка в следующей последовательности: взрывные, щелевые, аффрикаты. Позднее всего дети обычно начинают произносить дрожащий [р]. Формирующиеся нормативные речевые звуки по началу крайне неустойчивы, легко искажаются при возбуждении или утомлении ребенка.

В это время активный словарь детей достигает 3000 -4000 тысяч слов, вырабатываются более дифференцированное употребление слов в соответствии с их значениями, навыки словоизменения и словообразования.

     В дошкольный период наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, дети овладевают умением воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если при этом наблюдаются ошибки, то они встречаются, как правило, в наиболее трудных для воспроизведения, малоупотребительных или незнакомых детям словах. При этом достаточно 1 – 2 раза поправить ребенка, дать образец правильного произношения и организовать небольшую «речевую практику» в нормативном произнесении слова, как ребенок достаточно быстро введет это новое слово в свою самостоятельную речь.

     Развивающийся навык речеслухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих. В этот период у детей формируется «чувство языка» (интуитивное чувствование языковой нормы употребления знака), что обеспечивает правильное употребление в самостоятельных высказываниях всех грамматических категорий и форм слов. Как отмечает Т.Б.Филичева, «…если в этом возрасте ребенок допускает стойкий аграмматизм, сокращения и перестановки слогов и звуков, уподобления слогов, их замены и пропуск – это является важным и убедительным симптомом, свидетельствующим о выраженном недоразвитии речевой функции. Такие дети нуждаются в систематических логопедических занятиях до поступления их в школу».

     У дошкольников значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные и, наконец, - сонорные, шипящие и свистящие звуки. Достаточный уровень развития фонематического слуха позволяет детям овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в период школьного обучения.

К концу дошкольного периода развития речи дети в норме овладевают развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Отступления от орфоэпических норм устной речи (отдельные фонетические и «грамматические» ошибки) не имеют стойкого фиксированного характера и при соответствующей коррекционно-педагогической работе достаточно быстро устраняются.

     Далее, в школьный период речевого развития продолжается совершенствование речи детей, дети полностью овладевают звуковым анализом и синтезом, усваивают грамматические правила. На этом этапе формируется письменная речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по направлению «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук» в средней группе

Конспект занятия по направлению «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук» в средней  группе Тема: «Братцы-звуки»....

Конспект занятия по развитию ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук в средней группе.

Цель: - освоение действия интонационного выделения звука в слове;Задачи: - развивать  умения подбирать слова с заданным звуком...

Картотека дидактических игр и упражнений в средней группе: «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук»

Картотека дидактических игр и упражнений в средней группе: «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук»Дид. игра "Отгадай, что звучит" Цель: Развивать ...

Презентация к докладу "Этапы овладения звуковой стороной речи"

Презентация на тему "Этапы овладения звуковой стороной речи"...

Картотека дидактических игр и упражнений в средней группе «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук»

Дидактические игры и упражненияв в средней группе  для освоения действий интонационного выделения звука в слове, дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков, развития умения определять первы...

Картотека дидактических игр и упражнений в средней группе: «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук»

Картотека дидактических игр и упражнений в средней группе: «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук»...