Опыт работы «Работа с многозначными глаголами в процессе речевого развития дошкольников»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Актуальность
Одной из основных задач речевого развития дошкольника является формирование словаря. Характеризуя речь ребенка, принято говорить об активном и пассивном запасе слов. Однако объемом словаря далеко не исчерпывается характер усвоения ребенком лексики родного языка. Изучая словарь детей, нужно особое внимание уделять на правильность понимания значений слов. Именно понимание значений слов позволяет ребенку общаться с окружающими его людьми, обеспечивает взаимопонимание, играет огромную роль в формировании и совершенствовании речевого мышления. В соответствии с этим необходимо уделять больше внимания работе над словом как структурной единицей, определяющим свойством которой является семантическое содержание. Слова, обозначающие объекты действительности, обладают многозначностью, вступают в различные семантические отношения, которые необходимо раскрывать детям, с целью обеспечить полноценное усвоение ими родного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
15_06_mnogozn_glagoly.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы «Работа с многозначными глаголами в процессе речевого развития дошкольников»
Актуальность
Одной из основных задач речевого развития дошкольника является формирование словаря. Характеризуя речь ребенка, принято говорить об активном и пассивном запасе слов. Однако объемом словаря далеко не исчерпывается характер усвоения ребенком лексики родного языка. Изучая словарь детей, нужно особое внимание уделять на правильность понимания значений слов. Именно понимание значений слов позволяет ребенку общаться с окружающими его людьми, обеспечивает взаимопонимание, играет огромную роль в формировании и совершенствовании речевого мышления. В соответствии с этим необходимо уделять больше внимания работе над словом как структурной единицей, определяющим свойством которой является семантическое содержание. Слова, обозначающие объекты действительности, обладают многозначностью, вступают в различные семантические отношения, которые необходимо раскрывать детям, с целью обеспечить полноценное усвоение ими родного языка.
Особенности понимания детьми многозначных глаголов (с переносным значением)
Задания предлагались детям подготовительной к школе группы (6-7 лет) в начале учебного года.
Участвовало 6 человек.
Цель: Выявить понимание детьми многозначных глаголов в переносном значении.
В качестве речевого материала были взяты словосочетания с многозначными глаголами. Инструкция: «Я тебе скажу два слова – «дождь озорничал», - а ты мне объясни, что значит слово «озорничал»? Как можно сказать по-другому?». Это здание требовало от ребенка осознания смысловой стороны слова, определения его значения в данном словосочетании.
Многозначные глаголы | Ответы детей |
Дождь озорничал | Льет – льет, не перестает. (Арина) Это когда очень-очень сильно ветер дует. Тогда дождик озорничает… Сильно дождик льется. (Руслан) Грустный значит. (Даша) Это он балуется, захотел побаловаться… Шалил и людей намочил. (Кристина) Дождь идет. (Владик) Значит он веселый, капает быстро. ( Андрей) |
Лес дремлет | Не может быть! (Арина) Это вот когда… качается, деревья качаются. (Руслан) Зимой спит. (Даша) Когда… Такого слова вообще не бывает. (Кристина) Спит, когда темно. (Владик) Он спит зимой. (Андрей) |
Дом растет | Такого не бывает! (Арина) Как, дом растет?! Только цветы растут, человек! (Руслан) Его строят. (Даша) Не может быть! (Кристина) Строят. (Владик) Значит его строят, он становится все выше и выше этаж за этажом. (Андрей) |
Ручьи бегут | Весной текут. (Арина) Текут весной, когда дождь. Лужи и делается ручеек. (Руслан) Потому, что они текут. (Даша) Дождь полил, а потом потекли ручейки. (Кристина) Вода плывет. (Владик) Значит они… ну бегут, текут. (Андрей) |
Анализ. Некоторым детям переносный смысл глаголов был совершенно непонятен, некоторые даже удивлялись: «Как, дом растет?! Только цветы растут, человек!». Некоторые говорили, что такого не бывает, не может быть! Таким образом, наличие нескольких значений в слове поражает, удивляет ребенка.
Дети с высоким уровнем речевого развития пытались объяснить смысл переносных глаголов или искали подходящую замену: «Дом растет, значит, становится все выше и выше», «Дождь озорничал, значит шалил. Людей намочил». Особенно легким для детей оказалось четвертое словосочетание. Почти все с ним справились: «Ручьи бегут, значит текут».
Это свидетельствует о том, что в старшем дошкольном возрасте начинается дифференциация значений многозначных глаголов.
