Развитие компонентов речи дошкольников с ОНР в процессе трудовой деятельности. Маркова Вера Павловна, воспитатель МБДОУ №15 г. Кандалакша
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

 В статье представлен опыт работы воспитателя логопедической группы детского сада по развитию компонентов речи детей  дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в разных видах трудовой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл markova_v.p._razvitie_komponentov_rechi_v_trude.docx215.18 КБ

Предварительный просмотр:

 

Развитие компонентов речи дошкольников с ОНР в процессе трудовой деятельности

 

Маркова Вера Павловна,

воспитатель

МБДОУ №15  г. Кандалакша

«Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов…», - отмечал А. С. Макаренко.  

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает  педагогов на формирование у дошкольников позитивных установок к различным видам труда как на одну из актуальных задач социально-коммуникативного развития.

Виды детского труда обладают значительным потенциалом в развитии предметной деятельности дошкольников и открывают широчайшие возможности для обогащения и активизации речи детей с ОНР, а так же для усвоения ребенком новых знаний и умений.

Первичная диагностика трудовых умений и навыков воспитанников группы в начале учебного года показала, что большинство дошкольников (в основном это дети 5-6 лет) неплохо владеют навыками самообслуживания, но навыки в остальных видах труда у них не сформированы.  

Анализ анкетирования родителей по теме «Трудовые умения и навыки дошкольников» позволил выявить следующие проблемы трудового воспитания в семье: некоторая беспомощность дошкольников надолго задерживается в сознании отдельных родителей, и они продолжают опекать своих детей даже в старшем дошкольном возрасте, лишая их возможности проявлять самостоятельность и развивать трудовые навыки и умения. Дело доходило до того, что у ребенка отсутствовали не только постоянные поручения по дому, но и элементарные навыки самообслуживания.

Спектр перечисленных проблем социально-коммуникативного развития дошкольников, посещающих нашу группу, обусловил выбор методической темы: «Развитие компонентов речи дошкольников с ОНР в процессе трудовой деятельности».  

Известно, что в коррекционно-логопедическом процессе трудовая деятельность, фиксируя свойства и состав языковых единиц и являясь чувственной опорой абстрагирования и обобщения, программирует порождение речевого высказывания, то есть служит основой развития познавательно-речевой деятельности и способствует повышению общего развития детей с ОНР. Поэтому задача воспитателя при организации трудовой деятельности  своевременно связывать трудовые процессы со словом, чтобы каждая операция, каждый вид труда служил материалом для словесных упражнений.

При организации трудовой деятельности дошкольников нами решались следующие задачи:

1. Познакомить детей с трудом взрослых и воспитывать уважение к нему.

2. Развивать интерес к труду, трудолюбие, самостоятельность, желание быть полезным.

3. Обучать детей простейшим трудовым умениям и навыкам.

4. Сформировать общественно - направленную мотивацию труда, умение трудиться в коллективе и для коллектива.

5. Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

6. Активизировать у детей творческое мышление, формировать умение решать различные проблемы, способствовать более продуктивной познавательной, игровой, коммуникативной и умственной деятельности.

Для достижения поставленных целей в группе детского сада была создана специально организованная предметно-пространственную развивающая среда:

 для ознакомления с трудом и профессиями взрослых подобраны иллюстрации, дидактические игры, наборы открыток, художественная литература;

 для организации игрового пространства приобретены необходимые атрибуты для игр «Магазин», «Инструменты плотника», «Парикмахерская», «Больница», изготовлен макет автодороги;

 для ручного труда по изготовлению всевозможных поделок с детьми собран природный материал (шишки, семечки, листья, крупы, камни, засушили цветы, ягоды); бросовый материал (коробки разных размеров, пробки, пластиковые бутылки, трубочки, носки, пуговицы, нитки, ленты, мешковина и др.);

 пополнен необходимый инвентарь и оборудование для организации детского труда (фартуки, клеёнки, тряпочки для вытирания пыли, палочки для рыхления почвы, опрыскиватели, лейки, лопатки, контейнеры с землёй, семена растений).          

