Следы животных на снегу
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Обобщить, конкретизировать, углубить и систематизировать знания о жизни животных в зимнее время; научить различать следы животных (зайца, лисы, белки) по форме.
Уточнить и обогатить словарь, совершенствовать их умения строить вопросительные и повествовательные предложения; развивать наблюдательность.
Воспитывать любовь к природе, доброе отношение ко всему живому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 392.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: развитие устной речи у детей.
Задачи:
1 .Обобщить, конкретизировать, углубить и систематизировать знания о жизни животных в зимнее время; научить различать следы животных (зайца, лисы, белки) по форме.
- Уточнить и обогатить словарь, совершенствовать их умения строить вопросительные и повествовательные предложения; развивать наблюдательность.
- Воспитывать любовь к природе, доброе отношение ко всему живому.
Методы и приемы: 1) словесные;
- наглядные;
- практические.
Оборудование: таблица «Зимний лес», картинки и рисунки с изображением зимнего леса, животных, их следов на снегу.
План
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- Объяснение нового материала
- Физминутка
- Закрепление изученного
- Итог урока
Ход занятия
1.Организационный момент
Сегодня, ребята, мы с вами немного помечтаем. Представьте себе, что вы очутились в зимнем лесу. (Учитель читает стихотворение).
Речка еле-еле Стынут на тропинке
Дышит от мороза. Сосны в полушубках,
Эхо к веткам ели И обломком льдинки
До весны примерзло. Ходит месяц хрупкий.
- О каком времени года говорится в этом стихотворении?
- О каких признаках зимы вы услышали?
2.
- Все деревья стоят в инее, вокруг нас сугробы, воздух замечательный! В лесу очень много разных птиц и животных. Чтобы узнать, кого мы сегодня встретим, давайте разгадаем кроссворд.
- Летом бродит без дороги Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Кто это ? (Медведь)
- На овчарку он похож:
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть! (Волк)
- По веткам скачет, да не птица;
Рыжая, да не лисица. (Белка )
- Посмотрите-ка какая - Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лисица)
- Какая в загадке лисица? Вспомните и опишите.
- У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора. (Заяц)
- Почему зайца называют косым?
- Молодцы, все справились с этим заданием. Но мы с вами не охотники, брать ружье в лес не будем. Возьмем только фотоаппарат. Вы знаете, что фотографы - это очень любознательные люди? Они всегда стараются сфотографировать что-нибудь интересное. Вот и мы сегодня попробуем фотографировать. На прошлом уроке вы узнали об изменениях в жизни животных с приходом зимы. Давайте немного вспомним об этих изменениях и отправимся дальше.
(Учитель обращает внимание детей на слайды «Сезонные изменения в жизни животных» - по природоведению для 2 класса массовой школы)
- Почему мы с вами не увидим медведя зимой в лесу?
- А кто не спит зимой? (Опорные картинки)
- Что произошло с белкой и зайцем, когда наступила зима?
- А у лисы изменилась окраска? (Действительно, окраска та же, яркорыжая. Только лиса стала еще пушистее).
- Чем зимой питаются заяц, белка?
- Почему к зиме медведь накапливает жир, белка запасает корм, а заяц и лиса - нет?
3.Объяснение нового материала
- А вот, мои внимательные фотографы, ваш первый снимок. (Дети получают картинки – см. рис.1)
- Фотографии у вас пока получились черно-белые, и есть в этой фотографии какая-то хитрость. Посмотрите внимательно. Как вы думаете, кто же спрятался в этом сказочном лесу?
Какие это животные?
- Обведите разноцветными карандашами только контур животных, а раскрасите дома.
Рассказ учителя (по В. Бианки)
«Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь как гладкие чистые страницы большой книги. И кто ни пройдет по ним, всяк распишется: «Был здесь такой-то». Днем идет снег — страницы чистые. А утром придешь — белые страницы покрыты множеством таинственных знаков: черточек, точек, непонятных завитушек. Значит, ночью здесь были разные лесные жители: ходили, прыгали, бегали, резвились. Кто был? Что делал?
В книге зимы каждый зверек, каждая птица расписывается по-своему: кто просто, а кто хитро. Легко разобрать и запомнить белкин почерк: она по снегу прыгает — как в чехарду (слово разъяснить) играет. Короткими передними лапками обопрется, - длинные задние далеко вперед вынесет, широко их расставит. От передних лапок след у нее маленький. Две точки отпечатаны, обе рядом. От задних - след длинный, вытянутый, как от крошечной ручки с тонкими пальцами. Небольшой пушистый зверек — грызун.»
