Консультация на тему: "Диалогическая речь в системе работы учителя-логопеда"
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
Консультация для педагогического коллектива ДОУ на тему: "Диалогическая речь в системе работы учителя-логопеда"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Диалогическая речь в системе работы учителя-логопеда" | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад» №104 комбинированного вида»
- Тема: « Диалогическая речь в системе работы учителя-логопеда »
- ( консультация для педагогического коллектива.)
- Беляева Н.А.
- Учитель – логопед
- Саранск, 2015 г.
- Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые- лингвисты называют диалог естественной первичной формой языкового общения.
Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно отметить, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть не полной ,сокращенной, иногда фрагментарной.
Овладение связной диалогической речью- одна из главных задач речевого развития детей с ОНР. Они испытывают затруднения в общении со сверстниками и взрослыми, необходимо постоянное внимание педагогов и взрослых к этой стороне поведения, активная помощь в овладении искусством речевого общения.
Ее успешное решение зависит от многих условий: речевой сферы, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности ребенка, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Дилогическая форма общения не дана ребенку изначально .Образцы ведения диалога ребенок получает в общении со взрослым. Именно, в дошкольном возрасте ребенок усваивает речь в процессе общения. При этом в основном развивается диалог как основная форма разговорной речи.
Заметное снижение потребности в контакте, изолированность от коллектива сверстников, характерные для детей с речевыми нарушениями, ставят педагогов перед необходимостью поиска путей воздействия на коммуникативные процессы.
Важно подчеркнуть необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи. Овладение диалогом невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации, без воспитания культуры речи (чистого звукопроизношения, четкой дикции, интонационной выразительности , лексической точности, грамматической правильности).
Занятия, направленные на совершенствования навыков диалогического общения, крайне важны, и при работе с детьми с ОНР используются так же активно, как традиционные коррекционно- развивающие.
В зависимости от конкретных условий ( наличия учебных и психологических проблем у детей, уровня речевого развития) применяются фронтальные или подгрупповые занятия.
В зависимости от педагогических целей работа по развитию диалогической речи либо проводится на отдельном занятии, либо включается в традиционное коррекционное.
Занятия могут включать беседу логопеда с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры- драматизации, имитационные упражнения, обследование предметов( рассматривание картин, игрушек, предметов)- такие виды деятельности, в которых речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.
Уровень речевого развития детей бывает очень разным, поэтому к стратегии развивающих занятий нужно подходить дифференцированно.
Первый этап. Вопросно- ответная форма речи.
Сначала необходимо развивать у детей умение отвечать на вопросы и задавать их. Особое внимание уделяется формированию умения слушать и слышать собеседника, используются для этого различные игры:
« Кто больше?»
Необходимо назвать как можно больше существительных, глаголов, определений на заданную тему. Дети работают парами, вместе подбирают слова, выбирают, кто из двоих будет отвечать.
« Невпопад»
Нужно заменить ответ на заданный вопрос ответом на другую тему .Если ребенок отвечает на заданный вопрос, он выходит из игры.
«Продолжи разговор»
Прочитать разговор в двух лицах, продолжить его:- Рита, что ты делаешь? – Я рисую. – Что ты рисуешь? -……..-….и т.д.
«Распространение предложений»
По сюжетной картине первый ребенок составляет простое нераспространенное предложение, каждый следующий добавляет к нему по слову.
«Снежный ком»
Требуется составить рассказ на заданную тему по кругу. Каждый участник начинает свою фразу с повторения конца фразы предыдущего.
Вопросно- ответная форма диалогического общения наиболее типична и методически разработана. В диалоге она используется как для решения познавательных,так и социально- коммуникативных задач.
С одной стороны, коммуникативная задача вопроса заключается в получении новой информации или уточнении уже имеющихся сведений. С другой, именно вопрос чаще всего становится инициативной диалогической репликой.
Умение и желание ребенка задавать вопросы свидетельствуют о его активном восприятии и сознательном усвоении знаний. Обучение умению отвечать на вопросы помогает развитию умения лексико- синтаксически оформлять речь.
Для формирования вопросно – ответной формы речи используются различные виды беседы, игры.
«Волшебный мешочек»
- Дети по очереди запускают руку в мешочек, выбирают один из предметов, ощупывают его и называют. Потом вытаскивают предмет, чтобы проверить себя.
- Один ребенок выбирает предмет и старается догадаться, что это. Остальные задают вопросы, которые помогают определить , какая вещь выбрана.
Второй этап. Обобщение.
Здесь на первый план выходит общение детей друг с другом. Для этого создаются различные коммуникативные ситуации, игры для развития невербального мышления.
«Где мы были, мы не скажем, а что делали ,покажем»
Дети разбиваются на две группы. Можно разыграть различные ситуации: посадка овощей, рыбалка, поездка на транспорте, парикмахерская, прием в больнице и т.п.
«Отгадай»
Дети разбиваются на пары, выбирают одно животное или птицу для себя и своего партнера. Выбранное животное нужно изобразить так, чтобы остальные дети узнали его.