Основными методами и приемами работы с детьми определила:

- практические:  игровые и образовательные ситуации, обучение приёмам изготовления поделок, самостоятельное и коллективное выполнение задания, включение в разные виды труда, помощь со стороны взрослого, динамическая пауза;

- поисковые: метод проектов, позволяющий развивать у воспитанников умение наблюдать, общаться, действовать совместно с другими детьми, быть занятыми общим делом, реализовать субъективную позицию ребенка в труде,

- метод проблемного обучения,

- наглядные: наблюдение, показ педагога, рассматривание схем последовательности работы, образец, рассматривание алгоритмов, моделей, схем, мнемотаблиц, мнемодорожек, последовательности трудового процесса;

- словесные: беседы, объяснение, описание, уточняющие вопросы, поощрение, убеждение, активизация речи детей, использование художественного слова и музыкального сопровождения, напоминание правил по технике безопасности при работе с инструментами, анализ и самооценка деятельности детьми.

В процессе руководства трудовой деятельностью детей большое внимание уделяла использованию художественно - речевого материала:

  - для обучения последовательности выполнения различных трудовых действий и самообслуживания (одевание, раздевание, мытьё рук, сервировки стола), составления описательного рассказа о профессиях, растениях, их посадке и способах ухода за растениями использовала алгоритмы;

- электронные дидактические игры, мнемотаблицы применялись для ознакомления детей с трудовым процессом, иллюстрировали его последовательность;

- наблюдения за ростом растений дети отражали в схемах последовательности роста растений; «Паспорте растений».

В соответствие с принципом интеграции при реализации задач трудового воспитания в рамках социально-коммуникативного развития использовала содержание других образовательных областей.

Реализуя содержание образовательной области «Речевое развитие» подготовила и провела с детьми беседы по лексическим темам: «Осень», «Фрукты», «Овощи», «Посуда», «Дикие и домашние животные», «Дикие и домашние птицы», «Мебель», «Семья», «Профессии», «Школа», на которых знакомила дошкольников с профессиями людей и учила составлять описательные рассказы о них. Дети составляли рассказы из личного опыта: «Как я помогаю маме (папе)», «Где и кем работают мои родители (бабушка, дедушка), «Я выбираю себе работу», «Познакомим Незнайку с профессиями».

В рамках образовательной области «Познавательное развитие» провела с детьми познавательные экскурсии: в лес и на реку (для сбора природного материала); по городу, на почту, в библиотеку, магазин, по детскому саду (для ознакомления с  профессиями людей), беседы с работниками о значимости их труда.

Руководя наблюдениями за трудом взрослых, содействовала тому, чтобы они стимулировали детей к воспроизведению трудовых процессов, характерных для разных  профессий  в сюжетно-ролевых играх. В интересах развития познавательной активности и языка дошкольников были организованы сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Парикмахерская», «Больница», «Кафе», «Автодорога», «Пароход» и другие. В ходе разговоров с воспитанниками по существу игры уделяла внимание  обогащению и активизации их словарного запаса.

Важную роль в создании языковой среды в процессе трудовой деятельности детей имеют пословицы, поговорки, потешки – особый вид устной поэзии. Для закрепления знакомых пословиц о труде использовала наглядный материал (иллюстрации, электронные пособия). Через пословицы и поговорки, посвящённые труду, у детей формируется положительное отношение к трудовой деятельности, понимание важности труда в жизни человека, общественной значимости труда и уважение к его результатам. Из множества русских пословиц и поговорок отбирались те, которые доступны детям и, конечно же, обогащают их образную речь.  

Особым направлением образовательной работы по трудовому воспитанию детей являлась опытно-экспериментальная деятельность дошкольников по выявлению условий, необходимых для роста и развития растений. На примере роста растений (лук, горох, овес) воспитанники наблюдали за изменениями в развитии растения, зависимостью роста от условий содержания и ухода за растением, фиксировали данные эксперимента в дневнике наблюдений.D:\вера\АРХИВ\ВСЁ О ТРУДЕ\фото\винегрет\DSCN0796.JPG

Большую заинтересованность детей вызывала непосредственно трудовая деятельность  по приготовлению салатов из фруктов, овощей. Готовыми салатами дети с удовольствием угощали своих родители, сотрудников детского сада. 

Обогащению впечатлений зрительными образами и развитию речи детей способствовало рассматривание картин: Серебрякова З.Е. «Обед», Пластов А. А «Сбор картофеля», Юон К.Ф. «Сбор яблок», Пимоненко Н. К. «Жатва на Украине», по которым были проведены  беседы о труде взрослых.

  На занятиях по ручному труду из природного, бросового материала и  бумаги речевое развитие детей осуществлялось не только по ходу планирования и выполнения деятельности, но и в процессе составления описательных рассказов о поделках, творческих рассказов о готовых работах.

