Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
консультация по развитию речи (младшая, средняя группа) по теме

Крючкова Валентина Владимировна

«Слово – есть первый признак сознательной, разумной жизни.

Слово есть воссоздание внутри себя мира.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_iyun_2015.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.

Автор: Крючкова В.В. воспитатель 1 категории МБДОУ №69 г. Энгельс Саратовской области.

«Слово – есть первый признак сознательной, разумной жизни.

Слово есть воссоздание внутри себя мира.»

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных   приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и общения детей.

Цель речевого развития детей дошкольного возраста формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Связанная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

К концу первого года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребенка. К концу второго года жизни ребенка слова начинают грамматически оформляться. На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от практического  опыта.

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и моноло- гической речи. В группах раннего возраста ставится задача развития и понимания речи окружающих и использование активной речи детей как средство общения. Дети учатся выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?).

В младшем дошкольном возрасте воспитатель добивается, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учит выражать свои просьбы словами, отвечать на вопросы, подсказывает ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться, в детском саду и семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Что? Кто? Где? Зачем? Что делает?).

В среднем дошкольном возрасте детей приучают вступать в общение со взрослыми и сверстниками, рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. Постепенно ребенок приобщается к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.

Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать   как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь т содержания вопроса. Постепенно онприобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется      отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания 

товарищей.

Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений привет-ствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимическихформул этикета(Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя,     общаться с ним.

В раннем возрасте создаются предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. В 2-4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.

Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во вто-рой младшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и расска-зы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек и рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом -  из серии «Мы играем», «Наша Таня»). Дети постепенноподводятся к составлению коротких – в 3 – 4 предложения описаний игрушек и картинок. 

Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять вы-сказывания повествовательного типа. Он подсказывает ребенку способы связей в пре-дложении, задает схему высказываний («Пошел зайчик… Там он встретил… Они ста-ли…»), постепенноусложняя их содержание, увеличивая объем.

В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе, о семье, о том, как провели выходные дни).

В средней группе дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. В рассказывании по        картине иигрушке дети учатся сначала строить высказывания описательного и             повествовательного типа. Обращается внимание на структурное оформление описанийи повествований, даетсяпредставление о разных зачинах рассказов(«Однажды», «Как-то раз» и т.п.)средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрос-лый дает детям зачин ипредлагает наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз….собрались звери на полянке. Стали они… Вдруг… Взяли звери… И тогда…»).

Необходимо учить детей включать в повествование элементы описаний дейст-вующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рас-сказывания. К концу года дети с помощьювоспитателя способны составить рассказ по серии сюжетных картинок: один ребенок рассказывает по одной картинке, другой    продолжает, а воспитатель помогает связать переходыот одной картинки к другой      («И вот тогда», «В это время» и т.п.).

При систематической работе дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал.

Монологическая речь более развивается в обучении детей, то одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми. Эффективным методом также является дидак-тическаяигра, подвижная игра, используется прием словесных поручений, совместная    деятельность и специально организованные речевые ситуации.

Работа по развитию связной речи трудоемка и всегда почти полностью ложится  на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с      этим егособственная речь должна, прежде всего, учитывать возраст детей.

Педагог должен воспитывать своей речью.

«Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь 

никакой силы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

  Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь    имеет    основные...

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хомен...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...