«Увидел- показал- назвал, назвал- увидел- показал»
С помощью наводящих вопросов детям дают неверную динамическую характеристику изображаемых предметов( «Самолет пашет?», «Магнитофон прыгает?», «Утюг поет?» и т.д.) Это направляет мышление детей на выделение главного функционального признака понятия- образа, помогает сформировать динамическую психолингвистическую модель «подлежащие- сказуемое». В результате дети приходят к выводу о том, что показать предмет можно только через его функцию- действие. Затем вводится модель «подлежащее- сказуемое- дополнение». Одновременно расширяется и уточняется словарный запас, развиваются грамматический строй и произносительная сторона речи.
Третий этап. Совершенствование усвоенных навыков.
На этом этапе используются диалоги, сюжетно- ролевые игры, диалоги со сверстниками. Сюжетно- ролевая игра отвечает потребности детей воплотить в жизнь собственные замыслы, выразить свои переживания. В процессе игры они переходят от реализации хорошо усвоенных сюжетов к самостоятельному построению новых.
Кроме того, в совместной игре неизбежно сталкиваются индивидуальные замыслы, которые потом необходимо согласовывать для создания единого , общего плана. В сюжетно-ролевых отношениях такой игры актуализируются ролевая и комментирующая речь. Такие особенности позволяют использовать сюжетно-ролевую игру как средство для закрепления навыков диалогического общения.
Важную роль в обучении диалогическому общению, налаживанию социальных связей детей, установлению эмоциональных контактов между ними играют разнообразные организованные игры, в которых требуется организовать общий круг, следить за последовательностью передачи игровых предметов ( мяча, шаров, кеглей), соблюдать общий темп и ритм движений, очередность, ориентироваться на внешний облик, голос игроков. Например: игра « Снежный ком» ( Дети по кругу передают мяч и добавляют каждый по одному слову.) Игра « Сосчитай» ( Дети по очереди считают овощи, фрукты, игрушки). Используются игры, в которых дети по голосу определяют, даже измененному имя игрока: « Кто позвал?», «Огородник».
Эти игры формируют коллектив играющих детей, и это ведет к возникновению и развитию диалогических отношений, диалогического общения.
Особое место в ряду организованных игр принадлежит играм- инсценировкам, играм- драматизациям, сюжетно- дидактическим играм.
Наибольшую ценность представляет игра- импровизация по мотивам сказки. В игре- импровизации по мотивам сказки дети заимствуют из текста отдельные эпизоды, свободно строят слова роли, диалоги. Это может быть разыгрывание лишь отдельных эпизодов, а не всей сказки целиком. Таковыми являются разнообразные пластические этюды, имитативные упражнения. Один и тот же текст может быть инсценирован разнообразными способами: при помощи игрушек, картинок, через собственные выразительные движения и речь. Игровой момент создает естественную мотивацию для запоминания и многократного воспроизведения текста без установки на пересказ.
Возможно также приблизить к диалогической форме и задания на рассказывание из личного опыта и сочинение по набору игрушек. Детям очень нравится сочинять истории по типу народных сказок, где главный персонаж по очереди встречает разных зверей и разговаривает с ними.
На логопедических занятиях во время рассказывания также ставятся задачи развития диалогической речи: умение слушать партнера, инициативно высказываться, реагировать на высказывания сверстника, соблюдать в беседе очередность, быть доброжелательным, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста.
В таких дидактических играх, как: « Разрезные картинки», « Нанижем бусы», « Найди слова с заданным звуком», «Угадай на ощупь», «Чего не стало?», «Диктант», «Найди больше», «Какой, какая, какое?», дети учатся действовать совместно, соблюдать очередность, слушать партнера, следить за его высказываниями и действиями , дополнять или корректировать их, аргументировано высказываться, доброжелательно выражать несогласие.
Использование разнообразных методов и приемов при обучении детей с ОНР диалогической форме общения благоприятно сказывается на речевом развитии , формировании личности ребенка и на всей коррекционной работе в логопедической группе.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы учителя-логопеда ДОУ
Система расчитана на ДОУ, не имеющего в соей структуре специализированных групп....
Система работы учителя-логопеда Арнаут Александры Николаевны на логопедическом пункте МБДОУ №25 «Родничок» на 2012-2013 учебный год
В связи с появлением в детском саду большого количества детей с нарушениями речи, возникла необходимость разработки системы логопедиче-ской работы по коррекции на логопункте речевых наруше...
"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста"
"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста", ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Здоро...
«Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на базе логопедической группы».
Пояснительная записка к программе «Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопед...
«Система работы учителя – логопеда ДОУ с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта в свете реализации ФГОС» (из опыта работы).
В данной статье содержится описание опыта работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения с детьми ОВЗ , имеющими диагноз ТНР. ...
Консультация для родителей Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы "учитель-логопед - ребенок - родитель"
Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....
Инновационные технологии в системе работы учителя-логопеда по преодолению общего недоразвития речи.
Изоритмика – это целый комплекс игровых упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаются проговариванием соответствующих рисунку стихотворных четверостиший. При этом о...