Помня о том, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения, вела просветительскую работу среди родителей по вопросам развития речи и трудового воспитания детей в семье были проведены: родительские собрания по темам «Уроки трудолюбия»,  «Формируем привычку трудиться»,  «Значение труда в природе», «Основы правильного отношения к труду», индивидуальные беседы о формировании у ребенка трудовых навыков в семье.  Родители были приглашены на открытые показы труда в природе  хозяйственно - бытового труда, где смогли убедиться в самостоятельности и трудовых умениях своих детей, их способности преодолевать посильные препятствия.

Родители стали активными участниками совместных праздников и развлечений с  включением в трудовую деятельность: «Мы за чаем, не скучаем», «День семьи». D:\вера\АРХИВ\ВСЁ О ТРУДЕ\ФОТО-ПО РАБОТЕ В ДЕТ САДУ\ф - ПОДЕЛКИ\домовята 11-12гол\DSCN0656.JPG

Благодаря  активному  участию родителей в группе были оформлены выставки: «Кормушки для птиц», «Осенние фантазии», «К нам шагает Новый год», «Веселые Домовята», «Такие разные жилища».

Всё это способствовало сотрудничеству и развитию партнёрских отношений с детьми и родителями, закреплению у детей интереса к труду.

Дети научились подбирать необходимый для труда инвентарь, планировать свою деятельность, выполнять простейшие трудовые действия, давать адекватную оценку выполненному процессу, трудиться в коллективе и для коллектива, помогать взрослым и товарищам, доводить начатое дело до конца.  

Проделанная работа положительно отразилась не только на формировании трудовых навыков, но и на развитии познавательной, игровой, коммуникативной и умственной деятельности воспитанников. Активизировалась связная речь детей, творческое мышление, умение решать различные проблемы. Дошкольники получили необходимые знания: о профессиях людей и их трудовой деятельности; о многообразии растений, их названиях, пользе, условиях необходимых для роста растений. Это нашло подтверждение в диагностике, проведённой в конце учебного года. Показатели  развития компонентов речи дошкольников  в  процессе трудовой деятельности представлены в таблице.

Анализируя результаты проделанной работы по теме «Развитие компонентов речи дошкольников с ОНР в процессе трудовой деятельности», можно заключить, что целенаправленное педагогическое руководство развитием речи детей с ОНР в процессе трудовой деятельности  способствует  положительной динамике их речевого развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА по художественно-продуктивной деятельности и конструированию для детей с комбинированными нарушениями психофизического развития (ГКП) Составитель: Добролюбова Вера Владимировна, воспитатель МБДОУ №22 «Почемучка» г.Воркута. 2011г.

Программа раскрывает работу по художественно-продуктивной и конструктивной деятельности детей с комбинированными нарушениями психофизического развития в условиях группы кратковременного пребывания....

Мастер – класс «Использование методики «Картинка без запинки» как средства развития компонентов речи дошкольников»

В работе представляется опыт работы по применению современных методов по развитию речи детей дошкольного возраста. Участников мастер-класса знакомят с методикой обучения творческому рассказыванию по к...

Консультация для воспитателей. Развитие диалогической речи дошкольника в процессе общения со взрослыми.

Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников....

Доклад с презентацией на МПО воспитателей раннего возраста «Комплексно-тематический принцип построение воспитательно-образовательного процесса в группах раннего возраста». Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с № 3 Даниелян Е.К. 24.10.2019г.

Доклад с презентацией на МПО воспитателей раннего возраста «Комплексно-тематический принцип построение воспитательно-образовательного процесса в группах раннего возраста». Подготовила:воспитатель М...

Методическая разработка «Развитие чувств и эмоций у детей 5-6 лет через дидактическую игру». Автор: Дмитренко Екатерина Павловна, воспитатель МБДОУ ДС КВ № 36 пос. Октябрьский

Данная методическая разработка содержит дидактический материал по развитию у дошкольников эмоциональной сферы: описание дидактических игр.  Методическая разработка предназначена для воспитателей ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для дошкольников старшего возраста по теме: квест игра «Путешествие с Весной» воспитателя МБДОУ детский сад № 7 комбинированного вида ст. Старощербиновская Брылёвой Аллы Александровны

Активизировать интерес к познанию окружающего мира по теме весна, помочь детям усвоить новые знания о признаках весны, уметь их описывать, логически выстраивать цепочку погоды. Закрепить знания детей ...