- Как вы думаете, зачем у белки маленькие коготочки на лапках?
«Эти следы без фокусов. А вот разберись в лисьих! С непривычки сразу запутаешься.»
(На доске открываем иллюстрации: лиса, ее следы)
«Лисий следок похож на след маленькой собаки. Разница только в том, что лиса держит лапу в комке: крепко сжимает пальцы.»
- А кто знает, как лиса отыскивает корм?
«У лисы очень хороший нюх. С его помощью она и отыскивает себе корм. Лиса выслеживает свою добычу по следам. Читать строки лисьих следов особенно мудрено, потому что лиса любит пускаться на хитрость, чтобы запутать свой след.»
(На доске открываем иллюстрации: заяц, его следы)
«Зимой заяц легко передвигается, хотя снег в лесу глубокий и рыхлый. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не позволяют ему проваливаться в снег. Бежит заяц, лапами по снегу печатает. От задних длинных ног след вытянутый, с пяточкой; от коротких передних - кружочками.»
- Почему заяц не запасает на зиму корм?
Кто из этих животных относится к хищникам, а кто к грызунам?
Продолжите поговорку, подставив нужное слово: Труслив, как ...Хитер,как …
Как ты думаешь, кто спрятался в сказочном лесу? Найди их и сосчитай.
Рис.1
- А что означает выражение «как белка в колесе крутится»? (так говорят о человеке, который суетится, находится в заботах и хлопотах)
4.Физминутка
Представьте, что вы, ребята, и есть маленькие зайчики. Подожмите лапки к груди. Вам весело, вы прыгаете, резвитесь.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Раз — два, раз - два,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Раз - два, раз - два,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал -
Зайка - прыг - и убежал.
5.Закрепление изученного
- Игры
- А теперь немного поиграем. Первая игра называется «Угадай-ка». Ребёнок получает картинку с изображением животного: белки, зайца, лисы. Затем он описывает это животное, желательно подробно, а вы должны угадать, кто это.
- Следующая игра «Чьи следы?» Есть такая загадка: «Белый на белом написал, где бегал. Рыжая прочтет - белого найдет.» Вам надо догадаться, кто же это такие - БЕЛЫЙ и РЫЖАЯ. Кто оставил следы на снегу в нашем сказочном лесу? А правильно определить это сможет только самый внимательный фотограф.
- А теперь фотограф (тот, кто оказался самым внимательным и догадливым из ребят) хочет задать вам несколько вопросов (на закрепление материала):
- Расскажите, чем отличаются следы зайца и лисы?
- На чей след похож след лисы?
- Что вы знаете интересного из жизни этих животных? Как они добывают пищу? Могут ли белка, лиса, заяц жить в море? А в пустыне? Почему?
6.Итог урока
- Мы сегодня с вами побывали в сказочном лесу, были фотографами и учились читать интереснейшую «книгу зимы». Понравился вам, ребята, наш поход в зимний лес? Следы каких животных вы сегодня сфотографировали?
Оценки, их комментирование
Домашнее задание: раскрасить фотографию, рассказать по ней о следах на снегу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наблюдение в природе «Следы птиц на снегу»
- Закрепить умение распознавать птичьи следы на снегу.- Активизировать словарь по теме: отпечаток, следопыт, след.- Воспитывать любовь к пернатым....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/10/picture-339507-1384069663.jpg)
Конспект прогулки в младшей группе «Наблюдение за следами птиц на снегу»
Цель: вызывать интерес к окружающему миру, узнавать и называть птиц(ворона, воробей, синица) Задачи: - расширять знания о зимующих птицах (учить узнавать по следу, какой птице он прина...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/16/picture-896649-1505581833.jpg)
"Флаг России", "Следы зверей на снегу"
Техника рисования Волшебные опилки, техника рисования штампы 2018 г....
Конкурс. Сценарий мероприятия. Прогулка в форме квест-игры "Следы птиц на снегу"
Квест - игра позволяет расширять кругозор детей, воспитывает любознательность, учит детей сравнивать, анализировать и обобщать на предложенном материале собственные наблюдения. Помогает зак...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/25/picture-1317207-1614270132.jpg)
Карточки "Следы животных на снегу"
Картотека следов животных призвана помочь детям запомнить и правильно соотнести картинки....