Вывод: Некоторые дети уже чувствуют способность слова обладать одновременно несколькими значениями, в том числе переносными. У многих детей полисемичные глаголы имеются в активном словаре в своем основном, наиболее употребляемом значении. Случаи понимания и употребления в речи переносных значений при спонтанном овладении языком редки. Причем закрепленное в сознании значение дошкольник стремится связать со знакомыми словами. Поскольку новое значение не совпадает с прежним, ребенок дает этому объяснение, не совпадающее с реальной действительностью.
Буквальное понимание переносного значения слова можно объяснить общим конкретным характером мышления дошкольника, недостаточным овладением ребенком лексики родного языка.
Однако в дошкольном возрасте налицо потенциальные возможности понимания детьми многозначных слов в переносном значении. Поэтому необходимо вести специальную работу по овладению детьми многозначных глаголов в их переносном значении.
Содержание работы с многозначными словами
В обогащении речи глаголами особенно большую роль играет художественная литература, в которой особое внимание уделяется семантизации (раскрытию смысловой стороны слова). Поэтому применялось чтение художественных произведений. Данная работа развивала у детей не только полноценное восприятие литературных произведений, но и подводила их к выполнению разнообразных творческих заданий. Детям говорилось, что автор, прежде чем охарактеризовать какое-либо событие, тщательно отбирает слова, которые наиболее точно и вместе с тем выразительно, передают действия героев, их внутреннюю сущность, поступки.
Также уделялось внимание на развитие умений точно употреблять слова в словосочетаниях и предложениях. Предлагались различные дидактические упражнения, игровая задача которых состояла в быстром подборе соответствующего слова.
Работа проводилась с теми же глаголами (озорничал, дремлет, растет, бегут в переносном значении), но в сочетании с другими существительными.
Работа над глаголом «ОЗОРНИЧАЛ»
Пример НОД
Детям предлагается отгадать загадку: «Неизвестно где живет. Налетит, деревья гнет. Засвистит на речке дождь. Озорник, а не уймешь» (ветер).
Далее читается стихотворение М.Исаковского «Ветер».
Оно позволило донести до детей образ ветра – молодого, озорного, легкомысленного. Работая над глаголом в переносном значении, важно показать детям, как постепенно нарастает движение ветра: осторожно вышел, побежал, полетел.
Также предлагалось вниманию детей стихотворение З.Александровой «Ветер на речке». Детям предлагается обратить внимание на следующую фразу: «Ветер дунул, обманул – и летят как чайки, голубые трусики, беленькие майки». Детей подводят к пониманию, что озорник – это веселый, радостный, шутливый ветер. Он решил поиграть с ребятами, пошутить над ними.
В стихотворении Л.Квитко ветер показан совсем другой, но автор называет его озорником. Детям предлагается подумать, почему: «Ветер воет, завывает, гнет деревья до травы, с веток яблоки сбивает, тащит шапку с головы. Растрепал зеленый ельник, в щели узкие проник. Что он делает бездельник, ошалелый озорник?»
Проводится игра «Солнечный зайчик»
Воспитатель пускает солнечного зайчика, произнося: «Скачут побегайчики –солнечные зайчики… Где же зайчики? Ушли. Вы нигде их не нашли?» (А.Бродский). Дети пытаются его ловить, смеются, резвятся. Воспитатель спрашивает: «Какой солнечный зайчик? (веселый, быстрый, неуемный, озорной) Что он делает? (велится, радуется, играет с нами, озорничает) Что еще может озорничать? (эхо, родничок, речек и др.)
Работа над глаголом «ДРЕМЛЕТ»
Дети знакомились со следующими произведениями: С.А. Есенин «Ночь», «Нивы сжаты, рощи голы…», И.Никитин «Утро», В.Бианки «Холодно в лесу, холодно!».
В стихотворении С.А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» показана картина осени, грусти, все погружено в сон, в дрему. Жизнь замирает: «Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, что совсем-совсем недолго ждать зимы седой осталось».
В рассказе В.Бианки важно донести детям картину природы зимой: «Все покрыто снегом, все погружено в непробудный и, кажется, мертвый сон. В трудную пору жизнь отлично умеет претворяться мертвой. Замерли травы, куст и деревья. Замерли, но не умерли. Под мертвым покрывалом снега они таят могучую силу жизни, силу расти и цвести…». Природа дремлет, значит замерла, притаилась. Что в ней есть жизнь – наступит весна и все оживет, зацветет.
В стихотворении С.А. Есенина «Ночь» с особым выражением читаются строчки: «Тихо дремлет река. Темный бор не шумит. Соловей не поет, и дергач не кричит. Ночь. Вокруг тишина. В природе все спит. Своим блеском луна все вокруг серебрит». Показана картина ночи: все спит, все замерло. Тишина, покой, речек лишь журчит.
