Воспитание речи
статья по развитию речи (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Воспитание речи
Овладение речью – сложный процесс. Существует множество индивидуальных колебаний в развитии речи, зависящих от физического состояния ребенка, от особенности его психики, условия воспитания, характера речи окружающих. Одни дети начинают говорить рано и сразу, другие – постепенно, третьи, измучив своих родителей упорным молчанием, превращаются вслед за тем в неукротимых «говорунов». Существуют разные типы формирования речи. Есть дети которые до двух с лишним лет не произносят ни слова. При
обследовании, у этих детей нормальный слух, нормально развитый артикуляционный аппарат, интеллектуальное развитие соответствует возрасту, хорошо понимают чужую речь: подают названные предметы, выполняют не сложные поручения. Но эти дети боязливы, застенчивы с ними тяжело вступать в контакт. Эти особенности подтверждают предположение о том, что у ребенка не достаточно созрела воля к речи. Ведь мало знать слова, надо еще решиться заговорить. У некоторых детей развитие необходимого волевого напряжения запаздывает на полгода, на год, даже больше. Но в конце концов все налаживается, и ребенок быстро начинает наверстывать упущенное. После этого владение речи происходит очень интенсивно. Надо умело регулировать это бурный процесс, не активизируя его чрезмерно. Не рекомендуется читать ребенку книги, рассчитанные на более старший возраст. Куда более полезны «игровой» разговор с животными, куклами, рассматривание ярких, понятных картинок, конструирование, сопровождаемое речью, рисование, лепка, аппликация. Не следует задавать ребенку вопросы, ответ на которые требует напряженного продумывания или припоминания. Бывает так: малыш возвращается из детского сада после дня оживлённого общения, насыщенный множеством впечатлений. Ему бы отдохнуть, набраться сил к завтрашнему дню! А тут каждый из домашних начинает его расспрашивать: что он делал в детском саду, с кем играл, что ел. Замечали ли вы, как трудно бывает малышу припомнить, ел он котлету или пудинг, кисель или компот? А неотступные расспросы заставляют напрягать память. Если вы не хотите подвергать ребёнка ненужному напряжению, надо довольствоваться сведениями, сообщёнными по его собственному почину. Когда разговор возникает по инициативе ребёнка, поддерживать его следует в разумных пределах: сообщать только те новые сведения, которые он в силах усвоить, и не употреблять чрезмерно сложных оборотов речи. Не следует разучивать слишком длинные и малопонятные стихотворения. Следует предостеречь от демонстрации »речевых достижений» при посторонних. Следует знать, что не только чтение стихов, но даже обычный разговор в присутствии посторонних вызывает у некоторых детей большое нервное напряжение. Ребёнок в кругу семьи свободно отвечает, как зовут папу, маму, его самого, но молчит, потупившись если те же самые вопросы ему задают незнакомые люди. Наблюдательные родители могут и должны сами определять допустимые и не допустимые требования к ребенку, учитывая уровень его речи, особенности характера. Родители, дети которых начинают бойко говорить после долгого молчания, всячески поощряют эти успехи, читают книги не по возрасту, дети многое запоминают. Речь таких детей действительно очень богата, но говорят слишком быстро и неряшливо; многие слова они не договаривают, улавливается прерывистость речи, повторяются некоторые слоги - это первый сигнал начинающего заикания. Причиной заикания очень часто становится усиленное «подстёгивание» речи, без учёта возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка. Особенно необходим предупредительный, щадящий подход к нервным детям. Порывистые, импульсивные дети, очень нетерпеливые, неспокойные также неспокойна их речь – захлёбывающая, часто слишком громкая, возбуждённая. Когда у ребёнка появляется заикание, первый совет взрослым: говорить спокойно и неторопливо. Необходимо приучать ребёнка к доступной возрасту практической деятельности. Рисование, лепка, конструирование и другие подобные занятия не только развивают творческое воображение ребёнка, но и помогают воспитывать выдержку, преодолевать импульсивность, неуравновешенность, что очень важно вообще, и в частности для нормального развития речи.
Изъяны воспитания, родительское тщеславие могут подчас нарушить правильное формирование речи даже у вполне здорового, уравновешенного ребёнка. В том возрасте, когда речь только формируется, любые неблагоприятные воздействия могут нарушить этот сложный процесс. Ребёнок, уже начавший говорить, нередко после перенесённого заболевания на время утрачивает приобретённый навык и снова замолкает. Вредное воздействия оказывают нарушение режима дня, неправильные условия быта и воспитания, например, частые немотивированные запреты, страх перед наказанием, волнения, вызванные конфликтами между старшими. Очень тяжело переживает ребенок, если видит, что безоговорочно любимые люди, например мать оказываются в этих конфликтах обиженной стороной. На речь ребенка воздействуют влияния не только прямые и очевидные, но и косвенные, не сразу улавливаемые. Прямое воздействие выражается в энергичном насаждении сложных оборотов речи, в том, что ребенка постоянно одергивают, поправляют. Но некоторые дети сами быстро улавливают дух подобных требований, стараются говорить больше , сложнее, своей речью завоевать похвалу. Чаще всего это сочетается с беспомощностью ребенка в делах практических. Увлечение речевыми, «интеллектуальными» занятиями и недооценка важности и необходимость ручного труда, навыков самообслуживания, физических упражнений очень часто в семьях заикающихся детей. Конечно, из всего сказанного не следует делать вывод, что процесс формирования речи надо пустить на самотек, не давая ребенку пищи для умственного развития. Руководить развитием необходимо. Когда с ребенком мало разговариваю, у него отстает развитие речи. С детьми необходимо говорить, рассказывать им сказки, показывать картинки. Не надо забывать, что различать и произносить звуки, накапливать словарный запас, осваивать все разнообразие способов построения фразы – это огромная познавательная работа. Даже в том случае, когда этот процесс протекает достаточно гармонично, в условиях, отвечающих возрастным и индивидуальным особенностям, он требует от ребенка затраты больших сил. Поэтому будьте внимательны к речи ребенка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет».
В статье даны рекомендации для развития речи детей младшего дошкольного возраста....
Консультация-практикум для родителей средней группы по теме: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
В процессе консультации-практикума родители познакомятся с речевыми нормами присущими данному возрастному периоду. Ознакомятся с играми по развитию речи путем включения в практическую деятельность....
Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Памятка для родителей...
Памятка для родителей: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Памятка для родителей: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»....
Памятка для родителей "Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома."
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно....
Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Памятка для родителейТЕМА: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»....
Памятка для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Памятка для родителей«Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»....