В стихотворении И.Никитина показана картина пробуждения природы: звезды меркнут и гаснут, туман, от зари алый свет разливается. «Дремлет чуткий камыш…» - он еще не проснулся, во сне, в дреме. Тишина вокруг, покой, но стоит появиться живым существам, и все вокруг оживет, задвигается, зазвучит. Поэтому сон его чуток, он дремлет.
Так детей постепенно подводят к пониманию того, что дремать может не только человек, кошка, но и природа: деревья, кусты, трава, река, горы. Это значит, она находится в состоянии оцепенения, покоя, тишины, замерла.
Проводится игра «Нарисуй слово»
Воспитатель: «Сейчас я скажу слово «дремлет», а вы подумайте, что или кто может дремать и нарисуйте». (Дети могут закрыть глаза, опустить головы на стол) После такого задания нужно уточнить, что нарисовал ребенок и почему.
На следующей серии занятий детям объяснялся смысл глагола «РАСТЕТ» (в переносном значении). Детям предлагались загадки «Детки сели на карниз и растут все время вниз» (сосульки) «Растет она вниз головою. Не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет – растает он и умрет» (сосулька)
Далее читается миниатюра о весне М.М. Пришвина «Светлая капель».
Посредством этой миниатюры детям показывается, что сосулька, хоть она и не живая, а тоже может расти (утром в толщину, вечером в длину) – становится все больше и больше.
Зимой на прогулках проводились наблюдения за сугробами. После выпавшего снега дети замечали, что сугробы становятся все больше и больше (выше и толще). И детей постепенно подводили к сознанию того, что сугроб с каждым днем растет. Дети сами замечают: «Да и горка выросла!» (стала выше).
При чтении стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?» внимание детей обращается на строчку «У меня растут года…». Детям предлагалось подумать, что этим хотел сказать автор (дети становятся старше).
Детям можно предложить устойчивое словосочетание «растет не по дням, а по часам», выяснить, как ребенок понимает его смысл. Предложить передать этот смысл другими словами: «Как сказать по-другому? Подберите слова, близкие по смыслу этому выражению. Подберите слова, противоположные по смыслу этому выражению».
Дидактическое упражнение «Скажи по-другому». Цель: подобрать к словосочетаниям слова, близкие по смыслу. В некоторых случаях объяснить их значение или составить предложения с ними.
Дети растут - … становятся старше. Сугроб растет - …делается больше. Сосулька растет - …становится все длиннее, все толще. Горка растет - …становится выше.
В работе над многозначным глаголом «БЕЖАТЬ» использовалась дидактическая игра «О чем я сказала?» Цель: различать в слове несколько значений, находить похожие слова в соответствии с контекстом, речевой ситуацией, находить общее и различное в значении слов.
Воспитатель: «Послушайте, что я Вам скажу. Бежит собака. Бежит река. Бежит вода из крана. Бегут облака. Я сказала об одном и том же? Как сказать о собаке по-другому? Собака… (мчится, несется, летит, быстро двигается). Бежит река – как сказать по-другому? (течет, струится, журчит). Вода бежит из крана – как сказать по-другому? (льется, струиться, течет, идет, хлещет). Облака бегут (плывут, движутся).
Также использовались словосочетания с многозначными глаголами:
Мальчик идет, снег идет, трамвай идет, весна идет; мальчик бежит, вода бежит, время бежит, река бежит; растет цветок, ребенок растет, растет сугроб, туча растет, года растут; летит время, летит самолет, летит птица, мальчик летит; ползет человек, ползет муравей, полет поезд; плывет человек, плывет лодка, плывет облако; дети спят, речка спит; дерево дремлет, река дремлет, бабушка дремлет; мальчик озорничал, ветер озорничал, эхо озорничало, котенок озорничал.
Детям предлагалось подобрать синонимы и антонимы к словосочетаниям, в некоторых случаях объяснить их значение или составить предложения с ними.
Игра «Закончи предложение» (подбор антонимов)
Мальчик бежит, а девочка… (стоит). Река бежит, а камень в ней… (лежит). Облако в небе бежит, а самолет… (летит, мчится). Река летом бежит, а зимой… (дремлет).
Дидактическое упражнение «Кто внимательный»
Цель: Выделить на слух слова, противоположные по смыслу, объяснить смысл выражений.
Незнайка лежит, а знайка далеко бежит. Зимой рыба дремлет, а летом плавает. Ребенок растет, а старик к земле клонится.
Упражнение по подбору к многозначным глаголам существительных: «Кто или что может расти (бежать, дремать, озорничать)»
Правильный подбор слов свидетельствует о том, в какой мере значение слова понято ребенком, какое из значений уже усвоено, а какое нет.
Упражнение на подбор глаголов к существительным. Предлагались слова «дождь», «лес», «дом», «ручьи». Это задание помогало выявить, на какое значение слова ориентирован ребенок: на прямое или переносное.
Результаты работы с детьми
Цель: Выявить понимание детьми многозначных глаголов в переносном значении (после проведенной работы).
В конце учебного года детям предлагались такие же задания, что и в начале года.
Многозначные глаголы | Ответы детей |
Дождь озорничал | Чуть-чуть полил и закончился. Люди вышли на улицу, а он опять полил. Людей намочил. «Ах! Озорник!» - говорят люди. (Арина) Этот дождь хитренький, веселый, радостный, озорной. С людьми шутит, играет, балуется. (Руслан) Потому что он веселый. Может делать лужи, и люди не пройдут… А мальчишки могут ножками озорными пробежать, побрызгать. (Даша) Шутит. Чуть-чуть капает, не сильный, на людей покапал. (Кристина) Он слегка полил землю. Он легкий, озорной. (Владик) Тучка пробежала, все полила. Растениям стало хорошо. Потом ему стало скучно и он решил пошалить. Взял и людей намочил. Он короткий, летний. Ветром подуло, и тучка улетела, дождик кончился. ( Андрей) |
Лес дремлет | Зимой жизнь в лесу приостанавливается, и он дремлет. Стоит в оцепенении. (Арина) Спокойно в лесу, тихо... Солнце выглянет, и все оживет. (Руслан) Потому что он спит. (Даша) В нем жизнь остановилась… Звери в спячке, птицы улетели. Тихо в лесу. (Кристина) Стоит в тишине. Птички не поют, листочки не шелестят. (Владик) Когда птички все улетают, животные в норы убегают, насекомые в щели заползают. Зима наступила. В лесу все затихает, ничего не слышно. Лес дремлет. (Андрей) |
Дом растет | Этаж за этажом строят кирпичиками, и получается большой дом. (Арина) Когда его строят. Дом стал высоким, вырос. (Руслан) Потому что его строят. Этаж за этажом, выше. Плиты кладут, и он строится, растет вверх. (Даша) Его строят. (Кристина) Строится. (Владик) Дом становится все выше и выше этаж за этажом. (Андрей) |
Ручьи бегут | Текут. (Арина) Когда они очень быстро текут. (Руслан) Текут. (Даша) Дождь пошел, и ручьи текут. (Кристина) Весна идет, и они текут. (Владик) Текут, веселятся, журчат. (Андрей) |
Анализ: Детям стал более доступен переносный смысл глаголов. Не было удивления, т.е. дети начали понимать, что у слов есть не одно (прямое), а несколько (переносных) значений. Легче всего дети справились со словосочетаниями: ручьи бегут (текут), дом растет (строится). Посложнее показались детям другие словосочетания. Они задумывались, искали слова синонимы, подбирали прилагательные: дождь озорничал (он веселый, радостный, озорной, хитренький, легкий).
Некоторые дети в процессе работы стали не только понимать, но и употреблять в речи многозначные слова в переносном значении.
Вывод: Углубленная лексическая работа, в которой основное внимание уделяется семантическим сопоставлениям слов, дидактические игры и упражнения по подбору синонимов и антонимов, чтение художественной литературы влияют на качество речи, развивают словарь детей, помогают им понять смысл многозначных слов в переносном значении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Работа с многозначными прилагательными в процессе речевого развития дошкольников»
Актуальность Одной из основных задач речевого развития дошкольника является формирование словаря. Характеризуя речь ребенка, принято говорить об активном и пассивном запасе слов. Однако объемом словар...
Методическая работа с педагогами детского сада по познавательно-речевому развитию дошкольников
опыт работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста...
Обобщение опыта работы по теме: «Влияние моторной деятельности на речевое развитие дошкольников с ТНР»
Мою группу посещают дети в возрасте 5-7 лет с отклонениями в речевом развитии. Специфика моей работы для детей с тяжелым нарушением речи определяется у каждого из них: речевым недоразвитием; недостато...
Представление опыта работы по теме "Использование мультипликационных фильмов в речевом развитии дошкольников"
Мультипликационные фильмы предоставляют отличную возможность для внесения разнообразия и индивидуализации в воспитательно-образовательный процесс....
«Системный подход в организации работы ДОУ по речевому развитию дошкольников». Опыт работы детского сада
Опыт работы детского сада по организации работы ДОУ по речевому развитию дошкольников.Раскрывается суть взаимодействии всех специалистов ДОУ по образовательной области "Речевое развитие&quo...
Реализация здоровьесберегающих технологий в процессе речевого развития дошкольников (ИГЛБОЛ)
В презентации представлены приемы работы с массажными мячами - иглбол...
Формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников по речевому развитию дошкольников
Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников,...